<<
>>

4.1. Социологическое понятие культуры

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию.

Понятие «культура» используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.

Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом исследования для самых различных научных дисциплин — философии, культурологии, истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социологию, прежде всего, интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии «социальная культура», которое все больше утверждается в научной и учебной литературе.

Социальная культура — это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:

• гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);

• социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);

• коммуникативная (функция социального общения);

• образовательно-воспитательная (социализация личности, ее приобщение к знаниям и культурному наследию);

• регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);

• интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).

В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете.

По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.

В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая — развития культурных процессов.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые — духовную.

Материальная культура — это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т.д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое — все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни.

Социально-значимые элементы культуры, переданные после­дующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное на­следие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т.д.

Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем — в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм — это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культуры с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерская деятельность с целью обратить «варваров» в свою веру, попытки навязать тот или иной «образ жизни» и т.д.). В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.

Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе — сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.

<< | >>
Источник: Неизвестный. Лекции по социологии. 0000

Еще по теме 4.1. Социологическое понятие культуры:

  1. Понятие культуры и ее исторические типы.
  2. І.Культура и цивилизация как понятия культурологии
  3. 1.1 Культура как категория. Понятие и содержание организационной культуры
  4. Социологические исследования культуры организации
  5. 1. Понятие культуры и цивилизации
  6. 1.3. Кризис начинается с культуры: к вопросу о понятиях
  7. 2.1. Понятие культуры речи
  8. 3-1. Характеристика понятия «культура речи»
  9. Тема 30. Понятие культуры и духовности
  10. 4.1. Социологическое понятие культуры
  11. 5.1. Социологическое понятие личности
  12. 6.1. Социологическое понятие общества
  13. Что означает понятие "культура"
  14. Что означает понятие "культура"
  15. §1. Определение понятия «культура речи» и выделение его основных составляющих.
  16. О ЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОНЯТИЕ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР»
  17. основные понятия культуры речи. Словарь трудностей русского языка.
  18. Понятия культуры речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспект культуры речи.