Лекция десятая ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ БОГОВ
В жизни выбора не много: кому - день, а кому - ночь.
Две дороги от порога: одна - в дом, другая - прочь.
Сеятель и пастух воспринимают природу иначе, чем собиратель и охотник.
Растущее благосостояние, стабильная жизнь, очевидная зависимость урожая и приплода домашних животных от собственных усилий укрепили в человеке чувства хозяина и господина. Культурный ландшафт становится нормой, дикая природа - чуждым, враждебным миром. Изменились отношения в обществе: иерархия личных качеств сменяется иерархией групп- сословий. Духовная культура раннесословных обществ развивается в сложном переплетении традиционного и нового мировосприятия.Мерой вещей и явлений все больше становится сам человек, и богов своих он видит «по образу и подобию» своему. На русском северо-западе купола церквей венчают антропоморфные кресты: это древняя традиция переосмысления солнечного знака в символ человека. Доместикация природы в материальной жизни оборачивается мощным вторжением человеческих образов в жизнь духовную и даже в язык: части мебели и многое иное мы называем - ножки, ручки, спинка, шейка - по частям тела человека.
Источники наших знаний многолинейны и разнообразны. В XIX в. сохранялись огромные территории Азии, Африки, Америки, где раннесословные общества разных ступеней развития стали объектами этнографического изучения. Крестьянская культура развитых стран сберегла традиции и фольклор, в т. ч. драгоценные для историков эпические поэмы, сказания, былины. «История» Геродота, «Исторические записки» Сыма Цяня основали на Западе и Востоке историю как науку и традицию летописания с непременными главами о соседях-варварах. С III тысячелетия до н. э. евразийские степи заполняют курганы и каменные стелы, во многих местах строятся сооружения из огромных камней - мегалиты. Эти и многие другие археологические памятники в соединении с письменными памятниками и фольклором образуют мощные информационные поля, в которых и по сей день живут религия, искусство, гуманитарные науки.
Искусство раннесословных обществ обретает ряд новых качеств и форм: эпичность, монументализм, профессионализация творцов и исполнителей. Как и само общество, искусство делится на аристократическое, элитное и простонародное, бытовое.
Греческие аэды и рапсоды, русские певцы и сказительницы, китайские шошуды, киргизские манасчи донесли до нас настоящие сокровища слова, воображения и мудрости древних - эпос. В гомеровской «Илиаде»- 15 589 строк, в бурятском эпосе «Абай Гэсэр хубун»- 24 000, вдвое больше - 48 000 строк в индийской «Рамаяне» и почти 200 000 - в «Махабха- рате», но рекорд в поэтических формах эпоса принадлежит киргизскому «Манасу». Этот цикл поэм тем более замечателен, что 400 000 строк записаны со слов манасчи Каралаева-он держал их в памяти.
Существуют наблюдения и хронометраж: «Рамаяну» певец, работая по 3 часа в день, исполнял месяц, «Махабхарату»- 4 месяца, китайскому шошуду (рассказчику) Чжан Юйшу требовался год для полного цикла «Троецарствия»- эпического романа. Шошуды сохранились в современном Китае, работа их была настолько эффективной, что деревенский подросток, в 16 лет уехавший в Россию и никогда не читавший по китайски, сорок лет спустя помнил на память главы «Троецарствия» и стихи великих поэтов Ли Бо (701 - 762 гг.) и Ду Фу (712-779 гг.).
Эпос воспевал богов и героев, воинов-богатырей, их подвиги, преодоление бед и страданий, любовь, созидание. Сила, ум, доблесть героев огромны, их могущество поистине космическое. Одна слеза Гэсэра рождает Байкал, другая - реку Лену. Герои эпоса побеждают чудовищ и полчища врагов, разрубают горные хребты, спрямляют реки. Подстать им любимые - неземной красоты, ангельской доброты. Их кони преодолевают огромные пространства, взметаются к небу, обгоняют ветер. Эпоху, родившую эпос, часто называют героической. Ей можно дать множество других имен.
Эпос сформировал «Ветхий Завет», «Коран», «Веды», основу конфуцианского канона
- великих Книг, ставших фундаментом современной духовной культуры человечества.
