Лекция двенадцатая ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ?
На белый бал берез не соберу. Холодный хор хвои хранит молчанье. Кукушкин крик, как камешек отчаянья, все катится и катится в бору.
«Се Повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача пер- вее княжити и откуду Руская земля стала есть».
Слова летописца Нестора, открывшие в 1113 г. первую из сохранившихся русских летописей, знают все или почти все. Ответ на них ищут третье столетие историки и археологи, лингвисты и фольклористы. Имя летописца и дата составления летописи тоже предмет споров. Сама летопись, по определению Д. С. Лихачева, - свод предшествующей устной и письменной традиции.Работая над рукописью, я не собирался писать эту главу: для археолога, живущего на Дальнем Востоке, - прикосновение к темам славянской археологии? Возможно... с XVII века, чем и занимаются некоторые мои коллеги. Собирался заимствовать из книги Г. С. Лебедева сюжет о возникновении государства на Руси и этим ограничиться. Не смог. То ли древности Ладоги, Изборска, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля так на меня подействовали, то ли отсутствие книг, где бы доступно и ясно объяснили читателю, что знает и не знает сегодня наука о происхождении славян и русского государства, как смотреть, читать и понимать древнерусское искусство? Длинные списки литературы к студенческим семинарам - списки можно писать свитками многометровой длины - и в ответ удручающее незнание истоков истории своего Отечества - вот, пожалуй, главная причина, побудившая автора к столь отчаянному шагу. А критики (они будут правы) да напишут лучше.
Происхождение славян. Все славянские народы объединяет язык. Когда-то в древно- сти-единый праславянский, затем, по мере расселения славяне делятся на три группы: южные - болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы; западные - поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы; восточные - русские, украинцы, белорусы.
Исходным для языков восточных славян был древнерусский язык Киевской Руси, ее литература и летописи.
Славянские языки входят в индоевропейскую семью языков и состоят в родстве с индоиранскими, греческим, армянским, романскими, в более близком - с германскими языками, но самое тесное родство - с балтскими: литовским, латышским, исчезнувшими языками пруссов, ятвягов, голяди. Балтское племя голядь жило по верхней Оке к западу от Москвы.Время разделения протобалтских и протославянских языков лингвисты определяют с большим расхождением: от V в. н. э. до V в. до н. э.
Определить место происхождения славян пытаются с 30-х годов XIX в. Антропологи помочь не могут: современные славяне - разные по своим антропологическим типам, древние - сжигали умерших при погребении и об интересах будущих антропологов не позаботились. Немногим могут помочь этнографы: великое разнообразие жилищ, одежды, утвари формировалось в разных краях, менялось, заимствовалось. Например, прабабушка русской печки родилась на юге, где ее сейчас нет, в землянках, а не в бревенчатой избе. Гидронимы - названия рек и озер - используются как источник, но их невозможно датировать. В большей части мест, где ищут родину славян, гидронимы не славянские.
Лексика праславянского языка (общие корни во всех славянских) сложилась в лесах, где не рос бук, среди озер и болот, на удалении от моря, гор и степей. Водились в тех реках лососи и угри, т. е. впадали они в Балтийское море. Дунай, откуда русский летописец выводит славян, прародиной быть не мог. Лесостепи к северу от Черного моря, где жили соседи скифов: невры, будины (с ними не раз пытались связать праславян) тоже как родина славянства отпадает. В итоге решающее значение приобрели археологические и письменные памятники. С помощью сообщений древних римских и византийских авторов пытаются определить славянскую принадлежность археологических культур задолго до того, как у славян появилась письменность. Другой метод - ретроспективный: от известного к неизвестному, от бесспорно славянских памятников к предполагаемым. У каждого метода есть трудно преодолимые недостатки: древние авторы неточно описывали места обитания соседних и дальних народов, археологическая культура впитывает в себя десятки линий развития и трудно установить, какая из них ведет в искомом направлении.
Письменные источники на современном уровне знаний проанализировал Д. А. Ма- чинский. Он пришел к выводам, что в I-V вв. славяне уже представляли некое единство, достаточно обособленное по языку и культуре от соседей. Границы их расселения неоднократно менялись. Ученый гот Иордан, живший в Византии в VI в., утверждал, что все племена и группировки славян: склавины (первое упоминание термина славяне!), анты и венеты «происходят от одного корня» и в древности назывались «венеты». Сведения Иордана восходят к 350-370 гг., когда король готов Германарих воевал с венетами, Иордан замечает, что венеты чрезвычайно многочисленны, иначе, чем готы, вооружены и организованы. Готы в это время создали мощное разноплеменное объединение в Северном Причерноморье, где 2000 памятников черняховской археологической культуры несомненно оставлены населением готского государства. Иордан, писавший на латыни, называет Германариха рекс - король, царь, да и столь разноплеменное население: германцы-готы, герулы, ираноязычные аланы и, возможно, на севере - славяне, можно было объединить и два века удержать в подчинении только силой ранней государственности.
За 200-300 лет до войн Германариха этноним венеды (венеты) появился в сочинениях римских историков и географов: Тацита, Плиния Старшего, Птолемея. Плиний помещал венедов на южном побережье Балтики (середина I в. н. э.), восточнее устья Вислы, как считает Мачинский, в районе полуострова Курземе, где еще в XIX в. жителей-балтов называли «вен- тини». Тацит в труде «Германия» (сведения 50-60-х годов I в.) поместил венетов вдали от морей, к востоку от лугиев, готов и эстиев, к северу от бастарнов и степняков-сарматов, к югу от феннов. Сведения Тацита Мачинский считает в высокой степени достоверными и на их основе рисует карту, где между 55-170 гг. две группы венетов помещены между Бугом и левобережьем Верхнего Днепра, от истоков Южного Буга до верховьев Немана и Западной Двины. Там же помещены ставаны Птолемея, возможно, древнейший вариант самоназвания славян - изначально «люди», как и большинство этнических самоназваний.
Рис. 40. Карта - схема мест обитания восточноевропейских венедов - венетов во второй половине I - середине II в. н. э. (по Д. А. Мачинскому).
Венедами, очевидно, германцы называли своих соседей, в т. ч. и славян, но не только их. Ситуация типичная: при Петре I русские называли немцами всех западноевропейцев, китайцы, не знающие русского, не подозревают, что мы их называем по имени одного из исчезнувших кочевых народов - кара-китаев. В числе названий лужицких сербов (лужичане, сорбы) есть и венды: живут они на юге Германии, куда предки полабских славян переселились в VII веке. Лесостепную полосу и Прикарпатье до 125 г, населяли бастарны, народ, язык которого древние авторы отличают от германских, возможно, иллирийский или кельтский. С бастарнами Д. А. Мачинский и М. Б. Щукин уверенно связывают зарубинецкую культуру (в ней, как и в черняховской, многие археологи безуспешно ищут корни славян).
Около 180 г. две группы венедов продвигаются на Дунай: одна в низовья, к югу от Карпат, другая - в Карпатскую котловину - к западу от гор. О их судьбе ничего не известно, но в VI веке славянские племена несколькими группами повторяют их путь, по дороге славяне заселяют верховья Вислы и Одера, занимают низовья Дуная, продвигаются на Балканы, достигают Пелопонесса.
Естественно, что при таком мощном выходе на арену мировых событий о славянах в VI в. стали сообщать разноязычные источники. Одновременно на всех этих территориях распространяется однотипная керамика, ее впервые выделил в 1940 г. чешский археолог И. Борковский, он назвал керамику «пражской». С VI века письменные и археологические источники достаточно надежно связаны и дополняют друг друга.
В 512 г. Прокопий Кесарийский впервые упоминает склавинов. С 527 склавины и анты беспокоят Византию, ее дипломаты умело сталкивают их друг с другом. Кроме Прокопия и Иордана о них пишут Менандр, псевдо-Маврикий, позднее-Сирин.
В 558 г.
