<<
>>

Глава 22. СОЦИАЛЬНЫЙСТАТУСИСОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИЛИЧНОСТИ  

Каждый человек в своей жизни взаимодействует с множеством других индивидов. В этом огромном пространстве социальных взаимодействий мы замечаем, что поступки людей, их отношения друг с другом в решающей степени определяются положением, которое они занимают в обществе.
Нам легко представить президента страны, выступающего с речью на заседании парламента, но трудно представить крупного банкира или предпринимателя, просящего милостыню в проходе у станции метро «Октябрьская» в Минске. Положение, занимаемое человеком в обществе и связан-

10 Зак 2030              289

ное с определенными правами и обязанностями, называют социальным статусом. Термин «статус» вошел в социологию из латинского языка и первоначально, в Древнем Риме, означал правовое положение юридического лица. Спустя две тысячи лет, в конце XIX века, английский историк Г.Д.С. Мейн начал употреблять его в социологическом смысле- для обозначения социальной позиции, занимаемой той или иной личностью в социальной структуре общества. Существенный вклад в развитие теории социального статуса внесли такие известные социологи, как Р. Линтон, Р. Мер-тон, Р. Тернер, Т. Парсонс и др.

Согласно современным представлениям, социальный статус — ото соотносительное положение (позиция), занимаемое личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением. Понятие социального статуса характеризует место личности в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий, в ее деятельности в различных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Оценка может выражаться в различных качественных и количественных показателях: авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, зарплата, премия, награда, звание, слава и т.п.

Р.

Линтон счел необходимым выделить «двойственное значение» понятия социальный статус. Каждый человек, утверждал он, обладает определенным социальным статусом, в соответствии с которым занимает определенное место в социальной иерархии, например, губернатор штата, шериф, полицейский и т.п. Но в то же время каждый индивид совмещает в своем лице несколько статусов, будучи одновременно губернатором, членом республиканской партии, мужем, отцом, игроком в бейсбол и т.д. Иногда эти статусы приходят в противоречие друг с другом. В таком случае индивид, выполняя предписания одного из социальных статусов, оказывается вынужденным игнорировать требования другого. В своем реальном поведении индивид обычно стремится сохранить свой социальный статус или повысить его. Порой человек вынужден жертвовать многим, чтобы поступать в соответствии с требованиями своего социального статуса - воздерживаться от тех или иных желаний, быть сдержанным в присутствии посторонних, соблюдать правила этикета, требования морали и права и т.п.

290

Многогранность личности воплощается не в одном, а в нескольких присущих ей статусах. Охарактеризуем, например, доцента Н. Физик- его профессия, доцент кафедры теоретической физики - его должностной статус, 42 года- его возрастная характеристика, мужчина— его половой отличительный признак, ниже среднего по размерам доход — экономическая особенность вузовского преподавателя в кризисном обществе, работник умственного труда (интеллигент) - стратификационная характеристика, член партии народного согласия - политическая позиция. Все эти характеристики описывают социальную позицию одного и того же человека, но с различных сторон. Каждая из них имеет социальный смысл только в соотнесенности с позициями других людей: позиция доцента- с позициями студентов или заведующего кафедрой, декана; позиция интеллигента- с позициями рабочего, милиционера или предпринимателя; позиция мужчины с позицией женщины: жены, сестры, сотрудницы, соседки и т.п. Все эти и им подобные характеристики, взятые вместе в своей целостности, дают возможность представить социальный статус данной личности.

В различных странах, в различных системах культур и на разных этапах их развития, критерии важности или неважности различных социальных статусов оказываются различными.

Скажем, статус священника в Италии или Польше оценивался обществом выше, чем статус шахматного гроссмейстера, в то время как в бывшем Советском Союзе оценки этих статусов были противоположными. Сегодня в Беларуси, как и в других странах СНГ, статус шахматиста в общественном мнении существенно снизился, а статус священника существенно возрос.

Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусных признаков, Роберт Мертон ввел в социологию специальное понятие - «статусный набор», применяемое для обозначения всей совокупности статусов данного индивида.

Итак, статусный набор представляет собой всю совокупность статусов, характеризующих данную личность в многообразии ее взаимодействий с другими личностями с точки зрения выполнения своих прав и обязанностей. В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или главный статус, наиболее характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие или отождествляют его с ним. Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные для

291

индивида, независимо от того, каков в целом набор его статусов. Достаточно назвать имя: Александр Македонский, - как мы тут же назовем его полководцем, безошибочно определяя его главный статус, который предопределил его вхождение во всемирную историю в качестве великой личности. Точно так же мы поступим при упоминании имени Петра Ильича Чайковского, безошибочно называя его великим композитором, или Микеланджело, относя его к великим художникам.

Из приведенных примеров видно, что главным в жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет установку и направленность личности, содержание и характер ее деятельности, стиль жизни, манеру поведения, круг знакомых и т.п.

В социологии принято различать два статуса - личный и социальный. Социальный статус употребляется обычно в двух значениях- в широком и узком. Когда этот термин употребляется в широком смысле, речь идет, как уже отмечалось, о положении, занимаемом человеком объективно в социальной структуре общества.

Но существует специфическое восприятие социального статуса человека в общественном мнении, в предрассудках, которые далеко не всегда совпадают с реальным социальным статусом данного индивида. В таком случае обыденное сознание, молва, слухи и т.п. не считаются с индивидуальными качествами той или иной личности, а оценивают представителей той или иной социальной группы по бытующему шаблону: «все чеченцы - бандиты», «все предприниматели - жулики», «все строители - пьяницы».

Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный -среди знакомых людей. Когда каждый из нас представляется незнакомым людям или знакомит их со своим приятелем, сослуживцем и т.п., то обычно называет прежде всего социально-статусные характеристики представляемого- социальное положение, место работы, национальность и др. А когда мы общаемся с хорошо знакомыми людьми, для них важнее всего не социально-статусные, а индивидуально-личностные характеристики человека - его доброта, отзывчивость, порядочность и т.п.

В процессе социального взаимодействия может обнаружиться несовпадение статусов. Оно возникает, как правило, в двух слу-

292

чаях: 1) когда индивид занимает высокую статусную позицию в одной социальной группе и низкую - в другой, 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностям другого статуса или мешают их выполнению. Например, доцент Н. может обладать высоким профессиональным статусом, но одновременно быть посредственным или даже плохим танцором, игроком в волейбол или в шахматы. В этом случае мы имеем дело с несовпадением статусов первого рода. Но возможна и совершенно иная ситуация. Тот же самый доцент может оказаться взяточником во время приема вступительных экзаменов в вуз у абитуриентов. В таком случае возникает принципиальная несовместимость двух статусов: характерные признаки поведения взяточника находятся в разительном противоречии со статусом доцента, с необходимыми для него профессиональными характеристиками - быть квалифицированным преподавателем и воспитателем студенчества.

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям, различаются еще два вида статусов: предписанный и достигаемый.

Скажем, мужчина- это предписанный, независимо от желаний, стремлений, усилий данный индивиду статус самим фактом его рождения в качестве особи мужского пола. Белорус- прирожденный статус, показывающий национальность данного индивида. Негр - прирожденный статус, характеризующий принадлежность данного индивида к определенной расе. Все эти три статусных признака -пол, национальность, расовая принадлежность - заданы человеку фактом его происхождения, независимо от его сознания, желания и воли. Правда, в последнее время выяснилось, что пол индивида можно изменить в результате хирургического вмешательства, когда мальчик или юноша, чувствовавший, мысливший, испытывавший влечение к чему-то или к кому-то как девочка, достигнув периода половой зрелости, усилиями врачей превращается в женщину или, наоборот, женщина становится мужчиной. Поэтому возникло разведение понятий биологического и социально приобретенного пола.