Невозможно представить русскую культуру без былинных Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, якутскую - без Олонхо, узбекскую - без Алпа-мыша, европейские-без Роланда, Зигфрида, героев скандинавских саг. Эпос формирует национальные культуры, язык и этническое самосознание, превращает племена в народы.В эпосе соперничают и расставляются по социальной значимости боги, как и люди на земле, происходят собрания и битвы богов. Эпические сюжеты рождают волшебную сказку
- народную дочь эпоса. Вот русская «Ненаглядная Красота»: герой Иван-царевич, девяти дней от роду, отправляется на поиски суженой. Вещий старик дарит ему коня, лесные бабы- яги подвергают трем испытаниям, звери и птицы помогают их выдержать. Найдя свою Ненаглядную Красоту, Иван побеждает сорока двух соперников, женится, едет домой, но по дороге Кощей похищает жену. Снова поиски, помощь ястреба, медведя и щуки, добывшей утку, в утке - яйцо, в яйце смерть Кощея - и благополучное возвращение. В. Я. Пропп, исследовавший волшебные сказки, показал универсальность сюжета в мировом фольклоре и связь с эпосом. Те же два хода, те же три этапа развития в каждом сюжете и свадьба или преодоление беды в завершение.
Сказители и певцы зачастую используют струнные инструменты для музыкального сопровождения: лиру, гусли, кобзу, комуз - прообразы гитары и всех струнных. Разработка сюжетов эпоса и сказок трансформируется в танец, карнавал, театр. Певцы, танцоры, резчики масок, музыканты становятся профессионалами и, в свою очередь, делятся на храмовых, придворных, бродячих. Среди них появляется специализация: плакальщицы на похоронах, свадебные музыканты, ярмарочные актеры.
Монументальная архитектура и скульптура отразили стремление высших сословий запечатлеть свое превосходство в незыблемых вечных сооружениях и эпический размах самоутверждения. Наибольшую известность приобрели каменные статуи о. Пасхи и английские кромлехи - круги из камней - монолитов. Большинство мегалитов связаны с погребениями. В Германии, Англии, Франции, на Северном Кавказе, в Корее, на о.
Цусима открыты гробницы из вертикальных блоков, перекрытых монолитной плитой - дольмены.С дольменами или другими типами гробниц связаны ряды менгиров - отдельно стоящих монолитов. В Центральной Азии такие ряды образуют сравнительно небольшие - до метра высотой - камни - балбалы. Циклопические сооружения из больших камней (названы по имени мифических строителей - циклопов) разбросаны по всему Средиземноморью и восходят, как и дольмены, к III тысячелетию до н. э. Даже в тени пирамид Древнего царства в Египте эти постройки не кажутся маленькими.
Менее известны масштабы сооружений из земли и камня древней Японии в IV-V вв. Курганный период в Японии относится, конечно, уже к стадии ранней государственности, как, впрочем, и многие мегалиты Средиземноморья и Кореи. Курган Нинтокурё (в префектуре Осака) сооружен в начале V в. По форме он напоминает замочную скважину длиной 475 м, шириной 305 м, высотой 35 м. В насыпь уложено без малого 1,5 млн м3 земли, вокруг кургана три ряда рвов шириной до 120 м. По подсчетам С. Умэхара тысяча строителей должны были трудиться 4 года, чтобы соорудить Нинтокурё. Не намного меньше курган Оодзинрё. На его поверхности найдены глиняные полые скульптуры - ханива в виде домов, лодок, балдахинов, уток, лошадей, есть фигуры морских обитателей: кита и осьминога.
В Ереване мне довелось увидеть знаменитые вишапы - резные каменные столбы высотой до 4 м. Их находят в Армении и Грузии. В сложной символике вишапов различают изображения рыб, быков, баранов; датируют III-II тысячелетиями до н. э. Думаю, что виша- пы антропоморфны, символизируют плодородие и модель мира, что не исключает другие функции.
В III тысячелетии до н. э. каменные стелы распространяются в степях от Енисея до Дуная. В Причерноморье среди курганов стоят небольшие плиты, лишь отдаленно напоминающие человека, втянувшего голову в плечи. На Енисее, в Хакассии - это мощные саблевидные стелы, изображающие людей в высоких головных уборах, с разрисованными или покрытыми татуировкой трехглазыми лицами (или в масках).
У хакасов сохранилось поверье, что есть маленькие камни - «дети каменной старухи». В 70-е годы найдены 2 таких портативных камня: на одной стороне - изображение трех личин, на другой - трехглазая рыба или змея. Похожий камень из штата Орегон демонстрировался на выставке этого штата во Владивостоке.В предскифское и скифское время в Монголии, Туве, в Забайкалье, на Алтае ставили камни в виде воина с боевым поясом, на поясе - оружие, а выше, иногда и под ним,- скифские олени. Отсюда название знаменитых стел - «оленные камни». Отдельные камни такого типа есть в Европе - вплоть до Болгарии и Германии.
Скифское искусство, его неповторимый «звериный стиль» запечатлели в золоте, бронзе, дереве, камне образный мир ранних кочевников. С подогнутыми под брюхом ногами, с распластавшимися по спине спиральными завитками рогов и вытянутой мордой-клювом скифские олени-птицы третью тысячу лет летят в пространстве и времени. Кошачьи хищники, свернувшись кольцом, готовы распрямиться как пружина. Львы, волки, орлы и мифические грифоны - соединение льва с орлом - терзают коней, оленей, кабанов. Скульптура, бляшка на поясе или конской упряжи, рисунок на камне у художников скифского мира всегда динамичны и своеобразны. Для археологов скифский стиль как дата на скале: с другим временем не спутаешь, да и в рамках скифского времени стиль менялся в пределах двух веков. Древнейшие - на рубеже IX-VIII вв. до н. э.- произведения звериного стиля найдены в знаменитом кургане Аржан в Туве. В последующих VII-III вв. до н. э. в этом стиле будут исполнены деревянные фигурки, кожаные аппликации и даже татуировка на мумифицированных телах людей в курганах горного Алтая (мерзлота сохранила недолговечные материалы), наскальные рисунки Сибири, Монголии, Средней Азии, золото и бронзовые вещи саков, сарматов, скифов. Греческие ювелиры научились, правда, не сразу, создавать в том же стиле вещи, продававшиеся степнякам. Д. С. Раевский в скифском зверином стиле видит символическую знаковую систему для описания мироздания.
Рис. 34. Оленный камень из Монголии (4 грани).
Профессионализм художников, запросы знати, воинов, жрецов в соединении с развитием всей духовной сферы и художественного вкуса как ее субсистемы привели к расцвету творческих стилей, скифский - один из них.
Модели мира - космограммы, изобразительные и графические, характерны для мифологического сознания и вообще для человека. Простейший пример такой космограммы - китайские круглые монеты с квадратным отверстием в центре. Такие монеты чеканились в Китае более двух тысяч лет, заимствовали эту форму и соседние народы.
В древней дальневосточной символике квадрат - Земля, круг - Небо, квадрат в круге - модель мира. Дом и храмы, как правило, также воплощали в себе космограмму. Православный храм и русская изба изначально воплощали космос, где каждая часть и деталь соответствовала канонической модели мира.
Рис. 35. Скифские воины
Для палеолитического сознания характерна «маршрутная» модель: как на охотничьей тропе, человек шел от одной группы рисунков к другой, например, в пещере Ляско. В космосе земледельцев и скотоводов мир организован по вертикали и горизонтали. Универсальна троичная вертикаль: средний мир - для людей, животных и растений; нижний - подземный и подводный - мир преисподней, хтонический; верх - небо, души и духи. Каждая из сфер могла, в свою очередь, делиться (отсюда выражение «на седьмом небе»), но три сферы - почти стандарт. Сферы соединяет мировое дерево, столп, гора, лестница, веревка или нить. (Барон Мюнхгаузен отправлялся на небо таким образом отнюдь не первым).
Столь же универсальны двоичные бинарные оппозиции: верх - низ, левое - правое, внутреннее - внешнее, жизнь - смерть, человеческое - чуждое человеку, домашние животные - дикие, реальное - фантастическое. Именно так дешифрует Д. С. Раевский символику золотой пекторали из кургана Толстая Могила на Украине. Пектораль IV в. до н.э. работы греческого мастера представляет собой круг диаметром 30 см. Четыре плетенных золотых шнура образуют окружности с центрами на одной вертикальной оси. Внутренний из кругов охватывал шею владельца, 3 других образуют серповидные фигуры, 3 яруса, заполненные изображениями. В центре верхнего - 2 бородатых скифа шьют одежду из растянутой овечьей шкуры. Правый (если смотреть от владельца пекторали) повесил свой горит с луком наверху, на голове у него повязка - знак высокого ранга, левый без повязки, его лук лежит на земле. Справа в том же ярусе: лошадь, жеребенок, корова с сосущим теленком, молодой скиф закрывает амфору (с молоком?), овца, коза, козленок, утка. Слева - лошадь с сосущим жеребенком, теленок, корова, скиф доит овцу, коза, козленок, хищная птица. В среднем ярусе в центре растение аканф, аналог мирового дерева с 10-лепестковым цветком вверху, по обе стороны цветы и побеги со спиральными завитками и 5 птиц (голуби) одна в центре и по 2 слева и справа. В нижнем ярусе в центре 3 раза повторяется сцена терзания лошади парой грифонов. Справа - два льва (самец и самка) терзают оленя, собака преследует зайца, пара кузнечиков сидят друг против друга. Слева - львы терзают кабана, собака гонит зайца и снова кузнечики.
Рис. 36. Золотая пектораль из Толстой Могилы.
В популярной литературе и учебниках до сих пор в ходу объяснения таких сюжетов как сцен из жизни: жанровые картинки в золоте, хотя специалисты давно и успешно дешифруют сюжеты индоевропейской (иранской) мифологии. Пектораль из Толстой Могилы - целая книга, написанная в золоте изображениями, графикой, символами. Создал ее для ираноязычного скифского заказчика греческий мастер, несомненно знакомый со скифской мифологией, но - не скиф и это вряд ли добавило тексту ясности. Стиль - реалистический, от звериного - только сцены терзания. Бинарные оппозиции сочетаются с тройственной символикой: три сцены терзания лошади, три яруса изображений, по три пары домашних животных с приплодом слева и справа в верхнем ярусе: лошадь с жеребенком, корова с теленком, коза с козленком. Правая (от владельца) сторона - верх, левая - низ, это следует из положения го- рита с луком и повязки на лбу правого скифа. Следовательно, олень справа - верх, а кабан слева - низ. Вспомним погребения животных в Синем Гае: там олень вверху, поросята - внизу. Кабан - единственное плотоядное животное среди копытных, символизировал нижний мир, преисподнюю, а летящие скифские олени с птичьей мордой - очевидные символы верха. Верхний ярус пекторали симполизировал жизнь, нижний со сценами терзаний - смерть. Собака у иранцев - проводник смерти, заяц, которого она гонит - знак плодовитости. У коров на лбу солярные розетки, знаки Солнца.
В числовом коде пекторали есть еще число 5: птицы в среднем ярусе, кратное пяти число лепестков в центральном цветке - пальметте, пятичленная модель мира кочевников: люди, лошади, коровы, овцы, козы - в верхнем ярусе (центр - человек и 4 стороны света?).
Ученые за 20 лет предложили десятки вариантов дешифровки отдельных фигур пекторали, и вряд ли придет момент, когда все и всё прочтут одинаково: нет ни заказчика, ни мастера, ни самого народа. 24 века отделяют нас от этих людей, но картина привычного им мира нам в целом понятна, спор - о деталях.
Сравнению символики поселения бронзового века, вблизи дальневосточного озера Ханка и скифско-греческой пекторали IV в. до н. э. удивляться не следует: кроме общечеловеческих универсалий, сказывается исходная палеолитическая древность персонажей мифов: олень и кабан противостоят уже в Большом плафоне Альтамиры. Культурные национальные отличия определяют «мелочи», детали. Не зря на Руси в XVII в. так ожесточенно спорили: креститься тремя перстами или двуперстно.