в Причерноморье вторгаются с востока кочевники-авары, их путь начался в центре Азии, где в 550 г. возник тюркский каганат. Авары-обры русской летописи - разрезают славян на южных и северных. К 562 г. они достигают Дуная, где в районе современной Венгрии создают каганат - до 630 г. На Дунае обры угнетали славян, летопись описывает, как они запрягали в телегу славянских женщин. Византийцы в 578 г. переправляют аваров через Дунай для борьбы со славянами. В 594-602 гг. византийским полководцам удалось одержать ряд побед над славянами и дойти до среднего течения Днепра. Об этих бедах сообщает «Повесть временных лет»: рассказ о нашествии волохов. Летопись помещает эти события после сообщения о расселении славян в Моравии и до нашествия болгар (кочевников- тюрков) на дунайских славян в 610 г.Свалившиеся беды и поражения вызвали массовое переселение славян с юга на север. Вот тогда-то «пришли и сели», как сообщает летописец, поляне - на Днепре, древляне и дреговичи в лесах Полесья, северяне по Десне, Сейму, Суле, полочане - на реке Полоча, притоке Западной Двины, а от полочан - кривичи, ляхи - по Висле вплоть до Балтики. Позднее на Ильмень и Волхов пришли словене - в VIII в., в среднерусские леса - с запада, «от ляхов» - радимичи и вятичи. Еще летопись упоминает бужан - они же волыняне, белых хорватов - в Прикарпатье, тиверцев и уличей - в Приднестровье и низовьях Днепра. Среди племен, которых мучили обры - авары, упомянуты в летописи дулебы, позднее сведений о них нет. Возможно, что дулебы VI-VII вв.-предки волынян, полян, древлян и дреговичей.
Пражская керамика, как путеводная нить в лабиринте, позволила археологам связать летописные племена с археологическими памятниками VI-VII вв.
Археология о происхождении славян. Лесную прародину всех славян надежно связать с определенным кругом памятников от V в. и ранее пока не удалось. Существуют три основные гипотезы. Южная - Киев, украинское Полесье, выводит славян из зарубинецкой и черняховской культур. Выше уже шла речь о том, что культуры эти в основе - не славянские, между ними хронологический разрыв в 60-70 лет, черняховская - степная культура.
Район Киева - едва ли не единственное место, где эти культуры встречаются на одной территории. Не вяжется южный вариант с лексикой (леса и болота, а не лесостепь и степь). Археологически две культуры резко отличаются от позднейших пражских. Полностью все же исключить участие славянских групп нельзя, но черняховцев в 376 г. смели гунны. Вывести славян VI в. из осколков племен, укрывшихся от кочевников в лесах, археологам убедительно не удается.Вторая гипотеза помещает общую прародину на Висле и Одере, где Тацит разместил германские племена лугиев и готов. С лугиями связывают пшеворскую культуру, в которой польские археологи видят древнейших славян. В. В. Седов попытался соединить южную и Висла-Одерскую прародину, пшеворскую и зарубинецкую культуры.
Третья гипотеза выдвинута И. И. Ляпушкиным, развивается петербургскими археологами. Она получила за рубежом поддержку И. Вёрнера, К. Годлевского. Привлекательность ее в согласованности с данными сравнительного языкознания, топонимики - в свете современной лингвистики, сведениями Тацита и Иордана. Суть гипотезы: в лесах Белоруссии, юга лесов России со скифского времени - VIII-III вв. до н. э. разбросаны поселения культуры штрихованной керамики; как и ее соседи - юхновская, днепро-двинская - эта культура продолжала существовать до V в. н. э. Между III и V веками культура делится на северозападный и юго-восточный варианты, что совпадает по времени с глоттохронологией разделения протобалтского и протославянского языков. По всей лесной территории гидронимы - балтские, но лингвисты В. В. Иванов, О. Н. Трубачев, В. Н. Топоров считают, что при выделении из общей первобытной массы балты сохранили древнюю основу, а славяне, больше контактируя с другими языками, далеко ушли от этой основы. Поэтому на их прародине и должна быть балтская топонимика. Наконец, южно-русские леса как раз хорошо согласуются с описанием Тацита и Иордана: с севера эсты и фенны.
Рис. 41. Карта - схема мест обитания и путей миграций славян в середине VI - начале VIII
вв. н. э. (по Д.А. Мачинскому).
Для полного утверждения третьей гипотезы не хватает мелочи - археологической связи штрихованной и пражской керамики. Но чего нет, того нет, да и быть не могло в свете дунайского этапа славянской истории. Пражская керамика и впрямь происходит из мест ближе к Праге, где в Придунавье во II-V вв. есть для нее предшественники. А оставшиеся в лесах «штриховики» мало чем отличались от соседей балтов и финнов. Г. А. Хабургаев предположил, что славяне «Повести временных лет», чьи названия заканчиваются суффиксом - ане, побывали на Дунае, а те, что на ичи (кривичи, радимичи, вятичи, дреговичи) - ассимилированные пришельцами аборигены лесов.
Общепризнанного разрешения славянской загадки I-V вв. в археологии пока нет. Мне третья гипотеза представляется более убедительной, но полностью непротиворечивые доказательства того, что южные леса Восточной Европы - общая колыбель славян, археологам еще искать и искать.
Восточные славяне в VT-VTTT вв. Керамику пражского типа на Днепре открыли и назвали по селу Пеньковка в устье Тясмина и селу Корчак на р. Тетерев: пражско- пеньковская и пражско-корчаковская. Поселения и могильники с округлыми пеньковскими горшками протянулись от Северского Донца на востоке до Дуная (территория Болгарии, Венгрии, Румынии) на западе. Наибольшая концентрация пеньковских памятников по Днепру - от устья р. Рось до Запорожья, в верховьях Южного Буга и в междуречье Днестра и Прута - на Буковине и в Молдавии. В этой пограничной со степью полосе с густой сетью рек, болот, лесов с VI века (в Молдавии и на Буковине с V) селятся славяне. Неукрепленные селища прятались среди лесов, в долинах небольших рек и ручьев, на плодороднейших поймах. Селения небольшие - от 5 до 25 жилищ. Дома располагались кучно или в 1 - 2 ряда. Основание дома - прямоугольный котлован глубиной 0,3-1,2 м, площадью 15-20 м2, в него опущен сруб из тонких бревен или плах, есть стены из жердей, переплетенных лозой и обмазанных глиной. Вход - с юга, у северной стены в одном из углов - печь-каменка- та самая прабабушка русской печки. Крыша, судя по опорным столбам, была двускатной, но изредка встречены дома с центральным столбом и, возможно, четырехскатной крышей: этнографического стандарта, как видим, уже тогда не было.
Единственное укрепленное городище Пастырское - в бассейне Тясмина, да и на том валы сохранились со скифского времени. На городище жили ремесленники. «Варили» железо: найдены горны, крицы, шлаки. Рядом кузнецы ковали наральники, косы, серпы, лопаты, топоры. В мастерской кузнеца нашли кувалду - до сих пор любимый инструмент для молодых, кузнечные молоты, клещи, зубило, пробойник. Рядом жили гончары: на гончарном круге формовалась посуда и здесь же обжигалась в специальном горне. Вообще гончарной посуды у пеньковцев немного, основную массу горшков и глиняных сковородок вручную лепили хозяйки.
На Пастырском городище и в нескольких селищах найдены клады с изделиями ювелиров. В кладах вещи из серебра и бронзы с цветными эмалями: браслеты, височные кольца, гривны, серьги, подвески, фигурки людей и животных. Особенно нарядны фибулы-застежки для одежды. Эти модные и дорогие вещи сравнительно часто меняли форму и распространялись едва ли не по всей Европе, что делает фибулы датирующими находками. Большой клад найден в с. Мартыновка на р. Рось - более 100 серебряных предметов: украшения женского головного убора, 2 византийские чаши, фигурки пляшущих людей и фантастических коней, пряжки и бляхи боевого пояса. Такие пояса носили разноплеменные дружинники в пограничных византийских городах. Отдельные украшения, детали поясов, оружие - железные наконечники копий и стрел, удила находят в жилищах. Огромный клад найден у с. Переще- пина на Полтавщине: 25 кг золотых и 50 кг серебряных вещей VII в., в основном, византийского происхождения.
Могильники пеньковцев бескурганные, и потому обнаруживают их редко. Умерших кремировали на стороне, а в небольшую могильную ямку ссыпали прах, иногда- в глиняной урне или накрывали горшком. Других вещей в могилах нет.
Соседями пеньковцев были болгары-утигуры и аланы. Наземные жилища и вещи кочевников иногда встречаются на пеньковских поселениях, а пеньковская керамика - в поселениях кочевников. Менялись не горшками, а женщинами, их лепившими. Такой обмен вряд ли был добровольным.