Прирожденными, передающимися по наследству, являются дворянские титулы: князь, барон, граф, - передаваемые от отца к сыну самим фактом рождения последнего. Таким образом, предписанным является такой статус в обществе, который индивид за1

293

нимает независимо от своего сознания, желания, воли, усилии и над которым он не обладает контролем.

От предписанного статуса существенно отличается тот статус, который достигается человеком благодаря его собственным усилиям, настойчивости, целеустремленности и называется поэтому достигаемым. Статус профессора, чемпиона мира или президента страны человек, как правило, приобретает, применяя свои знания, умения, навыки, затрачивая огромные усилия, преодолевая трудности и препятствия на пути к достижению цели. Поэтому достигаемым называется статус, который является вознаграждением данного индивида за его усилия, целеустремленность, настойчивость, волю к достижению поставленной цели или же оказывается следствием удачи и везения. Достигаемый статус требует от человека принятия самостоятельного решения и осуществления самостоятельных действий, постоянного контроля над ними и их сознательного корректирования в соответствии с выбранной целью.

К достигаемому относится такой статус, который человек приобретает благодаря своей деятельности, успехам или заслугам. Почетным гражданином города, почетным доктором или заслуженным деятелем науки какой-то страны, зарубежного университета можно стать благодаря прошлым достижениям, даже не добиваясь специально такого звания.

Социальный статус, особенно достигаемый, органично связан как с его оценкой окружающими людьми, так и с индивидуальной самооценкой, которая может совпадать или не совпадать с оценкой социальной группы или общества в целом. В оценке личностью своего социального статуса встречаются две крайности. Заниженная статусная самооценка обычно приводит к слабой сопротивляемости внешним влияниям, чужим мнениям и взглядам, к конформизму. Такие люди чаще всего не уверены в себе, подвержены пессимистическому мировосприятию. Наоборот, высокая самооценка чаще всего приводит к уверенности в своих силах и творческой активности, предприимчивости, жизненному оптимизму.

Обязанности, в связи с которыми определяется статусная позиция личности, могут рассматриваться как личные обязательства, вследствие чего человек испытывает чувство персональной ответственности за выполнение этих требований. Но, поскольку все это соотносится с социальными позициями и ожиданиями других людей, каждый индивид в своей жизнедеятельности стремится сохранить или повысить свой социальный статус.

294

Социальный статус не является неизменным на протяжении жизни личности, он может с течением времени изменяться, причем в некоторых случаях весьма существенно. Такое изменение статуса выражает собой изменение места индивида в социальной структуре общества с точки зрения движения вверх или вниз по стратификационной лестнице. Для определения высоты социального статуса данной личности в социальной структуре общества американским социологом Д. Ленски введено понятие рангового параметра. Это понятие выражает ранговое место каждого данного статуса в статусном наборе личности и одновременно в соотношении с соответствующими статусами других личностей, показывая, является ли данный статус более низким или более высоким в социальном смысле относительно других статусов. Тем самым ранговые параметры позволяют получить представление о совокупном статусе индивида в обществе и его изменении во времени.

Для выражения динамики изменения статусных позиций личности во времени Д. Ленски предложил еще одно понятие -статусный профиль. Динамика изменений статусного профиля касается всех ранговых параметров всех статусов (за исключением происхождения индивидов), которые в течение жизни могут изменяться. Причем индивид может одновременно занимать различные статусы в пределах различных ранговых параметров. Например, он может занимать высокий должностной статус в организации, но не относиться к числу богатых людей, или наоборот, иметь высокие доходы, но не занимать высокой должности. Нередко высокие уровни доходов соответствуют высоким уровням должностного статуса и обладания властью. Такое совпадение отнюдь не случайно: в странах с развитой рыночной экономикой чаще всего бывает так (это установил еще в конце 20-х годов XX столетия П. Сорокин), что высокий доход позволяет человеку занимать высокий должностной статус, а это приносит ему власть над другими людьми.

Осуществление социального статуса личностью и восприятие этого статуса как самой данной личностью, так и окружающими ее людьми представляет собой сложный, подчас противоречивый, социально-психологический процесс. Здесь возможны три варианта самооценки, соотнесенной с оценками ближайшего окружения. Первым из них является конформистское, т.е. подчиняющееся групповому давлению, приспосабливающееся к нему, поведение, к которому чаще всего подталкивает человека окружающая его социальная среда и существующая в обществе (или

295

общности) система контроля. В таком случае осуществляется нормальная, практически бесконфликтная интеграция индивида в соответствующую социальную общность. Второй тип самооценки личности, обязательно соотнесенной с оценкой со стороны окружающих людей, проявляется в степени самоуважения данной личности и ее репутации в ближайшей социальной среде. Человек чаще всего дорожит своей репутацией, особенно в глазах «значимых других», а это подталкивает его к тому, чтобы выполнять предназначенный ему социальный статус добросовестно и эффективно, ибо именно такая позиция приносит ему авторитет в группе и самоуважение. Третий вариант отношения личности к собственному социальному статусу предопределяется ее стремлением максимально реализовать свои способности и возможности, что сулит получение возможно большего количества и более высокого качества вознаграждений — продвижение по служебной лестнице, возрастание авторитета и престижа среди окружающих, увеличение дохода (заработной платы, премий и т.п.).

Два первых типа поведения личности в соответствии с ее статусными характеристиками ориентированы преимущественно на приписываемый статус, а третий, более активный и целеустремленный, связан с получением и осуществлением достигаемого статуса. Причем выбор того или иного типа поведения в соответствии с занимаемым личностью социальным статусом зависит не только от самой личности и ее ближайшего окружения, но и от определенных социокультурных условий. Первый из описанных типов поведения (конформистский) чаще всего реализуется в массовом масштабе в условиях тоталитарной социальной системы и становится там наиболее распространенным, хотя и в таких условиях проявляются два других типа поведения. Что касается третьего типа поведения личности, соотнесенного с ее социальным статусом, то наиболее широкие возможности для его реализации создаются в обществе демократического типа, где существует плюрализм мнений и позиций, высокий уровень состязательности, а жизненный успех, в том числе и достигаемый статус, чаще всего является результатом высокой активности и компетентности.

Итак, высокий социальный статус выступает в значении нормы и общественного идеала и в этом своем качестве обладает большими потенциальными возможностями как в процессе социализации личности, так и в реальной деятельности ее в различных сферах общественной жизни, побуждая ее к социальной активно-

296

сти, к достижению успехов в решении стоящих перед нею задач. Чем более демократичным является общество, тем меньшее значение в нем приобретают предписанные статусы, определяемые социальным происхождением, национальностью или полом, тем большую роль играют в нем достигаемые статусы, которые являются результатом высокого уровня образования, компетентности, профессионализма, активной целеустремленной деятельности личности, ее успехов и заслуг.

В реальной жизнедеятельности социальный статус личности как соотносительная категория, функционирующая только в соотнесенности с другими статусами, занимаемыми другими людьми, проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими индивидами данная личность.

