§ 2. Эволюция иерархического принципа в онтологии.
Согласно Аристотелю, конечная цель науки - это выведение частного из общего, которое выражается определением per genus et differentiam, с помощью родового понятия и специфического признака.
Этот взгляд сохранился и в схоластическом мировоззрении.Но у Аристотеля нет идеала иерархии классов, представляющих собой пирамиду, в основании своем имеющую индивидуумов, а в вершине genus generalissimuin8.
Этот идеал, конечно, создался средневековым реализмом, видевшим в возрастающей общности классов, возвышающиеся степени суще-ствования. так что genus generalissiunim является вместе с тем и одаренным наибольшей полнотой существования.
Легко отсюда видим, какое значение в глазах средневекового мыслителя имело определение.
И для рамиста, по существу ие изменившего взгляд на сущность знания - определение должно было иметь тоже значение.
В высокой степени интересно проследить эволюцию основного принципа, лежащего в основе иерархической лестницы существ. Вне сомнения, иерархические идеи пускают свои корни в политеистическое мировоззрение еще самых низших ступеней развития человека.
Далее - платоновские идеи образуют иерархическую лестницу, которая завершается высшей идеей - идеей блага. Вне сомнения при такой иерархии идеи имеется в виду аксиологическая точка зрения. Идеи являются здесь ие столько universal!а. сколько прототипами и образцами, подражанием которых является действительность. Идеализм Платона должен был пройти длинный путь через Аристотеля и иовоплатоннзм, чтобы пре-вратиться в схоластический реализм. У Аристотеля эта иерархия обращается в иерархию фору, начинающуюся с низшего вида реальности ~ лишенной формы (АЦОРФОУ) материи (vA,R|), И поднимающуюся через ряд промежуточных ступеней к Богу, к чистой форме.
Здесь уже реже выступает онтологическая, точка зрения. Но она еще резче в ново платонизме, где Божество то 7tptnxov9, абсолютное един-ство недоступное никакому определению, откуда истекают различные сущности умопостигаемого и материального, мира с постепенным ограничением в реальности вполне до материи как цт] ov"'.
Этот датой н красочный мир Платона, в атмосфере схоластики, обращается в бесцветный и безжизненный мир абстракции, в восходящую до пустого понятия бытия иерархию теряющих в своем содержании и вы- игривающих в объеме соподчиненных друг другу универсалий, за которыми оставались, как за их предками, постепенно возвышающиеся степени реальности.
В борьбе реализма, проектировавшего universalia11 вне нас, если не в особый умопостигаемый мир Платона, то в самые вещи номинализма, объявлявшего идеи-словами (flatus vocis)12, победителем оказался третий - концептуализм, нашедший универсалии в духе и приведший к последнему, как исходной точке метафизических исследований. То течение, которое могучим потоком идет от Декарта к Канту, идет не от Ансельма или Росце- лина, а от Абеляра через Оккама и Рамуса.
С окончательным падением реализма в X1II-XIV вв.
поколебалось и основание указанной выше иерархии, ибо большей общности уже перестала отвечать большая степень реальности.Но в XV и XVI веках старались влить новое вино в старые меха, живую вселенную, которая открылась им, освобожденным от средневекового тумана глазам, включить в выработанные схоластикой омертвелые формы.
XVI век стоитз^ке недалеко оттого момента, когда гений Декарта разбил эти формы.
Наступает момент ясного сознания, что в основе науки должны лежать не столько определения., сколько аксиомы15, что наряду с Божественным Откровением мы несем в своем разуме еще другое откровение: это рад истин, постигаемых нами с помощью своего рода интуиции, что наука не можеть развиться с помощью одних аналитических суждений, извлекаемых из определений: то, что может быть таким образом выведено, так же пусто, как пуст источник.
Наряду с логикой классов схоластиков, у рационалистов выступает логика отношений. Лежащие в основе науки аксиомы говорят не столько об отнесении данного объекта или віща к определенному классу, сколько о взаимоотношении различных объектов.
Иерархия истин теперь определяется ие возрастающей общностью классов, а убывающей простотой отношений. Вся вселенная получается из основного мирового принципа с помощью постепенного ряда ограничений, созидающих как логическое следствие из простых, так же легко фор-мулируемых, как теоремы геометрии свойств Божества все разнообразие Вселенной. Все вытекает из сущности Бога так, как теорема о сумме углов треугольника вытекает из сущности последнего14.
Глазам рационалиста вся вселенная представляется, как ряд взаимоотношений. вытекающих из небольшого числа аксиом, относящихся к простейшим отношениям.
Но эта иерархия строится на некрепком материале, ибо понятие простоты - нечто более неопределенное, чем понятие общности. В дальнейшем ей суждено распасться. XVIII век - это век демократизации истин, в которой значение их определяется только их полезностью (не только в грубоутилитарном смысле, но и в этическом).