И. И. Ляпушкин и П. Н. Третьяков видели в пеньковцах предков полян и северян: общепризнано, что роменско-боршевская культура днепровского левобережья VIII-IX вв. выросла из пеньковской. В. В. Седов и М. Б. Щукин следуют за Иорданом, поместившим как раз в полосе пеньковской культуры антов. Иордан называет имена антов: вождь Мезамир, вождь Бус (его сопровождали 70 «вельмож»), Дабрагаст - служивший византийцам. В. В. Седов полагает, что анты - славянское племя без прочной политической организации, растворившееся постепенно в других славянских народах.
С запада и северо-запада жили соседи пеньковцев - пражско-корчаковская культура: от Закарпатья до Киевщины. Сгустки памятников - к югу от Припяти, по Горыни, Тетереву, в верховьях Буга и Днестра. На месте будущего Киева были корчаковские и пеньковские поселения. Для корчаковской керамики характерны высокие горшки, в остальном она мало отличима от пеньковской, примесь которой часто встречается на поселениях. Как и пеньковские, корчаковские селища расположены группами - от 3 до 14, между группами - 3-5 км. Есть крупные поселения - 80-90 жилищ, но чаще - десяток-другой домов. Преобладают наземные срубы, есть полуземлянки. Планировка та же, что у пеньковцев, печь чаще в северовосточном углу. Есть печи, вырезанные в останце земли, или глинобитные. Полы выстилали плахами, устраивали нары. У домов - хозяйственные постройки, зерновые ямы. Держали много коров и свиней. Есть свой ремесленный центр - городище Зимно: на высоком мысу, защищенное глубоким рвом, деревянной стеной, частоколом и крутыми склонами. На нем жили литейщики, кузнецы, ювелиры, камнерезы. К стене примыкало длинное деревянное строение с 13 очагами. Еще одно городище - Хотомель на р. Горынь, служило, вероятно, убежищем и святилищем.
Корчаковские могильники отличаются от пеньковских по двум основным признакам: всегда есть урна или перевернутый горшок и появляются курганы, при этом в одной насыпи на разных уровнях несколько урн с прахом. В тех же курганах продолжали хоронить в VIII в. люди лука-райковецкой культуры, вырастающей из пражско-корчаковской. Преобладали бескурганные погребения. В Шумске раскопана площадка, где производилась кремация: с мощным слоем не один раз горевшего погребального костра. Как и святилища, площадка круглая, окружена ровиком.
Иордан писал: «Склавены живут от города Новнетуна и озера, именуемого Мурсин- ским, до Данастра, а на север - до Висклы». В современном прочтении: от р. Сава и оз. Балатон до Днепра и Вислы. На всей этой территории - пражская керамика, но по Висле она имеет отличия от корчаковской, а погребений нет вовсе - их производили по обряду, археологически неуловимому. «Повесть временных лет» сообщает: «Когда волохи напали на славян на дунайских и поселились среди них и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие-древлянами, потому что сели в лесах... И так разошелся славянский народ». Многоточие обозначило пропуск мест о дреговичах, полочанах, ильменских славянах и северянах, не вписывавшихся в территорию корчаковской культуры. Далее в летописи идет речь о дулебах «по Бугу, где ныне волыняне». Кроме полян, древлян, волынян, а ранее - дулебов, на территории корчаковской культуры на юге жили тиверцы, в Прикарпатье - белые хорваты. Археологам предстоит еще много работы, чтобы выделить среди культур VI-VII веков локальные варианты. Пока названные племена могут быть соотнесены с корчаком. Археологи уверенно относят культуру к предкам восточных славян, так как в VIII в. из нее выросла культура городищ типа Луки-Райковецкой, а из последней - Южная Русь. С IX в. бескурганные погребения вытесняются курганами. Из нескольких райковецких городищ VIII века возникает Киев.
К северу, в лесах Белоруссии, Брянщины, Смоленщины, по верхнему течению Днепра и его притоков: Десны, Березины, Припяти, в верховьях Западной Двины и Немана исследованы городища, в меньшей степени - селища и грунтовые могильники двух близких культур типа Колочин и типа Тушемля - Банцеровщина (по названиям городищ). Городища тщательно укреплялись несколькими линиями рвов, валов, деревянных стен. По внутреннему периметру сооружались вытянутые срубные помещения, на площади городищ и селищ - наземные дома и полуземлянки с центральным столбом и открытым очагом. Встречаются и дома корчаковского типа, есть круги-капища. Сходен погребальный обряд: кремация на стороне, с урной или без нее. Различия в том, что прах часто сгребали вместе с золой. В могилах находят вещи: украшения, оружие, пряслица, но таких находок немного.
Керамика продолжает традиции предшествующих лесных культур: штрихованной, днепро-двинской, но формы ее: высокие горшки, сковородки мало отличимы от корчаков- ских. Когда в этих местах появляются длинные и полусферические курганы кривичей, в них встречается керамика типа Тушемли. В. В. Седов относит лесные древности к балтам, но согласен с их участием в формировании последующих славян.
М. Б. Щукин отнес лесные культуры к венетам Тацита - Иордана. А. Г. Митрофанов отметил разделение собственно балтских форм на северо-западе и протославянских в названных культурах VI-VII вв.
Плотность и большие площади поселений говорят о многочисленности населения. Когда гунны смели готов в степях и ушли дальше на запад, избыток венетов с бедных подзолистых почв хлынул на юг - к границам Византии, а в лесах продолжалась жизнь коренных земледельцев, скотоводов, кузнецов. Железо варили из местных болотных руд.
В VIII в. на Витебщину и Смоленщину пришли кривичи, создатели длинных курганов, но древнейшие такие курганы появились севернее, на Псковщине, где есть курган длиной 160 м, есть - 12 м, чаще - 30- 40 м. На Смоленщине - до 30 м. Валообразные насыпи шириной 5-10 м, высотой 1 -2 м, окаймленные ровиками, служили местом для захоронений по обряду кремации. Максимально установленное число погребений в одном кургане - 22, но все совершенные погребения вряд ли поддаются подсчету. Кремировали, как все восточные славяне, на стороне, прах в урне из глины, бересты, дерева помещали в ямку, ссыпали в нее без урны, либо рассыпали на определенной площадке. Эти операции могли производиться на поверхности земли, на приподнятой площадке - в обоих случаях после этого насыпали курган. Третий вариант - ямка или россыпь прямо на поверхности кургана. В последнем случае дождь смывал прах и подсчитать такие погребения сложно. Немного помогают ритуальные кострища после погребения - на насыпи или во рву, но и кострища за тысячелетие размываются. Вещей находят мало, большинство погребений их не имеют.
В древней группе на Псковщине есть керамика пражского типа, сосуды прибалтийско-финских типов и керамика древнерусских сферических курганов IX-X вв., расположенных в тех же могильниках, что и длинные. Из вещей находят ножи, удила, огнива, украшения, детали поясных наборов, датируемые VI-IX вв.
Селища изучались Е. Н. Носовым в районе Новгорода, культуре длинных курганов принадлежат нижние слои VIII-IX вв. Изборска и Пскова - двух древнейших городов. В Пскове основания жилищ открывают на дне раскопов посреди современного города. Изборск сохранился как древнее городище. Кривичи застроили мыс с почти отвесными склонами, с напольной стороны огородили мощным валом, с городища открывается удивительный простор: древние выбирали для городов красивые места.
Посреди городища оставили круглое возвышение, вокруг плотно стояли наземные срубные дома с печкой в углу. Печи глиняные двух типов, одни, с деревянным каркасом, встречаются у древних славян на Висле, другие — у местных эстов. В домах жили кузнецы, литейщики, косторезы.
Характерные для славян погребальный обряд, тип дома, пражскую керамику славяне принесли на эту землю из района Вислы-Одера. На то же направление указывают лингвисты: местный диалект мог возникнуть у соседей западных славян. Культура длинных курганов продолжается в сферических курганах IX-X вв. летописных кривичей. Легендарный вождь Крива, от которого и произошло имя кривичей, привел свое племя к Псковскому озеру в VI веке, оттуда кривичи расселились по северному берегу Западной Двины, в верховьях Днепра и вплоть до Ильменского озера и Волхова, где они жили рядом с новгородскими славянами. При этом местное население - чудь, весь, литгола, либь «Повести временных лет» никуда не уходило, часть его была ассимилирована славянами, часть жила в его среде: отсюда разноэтнические дома и керамика в Изборске, Пскове, Ладоге.
Ладога - в земле новгородских славян, в устье р. Волхов. У истоков Волхова, вытекающего из оз. Ильмень, находилась Перынь - святилище бога Перуна, а в месте впадения в Ладогу - святилище Велеса - имя бога - покровителя скота сохранилось в топонимике Старой Ладоги.
Нижние - самые ранние строительные горизонты Старой Ладоги датируются серединой VIII-IX вв. и относятся к культуре ильменских сопок с добавлением норманнских элементов. Сопками назвали крутобокие курганы с плоской или сферической вершиной. Внизу курган окаймляло кольцо валунов. Высота сопок от 2 до 10 м, чаще - 5, диаметр 12-40 м. Располагаются сопки цепочкой вдоль реки или поодиночке, окруженные славянскими курганами X-XVI вв. Такие долговременные могильники - всегда на пригодных для земледелия местах у современных деревень и городов. Как и длинные курганы, сопки сооружались в несколько приемов. Погребения с кремацией на стороне совершались многократно, но курган рос не по горизонтали, а по вертикали. Сначала выжигали площадку (как и кривичи), сооружали кольцо из валунов и насыпали курган примерно на четверть высоты. В этой насыпи (в ямке) хоронили или прямо на ней рассыпали прах. Варианты те же, что во всех славянских погребениях: в урне, кучкой или россыпью. 70% погребений без инвентаря. Когда возникала прослойка золы 15-20 см, сопку досыпали - и снова ряд погребений. Таких ярусов 3-4, в ярусах встречаются каменные кладки: кольца, треугольники, вымостки. Эта деталь и еще помещение в сопках костей домашних животных - черты финского погребального обряда. Керамика финская и славянская, близкая к типу висло-одерской.
Обряд и вещи показывают, что население, оставившее сопки - смешанное, славянскофинское, есть некоторые балтские элементы. Очевидна преемственность с культурой новгородских славян X в. Датируются сопки VIII-IX вв. - временем расселения на Ильмени и Волхове славян. В селищах они строили срубные дома с печкой-каменкой в углу. В Старой Ладоге, Новгороде, Рюриковом городище возникли древнейшие города этой группы. А. А. Зализняк, изучив язык новгородских берестяных грамот XI-XII вв., пришел к выводу, что новгородцы сохраняли диалект с западнославянскими элементами, новгородские славяне, как и кривичи, но позднее, пришли откуда-то с Вислы или висло-одерского междуречья. Расселившись в землях води, ижоры, корелы, славяне смешиваются с ними. Происхождение радимичей и вятичей остается невыясненным. Летопись сообщает, что их родоначальники - братья Радим и Вятко пришли «от ляхов», но западнославянских элементов в их культуре не обнаруживают. Сферические курганы вятичей на Оке, в землях голяди и финноугорского населения появились в VIII в., позднее вятичи расселялись на юг, на Дон и на восток. В их землях возникли города Рязань, Мценск, Козельск, Карачев, Дедославль. Радимичи жили в бассейне р. Сож, ранние курганы относятся к IX в. По обряду (кремация на месте, как и у вятичей) принадлежат уже к древнерусскому периоду.
К порогу консолидации и государственности восточные славяне шли разными путями. Одни оставались на землях своей лесной прародины, у других был дунайский этап. При небольших различиях в материальной и духовной культуре (отражение последней в едином, по сути, погребальном обряде) у племен еще не было единого этнического названия и сознания. Под 882 г. летописец сообщает о составе войск Олега, перечисляет варягов, чудь, славян, весь, кривичей. Далее летописец пишет: «Был един народ славянский: и те славяне, которые сидели по Дунаю... и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которых теперь называют Русь». С одной стороны - представление о единстве славянских народов, побывавших на Дунае, с другой - кривичи, а в других местах радимичи, вятичи летописцем к славянам не относятся.
Летописные племена представляли каждое конфедерацию родственных племен, народ с осознанием своего единства. Дальнейшее их сближение тесно связано с двумя неразрывными факторами: городом и государством.
Древнейшие города Руси. Норманны называли Русь «Гардар» - страна городов. В летописи упомянуты как древнейшие Новгород - 859 г., под 862 г. - Ладога, Муром, Ростов, Белоозеро, Полоцк; под 882 г.- Любеч, Смоленск, в 903 - Псков, в 907 - Чернигов, Переяславль. Всего летопись называет 414 городов, замков, крепостей. На территории Восточной Европы выявлено около 1400 городищ, относящихся к древней Руси, 862 из них исследовались. Стационарные раскопки вели только в 236 городах. В Киеве, Новгороде, Пскове общая площадь раскопов превысила 2 га, что составляет от 1/90 до 1/180 площади древнего города. Полностью раскопаны небольшие города Изборск, Изяславль.
В тех случаях, когда древний город лежит под фундаментами и улицами современной застройки, раскопки крайне затруднены. Нередко охранные работы не успевают за современным строительством: был случай, когда в Новгороде берестяную грамоту нашли на свеженасыпанном газоне. Незастроенные городища доступнее для исследователей, но мы слишком бедны, чтобы добыть и сберечь национальные богатства.
Что такое город? Чем он отличается от деревни, села, поселка? Мне приходилось видеть современный город с 900 жителями и там же, на Курилах, поселок с населением 5 тыс. человек. На юге Украины встречал села, в которых жили 30 тыс. селян. Позднее некоторые из сел переименовали в города, но жизнь селян-горожан от этого не изменилась. В малых русских города всегда занимались сельским трудом, а во многих деревнях процветали ремесла и промыслы.
Авторы сводной работы по археологии древнерусских городов и селищ предложили несколько критериев города. От попытки определять по площади отказались: есть малые города - меньше 1 га. Городом предлагалось считать место, где сосредоточены: 1) ремесла, торговля, промыслы; 2) административное управление; 3) военное дело; 4) монументальные сооружения: каменные храмы, укрепления; 5) письменность; 6) представлен быт феодалов; 7) дифференцируются постройки по размерам и устройству.
Очевидно, что такой выбор признаков города не работает на ранних стадиях. Лесная Русь строила из дерева, и каменные (кирпичные) сооружения появляются сравнительно поздно - в X-XI вв., исключение - каменные стены IX века в Изборске и Ладоге, письменность распространяется с XI в. и тогда же проникает в деревню. Археологически фиксируемое присутствие администрации - печати, пломбы и различия в быте и домах высоких сословий появляются не сразу. Летописные упоминания имени города, за исключением поздних дат основания, относятся к уже существующим городам. Раскопки подтверждают: в Пскове слой VIII в., а не начала Х в., то же - в Изборске, Ладоге. В Москве раскопки вскрыли городище XI в. - как минимум на 70 лет старше первого упоминания в летописи в 1147 г. Там же найден клад серебряных дирхемов IX в. - для селищ такие клады не характерны. В Новгороде картина обратная: летопись упоминает город в 859 г., нижний ярус из 30 обнаруженных мостовых на улице Великой датирован 953 г., есть доярусные слои 930-950 годов.
Ядро первичной застройки невелико, не всегда совпадает по месту с центром растущего города. Неоднократно происходил перенос города: к княжеской ставке, на более удобное место, после пожаров и тому подобным причинам. Такой перенос скорей правило, чем исключение в истории русских городов.
Трудности с определением нижней черты, от которой можно говорить о городе, породили десятки вариантов критериев понятия «город» и соблазн термина с приставкой прото. Один и тот же автор пишет, что летописный Смоленск 882 г. находился на месте Гнездово, в 12 км от Смоленска XI века, и здесь же называет Гнёздово, протогородом, вступая в противоречие с летописцем или самим собой. Этот «протогород» занимал 16 га, не имел укреплений, оставил за 2 века крупнейший некрополь - до 5 тысяч курганов (не без участия окрестных деревень). На территории Гнёздова жили литейщики, кузнецы, ювелиры, торговые люди и дружинники. Найдены 9 кладов - до 780 монет в кладе: арабских, византийских, западноевропейских. Среди находок дорогие привозные вещи, складные весы. Под курганами хоронили людей по славянскому, норманнскому, балтскому обряду. Открыты 10 камерных гробниц - погребения с конем. Так хоронили норманнских дружинников и торговцев. Есть в гнёздовском комплексе и финские вещи. Возникло Гнёздово в начале IX в.
Гнёздово, Ладога, Сарское городище (предшественник Ростова), Тимиревское (предтеча Ярославля) - открытые города-порты на речных путях, многонациональные центры ремесла и торговли. Аналогичные города - скандинавские вики Хедебю, Бирка, фризские и западнославянские города возникли в VIII-Х вв. Структуру таких городов исследовал Г. С. Лебедев: большая площадь, на границе племен, неукрепленные, свободная пятнами застройка, пульсирующая численность населения, занятого торговлей и ремеслами.
Другой тип древнего города - племенной центр, развивающийся в средоточие государственной власти. Летопись называет такие центры: Киев - полян, Новгород - ильменских словен, Полотеск (Полоцк) - полочан, Изборск - кривичей, Туров - дреговичей, Искоростень - древлян, Волынь - волынян, Пересечен - уличей, Перемышль - белых хорватов, Новгород Северский - северян, Смоленск (все же, вероятно, не Гнёздово) - днепровских кривичей. Известны центры финских племен, ставшие русскими городами: Белоозеро - центр веси, Муром - муромы, Суздаль - мери - все эти города возникли не позднее IX века. Неревский конец в Новгороде сохранил в своем названии имя финского племени.
Не позднее IX века возникли Чернигов, Галич, Сутейск, Переславль, Ростов, Любеч, Витебск, городища Титчиха, Новотроицкое, Горнальское, Червона Диброва. Города укреплены, имеют святилище-капище, в них жили люди, владевшие оружием и верховыми ло- щадьми, и ремесленники их обслуживавшие, есть клады монет, находки дорогих привозных вещей, украшений, ритуальных предметов.
Строительство города, управление им и округой, включавшей 50-100 деревень, предполагает надобщинную и межобщинную структуру управления - исходную (племенную, но- мовую) для возникновения государственной власти. Вооружение профессиональных воинов прямо указывает на появление этой власти, а клады, дорогие украшения и набор ремесел для обслуживания знати фиксируют сословное деление общества. Уже в городищах VI-VII вв. Зимно, Пастырское, Колочин - есть признаки межобщинных центров. Малые их размеры удерживают от термина город. Но Мартыновский и Перещепинский клады вполне соответствуют словам Иордана о князе и вельможах у антов.
«Повесть временных лет», после рассказа о трех братьях Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди, с которыми связывается основание Киева, сообщает о княжениях у полян, древлян, дреговичей, славян в Новгороде и полочан. Г. С. Лебедев определяет полян, дреговичей, полочан и новгородцев как «четыре наиболее развитых раннегосударственных образования, сложившиеся задолго до появления варягов в Восточной Европе». Древлян, а также волынян летопись наделяет несколько сниженной моральной оценкой с точки зрения киевского автора, но и у древлян отмечено княжение.
Неоднократно предпринимались попытки найти и датировать город Кия. Еще в 1908 г. В. В. Хвойко раскопал на Старокиевской горе капище, на котором приносили в жертву домашних животных. Позднее здесь же были открыты с напольной стороны ров глубиной 3 м, остатки вала с частоколом, а внутри городища площадью 2 га корчаковские жилища, вещи и керамика VII--VIII вв. К северо-западу от Старокиевской горы по правобережью Днепра и протоки Почайна тянется цепочка холмов Детинка, Щекавица, Лысая. На Лысой горе - еще одно городище, и, возможно, на Щекавице, но сведений о них нет. К VII-VIII вв.
относится возникновение племенного центра полян, с VIII в. обрастающего посадами и превращающегося в древний Киев. Попытка опустить дату рождения города в V в. ни на чем не основана. Сказанное отнюдь не принижает место и роль в истории города, названного матерью городов русских: Киев один из древнейших и прекраснейших городов Руси. К 1240 г., когда Батый разорил и сжег город, его население разные авторы оценивают в 37-50 тысяч человек. Для XIII в. - это один из крупнейших городов Европы. От Старокиевской горы разрастался детинец - центральная укрепленная часть почти каждого русского города. У ее подножия в IX в. бурно рос Подол - торгово-ремесленная слобода. На Почайне, у г. Лысой сформировался порт, где зимовали караваны судов. Новгород как центр ильменских словен, судя по сопкам и летописи, возник в VIII в. Е. Н. Носов провел детальное исследование Рюрикова городища у истока Волхова, на его правом берегу. Холм, окруженный водами Ильменя, Волхова и Волховца, соответствует одному из вариантов перевода норманского имени Новгорода - Хольмгард, город на острове. Городище возникло в середине IX в., здесь была княжеская ставка, жили дружинники, ремесленники. Найдены вещи из золота, серебра, янтаря, стекла, изделия местных ювелиров, резчиков по кости, бронзолитейщиков. Главное святилище ильменских словен Перынь находилось на другом берегу, напротив городища. Было ли Рюриково городище упоминаемым в поздних источниках Славенском, предтечей Новгорода? Или предтечей была Ладога?
В. Л. Янин считает, что Новгород возник из трех поселков - концов: Славенского на правом берегу, Неревского и Людина конца - на левом. Основу поселков составляли усадьбы бояр - потомков родо-племенных старейшин. Когда на возвышенности в начале XI в. построили Детинец, его, по В. Л. Янину, и назвали Новгородом.
Новгород замечателен своим мощным культурным слоем - более 7 м. Насыщенный водой, он сохраняет дерево, бересту, кожу. Примерно через 20 лет жители каждой улицы настилали новую мостовую из плах. По сторонам улиц стояли усадьбы и дворы горожан, ремесленных людей.
Новгород уникально соединил археологические и письменные источники. Более 900 берестяных грамот, найденные на усадьбах, донесли множество имен, в том числе известных по летописям. Так установлены усадьбы бояр Мишиничей, в XIII-XV вв. державших полтораста лет верховную власть в Новгороде, ничем не примечательного боярина Фомы, Олесия Петровича Гречина - священника и художника, в 1199 г. расписавшего с артелью церковь Спаса-Нередицы. Прекрасные росписи Нередицы дожили до войны, когда церковь оказалась на линии фронта. В сентябре 1980 г., ранним утром, вместе с открывшей мне церковь сторожихой, я вошел в восстановленный храм и увидел лики святых в уцелевшем от снарядов нижнем ярусе.
В X-XI вв. в Новгороде жили ремесленники - настоящие мастера, не уступавшие лучшим умельцам Запада и Востока.
Многослойные, самозатачивающиеся ножи, украшения из бронзы и серебра, точеные на токарном станке шахматные фигурки, вышитые мягкие туфли, искусно сделанные замки и ключи - перечислять придется долго. Дети играли с куклами, кониками, волчками, игрушечной посудой, деревянными мечами и топориками, катались на лыжах и костяных коньках, загоняли в лунку клюшкой деревянный шар и гоняли кожаный мяч, набитый шерстью. Новгородцы играли на шестиструнных гуслях, гудках - трехструнных скрипках, сопелях - тип флейты, варганах. По новгородским образцам сегодня воссоздаются древние оркестры.
Власть в городе принадлежала боярам, при этом, как нигде на Руси, был высокий уровень самоуправления улицы, конца - на каждом было свое вече. Кроме боярских вотчин, контролировавших не только землевладение, но ремесла и торговлю, была вневотчинная организация сотен во главе с тысяцким, торговые ряды и дворы, архиепископ, князь. Многообразие соперничающих властей, роль вече помогли сохранению до XV в. у новгородцев духа вольности и независимости. Князей приглашали и выгоняли, с этой традицией связаны эпизоды с изгнанием и приглашением варягов.
Рождение Руси. Новгород стал центром Внешней (Верхней) Руси и само слово Русь по наиболее обоснованной версии появилось здесь, на севере. Лингвисты А. И. Попов и Г. А. Хабургаев, подытожив труд поколений ученых, пришли к такому выводу: русь - финское название шведов, затем всех пришлых норманнов, затем разноплеменного дружинного люда. Этнонимы такого типа многочисленны на севере: суомь - финны, весь - вепсы, пермь, емь, водь, чудь; группа балтских племен: жмудь, корсь, ливь, голядь. Первичное значение «русь» еще возможно как гребцы, дружина.