От опыта воображения к эксперименту - так видит путь знания мудрец Я. Э. Голосовкер. От воображения к опыту первобытный человек двигался «без отрыва от производства» пищи. В обществе разделенного труда появилось множество людей, чья работа была связана с познанием. Землемеры создали геометрию (землемерие по гречески). В не меньшей степени математика и механика совершенствовались строителями, гидротехниками, моряками. Показательно увеличение предельных чисел: в первобытных общинах счет не превышает 100, у алеутов, айнов - счет до 10 000, это число становится символом бесконечности (китайская здравица: 10 тысяч лет жизни!).
Стала профессией медицина. Костоправы, массажисты, травники, акушеры - профессии древнейшие. Возникает производство многокомпонентных лекарств из растительных, животных, минеральных элементов. Психотерапия на ранних стадиях профессиональной медицины вырабатывает методы лечебной медитации, технику управления жизненной энергией.
В сельском хозяйстве происходила постоянная селекция растений и животных. У папуасов человек, получивший лучший урожай ямса, пользовался авторитетом и уважением, в раннесословных обществах удачливый хозяин полей и стад мог подняться по социальной лестнице, возглавить мощный клан. Уважаемой профессией, как правило, становится ветеринария. Цикличность земледельческого труда стимулировала совершенствование календарей и прогнозирование погоды. Зулусы на юге Африки открыли 11-летний цикл повторения засух (соответствует 11 -летнему солнечному циклу). Владение ценной информацией давало и усиливало власть, знание становится привилегией высших сословий, вождей и жрецов.
Вырабатываются методы хранения и передачи информации. Культурный код: пояс воина, атрибуты власти и рангов, украшения, детали одежды - социальные знаки, но при росте объема информации изобразительная и устная ее передача затрудняются. Появляются мнемонические знаки: шнуры-вампумы у индейцев, знаки на дощечках ронго-ронго с острова Пасхи. Впрочем, в последнем случае такие знаки сочетаются с настоящим письмом - иероглифами. В Полинезии создали «дома знаний»- школы, в которых обучали детей из семьи вождя.
В I тысячелетии до н. э. в древнем мире - в Китае, Индии, Греции возникли натурфилософские школы, развивавшие учения о взаимодействии и борьбе двух первичных начал и первоэлементах. В Китае Ян - Небо, свет, Солнце, мужское начало, сила, чистота, левая сторона, нечетные числа (чаще 3) находятся в вечном противостоянии с Инь - Землей, темнотой, Луной, женским началом, слабостью, мутным, правой стороной, четными числами (чаще 4). Графически Ян-Инь изображались в виде круга, образованного двумя полуспиралями (сегодня этот круг можно увидеть на флаге Южной Кореи) и короткой прямой чертой, где Ян - сплошная, Инь - с просветом. Создание триграмм - 8 сочетаний таких черт - приписывалось мифическому Фу Си. До сих пор на Востоке гадатели используют триграммы для предсказаний.
Первоэлементами в Китае считались дерево, огонь, земля, металл, вода. В индоевропейской мифологии первоэлементов четыре: огонь, земля, воздух, вода.
Универсальна идея натурфилософов о мельчайших частицах всего сущего - провидение атомистической теории. С развития натурфилософии в древнем мире начинается логос - наука, древнейшие записи датируются VIII - VI вв. до н. э. Связь этих представлений с древней мифологией очевидна.
Физическая культура как самостоятельная область развивается с появлением профессий, требовавших постоянной тренировки: бегуны-гонцы, актеры, воины. Боевые искусства - китайские у-шу, японские кэмпо требовали специалистов-учителей фехтования, стрельбы из лука, вольтижировки. В сословиях, не имевших права на боевое оружие, зарождаются и развиваются школы рукопашного боя и борьбы. Такие школы занимались психотренингом, физическим и духовным совершенствованием человека, вырабатывали локальные системы типа йоги и приемы боя, ритуальные боевые танцы, этические правила, нормы сексуальной жизни. Даосизм, буддизм, индуизм включили в свои системы и развили древние школы, создали новые. Дописьменные древнейшие этапы развития физической культуры фиксируются находками фигурок, рисунков: донгшонский бронзовый барабан с фигурками цирковых артистов, критская ваза с рисунком акробата, прыгающего через разъяренного быка.
Религия в раннесословных обществах обретает новые формы и с появлением профессиональных служителей: жрецов, шаманов становится ведущей областью духовной культуры.
Погребальный культ, инициации, знахарство долго сохраняются как самостоятельные сферы, постепенно включающиеся в более развитые религии. Ведовство со временем оттесняется на периферию, но, впрочем, и оно доживает до XX века. Тотемизм, как подлинно первобытная система, отмирает, но следы его сохраняются в других культах.
Культ предков семейных и родовых - одна из новых религий, почти повсеместно возникающая в древнеземледельческих и скотоводческих обществах. В Китае культ предков стал основой конфуцианства и обусловил патерналистский тип общества и государства. В каждом китайском доме был (да и теперь в деревнях есть) алтарь семейного предка, с табличкой, на которой написано почитаемое имя. При каждом событии в жизни дома и в праздники глава семьи подробно докладывал предку о семейных делах, приносил жертвы, молился, просил о помощи и защите. С этим же связана забота о могилах предков. Считалось, что неуспокоенная душа умершего может мстить, и непогребение или небрежное отношение к могилам почиталось преступлением. Возникает почитание предков на ранних стадиях земледелия: уже папуасы чтили своих предков, сберегая их черепа или нижнюю челюсть. Культ предков известен в Греции, Индии, у индейцев-земледельцев, у скотоводческих народов Евразии и Африки.
Шаманизм изучен у народов Юго-Восточной, Восточной, Центральной Азии, где до рубежа XIX-XX вв. он не был полностью поглощен современными религиями. В Сибири, на Амуре он сохранился как самостоятельная система, хотя и не без влияния буддизма. В прошлом шаманизм был, по-видимому, распространен у многих народов. Шаман выполнял роль посредника между людьми и духами, провожал души умерших, выполнял функции гадателя и знахаря. Функции шамана в самой общей форме можно определить как жреческие на дохрамовой стадии. Когда появляется храм, на смену шаману приходит жрец.
Культ тайных союзов описан в Меланезии, Западной Африке, у индейцев Северной Америки, алеутов и эскимосов. Следы подобных культовых объединений отмечены в античной Греции, в Полинезии, Китае. Сами союзы и культы чрезвычайно разнородны, в поздних и современных формах это террористические организации, использующие суеверный страх людей для грабежей и убийств, как, например, союз леопарда в Западной Африке. Китовая аллея, упоминавшаяся выше, и описания алеутских, эскимосских, меланезийских союзов показывают, что культ тайных союзов вобрал в себя идеи и ритуал инициации: смерть и возрождение посвящаемого, таинство обрядов, идеи о духах-покровителях. В соединении с запугиванием непосвященных тайный союз превращается в инструмент утверждения социального неравенства внутри общины. У индейцев союзы формируются по сословно-групповым признакам: союз вождей у омаха, общество шаманов, общество «Пляска готовых к смерти», «Пляска неубегающих от врага»- союзы воинов.
Культ вождей создавал идейное обоснование власти, подкреплял ее сверхъестественной или божественной санкцией. В Океании право на власть и имущество объявлялось результатом обладания безличной магической силой - мана. Это меланезийское слово стало термином. Вождь, естественно, обладал максимальной мана, передававшейся духом умершего вождя-предка. Полинезийцы на Маркизских островах считали, что «Вождь не может красть», он воплощение божества и мог взять все, что ему понравится. Если вождь ступил с носилок на землю - она становилась его собственностью. Впрочем, в полинезийских вождей вселялся дух второстепенных богов через длинный ряд предков. Считалось, что вождь вводил в жену божественный принцип, который в утробе матери превращался в божественного ребенка. Сын-первенец становился воплощением бога.
Рис. 37. Член тайного союза «лега», Африка.
