Происхождение государства: теория и практика
Причины возникновения государства Оценивая роль государства в жизни общества и личности, французский поэт Поль Валери (1871 — 1945) как-то заметил. «Если государство сильное, оно подавляет нас, если же слабое — мы погибнем».
Почему же человек не может существовать без государства, но и одновременно всегаа противостоит ему? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к причинам, которые способствовали формированию государства.Государство существовало не всегда Догосударственно организованные обшества упорядочивали взаимоотношения между людьми, согласовывали их интересы, используя мононормы как нерасчле- ненное единство норм морали, религиозных верований, традиций, обычаев, кровнородственных связей. При этом функции управления не закреплялись на постоянной основе эа какой-либо группой рода или племени. Власть принадлежала собранию рода, которое делегировало ее на определенное время какому-то лицу (вождю, военачальнику, старейшине) и было вправе изъять ее у него.
B государственно организованном обществе властные функции монополизируются привилегированным меньшинством общества, осуществляющим их с помощью специально подготовленных для управления людей (бюрократии), органов принуждения и правовых норм. За эту деятельность такие люди получают жалованье.
Аппарат управления часто был достаточно многочисленным. Например, в Афинском государстве в период его расцвета (V в до н.э.) государственный аппарат состоял из 6 тыс. судей, 160 стрелков, 1200 всадников, 500 стражников верфей, 500 членов совета и т.п. — всего около 20 тыс. человек Это при том, что полноправных граждан, т.е. лиц старше 18 лет, было около 35 тыс.
Потребность в государстве была обусловлена различными причинами, которые, однако, сводились к тому, что общество сотрясали конфликты, вызванные как есіеспзенным, так и имущественным и соииальным неравенством между людьми.
Когда-то создатель американской конституции Дж. Мэдисон (1751—1836) заметил.Если бы лкши были ангелами, то не требовалось бы никакого правительства... оонако... до тех пор пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и он свободен пользоваться им. различия во мнениях неизбежны. Таким образом, скрытые причины раздоров зтложены в человеческой природе.
Вместе с тем Мэдисон полагал:
Наиболее общий и долговременный источник раздоров — неравное распределение богатства. Интересы, связанные с земельной собственностью, производством, торговлей, финансами, вместе со многими другими интересами вырастают в цивилизованных странах из необходимости, они делят обшество на классы, и это деление усиливается разными чувствами и взгтядами[10]
Следовательно, можно выделить экономические причины возникновения государства (переход от присваивающей к производящей экономике, общественное разделение труда, появление частной собственности), социальные (раскол общества на классы), географические, культурные и др.
Пути формирования государства Очевидно, что при своем возникновении государства у различных народов нмели особенности Они были обусловлены историческим развитием конкретной страны, ее национальными традициями, культурой, религией, іеоірафичееким положением
Условно можно выделить группы стран, которые нмели некоторые общие предпосылки формирования государства, что позволяет выделить три пути возникновения государства:
1) восточный,
2) западный;
3) синтезный-
Различия между ними состоят в том, как происходил процесс слома органов родоплеменной организации и возникновения институтов государства.
Восточный путь формирования государства характеризуется тем, что государственный аппарат возникает из аппарата управления родоплеменными объединениями путем закрепления управленческих фуккиий за определенными лицами и передачей их по наследству Государства Древнего Востока возникали в силу необходимости организации трудоемких ирригационных работ, которые обеспечивали пропитание всем обшинникам.
Самостоятельно каждая община была не в состоянии решить эту задачу, поэтому необходимо было объединить усилия многих общин для строительства дамб, рытья каналов и т.п Потребности согласования усилий объединенных общин обусловили необходимость в централизованном управлении со стороны государства, создания разветвленного аппарата управления. Этот аппарат вырастал иэ родоллеменной знати, которая постепенно закрепляла за собой функцию управления.
B условиях ниэкои производительности труда эта функция включала и распределение произведенного продукта. Занятие «должности» позволяло общиннику забирать себе большую часть произведенного продукта, накапливать богатства Так постепенно образовалась замкнутая каста управленцев (ближайших советников деспота (монарха), визирей, чиновников низшего ранга), ставшая благодаря выполнению ими функций управления господствующим классом. Земля, составлявшая главное богатство, оставалась общинной собственностью.
Западный путь образования государства был иным. Разрушение родоплеменной организации здесь осуществлялось вследствие развития частной собственности. Экономическое господство богатых общинников позволило отстранить от власти родовую знать, и они стали правящим классом. B основе процесса деления общества на классы лежал переход or присваивающей экономики к производящей, когда человек сам стал создавать орудия труда и предметы первой необходимости (лишу, домашнюю утварь) Происѵодило глубокое разделение общественного труда: стали обособляться друг от друга скотоводство и земледелие, выделились ремесла, появились купцы, занятые в сфере обмена товаров.
Благодаря постоянному совершенствованию орудий труда отдельные семьи могли уже самостоятельно производить достаточное количество продукции для своего существования. Земля из общинной собственности путем присвоения знатью различными способами переходит в частную.
Развіггие частной собственности породило и имущественное неравенство среди людей' появились богатые (аристократы), которые имели много земельных наделов, рабов, скот, и бедные общинники.
Долгая борьба имуших и неимущих классов привела первых к пониманию необходимости создания государства, которое подавляло бы недовольство масс и защищало интересы богатых собственников Наиболее богатые из них стали занимать ответственные государственные должности.Следовательно, государство на Западе стало результатом деления общества на классы, в основе которого лежал процесс развития частной собственности на орудия производства Подобным путем формировалось государство в Древней Греции (Афины) и Риме. Правда, в Древнем Риме потребность в сильном государстве была вызвана не только конфликтом внутри римского обшества — между патрициями (аристократами) и плебеями (бедными), но и необходимостью удержания в повиновении населения подвластных захваченных территорий — неграждан (перегринов). Так, во 11 в. до н.э из 70 млн населения Римской империи полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 млн, что составляло менее 3¾.
