<<
>>

Фрейдизм

Ни одно психологическое учение не вызывало столь резких расхождений в оценках, как учение австрийского невропатолога, психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856—1939), основоположника психоанализа.
Фрейдизм претендовал на создание новой «картины человека», нового мировоззрения.

Многочисленные наблюдения психиатров и невропатологов показывали, что человек не является тем интеллектуальным существом, каким его изображала психология 19 в. В их наблюдениях психическая жизнь человека предстала как глубоко насыщенная аффектами и эмоциями, влечениями и страстями, противоположными друг другу стремлениями и желаниями, нередко искажающими

восприятие и мышление человека. При этом оказывалось, что человек часто не осознает мотивы, побуждения своих поступков и убежденно отрицает у себя наличие некоторых знаний, воспоминаний, которые, однако, воспроизводятся им в состоянии гипноза. Эти наблюдения и стали источником построения психоаналитической фрейдистской теории. Одна из причин ее широкого распространения заключалась в том, что эта теория раскрывала сложность психической жизни человека. В работах Фрейда в качестве серьезной психологической проблемы был поставлен вопрос о сексуальной жизни человека.

З.Фрейд начинал свой научный путь в физиологическом институте, и как врач он считал, что организм представляет собой движущую силу поведения. Фрейд был практикующим врачом-невропатологом. Его пациенты страдали нервно- психическими расстройствами, но нельзя было понять причины их страданий из устройства нервной системы. И Фрейд был поставлен перед дилеммой: подойти к механизмам мотивации (побуждений, влечений, аффектов) с анатомо- физиологической схемой или обратиться к неопределенным психологическим факторам.

В своей лечебной практике Фрейд стал широко применять метод свободных ассоциаций. Он считал, что каждая ассоциация возникает под действием каких-то причин и демонстрирует истинные мотивационные установки личности.

С помощью ассоциаций он стремился проследить мысли своих пациентов, скрытые не только от врача, но и от них самих.

Первоначально он представил психическую жизнь построенной из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательное является источником инстинктивного заряда, управляющего мотивационной сферой человека. Оно насыщено сексуальной энергией. Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. Фрейдом была предложена модель воздействия бессознательного на психику человека: вытесненное влечение, сталкиваясь с внутренней цензурой сознания, ищет различные обходные пути и разряжается в формах, внешне нейтральных, но имеющих второй символический план. Вытесненные импульсы все же ищут для себя выход и проявляются в состоянии сна (в виде сновидений) и в состоянии бодрствования (в виде различных обмолвок, описок, забывании определенных вещей; сюда же он относил шутки, различные каламбуры). Все это не что иное, как мгновенная разрядка напряжения, созданного ограничениями, которые накладывают социальные нормы.

Центром представлений Фрейда служила идея метаморфоз, претерпеваемых сексуальным инстинктом, появление которого датировалось моментом, когда ребенок касается материнской груди. Согласно фрейдистской концепции об инфантильной сексуальности, ребенок проходит до 5—6-летнего возраста сквозь ряд фаз. Между 6 годами и юностью — период, когда половой инстинкт находится в скрытом состоянии. Особое место отводилось так называемому эдипову комплексу, под которым понималась определенная мотивационно-аффективная формула отношений ребенка к своим родителям. Греческий миф о царе Эдипе сводится, по

мнению Фрейда, к извечному тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно ненависть и страх перед наказанием.

В зрелые годы взгляды Фрейда на структуру личности претерпевают изменение. Он предлагает иную трехчленную модель личности.

Согласно этой модели личность состоит из трех основных компонентов: «ид» (Оно), «эго» (Я) и «супер- эго» (сверх-Я). «Ид» — наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов (например, сексуального инстинкта - либидо): будучи иррациональным и бессознательным, он подчиняется принципу удовольствия. «Эго» следует принципу реальности — учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. Наконец, «супер-эго» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика и цензора. Если «эго» примет решение о совершении поступка в угоду «ид», но в противовес «супер-эго», оно испытывает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Поскольку требования к «эго» со стороны «ид» и «супер-эго» несовместимы, оно неизбежно пребывает в состоянии конфликта, создающего напряжение. От этого напряжения «эго» спасается с помощью специальных «защитных механизмов» — вытеснения, сублимации и т.д.

Вытеснение означает неосознаваемое личностью устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение и переживаются в виде чувства беспокойства. Сублимация —механизм, посредством которого запретная сексуальная энергия разряжается в форме других видов деятельности, приемлемых для общества, например в творчестве.

Основной категорией в психоанализе была категория мотива. Психоанализ претендовал на то, чтобы вскрыть истинные причины поведения человека, возможно не известные ему самому. Но Фрейд противопоставил мотивацию сознанию. У него сознание само по себе бессильно. Вся энергия черпается, в конечном счете, из глубин бессознательного. У Фрейда психическая энергия равна биологической и выступает в роли главного двигателя общественного развития.

С позиций психоанализа Фрейд пытался анализировать не только психическое развитие индивида, но и всю историю человеческой культуры, ища в ее продуктах воплощение все тех же комплексов, тех же сексуальных сил.

<< | >>
Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. 2002

Еще по теме Фрейдизм:

  1. Фрейдизм
  2. ФРЕЙДИЗМ
  3. Фрейдизм
  4. Неофрейдизм
  5. 40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  6. Неофрейдизм
  7. 3. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ
  8. Фрейдизм и неофрейдизм
  9. НЕОФРЕЙДИЗМ
  10. ФРЕЙДИЗМ
  11. YI.4. ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ
- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -