Изучение первобытного общества в России.
Этот вопрос мы начинаем с 19 века. Большие заслуги тут имеет Русское географическое общество (основано в 1845), одно из отделений которого изучало быт народов российской империи.
Например, изучал В.И. Даль, который известен еще как лингвист. Это еще В.С. Тянь-Шанский, Н.М, Пржевальский. Интересные сведения о жизни эскимосов и индейцев оставил Завоскин, который выпустил книгу: «Пешеходная опись части русских владений в Америке». Еще это миссионер Иван Евсеевич Веньяминов, который описал обычаи алеутов и кленкитов. Крупнейшим исследователем Африки был Василий Юнкер, который десять лет путешествовал по Африке (от Судана до Северной Африки), он описал труд, одежду, жилища людей, первым описал государство Буганда, к западу от озера Виктория. Еще это Миклуха-Маклай. До сих пор та часть Новой Гвинеи, где он жил, называется Берег Маклая. Он тесно общался с туземцами, лечил их, привозил животных домашних, растений, овощей. До сих пор у туземцев в языке есть русские слова. Миклуха-Маклай выступал противником расовых теорий (а тогда выступала теория, что папуасы принадлежали к низшей расе). Например, в Вене один профессор считал, что папуасы принадлежат к кучковолосой расе, промежуточному звену между обезьянами и людьми.Развивается археология. В 1846 в СПБ было открыто русское археологическое общество. В 1859 в том же СПБ была создана археологическая комиссия, которая единственная владела правом дачи открытых листов на проведение раскопок. Тогда эти листы давали право копать на государственных, общинных землях, но частные (например, помещичьи земли) не подлежали раскопкам (тут на усмотрение хозяина земли, дать копать или нет, дать находки в музей или нет). В начале XIX в. в России появляется много переводных работ по археологии, а потом и наши ученые делают работы. Например, Карл Максимович Бэр описал каменные лабиринты белого моря. Или, например, Дмитрий Николаевич Анучин делал много исследований, в 1859 он выступал в археологическом обществе с лекциями о древнейших обитателях Европы, 1864 – создано Московское археологическое общество.
Тут больше внимания уделялось первобытным памятникам и славянской археологии. Основателем общества был А.С. Уваров, сын того Уварова, который создал идеологию. Увился в Европе, в начале занимался арзеолгоией, в начале античной, а потом российской. Он вел первые раскопки на территории ярославской губернии, а также Владимирской. Он был инициатором проведения археологических съездов, первый прошел в Москве в 1869, а седьмой – в 1887 в Ярославле. Другим важным начинанием было создание Российского Исторического музея 1883, в начале были открыты 11 залов, из них по два бронзовому и железному веку, один Киевской Руси. В конце 19 века археологию как отдельный предмет начинают преподавать в ВУЗах. В МГУ СПБГУ, по кафедре географии преподавалась первобытная археология, причем в СПбГУ классическая. В 1870-е годы велись раскопки под руководством Полякова, и главным его открытием можно назвать открытие и раскопки костенок. Это давно известное местонахождение костей мамонта, там обнаружили и каменные орудия, и стоянка.В 1879-1880 раскопки в Крыму провел Константин Сергеевич Мережковский, брат поэта. Там был открыт палеолит Крыма. Копал он два года, потом раск4опки прекратил, делал он это в 25 лет, хотя и специализировался по ботанике.
В 1881 вышла в свет работа Уварова «Археология России в каменный период». Работа не без недостатков (к каменному периоду относил фатьяновцы, не упоминал неандертальцев, да и датировки были относительны). Почти в то же время, в 1882 вышел труд А.А. Иностранцева «Доисторический человек каменного века, побережья Ладожского озера», Это первый в России обьразец комплексного исследования археологического памятника. Тут есть данные по зоологии, ботанике, археологии и т.п. Если говорить о научных школах, то скажем, что в конце XIX – начале XX века среди археологов господствовала эволюционистская школа, хотя влияние диффузионизма было заметно. Из этнографов данного периода назовем имениа Владимира Гермоновича Богораса, Льва Яковлевича Штернберга (изучали народы Сибири).
В начале 20 века известным археологам Александром Андреевичем Спицыным было выработано понятие археологическая культура. Тот же Спицын в 1910 издал труд «Руководство к археологическом раскопкам». Другой известных археолог Василий Алексеевич Городцов в тот же период выпустил два больших тома по археологии: «Первобытная археология» и «Бытовая археология». Первое – это археология аппополитейных обществ (до появления цивилизаций), а бытовая – археология обществ цивилизованных. До 1915 продолжали собираться археологические съезды. Последний (16-ыцй) должен был быть в 1915 в Пскове, но из-за Войны его не было.Потом грянул 1917, и старые традиции нарушаются, отменяются, лишь от части продолжаются.
Итак, первые два десятилетия после Октября первобытная археология была в центре гуманитарных наук. В 1919 Ленин прочитал лекцию об государстве, где много говорил о первобытности. После революции можно отметить оживление науки, в городах возникают краеведческие общества. Такие дореволюционные общества были упразднены, Российское – сразу после Революции, московское – в 1923. Но в Москве была создана Российская академия истории материальной культуры, с 1926 переименованная в Государственную академию истории материальной культуры (ГАИМК). Опять развивается палеонтологическое направление, стремящееся объединить этнографию, археологию и антропологию. Среднего сторонников Теплоухов, Руденко. Попытка развить комплексные подходы.
С 1922 года изучение археологии было введено на исторических факультетах. В 1926 была создана Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). Главной ее целью было объединение археологии и марксизма. Среди ее членов были Брюсов, Арцеховский, Смирнов, Киселев. Интересно, что, если в СПБ резко пытались разорвать с прошлой археологией, то в Москве молодые москвичи не рвали со старой наукой. Продолжаются полевые исследования, организуются экспедиции. На 1920-е начинается деятельность Вавилова. Именно теперь начинает деятельность Владимир Иванович Пропп, специалист по фольклору и волшебным сказкам.
Начинают работать Марк Оспиович Косвин, он впервые ввел термин патронимия, он же впервые выявил дислокальный брак. На рубеже 1920-30 гг. начинается деятельность Токарева. В 1929 начинается год великого перелома, который стал годом испытаний для гуманитарных наук. Краеведов, например, объявили историками второго сорта, в 1930 было арестовано 150 историков, обвиненных в создании союза за освобождение России. Надо сказать, что в этот период Городцова и его учеников арестовали, но РАНИОН был закрыт, Городцов уволен, многие сотрудники были арестованы. Ряд исследователей заявили, что порывают с Городцовым. Также уволили отовсюду Спицына В ГАИМК было уволено много сотрудников. Их заменили. В том новом призыве оказалась интересная личность Владислав Иосифович Арданикас.После всех этих событий археологию признали устаревшей буржуазной наукой, само название ликвидировали, и решили создать новую науку история материальной культуры. И основной линией было, что все культуры развиваются одинаково. А все отличия объявлялись расизмом и фашизмом. Например, о дореволюционной археологии было сказано, что это развлечение дворянского сословия. Какие-то из археологов признавали эти идеи, кто-то пытался сохранить с ним отношения. Например, Арцеховский и Киселев приспособились к новой науке. Также был арестован ряд хороших археологов. Появляется термин «воинствующий марксист». Один археолог писал: «Я ищу врагов повсюду. Если враг появился в археологии, я изучу ее, чтоб разгромить врага».
Большое влияние на развитие археологии в 1930-е – 40-еп годы оказали Труды Марра, он был языковедом, проводил раскопки на Кавказе и не только, был доктором наук, хорошим организатором. Он сразу после революции вступил в сотрудничество с большевиками, вступил в РКП(б). У него были неплохие языковедческие теории. Он создал новое учение о языке – яффетическая теория. Все языки по ходу развития трансформируются из одного языка в другой. Язык развивается вместе с обществом, и их одного языка превращается в другой.
Заимствования отрицались. После смерти Марра егшо ученики на основе его работ разработали теорию стадиальности: и в истории существуют определенная стадия, после которой одна культура перерастает в другую. Например, на территории Причерноморья жили кемирийцы, потом они превратились в скифов, потом скифы превратились в сарматов, а сарматы в готов.К сер. 1930-х гг. положение снова меняется. Было восстановлено преподавание истории в школе, исторические факультеты, в Москве и в СПБ снова начинают готовить археологов. Появляется книга Ефименко «Дородовое общество», где он предлагает периодизацию общества:
- Дородовое стадо;
- Дородовая коммуна
В этот период археологическое отделение на ист. ф. МГУ возглавил Морданикас. Он собрал на кафедре сильный состав преподавателей, студенты его любили, и он выпустил первый учебник в Росси по ИПО (1939). В Москве кафедру археологии возглавил Арцеховский. В 1937 ГАИМК был переименован в ИИМК. Появилось и московское отделение. ВОВ нанесла удар по СБ части ИИМк: часть погибла на фронте, часть умерла, часть расселилась по стране. Московская часть не пострадала, и в 1943 было решено сделать в Москве основное отделение, в СПБ филиал. В 1948 началась новая волна репрессий. Роданикас объявил, что марксистская идеология есть в Ленинграде, а в Москве – популистская буржуазная школа. В 1949 Роданикас был уволен. В 1950 вышла работа Сталина «Марксизм и работы языкознания». Работа была полностью направлена против идей академика Марра. Реально, к ней, наверное, приложил руку академик Виноградов. В итоге, начинается новая кампания покаяния. После войны в области антропологии можно назвать имя Яков Яковлевич Радинский, который выдвинул тезис о двух скачках в процессе антропогенеза. Первый от обезьян к австралопитекам, а потом от неандертальца к гомо-сапиенс.
В 1950-е – 60-е годы много полезного для изучения первобытности сделали М.М. Герасимов и Штебиц. Они восстанавливали облик человека по его костным останкам.
В 1960-70-е годы важным достижение была разработка Валерием Павловичем Алексеевым была разработана гоминидная триада.
Также была разработана Лаборатория Сергея Александровича Семенова, где изучались древнейшие производства. Проблемы происхождения скотоводства занимался Шнирельман. Проблемы происхождения искусства разрабатывались Фармозовым. В Этнографии можно назвать фамилии Золоторев и Толстов, которые выдвинули одну из гипотез возникновения экзогамии. Семенов занимался проблемами брачных отношений. Продолжает работать Токарев, появляется новый учебник по истории первобытности (Авторы Алексеев, Першиц и Мангай). Этот учебник до сих пор не сильно изменился, его переиздавали каждые 7-8 лет. Идут работы по разработке периодизации истории первобытности, к 1970-м она разработана. Заканчивая разговор, скажем несколько слов о современной ситуации. После перестройки в России издаются труды западных исследователей, которые раньше были под запретом. Появляются новые работы по антропологии. Тут надо назвать работу Зубова: «Палеоантропологическая родословная члеовека». Выцходят сборники Дробышевского, где описываются находки по австралопитекам, неандертальцем, гомо-эректусам.Переводятся работы креационистов. Правда, 90% из них посвящены критике эволюционистов. Впрочем, оно и к лучшему: чем больше эволюционистов критикуют, тем ярче они развиваются.