<<
>>

9. Гиперпаучиый опыт.

Мы теперь близко подошли к тому пути, по которому я намерен идти, к пути гипернаучного опыта.

Скажем о его сущности несколько слов.

Всякое научное наблюдение должно совершаться через органы чувств естественные: глаза, уши и т.п.

или искусственные, представляющие расширение естественных. Наблюдатель может изменить условия наблюдения, действуя этими орудиями; молено сказать, что опытное исследование молеет быть признано научным только при условии, что самый процесс исследования молеет стать предметом другого исследования. Но со-вершенно иначе дело обстоит, когда кристалломант наблюдает в кристалле то, что происходит за десятки верст. Здесь мы ие молсем делать предметом исследования самый процесс ясновидения, так кие хотя и получится тот результат, который дается действием освещенных предметов из глаз наблюдателя, но в нем самый акт видения совершается или совершенно без участия глаза, или таким образом, что глаз является последним звеном цепи, идущей в иевосприиимаемой нами плоскости существования.

Из предъявляемого к научному опыту требования следует, что он всегда должен удовлетворять основным условиям пространства и време-ни.

Один и тот лее объект ие молеет В одно и то лее время быть в настоящем и будущем. Наблюдение события А предполагает это событие, наблюдение А есть то лее событие В, и события В и А должны быть единовременными. Прозрение (а не предсказание) будущего с научной точки зрения, конечно, является недопустимым. В таком прозрении нарушается не- обходимая единоврсмеиность события наблюдения и наблюдаемого события.

Если существуют акты такого прозрения в сновидениях, гипнозе и т.д., то они должны выйти за границу науки - в сферу гипернауки.

<< | >>
Источник: Д.Д. МОРДУХАЙ-БОЛТОВСКОЙ. ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МАТЕМАТИКА. 1998

Еще по теме 9. Гиперпаучиый опыт.: