<<
>>

Тема. Имидж. Основы создания имиджа педагога.

Цели:

сформировать понятие имиджа;

познакомить с основными элементами имиджирования;

сформировать потребность в создании личного имиджа.

Рекомендуемая литература: 6, 7, 8, 21, 22, 43.

Оборудование: иллюстрации.

Ход занятия.

С приходом в нашу страну такой науки, как имиджелогия, возникли вопросы: создавать и поддерживать свой имидж необходимо только политическим деятелям и людям, занятым в сфере экономики, или нет? Могут ли специалисты из других сфер деятельности иметь свой имидж?

Имидж (image - в пер.

с англ. - образ) - сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Понятие имиджа по своей семантике полиметрично. Оно может обозначать оригинальную манеру общения человека, его стиль деятельности. Часто под ним подразумевают внешнюю привлекательность личности.

Может ли человек сам создать свой имидж? Что же необходимо для создания имиджа?

Психологи убедились, что в 8 из 10 случаев наше первоначальное мнение о других складывается по их внешности. Но благоприятными внешними данными надо умело пользоваться. Отсутствие же внешних данных не мешает созданию личного имиджа, только надо хотеть и уметь наилучшим образом самовыразить свои сильнейшие личностные качества. Более того, в каждом имеется способность нравиться людям. Она обусловлена глубинной потребностью жить с людьми и сотрудничать с ними, потому что обаяние - это не столько визуальная привлекательность, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям.

Работа человека над своим имиджем не может осуществляться на «пустом месте». Обозначим приоритетные качества, обладание которыми делает реалистичным решение проблемы имиджа (разделим их на три группы).

В первую группу входят такие природные качества, как: коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми); эмпатичность (спо-собность к сопереживанию); рефлексивность (способность понимать других); красноречие (способность воздействовать словом).

Эти качества составляют матрицу природных способностей, обозначенных обобщенным понятием «умение нравиться людям».

Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психологическое здоровье, владение технологией межличностного общения. Здоровая психика - важнейший фактор конкурентоспособности личности в любой профессиональной среде, в любой области общения. Она является фундаментом метакультурной целостности людей. Что будет создано на этом фундаменте, зависит от их духовности, определяющими которой являются нравственные ценности, непосредственно воздействующие на мироощущение и миропонимание людей.

К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и про-фессиональным опытом личности.

Чтобы быть притягательной, внешней выразительности недостаточно. Она желаемый компонент имиджа, но не решающий, как это кажется многим. Имидж - собирательное понятие. Это та форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие

личностно-деловые характеристики - воспитанность, эрудиция, профессионализм. Это своеобразный строительный материал стереотипа имиджа.

Личный имидж - это средовое явление. В том смысле, что он выступает как людское признание, как оценочное отношение какой-то группы или слоя людей.

Предположим, что необходимыми вышеуказанными качествами и характеристиками Вы располагаете и мы можем перейти к созданию Вашего имиджа.

Неотъемлемыми элементами имиджирования являются:

формирование навыков пространственного поведения человека - искусное владение своим телом (походка, позы, жесты);

индивидуальный подбор лицевых масок и технологическое овладение ими;

формирование коммуникативных навыков;

создание внешнего определенного облика.

Рассмотрим указанные элементы имиджирования.

Телодвижение - важнейшая часть человеческого образа. Ни о какой самопрезентации не может быть и речи при отсутствии навыков искусно владеть собственным телом.

Красота - это уверенность, внутренняя раскрепощенность, умение чувствовать тело. Чтобы научиться владеть своим телом, не надо обладать какими-то особыми физическими данными. В телодвижении, при всей значимости природных физических характеристик, главное - его смысловая выразительность. В этом суть работы над собственным телом. Его статика и динамика призваны выражать чувства и мысли, настроения и желания, и только тогда «речь тела» будет эстетически приемлема.

Телодвижение устойчиво фиксируется в походке. Она - своеобразная картограмма личности. Составляющими походки являются ритм, динамика шага, масса тела. По походке можно судить о самочувствии человека, его возрасте, характере.

Как красноречивы наши позы. По ним можно безошибочно судить о взаимоотношениях общающихся людей. Поэтому на предыдущем занятии мы знакомились с типичными позами и их языком, чтобы умело ими пользоваться или, наоборот, не допускать их в своем поведении.

Вместе с позой жесты составляют элементарные единицы пространственного поведения человека. Наши жесты - телесное проявление эмоций и мыслей. Они несут в себе огромное количество разнокачественной информации. И чаще всего - более искреннюю, чем произносимые слова. Но без мышечной непринужденности невозможно добиться, как говорят специалисты, кантиленности - пластичной певучести движений тела, без чего жест не сможет состояться как естественная манера общения, как своеобразное

средство информации. Благодаря жесту семантика слов предстает зрительно, что делает мысли говорящего образно понятными, можно меньше сказать, но в целом дать людям больше информации. (Жестикуляцию не путать с маханием рук во время разговора, которое характеризуется хаотичностью движения рук, излишней порывистостью, неадекватностью.)

Жесты - наглядное свидетельство самочувствия людей. Надо уметь управлять своими жестами, чтобы ненароком не выдать не лучшее свое самочувствие.

Походка, позы, жесты представляют элементы пространственного поведения человека, того «зеркала, в котором каждый показывает себя» (Гете), поэтому искусное владение собственным телом имеет немаловажное значение в имиджировании.

Говоря о теле человека, нельзя не сказать о лице - самой выразительной части имиджа.

На нем отражается физическое и душевное состояние человека, характер и даже нравственные принципы, которыми он руководствуется в своем поведении. Столь значительный информационный эффект лица объясняется тем, что на нем расположены такие яркие визуальные индикаторы, как лоб, глаза, нос, подбородок. Каждый из них - выразительный, визуально фиксируемый источник информации.

Выражение лица (мимика) - разнообразные состояния лица, определяющие его многоликость.

Одним из функциональных назначений имиджа является ситуационно необходимая мимика, т.е. лицевая маска. Как утверждал Ф. Ницше, всякий гений носит маску, а Н. Макиавелли советовал государственным мужам, чтобы выглядеть обладателями тех добродетелей, которые ценимы людьми, казаться таковыми. В подобных ситуациях, о которых говорили Ф. Ницше и Н. Макиавелли, имидж выступает как своего рода камуфляж, создающий у людей то впечатление, в котором нуждается его создатель.

В имиджировании значительная часть времени и усилий затрачивается на индивидуальный подбор лицевых масок и технологическое овладение ими.

Система упражнений по тренировке лица называется фейсбилдингом, что в дословном переводе означает «строительство лица». Фейсбилдинг включает в себя три вида упражнений:

Знакомство с мышцами лица и физическое овладение ими - достигается телесная пластичность.

Овладение конкретными частями лица(лоб, глаза, брови, щеки, нос, подбородок) - достигается осязание основных частей лица и придание им индивидуального статуса.

Придание лицу ситуационно необходимых мимик («конфиденциальное лицо», «гостеприимное лицо» и т. д.) осуществляется в процессе «косметического тренинга».

Но прежде чем приступать к подобным упражнениям, надо научиться «размягчать» свое лицо, т.е. телесно и психологически (самонастрой и са-морегуляция) подготавливать его к надеванию масок.

Как советует психолог С. Ключников, начните наблюдать за состоянием мышц своего лица и его выражением в различных ситуациях, на людях и в одиночестве.

Почувствуйте, насколько комфортно ощущают себя мышцы лица вначале по отдельности (лоб, глаза, щеки, губы), а затем все вместе. Зафиксируйте то обычное выражение лица, в которое складываются отдельные ощущения этих мышц. Уловите физическое самочувствие и эмоциональное состояние, которые отмечались в подобном выражении. Посмотрите на себя в зеркало и задайте себе вопрос, случайно ли Ваше сиюминутное выражение лица или оно всегда отражает внутреннее состояние? В общении старайтесь выработать у себя свойство внутреннего наблюдателя за состоянием мышц лица и его выражением.

Специалисты по имиджированию различают на лице три зоны - верхнюю (лоб), среднюю (брови, глаза, нос, губы), нижнюю (подбородок). Среди названых зон броским информационным источником выступают глаза. Они обладают особым способом самопрезентации, название которому «взгляд». Психологический эффект взгляда усиливается еще тем, что он несет в себе информацию, благодаря которой лицо поддается прочтению. Поэтому В. Шепель советует «учиться по-доброму смотреть на людей».

Не менее выразительная часть лица - губы. С помощью глаз и губ можно отработать шесть вариантов мимики: прагматичный, решительный, открытый, закрытый, застенчивый, осторожный. При освоении названых мимик (в их построении) чрезвычайно велика роль улыбки. Душевное спокойствие всегда находится на «кончике» улыбки. Люди благодарно воспринимают улыбки, выражающие приветливость или дружелюбие. Улыбающееся лицо чаще вызывает к себе расположение.

А теперь, разбившись на пары, выполним одно упражнение, которое покажет, насколько хорошо Вы владеете своим лицом.

Договоритесь, кто из Вас будет партнер А, а кто - В. Начинает партнер А. На листе бумаги напишите то выражение лица, которое Вы сейчас будете демонстрировать партнеру В. Партнер А демонстрирует партнеру В задуманное выражение лица. Партнер В, назовите партнеру А, какое выражение лица Вы видите. Проверьте правильность по записи на листе бумаги. Партнер В, расскажите партнеру А, какие части лица демонстрировали это выражение.

Если выражение лица не угадано, объясните, что именно Вам позволило сделать неправильный вывод (обсуждение 1-2 минуты). Партнеры А и В меняются ролями, и упражнение выполняется еще раз.

Поднимите руку те, кто легко выполнил упражнение. Остальным советуем заниматься фейсбилдингом.

Как было сказано выше, неотъемлемым элементом имиджирования является формирование коммуникативных навыков и умений. Некоторые мы рассматривали с Вами на занятии по вербальному общению. А теперь коснемся лишь двух эффектов коммуникационного имиджа - фасцинации и аттракции.

Фасцинация (от англ. fascination - очарование, обаяние) - словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери информации. Можно говорить монотонно и занудно или интенсивно и энергично. Каждая из манер выступления оказывает разный эффект восприятия у слушателей. Фасцинация позволяет посредством искусной речи обращать на себя внимание, вызывать к себе доброжелательное расположение.

Аттракция (от англ. attraction - привлечение, притяжение) - визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии или готовности к общению. Это состояние людей больше характеризуется своей спонтанностью и играет существенную роль в формировании людских привязанностей и дружеских чувств. Но без аппеляции к эмоциональной памяти людей, умелого ее подпитывания соответствующей информацией невозможно обрести достойной имидж.

В ряду многообразных видов памяти - двигательной, зрительной, слуховой - эмоциональная занимает особое место в нашей психике. Объясняется это тем, что в ней есть генетическая информация - различные зрительные и звуковые символы. Их восстановление в памяти вызывает в людях своеобразные переживания (ассоциативные, не ограниченные во времени).

Кто заложил в эмоциональную память людей свой привлекательный образ, тот в последующем общении с ними может закреплять это впечатление.

Привлекательный образ включает в себя и внешний вид, который формирует определенное мнение о человеке и о том, что он сам о себе думает. Люди формируют свое мнение друг о друге в течение первых секунд, просто бросив взгляд - даже до того, как что-то будет сказано. Если внешность привлекательна, то Вы можете склонить на свою сторону еще до того, как произнесете первое слово.

Самочувствие человека во многом зависит от того, как он одет и причесан. Умение подобрать «под себя» одежду, а еще важнее, носить ее по- хорошему, манерно - составляет важную часть имиджирования.

Одежда является наглядной многомерной информацией о наших экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношении к окружающим людям. Она - своеобразная визитная карточка. Одежда оказывает психологическое воздействие

на партнеров по общению, нередко предопределяя их отношение друг к другу. Одежда, как правило, привлекает к себе взор людей, вызывая у них конкретные эмоции. С помощью одежды каждый может создать тот облик, в котором он заинтересован и чувствует себя комфортно в общении. Одежда придает личному содержанию адекватную форму внешнего представления или позволяет скрыть какие-то недостатки.

Можно иметь модную одежду, но не производить достойного впечатления, потому что, прежде всего, надо знать, что носить. При выборе одежды нельзя не считаться со своими физическими данными. Кроме того, следует принимать во внимание ее функциональное предназначение.

Безвкусица, экстравагантность, несоблюдение сезонности и просто неаккуратность - это те характеристики манеры ношения одежды, которые губительны для имиджа.

Чтобы выдержать некий стандарт «хорошего вкуса», надо при выборе одежды и ее ношении принимать во внимание свои кинесические данные (кинесика - отрасль научно-прикладного знания, изучающая закономерно-сти телодвижения; умение носить одежду, подбирать прическу; владеть позой), эстетику времени, социальный статус.

Как следует одеваться мужчинам? В ансамбле одежды мужчины велик эффект рубашек. Можно иметь пару выходных костюмов и пару пиджаков с брюками, чтобы смотреться эффектно и свежо. Но при этом обязательное условие: иметь не менее дюжины различных рубашек. Мужчина выигрышнее смотрится в тех рубашках, которые лучшим образом оттеняют его лицо, гармонично сочетаются с галстуком.

Галстук любого рисунка, цвета, размера выглядит изыскано тогда, когда не бросается в глаза. Доминирующий цвет галстука обязан повторять один из тонов костюма. Сорочка всегда должна быть светлее самой темной нитки в костюме. Манжеты должны выступать из-под рукава пиджака на толщину одного-двух пальцев.

Значительно больше проблем с одеждой у женщин. Каждая женщина призвана быть уникальной. Поэтому женская мода динамична, разнообразна и непредсказуема. Но главная трудность состоит в том, что женщина не может быть одета так, как другие. Для нее одежда является фоном для самореализации своих лучших качеств. Предназначение женской одежды было и остается подчеркиванием личной незаурядности и элегантности.

Безупречным успехом пользуется женщина, удачно решающая проблему гармоничного сочетания цвета своей одежды. Воздействие цветом является мощным психологическим раздражителем.

Для службы более приемлемо платье с длинным рукавом, причем самое авторитетное - серое в мелкую полоску. Лучшие цвета делового пла-

тья, согласно проведенным экспериментам: темно-синее, рыжевато- коричневое, бежевое, темно-коричневое, серое, светло-серое. Все вышеперечисленные цвета платья деловой женщины определены для однотонной ткани, без рисунка. Это связано с тем, что однотонная ткань для делового платья вообще предпочтительнее. Однако можно сказать, что в одежде делового типа отдается предпочтение различным вариантам полосок и клеток в серых и серо-синих тонах. Очень подходит для деловой женщины платье с жакетом в тон. Блайзер, контрастирующий с платьем, придает женщине авторитетность и хорошо подходит для делового костюма. Хорошая одежда для работы - костюм. Предпочтительные ткани: шерсть, твид, летом можно полотно; цвета обуви: синий, черный, темно- коричневый, неплохо также серый, бежевый и ржаво-коричневый. Чулки обязательно натурального цвета.

Завершая обсуждение создания определенного внешнего вида, нельзя не коснуться такого важного элемента, как волосы. Волосы - наше природное украшение. Они прочно входят в стереотип человеческого образа. Волосы придают внешнему виду законченный внешний вид. Главное, что должна осознавать женщина - это то, что прическу она носит всегда и, следовательно, она всегда должна быть в порядке. Выбор прически имеет свои правила:

прическа выбирается с учетом фигуры, типа лица.

при выборе прически следует принимать во внимание форму головы.

Итак, имидж - образ чего-либо или кого-либо, который связывается с

конкретными представлениями. Имидж включает в себя поставленный голос, правильную и приятную речь, умелое использование невербальных средств общения (мимики, жестов, поз), внешний вид и поведение.

Опишите имидж того молодого учителя, который, с Вашей точки зрения, будет принят на работу (групповое обсуждение).

Итог занятия. Контрольные вопросы:

Что такое имидж?

Какие личностные качества делают возможным решение проблемы имиджа?

Назовите основные элементы имиджирования.

Что такое фейсбилдинг?

Какую информацию несет в себе одежда?

Домашнее задание:

Разработать свой личный имидж. Дать себе рекомендации: как Вы должны выглядеть на собеседовании с работодателем.

<< | >>
Источник: Тамарская Н.В., Власова А.А.. Подготовка выпускников - будущих педагогов к трудоустройству (тренинг социально-психологической адаптации): Учебное пособие. - Калининград: Изд-во КГУ,2002. - 80 с.. 2002

Еще по теме Тема. Имидж. Основы создания имиджа педагога.:

  1. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В УНИВЕРСИТЕТЕ: АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ И РОССИЙСКИЕ АНАЛОГИИ
  2. ВВЕДЕНИЕ
  3. Тема. Имидж. Основы создания имиджа педагога.
  4.   3.1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД
  5. Часть 1. Структурные и коммуникативные свойства языка. Культура речи. Речевое общение
  6. Парадоксы медицинского образования
  7. Валентина Ивановна Стоянова РУССКИЙ ЯЗЫК В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПРОЦЕССЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
  8. III. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
  9. 2.3.7. Коммуникативно-прагматические стратегии в УПД
  10. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  11. § 7. Территориализация украинского советского проекта: вопрос о границах УССР в 1920-е годы
  12. Список источников и литературы Архивы