10. Распадение личности.
Мы ие сразу войдем в эту среду, мы пройдем раньше через явление патало- ГІШ души.
Болезнь состоит - не с физиологической, а с чисто психологической точки зрения - в том, что подсознание берет верх над сознанием, что из тайников подсознания выступают способности души, все менее связанные с телом и даже совсем от него эмансипированные.
В паталогических явлениях многие видят распад души на составные элементы, т.е. определенный признак ее уничтожимости.Рибо21 так описывает болезнь личности: "Если мысленно соединить все симптомы, сопровождаемые физическими болями, изменениями вкуса и обоняния, мы увидим возникновение целой группы, новых по своему характеру, ощущений внутренних и внешних; они связаны между со-бою одновременностью появления и. что еще важнее, болезненным состоянием, которое служит им общим источником. Здесь налицо все элементы "нового я". Иногда оно и так образуется".
"Я утратил сознание моего существования, я - более не я". Такова формула, которая повторяется в большинстве случаев. У других болезнь заходит дальше и иногда они воображают себя двойными. "Странная идея, - говорит один инженер, - навязывается моему уму вопреки моей воле: мне представляется, что я двойной, я чувствую в себе одно я, которое мыслит, и другое, которое выполняет".
Но фраза: "я — более не я" не имела бы смысла, если подлежащее имело бы тот же смысл, что и сказуемое. Я в подлежащем иное, чем в сказуемом. То, что подлежащее, остается неизменным, это тот, кому принадлежит содержание сказуемого; меняется не то, что есть я, а то, что принадлежит я. Это я - сказуемое, не так просто как математическая точка; пусть, говоря физиологическим языком Рибо, оно состоит в координации нервных центров, дающих координацию отправлений организма. Двойное я инженера состоит из его подлинного я, которое мыслит и не может действовать, область которого ограничена только мозгом, и эмансипированного второго я, осуществляющего мысли первого.
Случаи полного разложения личности говорят, как будто, еще громче за возможность распада души.
Таков знаменитый случай21 Фелицы, описанный доктором Азана- ла из Бордо.
Фелица, начиная с 15-летпего возраста входила во "вторич-ное" состояние. В этом втором состоянии она помнила первое, но, возвра- щаясь ic первому, она забывала второе. С сорока трех лет вторичное состояние стало преобладать. В одном из вторичных состояний она забеременела и, придя в первое, не могла понять как это получилось.Другой случай описывает Жане. Леони - особа грустная, спокойная и кроткая, превращается под действием гипноза в веселую Леони-2, которая знает Леони первую и приписывает ей все пережитое в бодрствен- ном состоянии, а себе оставляет сомнамбулическую жизнь, связывая все в одну историю. Так как роды относились ко вторичному состоянию, то Леони вторая признает ребенка своим, а мужа оставляет Леони первой.
В дальнейшем происходит выделение еще третьей личности - Ле- они-3, знающей Леони первую и Леони вторую, степенной и серьезной, относящейся отрицательно и к доброй Леони-1 и к полоумной Леони-2. Леони-3 резко отличает себя от Леони-l и 2. О первой она говорит: эта храбрая женщина довольно глупа, ио это не я. О второй: как вы можете думать, что я похода на эту сумасшедшую?
Полную аналогию с явлением раздвоения обнаруживают "одержимые".
Монахини - спокойные, вежливые, религиозные, в состоянии при-падка изрекают ругательства на священников, св. Деву и говорят неприличности. Их устами говорят ие они, а некто иной, говорит вторичная психика, действующая под давлением образов, с которыми борется душа.
"Это ие они - пишет свидетель - выражаются таким образом. Это дьявол овладевает ими, говорит от своего имени. Блондло - это только пассивное орудие; как по волшебству она вдруг успокаивается, и, если раньше вязала, то продолжает и дальше вязать и не хочет верить тому, что только что говорила ругательства"25 .Какое же здесь распадение души, когда она, как по мановению волшебной палочки, по миновании кризиса восстанов- дяется во всей своей целостности. Не естественнее ліг предполагать, что душа просто ушла, что тело перестало на время быть ее орудием, что место ее занял другой? Этого другого, этого дьявола, говорящего устами Блондло, следует искать в подсознании.