«В лето 6367 (год 859) имаху дань варязи изъ заморья на чюди и на словенех, на мери и на всех кривичахъ» сообщает «Повесть...» «В лето 6370 (год 862) изгнаша варяги за море, и не даша имъ дани и почаша сами в собе володети, и не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: «Поищемъ собе князя, иже бы володелъ нами и судилъ по праву». И идоша за море къ варягомъ, к руси». И далее: «Реша русь, водь, словени и кривичи и вси: «Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да пойдите княжить и володети нами».
Пришел владеть по приглашению новгородцев Рерик Датский, Рюрик русской летописи. В 864 г. он был в Ладоге, в 870-873 гг. снова на Западе, в это время власть перешла к боярам во главе с Вадимом Храбрым. Вернувшийся Рюрик убил Вадима, женился на Ефанде - из местного боярского рода и положил начало династии Рюриковичей. Когда после смерти Рюрика Олег в 882 г. пришел с малолетним сыном Рюрика Игорем и с дружиной в Киев, летопись сообщает: «И беша у него варязи и словени и прочи прозвашася русью». Летопись дословно подтверждает вывод современных ученых о происхождении слова «русь» и распространении его на восточных славян и их страну в IX веке. Из этих же мест летописи видно, как шло становление на севере огромного государства, объединившего вокруг Новгорода кривичей, словен, финские местные племена. Наемные норманнские дружины со своим конунгом явились стабилизирующим фактором у славян в борьбе за власть между могущественными боярскими родами. Ситуация в мировой истории типичная на второй стадии государственности.
На юге, в Среднем Поднепровье сформировалась вокруг Киева Низовская (Внутренняя) Русь. Уже в VII-VIII вв. здесь образуется межкультурная общность, охватившая область Среднего Днепра, низовьев Десны и верховьев Буга. В «Вертинских анналах» сообщается о посольстве росов в 838-839 гг. к византийскому императору Феофилу II от царя по имени Хакан («каган» - титул тюркских правителей, киевские князья до XII в. называли себя хаканами). Из Константинополя послы отправились к императору франков Людовику Благочестивому, где расспросив послов, установили, что эти неведомые «росы» были свеями, норманнами, и сочли их не послами, а разведчиками. Использование тюркского титула и норманнов как послов не должно удивлять: вспомните эпоху Петра I: титул «император» и имена людей, выполнявших самые ответственные поручения, были отнюдь не отечественного происхождения. Сообщение о посольстве росов - свидетельство выхода на международную арену молодого государства со столицей в Киеве. С 813 по 842 г. византийские источники отмечают набеги русов на побережье Черноморья. В середине IX в. арабский автор Масу- ди записывает: «Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны, мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами». К 882 г. летописец относит убийство Олегом Дира и Аскольда - князей Киева. Г. С. Лебедев допускает, что Дир правил раньше и это его посольство попало в «Вертинские анналы».
С этого же времени - первой половины IX в. район Среднего Поднепровья в письменных источниках называют Русской землей.
Южнее Киева в Днепр справа впадает река Рось с притоками Росавой, Роставицей, Роськой. Многие исследователи связывают с этим районом появление названия Русская земля. А. Н. Насонов включал в границы Русской земли Поднепровье с Тетеревом, Ирпенью и Росью на правобережье и левобережье от Десны до Сулы. Б. А. Рыбаков северную границу проводит через Чернигов, Трубчевск, Курск, возникновение названия относит к VI в., когда, по его мнению, образовался союз племен русов и севера, позднее в него вошли поляне. При этом ссылаются на сирийскую хронику VI в. псевдо-Захария, где говорится о народе «рус» где-то севернее Азовского моря. Сообщение Захария, вероятней всего, связано с ираноязычными росомонами IV в. или роксоланами VI в. После вторжения аваров они в источниках не упоминаются. У северян все исследователи, как и ранее у антов, отмечают иранское происхождение их племенного имени. Вероятно, гидронимы Поросья появились в зоне ранних славяноиранских контактов. Современные лингвисты отвергают выведение летописной руси из иранского «рос», но допускают, что созвучие способствовало оживлению и закреплению в Поднепровье названия Русская земля. Что до топонимов, то на севере их не меньше: Руса, Околорусье в Приильменье, Руса на Волхове, Русыня на Луге, Русська на Воложбе, Рускиево на Свири.
Северную Русь арабские авторы, поднимавшиеся по Волге, называли Славийюн, Русскую землю - Куйава (Киев). Они же сообщают о третьей земле - Арса, на востоке. И. В. Дубов высказал мысль, что третий центр «консолидации был в районе Ростова- Ярославля (Сарское и Тимиревское поселения, ряд могильников). Вооруженные норманнские купцы, чьи погребения есть в этом районе, проникали и далее вниз по Волге: в 922 г. Ибн-Фадлан в Белымере близ Булгара, описал сожжение руса в ладье, это описание легло в основу картины Семирадского «Похороны руса».
При любом числе районов консолидации первичных княжений ось Новгород-Киев, Верхняя Русь-Русская земля стала главной в процессе объединения. По «Пути из варяг в греки и из грек» с конца VIII в. шли ладьи с воинами-купцами. Их погребения в Ладоге, Гнездо- во, Шестовицах под Черниговом и самом Чернигове, в Киеве, клады монет запечатлели интенсивность и время функционирования пути. С этого пути: Нева, оз. Нево (Ладога), Волхов, Ильмень, Ловать - волоки -Днепр можно было свернуть на восток к Волге, на запад по Западной Двине или к Бугу.
Племенные границы разрушались, возникли Верхняя и Низовская Русь. Поход Олега в 882 г. и захват Киева объединил земли в единую Киевскую Русь. Ее объединяли и обустраивали псковитянка Ольга, воин Святослав, разгромивший Хазарский каганат, избавивший добрую половину земель от дани хазарам и поставивший на Дону, на месте хазарского Сар- кела город Белая Вежа. Крестил в 988 г. киевлян Владимир, при нем в Киеве возведена церковь Успения Богородицы, Десятинная (989-996 гг.), разбитая в 1240 г. монгольскими таранами. В следующем веке, в 1037-1066 гг. встали на Руси три Софии, три главных храма: в Киеве, Новгороде, Полоцке - и стоят до сих пор. Государству еще предстояло распасться на 15 княжеств, испытать страшные удары Батыя, возрождаться, погибать в Смутное время, снова вставать и размахнуть свои границы до Тихого океана. Многое еще предстояло, но это уже для других курсов и лекций. В этой я постарался, как мог, ответить на вопрос летописца.
Становление государства на Руси заняло, как минимум, два столетия, но, возможно, первые княжения старше на 100-150 лет и восходят к VI веку. Классические три стадии: племенные княжения, региональные государства и, наконец, их объединение. Варяги- наемники, смешавшись с местными боярами, создали сословия князей, бояр, дружинников - военную иерархию, утвердившую свою власть. В городах с кончанской системой - Новгород, Ладога, Псков, Смоленск - складываются и соперничают с княжеской властью боярские олигархии, но выжить удалось только новгородской и, возможно, в Галиче. Князья и дружинники делятся на старших и младших. Военная демократия, если таковая была, теряется во мгле дописьменных источников и увидеть ее там можно только в собственном воображении.
Город как политический, культурный и торгово-ремесленный центр возникает в VIII в. и стремительно развивается в IX-X вв., ко времени сложения Киевской Руси на ее территории было не менее 50 городов. Такие, как Гнёэдово, не имели классической структуры русского города: цитадель (детинец, кремль, кром), окольный город и посады, но это не дает оснований относить их к протогородам. Кстати, именно в Гнёздово, в одном из погребений найдена первая русская надпись на разбитой корчаге - сосуде из крымского города Корчева (Керчи). Из множества вариантов ее прочтения наиболее приемлем «горюшна» - нефть, дата - середина X в. В XI в. новгородцы писали письма на бересте в деревню и получали ответы. Инструменты для такого письма - костяные стило-писала найдены в 30 городах, грамоты - в 10, где слой сберег бересту.