Обожествление вождя бывало весьма обременительным. В Лоанго на Западе Африки народ чтил вождя-царя и дал ему титул бога. Считалось, что он может вызывать дождь для посевов, пуская вверх стрелы. При неудачном вызывании дождя... бога прогоняли. Так же поступали со многими африканскими царьками, даже убивали порой. Подобное становилось невозможным, когда власть превращалась в деспотическую, но и в империях сохранялось понятие ответственности монарха. Китайский император носил титул Сын Неба. При повторении стихийных бедствий в стране (насылаемых, разумеется, Небом) император совершал специальные обряды и моления и, случалось, добровольно передавал власть наследнику.
Пантеон богов в мировой истории огромен и, в отличие от звездного неба, единого каталога не существует. В японской религии синто (путь богов) син или ками - богов-духов, по распространенному выражению, «восемь миллионов», что не следует понимать буквально. Ками одухотворяют природу и весь предметный мир: небо, землю, светила, камни, деревья, мечи, бронзовые зеркала, деревянные фигурки или просто таблички с именем бога. Предмет - синтай, тело бога - и был объектом поклонения. В каменном веке такими предметами были керамические фигурки - вместилище Аматэрасу (богини Солнца), каменные фаллосы-символы Сусаноо (бога ветра) - главных персонажей мифов. Прародителем японского императора по официальной версии считалась Аматэрасу.
Пробиться на Олимпе в главные боги было не легче, чем к власти на земле. Политеизм - многобожие земледельческих народов, формировался из племенных богов, культурных героев, творцов, хозяев природы и стихий. В каждой местности и у каждого племени были свои боги. В столкновении и взаимодействии формируется пантеон. И по мере усиления в человеке хозяйского подхода к природе, боги утрачивали черты тотемов и обретали облик и характеры людей.
В архаических древних культурах боги нередко только наполовину люди. В древнем Египте пантеон сформировался из номовых - племенных богов, где Гор - сокол, Бастет - кошка, Хатор - корова, Тот - ибис, Анубис - шакал, Ра - Солнце... Наиболее абстрактными были верховные боги полинезийцев: Тангороа, Тане, Та, Ронго. Они сотворили океан, острова и все сущее, но в дальнейшую жизнь не вмешивались, не было даже изображений.
От Средней Азии до Европы с VI тысячелетия до н. э. распространяются изображения богини, явно связанной с земледелием: ее фигурки несли на себе отпечатки зерен, изображения виноградной лозы. Богиня - покровительница земледелия: египетская Исида, урукская Иштар, греческая Деметра, змееногая богиня из Чатал-Гуюка и ее аналог - скифская Апи.
У индоевропейских народов выделяется трио главных богов, но с вариациями их функций. У скифов, кроме Апи, это богиня с зеркалом Табити - покровительница огня, очага и Папай (Зевс) - бог неба, творец мира. Влиятельным богом был Арей, чьим символом являлся меч, бог воинов и грозы.
У римлян главная троица: Юпитер, Марс, Квирин. Та же тройка у норманнов: Один (Марс) - маг, царь, бог победы; Тор (Юпитер) - повелитель грома, ветра, дождя, урожая, кузнецов и здоровья, его символ - молот; Фрейр (Квирин) - бог секса, деторождения и, естественно, миротворец. У славян - Перун - бог-гром, покровитель князя и дружины, Велес - покровитель скота и Ярила-Купала - бог Солнца и весеннего плодородия. Среди главных богов всегда присутствует тот или иной бог земледелия и скотоводства, но в столь ответственном деле лучше было застраховаться от неудачи (вдруг Главный бог что-нибудь напутает), поэтому у всех земледельческих народов широчайшее распространение получили аграрные обряды и культы, восходящие к древнейшему культу плодородия.
У батаков, на о. Суматра, во время гадания жертвовался петух и исполнялось заклинание:
Я обращаюсь с молитвой
К плодоносящей богине,
У которой уже заметен живот.
Это мать, которую я взрастил.
Пусть мешки для риса и овощей, Пусть душа нашего дома Охраняют нас всегда.
Такова песня о рисе.