Однако не только имущественное неравенство явилось причиной возникновения государства на Западе, но и насилие Об этом говорит опыт Спарты Там институт частной собственности не играл такой важной роли. Спартанское государство возникло в результате захвата спартанской общиной (дорийцами) соседних территорий, население которых было превращено в общественных рабов (илотов). Численность спартиатов, т.е. полноправных граждан, была в десять раз меньше, чем населения покоренных народов. Для их усмирения было создано сильное государство. Ero особенностью является отсутствие имущественного неравенства, сохранение общественной собственности на землю, которая лишь передавалась в пользование полноправным гражданам, т e. они не могли ее продать, подарить, завешать Таким образом, государство в Спарте было следствием конфликта между полноправными гражданами (спартиатами) и покоренными народами (неполноправными)
Синтезный путь формирования государства был свойствен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к феодальным Для этого пути образования государства характерно длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии и одновременно имущественного неравенства и на этой основе появление институтов раннефеодального государства.
Рабский труд здесь не получил распространения. Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых.
которые прибирали к своим рукам общинную землю и становились правяшим классом феодалов Так формировалось государство у германских племен, вДревней Руси, Ирландии и т.п.
Теории происхождения государства Стремление понять природу государства, его место и роль в жизни человека заставляло ученых искать причины и условия его возникновения. Выявление истоков государственности, особенностей ее формирования у различных народов во многом позволяет понять причины различий в функционировании современных государств Олнако единство мнений по проблемам возникновения государства отсутствует. Существует несколько теорий происхождения государства
Одной нз самых ранних теорий, объясняющих процесс возникновения государства, была теократическая. Ee создатели (Аврелий Августин (354—430), Фома Аквинский (1225 или 1226—1274), Tep- ту.ииан (ок. 160 — после 200)) рассматривали государство как Божий промысел, считая, что вся власть от Бога. Бог является творцом всего сущего на земле, в том числе и государства Проникнуть в тайну божественного замысла, а следовательно, постичь природу государства невозможно.
Теократическая теория имела под собои реальные факты первые государства имели религиозные формы (правление жреиов), божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства — обязательность. Так, в законах древневавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 до н э.) говорилось о божественном происхождении власти царя* «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»»
Bo всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. B послании, например, апостола Павла римлянам говорится: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установ-
Патриархаіьная концепция трактует государство как большую семью, гдс отношения монарха н его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи Согласно этой теории государство возникает в результате соединения родов в племена, ллемен в обшности, в затем в государства.
Монарх должен заботиться о своих подданных, а те должны повиновиъся правителю. Государство, по мнению одного из основателей патридрчальной теории — китайского философа Конфуцин (551—479 до н.э.), должно опираться не на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость добродетельного правителя и его талантливых и достойных помощников.B XVII—XVIII вв появляется договорная теория приисхождении государства, согласно которой государство понималось как общественный договор, на основании которого люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются созаать государство Французский мыслитель Д Дидро( 1713—1784) заметил
Люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что кажаому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, обшим иентром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государсй*
Марксистская теория (XIX в ) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы, который был следствием разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих В.И. Ленин (1870—1924) подчеркивал*
Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов[11]
По мнению сторонников теории насилия, государство — результат прямого политического действия — внутреннего или внешнего насилия, завоевания Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства Оно становится органом управления побежденными B результате завоевания возникает не только государство, но и деление обшества на классы, частная собственность.
Один из авторов теории насилия — австрийский правовед JI. Гумпкеич (1838—1909) отмечал:
История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не лри помощи акта насилии, а как-нибудь иначе Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим. оно выражалось в завоевании и порабошеник более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения[12]
Как результат психологических взаимодействий людей, как совершенную форму эмоционального общения, обеспечивающую человеку приспосабливание к изменениям средьі обитания, рассматривали государство сторонники психологической теории Один из основоположников психологической теории — русский юрист ЛИ Петражицкий (1867—1931) полагал, что государство является закономерным итогом психологической потребности человека в общении[13]
Психологическая теория происхождения государства обращает внимание на значение биологических и психологических особенностей человека.
B значительно большей мере роль биологических факторов учитывают авторы расовой теории происхождения государства Одним из основателей расово-антропологической школы в социологии был французский писатель Жозеф Apmyp де Гобино (1816—1882) Согласно его теории в мире существуют «высшие» расы, которым предназначено господствовать, и «низшие» расы, которым no своей природе предназначено находиться в подчинении у «высших»
B период своего создания расовая теория обосновывала правомерность колониальных захватов развитыми странами отсталых народов Азии, Африки. Латинской Америки. Затем она стала теоретической основой построения расового государства в Германии в 1930-е годы, в Южно-Африканской Республике. Сушность расового государства — арийского — выразил один из его создателей — Адольф Гитіер (1889—1945).
Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, слоя, который будет сознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой1
B рассмотренных теориях отмечается один из аспектов социальной сушности государства* государство служит либо интересам общества и личности, либо средством подавления имущими классами неимуших и «низших» Ha определенных этапах исторического развития преобладала классовая природа государства, однако определяющим всегда было его общесоциальное значение Если партии, движения выражают грулповые потребности, то государство должно представлять всеобщий интерес. Государство является важнейшим фактором социально-экономического и духовного развития обшества, интеграции различных групп вокруг обшепризнанных целей.