Храмы, вобравшие в себя целый мир христианского искусства, стали центрами духовной культуры, мощным генератором единого национального сознания. Прекрасные новгородские церкви XII-XV вв., построенные «не хитро, но просто», потрясают, пленяют своей красотой. Вслушайтесь в музыку их названий: церковь Андрея Стратилата, Ивана на Опоках, Успения Богоматери, Параскевы Пятницы на Торгу, Спаса Преображения на Ильине (в ней сохранились фрески Феофана Грека 1378 года), Власия на Волосове... В Спасо-
Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове мне посчастливилось видеть полную роспись храма XII в. - единственную на сегодня, уцелевшую и извлеченную из-под позднейших записей. Только лик Вседержителя в барабане снес в войну снаряд. Роспись 1156 г. по стилю предшествует погибшим в войну фрескам Нередицы. Кроме этих двух храмов от XII в. сохранилась полностью как-будто еще одна роспись в Спасо-Преображенском соборе Ефросиньевского монастыря в Полоцке, построенном зодчим Иоанном в 1159 г., но она покрыта поздними записями и ждет реставрации.
Частично сохранились фрески и мозаика XI в. в Киевской Софии, фрески Софии Новгородской, в т. ч. древнейшая из русских фресок Константин и Елена (в надписи византийка Елена названа Оленой - по-русски). С XII в. сохранились фрески в Дмитриевском и Успенском соборах Владимира, в церкви Бориса и Глеба в Кидекше (Суздаль), в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде (это роспись 1125 г. отличается от мирожской и Нередицы статичной застылостью), в церкви Св. Георгия в Старой Ладоге... Есть какая-то магическая сила в древних ликах, после встречи с ними химически яркая сверкающая живопись современных храмов не воспринимается как подлинная. Поблекшие за 8 столетий краски донесли до нас мощный духовный заряд, не иссякший за тысячелетие христианской Руси.
О церкви - «доме народа божия» не сказать лучше, чем это сделал Отец Александр Владимирович Мень: читайте его книги, после трагической смерти А. В. Меня они, наконец- то, стали публиковаться в нашей стране, я же позволю себе несколько цитат из его книги «Таинство, слово и образ»:
«Мы приближаемся к храму. Еще издали слышны звуки благовеста... колокольный звон - своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви, он возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом, он будит уснувшую совесть», «...колокола окружал ореол таинственности, их «крестили» святой водой, давали имена. Самые крупные колокола были отлиты в России. Секрет их изготовления передавался мастерами из поколения в поколение».
«Храм в городе - это пророк, говорящий о вечности... Совсем иное звучание приобретает силуэт церкви где-нибудь на холме, в окружении деревень... Они овеяны той же умиротворенной красотой, что и окружающий пейзаж».
Православный храм, как и любой иной, нес в себе образ мира, космограмму. Универсалии человеческого сознания соединили в плане храма круг-купол и несущий его барабан, крест - пространство между опорными столбами (4-6-12 столбов) и прямоугольник. Соединение круга и прямоугольника было в плане капища VI-VII вв. на Старокиевской горе. Круг - небо, прямоугольник - земля, крест - человек.
Столбы делят храм на продольные пространства - нефы - символы корабля-ковчега (обычно 3-5 нефов). Эти корабли - спасатели верующих «плывут» с запада - к нему всегда обращен вход, на восток, к алтарю. За алтарем - престол и горнее место, все это - в полукруглом выступе - апсиде. Алтарь от молящихся отделяла в древности завеса, позднее - иконостас. Полный иконостас состоит из 5 рядов икон: праотцы, пророки, праздники Ветхого Завета, дейсусный чин, местные главные иконы храма. Икона в честь того, кому посвящена церковь - храмовая, обычно она помещается в особом киоте справа.
В подкупольном пространстве, в кресте - место для молящихся, перед ними - амвон и царские врата перед алтарем. У входа - притвор, место для ожидающих крещения - неофитов. Храм с 2-3 сторон могла окружать галерея. На верху - хоры, в древности место для знатных женщин - на хорах. Боковые помещения - крещальня, приделы, паперти.
Фасад по вертикали по числу нефов делят выступы-лопатки на плоскости-прясла, на верху прясла завершают полукружия - закомары. Позднее появляются ложные закомары - кокошники, они образуют как бы кружевной пояс ниже куполов.
Древнейшие христианские храмы в Риме прятались в катакомбах: отсюда представление о храме как пещере мира. Вспомним палеолитическую пещеру-храм, живопись на ее стенах. Многое в плане и обряде христианский храм взял от синагоги (вот ужас-то для «патриотов»!). Стены синагог покрывали росписи: сцены из Ветхого Завета вплоть до всемирного потопа. Традиция внутренней росписи и планировка храма пришли в Россию из Византии, но уже в XI в. проявляются местные черты, с середины XII в. вырабатываются свои традиции в разных княжествах.
В куполе (роспись Нередицы) - Вознесение: Бог (Пантократор, Саваоф, Спас) в окружении ангелов, лик его смотрит вниз, на верующих. В барабане, между узкими окнами- амбразурами, через которые падает свет на купол и все подкупольное пространство, - фигуры пророков, ниже - на «парусах» - арках - евангелисты, в центре апсиды - Богоматерь- Знамение, ниже сцена Евхаристии - Вечерня, на которой освящаются хлеб и вино, символизирующие плоть и кровь Господню, ниже Вечерни - святители, еще ниже - дейсусный чин (от греческого дейсис - моление, в центре дейсусного чина - Христос, справа от него - Богоматерь, слева - Иоанн Креститель). На южной и северной стенах - сцены из жизни Христа и Марии и Страсти Господни. На западной стене - сцены Страшного Суда, ада и рая - их видит человек, выходящий из храма. При строго каноническом порядке росписей, они всегда индивидуальны и отражают стиль художников и вкусы заказчиков.
В росписях киевской Софии - светские сюжеты, в центральном нефе на южной стороне - дочери, с севера - сыновья Ярослава Мудрого. Под куполом - сам князь Ярослав с моделью храма в руке, на стенах лестничных башен - и вовсе жанровые сцены: скоморохи, музыканты, охота.
В прекраснейшем Дмитриевском соборе во Владимире, что построен в конце XI в. при Всеволоде Большое Гнездо, и больше знаменит наружной резьбой по белому камню, фрески сохранились на западной стороне центрального и южного нефов. В центральном, на западном своде - 12 апостолов в сопровождении ангельского воинства. Среди апостолов - Андрей Первозванный. (В летописи записана легенда о его посещении Киевских холмов, где он предсказал будущий город, и Новгорода, в I в., когда жил Андрей, города, разумеется, не было. При Петре I возродился, а не родился впервые, русский флот и обрел флаг в честь Андрея Первозванного - Андреевский, в наши дни его вновь обретает флот России). Прекрасный мастер вдохновенно писал фреску кистью, без предварительных прорисовок. Исследователи отмечают вероятное влияние неизвестного художника, его ангелов с огромными глазами, на творчество Андрея Рублева, работавшего двести лет спустя в соседнем Успенском соборе.
Снаружи верхняя половина фасадов Дмитриевского собора изукрашена резьбой по белому камню: довольно редкий прием в древнерусской архитектуре. Первые примеры такого стиля (его связывают с галицкими и западноевропейскими мастерами) встречаются на фасаде прекраснейшей из русских церквей - Покрова на Нерли у Владимира, невестушки, как зовут ее в тех местах. На фасаде, в закомарах, сохранились изображение царя Давида с гуслями и женские маски. Те же сюжеты на Дмитриевском соборе, где в одном из прясел - портрет князя Всеволода с сыновьями, а вокруг - узорочье из кентавров, львов, птиц, винограда, русалок, охотников, есть древо жизни со львами и грифонами. Резьбу по камню сравнивают с вышивкой и резьбой по дереву, излюбленной на Руси. В соседнем Юрьеве Георгиевский собор покрыт такой же резьбой снизу доверху, в центре - сюжет со святым Георгием.
О прекрасном мире древних русских храмов написано много и хорошо - отсылаю читателя к литературе.
Поставили храмы на века, изукрасили, молились в них воины и поэты, горожане и крестьяне. Среди них были летописцы Никон, Нестор, Сильвестр, автор «Слова о полку Иго- реве» и автор «Слова о погибели Русской земли», пославший нам из XIII в. такие слова: «О светло светлая и красноукрашена земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладещьми месточестными, горами крутыми, холми высо- кыми, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми разлычными, птицами бесчисленными, городы великыми, селы дивными... Всего еси исполнена земля Руськая, о правоверная вера християньская!»
