Бихевиоризм
Уотсон отходит от категории сознания как ненаучной, ссылаясь в своей работе на методику И.П.Павлова об условных рефлексах. Основная гипотеза бихевиоризма — в поведении человека нет ничего врожденного, поведение есть цепь реакций на внешнюю стимуляцию, управляемое по формуле «стимул—реакция». И таким образом, под руками бихевиористов психологическая наука превратилась в «психологию без психики».
Уотсон утверждал, что манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада, с любыми константами поведения. Отрицалось значение не только врожденных факторов, но и собственных убеждений индивида, установок и отношений личности. Уотсон провозглашал: «Дайте мне дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого типа — доктора, юриста, артиста, купца или же нищего или вора безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям, призванию, а также расе его предшественников».
Но уже в 30-е годы психологи стали понимать, что анализируя психику человека, необходимо принимать во внимание, с одной стороны, роль социальной среды, а с другой — отношение к ней индивида: не только его внешние реакции, но и его мотивы, настроения, установки. Видный американский психолог Роберт Вудворте — один из создателей функциональной психологии (1869—1962), писал: «Мы можем в большинстве случаев управлять руками, ногами и вокальными органами людей, только управляя их желаниями».
Отклонив предложенную бихевиоризмом схему «стимул—реакция», он включал в нее промежуточное звено — организм и его установки, разработав учение о мотивации.Так началась реформа поведенческой психологии. Ее возглавили Эдвард Толмен и Кларк Халл, а новое направление получило название «необихевиоризм». Необихевиористы считали что между реакцией и стимулом стоят «промежуточные переменные», под которыми понимается совокупность познавательных и побудительных факторов (мотивы действий). Но введение новой переменной не помогло объяснить сами психологические механизмы человеческого поведения, и в частности научения и даже научения животных.
Таким образом, бихевиоризм на протяжении всей своей истории выступал под лозунгом превращения психологии в естественную науку о поведении организма. Главный порок бихевиоризма и необихевиоризма — механистическая философия человека, согласно которой детерминанты поведения крысы идентичны детерминантам поведения человека в «лабиринте жизни». Но как показывают результаты, эта методология оказалась несостоятельной.