Посмотрим на стадион во время футбольного матча. Чтобы было проще проанализировать этот матч в понятиях ролевой теории, давайте договоримся, что главными в рассматриваемом действии выступают три роли: судья, футболисты и зрители. Роль судьи заключается в том, чтобы все действия игроков во время матча соответствовали правилам игры, а каждое допущенное нарушение подвергалось штрафу. Футболисты, играющие на футбольном поле, призваны к тому, чтобы совместными, хорошо слаженными усилиями и действиями обеспечить победу над командой соперников. Зрители же собрались на трибунах стадиона, чтобы получить удовольствие от красивой игры и «поболеть» за свою любимую команду. Игра доставит им удовольствие только в том случае, когда все действующие в ней лица будут строго следовать предписанным им ролям: судья строго следит за соблюдением правил игроками, футболисты - своими действиями (пасом, обводкой соперника, ударами по мячу и т.п.) обеспечивают забивание голов в ворота соперника и недопущение взятия своих ворот чужой командой. Если же судья не только не будет контролировать соблюдения футбольных правил игроками, но и сам начнет их нарушать, «подсуживая» одной из команд, он может полностью испортить весь матч, вызвав справедливое возмущение игроков и зрителей. Если один из зрителей заснет во время матча, на зто никто не обратит внимания, но если так поступит вратарь одной из команд, особенно той, за которую «болеег» большинство зрителей, и «зевнет» мяч, влетевший в его ворота, негодованию зрителей, да и игроков его команды, не будет предела.

297

Если мы постараемся более внимательно присмотреться к футбольному матчу, то заметим, что и в самих командах выполняемые игроками роли распределены не одинаково: одни игроки выполняют функции защитников, другие - нападающих, а вратарь поставлен стражем у своих ворот и имеет ограниченное пространство для выполнения своей роли - в пределах штрафной площадки. Более того, у различных игроков имеются различные амплуа, т.е. своеобразные специализации футболиста на исполнение ролей, наиболее соответствующих его физическим данным, характеру дарованиям, умениям, навыкам, мастерству, например, разыгрывающий, пенальтист, атакующий защитник, «чистильщик» и т.п.

Не только в футболе, но и в любом другом способе взаимодействия различных людей, каждый из индивидов, включенных в такое взаимодействие, выполняет определенную роль. В каждой социальной ситуации каждый из нас выполняет определенную роль: профессор, студент, друг, женщина, муж, брат, отец, покупатель, пассажир, футбольный болельщик, игрок в волейбол и т.п. Каждая из этих ролей включает в себя свой «сценарий», который мы проигрываем во взаимодействии с другими людьми. Некоторые роли чаще востребованы, а некоторые- более важны, чем другие. Фактически почти каждый юноша или мужчина считается достаточно компетентным, чтобы выполнять роль друга или супруга, но, конечно, не каждый в состоянии выполнить роль математика, шахматного гроссмейстера или поп-звезды Роль, которая считается более необходимой, более важной или более популярной, приносит ее исполнителю большее вознаграждение, чем роли, оцениваемые обществом как менее важные. Когда-то в советском обществе деятельность профессора вознаграждалась выше, чем деятельность милиционера или офицера, сегодня эти оценки в Беларуси и других странах СНГ сменились на противоположные.

Человек в своем повседневном взаимодействии с другими людьми обычно выполняет не одну, а несколько ролей. Например, профессор университета может и должен выполнять такие роли, как преподаватель, исследователь, воспитатель молодежи, консультант государственного учреждения или фирмы, руководитель кафедры, автор научных статей и книг и т.п. Каждая роль, выполняемая им, требует определенного содержания деятельности, манеры поведения и общения с людьми, каждая сопровождается определенными ожиданиями к ней со стороны других людей.

298

Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Р. Линтоном в 1936 г. Он рассматривал социальную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми должна вести себя в определенных ситуациях личность. Эти нормы определяют те виды поведения, которые человек, обладающий данным социальным статусом, может осуществлять по отношению к лицу с другим статусом и, наоборот, поступки второго лица по отношению к первому. Понятие социальной роли, таким образом, относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность воспроизводит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальную роль можно определить и как совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных социальных нормах.

Следовательно, социальная роль, возникая в связи с конкретной социальной позицией (статусом), занимаемой данной личностью в социально-стратификационной структуре общества, выступает вместе с тем в качестве конкретного, нормативно одобряемого способа поведения, обязательного для данной личности. Поэтому социальные роли, выполняемые тем или иным индивидом, становятся решающей характеристикой его личности, не теряя, однако, своего социально-производного и в этом смысле объективно-необходимого характера. А это означает, что социальные роли, выполняемые людьми в их взаимодействиях друг с другом, персонифицируют господствующие общественные отношения, являются социально обусловленными.

Поскольку человек в своей жизнедеятельности выполняет не одну, а множество ролей, ассоциируемых со свойственным ему социальным статусом, Р. Мертон ввел в социологию понятие «ролевой набор», обозначающее совокупность ролей, характерных для данного конкретного индивида в определенных ситуациях. Однако любая из ролей, выполняемых человеком, может возникнуть и осуществиться только во взаимодействии (реальном или мысленном) с другими людьми. Поэтому, отмечал выдающийся российско-американский социолог П. Сорокин, вне драмы не может быть роли: ведь роль возможна лишь в контексте всех ролей. Что бы ни

299

делал изолированный индивид, никакое из его действии не представляет собой социального явления. Роль может стать социальной лишь при наличии матрицы. А такой социальной матрицей может быть только социально значимое взаимодействие двух или более индивидов.

Если исходить из матричного понимания значимости социальных ролей, то в их функционировании следует выделить три основных блока: 1) представляемая роль- система определенных ожиданий индивидов и социальных групп, ориентированная на субъекты ролевого поведения; 2) субъективно воспринимаемая роль - совокупность тех специфических экспектаций (ожиданий), которые приписывает самому себе человек, обладающий определенным статусом, т.е. его субъективное представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с лицами других социальных статусов; 3) играемая роль — реальное, воплощаемое в конкретных поступках поведение данной личности, обладающей этим статусом, по отношению к другому лицу (другим лицам) с другим или одинаковым статусом. Именно этот третий блок ролевой структуры представляет из себя объективирование во вне - в поступках, действиях и т.п. осуществляемой индивидом роли, ее поведенческую реализацию.

Выдающийся американский социолог Т. Парсонс утверждал, что каждое действующее лицо (актор) нацелено на получение максимального удовлетворения от совершаемого действия и его результата, и если это достигается во взаимодействии с другим действующим лицом, то первый будет стремиться к продолжению действия. Таким образом, каждый индивид приходит к ожиданию определенных действий от других людей в определенных ситуациях. Из этих ожиданий (экспектаций) возникают социальные правила (нормы) и общепринятые ценности, помогающие гарантировать желаемый характер ответных реакций. Все это создает систему «ролевых статусов», каждому из которых предписывается определенное ожидаемое поведение, а также поощрение и наказание за соответствие или несоответствие поведения данным ожиданиям. Поэтому социальная роль мыслится Т. Парсонсом не просто как сектор конкретной системы действий данного индивида, но как именно такой сектор в той мере, в какой он одновременно и подчинен определенной совокупности нормативных экспектаций на уровне социальной системы, и связан с совокупностью отноше-

300

ний с другими исполнителями такого типа, что вместе они составляют коллектив.

В центре внимания социологического анализа, согласно Т. Парсонсу, находится сочленение между нормативными системами, в то время как роли являются компонентами более «удаленными» по направлению и личностным системам, а ценности (нормы) - компонентами, более «удаленными» в сторону культурных систем.

Процесс усвоения индивидом социальных ролей, осуществляющийся в ходе социализации личности, включает в себя, считает Т. Парсонс, три основных компонента. Первый из них заключается в интернализации (т.е. в глубоком внутреннем усвоении) индивидом мотиваций, конкретизируемых в виде приемлемых для данного общества и данной совокупности ролей в этом обществе ориентиров поведения. Вторым компонентом этого процесса является предоставление обществом индивиду благоприятных для него условий деятельности в соответствии с предписываемыми ему (или избираемыми им самим) ролями. Наконец, поскольку индивид взаимодействует с другими людьми в системе коллективов, основным условием их солидарности является соблюдение выполняющими свои роли индивидами надлежащих уровней лояльности по отношению к коллективным интересам и потребностям.

Т. Парсонс считал, что именно в процессе социального взаимодействия возникают и реализуются социальные роли индивидов. А совокупность таких взаимодействий, в процессе которых индивиды выполняют определенные социальные роли, является живой, динамичной, развивающейся тканью социальной системы. Поэтому «в социальной системе, - подчеркивал он, - минимальной единицей является роль участвующего индивидуального деятеля (или, если угодно, статус - роль), а минимальное отношение представляет собой стандартизированное взаимодействие, когда каждый участник функционирует как деятель, в той или иной мере ориентируясь на других, и наоборот, каждый является объектом для всех остальных. Единицами социальных систем более высокого порядка являются коллективы, т.е. организованные системы действия, характеризующиеся исполнением ролей множеством человеческих индивидов» (5; 480).

Ролевые взаимозависимости индивидов создают, по утверждению известного немецкого социолога Н. Лумана, специфические «сети отношений», в которых индивиды, выполняющие свои

301

социальные роли, действуют с оглядкой на другие роли. Любой авторитет, считает он, основывается на ролевых связках. Он ограничен и уравновешен тем, кем может быть и чего может достичь носитель авторитета в других взаимодействиях. Именно взаимность, симметричность различных ролей придает системе интеракций (взаимодействий) собственный специфический смысл, создавая условия для возникновения партнерства.

В реализации идеи партнерства, как установил американский социолог И. Гоффман, возникает различие между содержанием роли и ролевым исполнением. Роль определяет, как человек будет (должен) себя вести, если станет соблюдать в определенной ситуации определенные правила. А исполнение роли - это «реальное поведение человека в определенной ситуации», которое может отличаться, порой существенно, от предписанной роли. Мы часто выходим за рамки роли или играем ее не полностью Более того, мы иногда выполняем наши роли неубедительно, некомпетентно и даже вызывающе, выходя за рамки жизненного «сценария». Роли в жизни, согласно И. Гоффману, бывают сценическими и закулисными. Официанты в ресторане, например, играют сценические роли перед посетителями, но более расслабленно и естественно ведут себя на кухне, где их видят только повара и другие официанты. Профессор ведет себя по-разному, болтая со студентами в холле или выступая перед ними с лекцией в аудитории.

Как бы то ни было, человек ни в коем случае не должен пренебрегать исполнением своей роли, ибо такое пренебрежение в реальной жизни способно привести к утрате друзей, работы, семьи и даже свободы.

Социальные по своему происхождению и характеру требования роли становятся структурными компонентами человеческой личности в процессе ее социализации и интериоризации (глубокого внутреннего усвоения) ею норм и правил, характеризующих содержание и сущность данной социальной роли Интериоризиро-вать определенную роль, интегрировать ее в свой поведенческий блок, — значит придать ей собственную, индивидуальную окраску, оценить и выработать определенное отношение к социальной позиции (статусу), формирующей соответствующую социальную роль. В ходе интериоризации роли личностью социально выработанные нормы воплощаются в ее поведении, проходя сквозь призму личностных установок, убеждений, принципов, идеалов. Именно через социальную роль, через усвоение и воплощение в своих по-

302

ступках, в своей деятельности правил и норм, индивид включается в свойственную обществу социодинамику культуры. Поэтому, если статус характеризует включенность личности в социальную структуру общества, то социальная роль воплощает в себе скорее включенность личности в культуру, меру индивидуального культурного развития данного человека.

В нормативной структуре социальной роли могут быть выделены четыре основных элемента:

  1. описание того типа поведения, которое требуется соци

    альным окружением от лица в данной роли;

  2. ожидания, предписания, требования, которые предъявля

    ются окружающими данному лицу в связи с подобным поведением;

  3. оценка окружающими людьми случаев хорошего, плохого

    выполнения данной роли или ее невыполнения;

  4. санкции за благоприятные и неблагоприятные социальные

    последствия действий в рамках требований к данной социальной

    роли (поощрение, вознаграждение, наказание и др.).

В зависимости от содержания и характера требований, заключенных в нормативной структуре социальных ролей, последние выступают в трех разновидностях: роли должного (обязательного), желательного и возможного поведения. Ролевые нормативы, которые мотивируют возможное поведение, обеспечиваются прежде всего позитивными санкциями - добровольное исполнение обязанностей по отношению к тем, кто нуждается в помощи, влечет, к примеру, общественное одобрение, повышение престижа и т.п. Нормы ролей, воплощающие желательное поведение, обеспечиваются как позитивными, так и негативными санкциями в виде поощрения, вознаграждения, наработки общественного авторитета либо в виде осуждения, наказания и т.д. Соблюдение же обязательных нормативных требований социальной роли обеспечивается чаще всего санкциями негативного характера в форме осуждения в соответствии с нормами права, господствующими в обществе, через деятельность суда, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов.

Из всего вышеизложенного можно заключить, что социальный статус и социальная роль являются очень важными социальными характеристиками личности в ее повседневной жизнедеятельности, с которыми неразрывно связаны все ее социальные качества. Поэтому изображенную на рис. 23 структурную взаимосвязь социальных качеств личности необходимо дополнить еще

303


роли признаются более важными, чем другие, и их выполнению придается приоритетное значение. Иногда очень эффективным способом, помогающим разрешить ролевой конфликт, когда, скажем, работник предприятия или фирмы «разрывается» между несовпадающими требованиями работы и семьи, является шутка, помогающая смягчить или даже устранить назревающую конфликтную ситуацию.

Социальные роли возникают и осуществляются в процессе социального взаимодействия человека с другими людьми. Но само социальное взаимодействие становится возможным и эффективным только тогда, когда взаимодействующие индивиды правильно воспринимают и оценивают роли друг друга. Этот процесс американский психолог Т. Шибутаии назвал принятием роли. Принятие роли, отмечает он, — сложный процесс, включающий в себя восприятие жестов, замещающую идентификацию с другим человеком и проекцию на него своих собственных тенденций поведения. Это значит, что способность человека эффективно участвовать в согласованных действиях зависит от его способности становится в воображении различными людьми. А все это обусловлено индивидуальным опытом и культурой личности, выполняющим важные конструктивные функции в формировании социальных ролей и в их осуществлении, в реализации их в конкретной жизнедеятельности человека во взаимодействии с другими людьми, когда поведение каждого обеспечивается, изменяется и в известной степени регулируется фактом участия других людей.

I

Вопросы для самоконтроля и повторения

  1. Какова сущность социального статуса?
  2. Что такое статусный набор?
  3. В чем состоит разница между предписанным и достигаемым стату

    сом?

  4. Какова сущность социальной роли?
  5. Что такое ролевой набор?
  6. Какова значимость социальной матрицы для понимания сущности

    ролей личности?

  7. Какова нормативная структура социальной роли?
  8. Что такое ролевой конфликт?

305

Литература

  1. Ануфриев Е.А. Личность. Ролевая и статусная концепция личности

    //Социология /Под ред. Г.В Осипова. М., 1995.

  2. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Гл. 17. Мн., 2000.
  3. Инкельс А. Личность и социальная структура. //Американская со

    циология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

  4. Левитов Н.Д. «Теория ролей» в психологии //Вопросы психологии.

    1969, №6.

  5. Парсонс Т. Функциональная теория изменения //Американская со

    циологическая мысль. М., 1996.

  6. Фролов С.С. Социология. Гл. 13. М., 1996.
  7. Шибутани Т. Социальная роль как функциональная единица. Куль

    турная матрица играния ролей //Социальная психология. М., 1969.

 

<< | >>
Источник: Бабосов Е. М.. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс»,2004. -640 с.. 2004

Еще по теме Глава 22. СОЦИАЛЬНЫЙСТАТУСИСОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИЛИЧНОСТИ  :