Если Вам, читатель, стало больно, значит, есть надежда: боль лечит, мы выздоровеем. Вот только древности нельзя возродить, их надо беречь и сберечь, как самое дорогое.
Русская икона - одно из таких драгоценных наследий предков, в ней соединены вера, надежда и любовь, искусство великих мастеров, народная душа, наша история. Икона олицетворяла и украшала храм, боярские палаты и крестьянскую избу, она встречала человека при рождении и провожала в могилу, прикрывала грудь воина и благословляла труд земледельца. Пришла икона на Русь из Византии. Лучший из современных исследователей древнерусского искусства Виктор Никитич Лазарев (1897-1976) считал, что русские люди рассматривали иконопись как самое совершенное из искусств и при этом до XVI века придерживались освященных седой древностью образцов, но уже с XII в. начался процесс освобождения от византийских канонов. Особенно интенсивно он шел на севере, в Новгороде и Пскове: сказались отдаленность от Византии, республиканский образ правления, независимость и смелость северян. С XIII в. началось образование самостоятельных школ русской иконописи. В. Н. Лазарев выделяет 3 школы: новгородскую, псковскую, московскую. В других княжествах возникали отдельные мастерские и «письма» под влиянием одной из трех школ. Иконопись южных княжеств неизвестна.
Расцвета русские школы достигли в XIV-XV вв., когда и были написаны иконы- шедевры, величайшая среди них - «Троица» Андрея Рублева (год рождения художника и время написания иконы дискуссионны, последние датировки 1370 и 1411 г., умер Рублев 29 января 1430 г., похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве).
Литература о рублевской «Троице» может составить изрядную библиотеку, созданы антологии работ о ней, одну из антологий я процитирую:
Н. Н. Пунин: «На доске изображена в традиционной византийской иконографической схеме ветхозаветная Троица, выделенная из сцены явления Аврааму трех ангелов под дубом Мамврикийским как образ Господней трапезы или как прообраз евхаристии. Ангелы в одеяниях густого теплого тона - медленны и нежны движения рук - сидят на высоких седалищах вокруг трапезы, склоняя с бесконечной грацией убранные пышными высокими прическами головы и с какой-то меланхолически строгой задумчивостью устремляя глаза в немую и тихую вечность».
П. А. Флоренский: «Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безми- рия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дальнем, противопоста- вилась взаимная любовь, струящаяся в вечном единстве сфер горних. Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева, эту ничему в мире не равную лазурь - более небесную, чем само земное небо, да, эту воистину пренебесную лазурь, несказанную мечту протосковавшего о ней Лермонтова, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг перед другом покорность - мы считаем творческим содержанием Троицы. Человеческая культура, представленная палатами, мир жизни - деревом и земля - скалою, все мало и ничтожно пред этим общением неиссякаемой бесконечной любви: все - лишь около нея и для нея, ибо она - своею голубизною, музыкой своей красоты, своим пребыванием выше пола, выше возраста, выше всех земных определений и разделений - есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего». Далее П. А. Флоренский пишет, что Андрей Рублев был духовником преподобного Сергия, родоначальника земли Русской - Сергия Радонежского, вдохновителя Куликовской победы, основателя Троице-Сергиевской обители, для которой и написана «Троица». В Сергии Флоренский видит «истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти».
Написаны процитированные места из Пунина и Флоренского в 1918-1919 гг., в кровавые и страшные годы России. И как много смогли они увидеть, прочесть, почувствовать в трех недвижных фигурах, вписанных в условный круг Неба и квадрат Земли, фигурах Бога- отца, Бога-сына (он в центре) и Бога-Духа Святого (ангел в желтом одеянии)!
Оставляю для самостоятельного чтения историю замечательных икон и художников, технику письма, историю раскрытия из-под копоти и грязи веков сияющих чистых красок XII-XV вв. - все это есть у В. Н. Лазарева и других авторов. Только несколько советов начинающему трудный путь: от разглядывания к пониманию. Икона - образ земной жизни Христа и, как в «Троице», явление посвященным невидимого божества. В христианстве не раз возникали течения иконоборцев, протестовавших против изображений того, кто невидим. Язык иконы - символ, знак, свет, "неподобное подобие". В отличие от картины в раме - икона не "окно в мире", а взгляд на зрителя "оттуда", отсюда ее двумерность, плоскость, отсутствие объема, ее обратная перспектива.
В иконописи от художника требовалось божественное озарение, просветленность, он должен создать не объект поклонения, а его образ, а чтобы образ не менял своего подобия - следовать канону. Кроме того, художник выполнял волю заказчика: размер, место, где она будет помещена, сюжет. Новгородцы подходили к иконе с присущим им практицизмом и заказывали образы излюбленных святых: Параскевы Пятницы и Анастасии - покровительниц торговли, пророка Илью - громовержца, дарующего дождь, Георгия, Егория Храброго - землеустроителя, покровителя в дальних походах, Власия - покровителя скота, плодородия, Флора и Лавра - святых коневодов, Николая Чудотворца - покровителя плотников, путников, моряков и защитника от пожаров. Их вводили в дейсус, порывая с каноном. Чисто русские святые Борис и Глеб, культ Покрова Богоматери - им посвящено множество храмов.
Любили на Руси образ Богоматери в трех ее ипостасях: Богоматерь Умиленная, прижавшаяся щекой к Христу - образ иконы Владимирской Богоматери, привезенной на Русь в XI или XII веке, Донской - кисти Феофана Грека; Богоматерь Знамения - Заступница Нерушимая Стена - символ Новгорода - с воздетыми руками; Богоматерь сострадающая, предвидящая муки сына, Одигитрия-Путеводительница.
Художник создавал образ - идеал, образ непостижимо прекрасного Бога, противопоставлял красоту духовную материальной, добивался сопереживания зрителя, достижения духовного потрясения - катарсиса. Он избегал теней, обильно применял золочение - символ «пресветлого мрака» - недоступного света, в котором пребывает Бог. Этот «божественный мрак», по выражению С. С. Аверинцева, источает свет на зрителя и с ним - божественную энергию, к ней обращается верующий человек в поисках духовного очищения и восхождения к идеалу.
В этом стремлении к идеалу - суть национального сознания Руси, ее высокого призвания и ее трагедий, разрыва с земными благами.
Символический язык иконы, прекрасный чистый свет и цвет, мягкие силуэты, а главное - идеи любви и согласия привлекали к ней внимание художников ХХ века. Когда реставраторы научились снимать наслоения потемневшей олифы и поздних подновлений-записей, начался новый век иконописи. Увы, при этом к иконе потянулись руки торгашей и воров - 80% икон из страны они уже вывезли. К иконе потянулись и люди, по выражению В. Н. Лазарева, со славянофильским душком, придающие великому искусству противный ему смысл человеческого антагонизма и ненависти. Научитесь понимать язык Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова, тысяч безвестных мастеров - и тлетворный бес ненависти не коснется ваших душ - красота спасет мир. А соединению высоких идеалов и прагматизма искусство помогает - ХХ век это понял и освоил, нам догонять.
И да поможет в этом и Нередица, и красавица церковь Покрова на Нерли, и рублевская «Троица», все то бесконечно прекрасное, что мы получили в наследство от предков. И наши современники, стихами одного из которых, Булата Шалвовича Окуджавы, я начинал лекцию и завершу:
Мгновенно слово. Короток век.
Где ж умещается человек?
Как, и когда, в какой глуши
Распускаются розы его души?
Контрольные вопросы
1. Кто такие славяне? Что объединяет их?
2. Что знаете о древнейших письменных сообщениях о славянах?
3. Что выяснила археология о происхождении славян?
4. Расскажите о корчаковцах и пеньковцах.
5. Где, кто и когда насыпал «длинные курганы»?
6. Назовите 4 древнейших русских города, расскажите о них.
7. Какова история древнего Киева?
8. Как был построен древний Новгород?
9. Какие типы древнерусских городов Вы знаете?
10. Опишите 3 этапа становления русской государственности.
11. Каково происхождение слов Русь, русские?
12. Расскажите о грамотности в древней Руси.
13. Как спланирован православный храм? Его место и значение в средневековой Руси.
14. Опишите символику русской иконы, основные принципы иконописи.
15. Что знаете о фресках домонгольской Руси, где они сохранились?