(цит. по Е. В. Ревуненковой)
Русское «А мы просо сеяли-сеяли» удивительно похоже на древнекитайскую песню о просе: в сборнике древнейших песен «Шицзин» просо поминают 37 раз.
Человек стремился в обрядовой магической форме воспроизвести все фазы земледельческого цикла: вспашку, посев (оплодотворение земли), защиту посевов, сбор урожая, обмолот, хранение, размол зерна. Особое место занимал посев, пашня сопоставлялась с роженицей: в русском обряде опахивания обязательно участвовала беременная женщина.
Не столь редки обряды человеческих жертвоприношений. Рисоводы из народа ва на юго-западе Китая весной, перед посадкой риса, выходили на охоту за головами, у некоторых деревень в середине XX в. на колышках были насажены до 700 черепов. Считалось, что кровавые жертвы умилостивят «мать риса» и она даст хороший урожай. Человеческие жертвы богам плодородия приносили в Индии, Юго-Восточной Азии, Мезоамерике, Африке. Символические жертвоприношения можно встретить повсеместно. Русские крестьяне оставляли на полосе несколько несжатых колосьев - жертва Волосу (Велесу), армянские - жертвовали петуха и развешивали цветные лоскуты на деревьях - прямо возле христианского храма. Христианство, как и другие современные религии, впитало в себя элементы аграрных культов.
Мораль и право раннесословных обществ исходит из деления людей по сословиям и рангам. Возникает защита собственности. Уже на ранних стадиях деления обществ на знатных и рядовых общинников - у меланезийцев, индейцев - цена крови знатного как минимум вдвое дороже. В Полинезии жрец мог сказать рядовому общиннику: «Ты - кто? Тот, кого не успели принести в жертву». И заявить, что жизнь именно этого человека жаждут получить боги. Вождь мог забрать у общинника жену, детей, самого превратить в слугу. Подчинялись беспрекословно. За провинности убивали. Пленных, приносимых в жертву, убивали, разрубали, мясо жарили в земляных печах и, дав немного богу, ели.
Появление семейной и частной собственности вызвало к жизни нормы ее наследования. В одних обществах, например в Китае, утвердились нормы майората - наследовал старший сын, в других - минората, когда наследовал младший (скифы, тюрки, монголы). С миноратом связано широкое распространение сюжета о трех братьях, где младший - самый удачливый и умный.
Первые своды законов пестрят суровыми карами, по имени раннегреческих законов Драконта, где единственное наказание - смерть, до сих пор бытует понятие «драконовские законы».
За покушение на собственность калечили (отрубали руку), обращали в рабство, убивали, но так защищалась не любая собственность. У полинезийского рядового общинника никаких шансов защитить свой дом и поле не было.
В патриархальных обществах резко понижается правовой статус женщин, утверждаются беспрекословное подчинение младших старшим, жен - мужьям.
Такова была цена прогресса - движения вперед. Память о времени, когда не знали неравенства и бесправия угнетенных, но были благополучие и сытость, старейшины были справедливы, вдовы и сироты защищены, домов не запирали, воровства не было, память о ранних стадиях земледельческих общин - типа культуры яншао в Китае - жила в народе. Она обрастала легендами, превращалась в мечту о «стране Беловодье», что искали в России, об острове Утопия Т. Мора, о стране Персикового источника - ее воспел в V в. китайский поэт Тао Юань-мин. Эта мечта-утопия превратилась в призрак, в Европе его назвали призраком коммунизма. В Китае под лозунгами возврата к этому призраку 2 тысячи лет взрывались крестьянские восстания, иногда побеждали, и все возвращалось «на круги своя». В нашей стране страшный призрак коммунистической утопии взорвал общество в 1917 году.
Контрольные вопросы
1. Расскажите об эпическом искусстве.
2. Почему возникают монументальные архитектура и скульптура?
3. Что Вы знаете о древних моделях мира?
4. Какая модель мира воплощена в скифском искусстве?
5. Расскажите о зарождении науки.
6. Очеловечивание богов - почему оно происходит?
7. Что знаете о культе тайных союзов?
8. В каких богов верили в дохристианской Европе?
9. Зарождение обычного права.