3.2. Происхождение права: теория и практика
Причины возникновения права Возникновение права представляет собои одно иэ значительных приобретений человечества. Ha смену хаосу, порожденному животным эгоизмом человека, произволу
сильного приходил понимание необходимости известных грании проявления агрессивности и господства силы
Однако, прежде чем стать равным масштабом, общеи мерои возможного и дозволенного повеления, право прошло длительную эволюцию вместе с развитием человека.
Появление права — закономерный процесс B его основе лежало усложнение хозяйственной и социальной организации догосударственного обшества.Переход от присваиваюшей экономики к производящей, вызванный ростом потребностей человека, привел к общественному разделению труда. Определенные группы людей закреплялись за конкретным видом деятельности
Ha Востоке переход к производящей экономике, а следовательно, и к оседлому образу жизни обусловил деление населения обшин на управляющих и унравляемых,
Необходимость в организации земледельческих общин для ирригационного земледелия привела к созданию разветвленного аппарата чиновников, который мог объединить усилия разрозненных семейно-клановых групп, не способных в олиночку обрабатывать землю и собирать урожай. Тик появляется слой организаторов производства, которые одновременно были и контролерами, и распределителями произведенного.
Управленческие посты дают занимающим их людям большие материальные выгоды, и теперь произведенный продукт делится не поровну. Естественно, нарушением прежних обычаев равного распределения недовольны рядовые общинники Для их усмирения и одновременно закрепления своего статуса привилегированной группы административно-общинная знать создает право C появлением письменности правовые нормы фиксируются в официальных источниках государства.
B 1901 г. французская археологическая экспедиция н г Сузы (недалеко от Вавилона) обнаружила базальтовый столб, по обе стороны которого были выбиты 282 статьи Свода законов царя Вавилона Хаммурапи Ha самом верху столба изображен сам Хаммура- пи Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона — Мардук.
B руках Хаммурапи жезл — символ судейской власти, врученный царю самим богом Этим подчеркивался божественный характер происхождения власти и права у древних законодателейHa Западе переход к производящей экономике иривел к общественному разделению труда выделению земледелия, скотоводства, появлению ремесленников и торговцев. Bce это способствовало повышению эффективности производства, возможности отдельным семьям самостоятельно существовать независимо от общины. Излишки продуктов, которые появлялись в результате совершенствования орудий труда и культуры производства, породили имущественное неравенство, появление частной собственности и накопление богатства.
Деление обшества на богатых и бедных неизбежно усиливает конфликты и противоречия Обычаи, религиозные и моральные нормы не в состоянии обеспечивать порядок в таком обществе Тогда и появляется право, с одной стороны, как мера общественной и личной свободы производитечя-собственника, а с другой — как фактор согласования различньгх, несовпадающих интересов людей, регулятор их разнообразных взаимоотношений, особенно в области обмена товарами и услугами.
Таким образом, появление права шло одновременно с развитием государства, поскольку именно право составляло основу организации государственной власти, структуры государственных органов, определяло порядок и процедуру занятия государственных должностей, их полномочия.
Пути формирования права Формирование права происходило под влиянием различных факторов: географических, национальных, культурных, экономических, религиозных и т п. Соотношение этих факторов было разным в разных государствах, что обусловило некоторые особенности образования права в странах Запада и Востока
Ha Востоке, где были сильны традиции, право органично выте- като из норм религии и морали, закрепляя их требования с помощью государства в качестве общеобязательных. Правовая мораль имела религиозное обоснование, поэтому правонарушение было одновременно нарушением нормы морали и религии.
Право здесь рассматривалось как мера должного поведения, т.е. как обязанность, но не возможность, хотя, подчеркнем, влияние норм морали и религии в разных странах Востока не было одинаковым.Источником древнеиндийского права и мусульманского права являлись религиозные учения K примеру, авторами законов Ману (имя мифического бога) были жрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Брахманы составляли высшую касту древнеиндийского обшества и имели исключительное право учить священным текстам и совершать религиозные обряды Согласно законам Ману, бог создал брахмана из лучшей и самой чистой части тела — «из своих уст», поэтому он «занимает высшее место на земле как
владыка всех существ». Законы Мину были основаны на свяшенном откровении — Ведах, т.е. священном писании.
B Древнем Китае, напротив, было сильно влияние моральных норм, сформулированных в философских воззрениях и выраженных в формуле: не делий другим того, чего не желаешь себе.
Западное право является в значительной мере результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в правовых нормах ценность индивидуального начала, отдельно взятой личности, ее уникальность и неповторимость B нем используется факт библейской истории, что человек был создан по образу и подобию Божьему. Каждое человеческое существо — видимый образ невидимого Господа. Создатель наделяет людей жизнью, свободой (способностью мыслить и действовать, руководствуясь собственными мыслями и чувствами) и правом на вечное стремление к лучшей жизни с учетом блага других людей. Эти условия могут быть должным образом реализованы только тогда, когда люди одинаково понимают правила, регулирующие их взаимоотношения.
Может показаться, что, с точки зрения отдельной личности, идея о том, что все люди созданы равными, выглядит ложной, поскольку они имеют разные таланты, способности, характер, что определяет уникальность каждой личности
Однако индивидуальные различия не противоречат христианской идее о равенстве человеческих созданий* все люди равны перед Богом, имеют общую родословную.
Это позволило создателям Декларации независимости США (1776) в качестве принципов нового политического порядка, на которых создавалось американское государство, выдвинуть идею равенства и верховенства прав человека. B Декларации независимости говорилось «Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными, что они наделены Создателем определенными правами, среди которых право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав сушествуют среди людей правительства, осуществляющие свою власть с согласия тех, кем они управляют».Предпосылки равенства людей перед Богом и возможность достижения гармонии в человеческих взаимоотношениях посредством их упорядочения в соответствии с универсальными правилами требовали поиска этих правил и норм, справедливых по отношению к равным людям, но живущим в различных условиях. Итальянский монах Грациан в Xll в. нашел решениеданной проблемы в Библии* «Основой основ права является вечный на все времена принцип: мы не должны делать другим того, что мы не хотим, чтобы они сделали нам».
Ценности индивидуальной свободы, уважения к личности, правам человека, на которых развивалась западная цивилизация, исходят из религиозного учения о человеке. Олнако оно было дополнено теорией естественных прав, каеями народного суверенитета, равноправия и общественного согласия B связи с этим право определяло меру свободы, обусловленную природой человека, его потребностями. удовлетворение которых необходимо для нормального существования человека
Государство закрепляло и гарантировало эти возможности в своих нормативных правовых актах, обеспечивая формальное равенство в их получении. Право в странах Запада развивалось от обычая к правовому обычаю (обычаю, обеспеченному возможностью государственного принуждения), от правовых обычаев к законам, решениям судов, договорам. Наибольшего совершенства в регулировании имущественных отношений достигло римское право, отстаивавшее интересы частного собственника
Теории происхождения права Единства мнений о том, как возникло право, в юридической науке не существует; каждая точка зрения акцентирует внимание на отдельных факторах возникновения права.
K числу самых ранних можно причислить теоюгичесьую теорию происхождения права. Она рассматривает его как Божественный Промысл По мнению одного из авторов данной теории — средневекового философа^огослова Аврелин Августина, именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона», единственным источником моральных норм и оценок. «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, — восклицал Августин, — он подобен дьяволу»[17].
B Библии говорится, что Бог дал народу устав и закон и тем испытывал его. Естественно стремление первых правителей представить собственные законы исчодяшими от Бога для придания им большей силы и авторитета, поскольку нарушение божественных заповедей признается смертным грехом.
Теологическая теория одна из первых связывала право с добром и справедливостью, хотя она обращается не к разуму человека, когда призывасг его следовать Божьей волс, воплощенной в правовых нормах, а к вере.
Сторонники теории естественного права делят его на естественное (негативное) и позитивное. Естественное право представляет собой совокупность вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения Среди них — право на жизнь, свободу, собственность.
равенство и т п. Они являются отражением законов природы, разума и вечной справедливости. Признается, что право существовало всегда.
B противоположность естественному праву, согласно данной теории, позитивное право было создано государством путем правотворчества.
B ХѴП—ХѴІН вв естественное и позитивное право противопоставлялись друг другу, поскольку право в условиях абсолютной монархии как таковое было привилегией высших сословий — дворянства и духовенства — и не распространялось на остальное население.
Однако в современных развитых странах эти вилы права — естественное и позитивное — не противостоят друг другу, поскольку естественные права так же закреплены в конституциях этих государств и гарантированы ими, как и позитивные.
Автор трпштивистской теории права австрийский юрист Ганс Кельзен (1881—1973) считал, чго право возникло вместе с государством, а само государство представляет собой «централизованный правопорядок» Право рассматривается им как своеобразная «лестница норм», на вершине которой находится «основная норма», обычно зафиксированная в конституции Нижестояшие ступени занимают нормы, соответствующие конституционным, HO в конституции могут быть не записаны
Основная норма должна вводить действия должностных лиц государства в русло правопорядка и придавать нормативным актам общеобязательный характер Ee можно представить, по мнению Кельзена, «самой первой из конституций», она существует R религиозной системе любого общества и подразумевает, что некто должен вести себя как Бог и что власть устанавливается по его воле.
Принцип соответствия нижестоящих норм «основной норме» и обеспечивает правопорядок[18]Сторонники нормативистской теории отрицают проблему происхождения права, поскольку, с их точки зрения, государство и право нераздельны, следовательно, и их происхождение — это единый процесс.
Нормативистскую теорию права еще называют чистой за стремление ее создателя Кельзена отделить право от ценностей добра, справедливости, равенства, так как, по его мкению, ценностные суждения не могут быть объективными, независимыми и основываются на личности оисниваюшего субъекта, его чувствах Зато право, согласно Кельзену, органично связано с государством и представляет собой «специфический порядок или организаиию власти»[19]
Пааогогическая теория права признает, что право — результат психологических переживаний людей. Право, согласно мнению Jl И Петражицкого (1867— 1931). имсст два уровня*
1) интуитивное, образованное эмоциональными переживаниями, т e запреты и веления, основанные на внутреннем чувстве долга и совести1,
2) позитивное, которое составляют нормы, созданные органами государства[20].
Таким образом, Петражицкий обратил внимание на то, что право создается не то.пько государством B самом деле, многие правовые явления возникают вне государства и независимо от него, например правовое сознание, правовая психология, правовая культура
Петражицкий справедливо отмечал особую роль социальной психологии, т.е психологии больших масс людей, отличающейся от психологии отдельных индивидов, в формировании правового порядка. При принятии того или иного закона невозможно игнорировать настроения в обществе. Так, абсурдно принимать закон о запрете на смертную казнь в ситуации роста количества тяжких преступлений1.