ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Последняя лекция затянулась, мы далеко ушли от порога цивилизации и даже добрались до таких ее вершин, как храмы домонгольской Руси и рублевская «Троица». Дорога к вершинам началась в древнейших пластах истории, через которые я старался провести читателя.
Возможно, Вам путь показался таким же трудным, как мне на Итурупе, когда впервые в жизни пришлось продираться через бамбук. Частокол фактов, названий, имен - трудно без привычки. Да ведь за прожитый день в городе каждый из нас получает больше информации, чем в любом учебнике. Память удерживает малую часть мелькнувших лиц, эпизодов, фраз, происходит отбор, что-то всплывает потом наяву и во сне. Счастливое свойство памяти - сохранять доброе, хорошее, веселое, а зло и боль забывать.История - коллективная память общества и необходима для его нормального здоровья не меньше, чем оперативная память отдельному человеку. Утрата ее, беспамятство - тяжелое заболевание, амнезия, влекущая за собой инвалидность. 70 с лишним лет у нас отнимали историю - в итоге больное, изрядно одичавшее общество на покалеченной земле.
Заботясь о погребении умерших и могилах предков, передавая изустно мифы и легенды, люди каменного века сберегали общину, племя от беспамятства и гибели.
В мифологизированной форме первобытные общины хранили свою историю задолго до появления историков - профессиональных хранителей памяти.
В пещерных святилищах и погребениях неандертальцев отразились общечеловеческие универсалии: забота о мертвых, поминальные трапезы, популярность числа три... Отсюда славянская тризна и христианская Троица, и привычка историков выделять три периода, и не историков - «соображать» на троих. Автор стихийно пришел к тому, что при перечислении оптимально звучат три слова: два - спотыкаешься при чтении, четыре - уже длинно. Разумеется, у разных людей - разные числовые приоритеты, но универсальность тройки очевидна.
Такими корнями из самой глубокой древности густо пронизана вся культура: этому и посвящен данный цикл лекций. Из множества приведенных наблюдений и фактов следует вывод: история людей начинается с их появления на Земле, с питекантропов. Обычные в зарубежной литературе понятия «доистория», «преистория» подразумевают, что до появления письменности, до цивилизации - доистория. Если читатель вместе с автором не согласится с таким взглядом, значит, одну из задач цикла удалось решить.
Я старался быть лаконичным, особенно в первых лекциях, чтобы читатель втянулся хоть немного, а не отступил в растерянности, как перед стеной бамбука. Наука убеждает аргументами и читатель вправе сам их взвесить и решить, можно ли принять факты как доказательства. Вопреки мифам древним и ультрановым, наукообразным, - мы земляне по происхождению, наши предки затратили миллионы лет на то, чтобы выпрямиться, изменить образ жизни, усовершенствовать руки и мозг, вооружиться дубиной, копьем и заостренными орудиями из камня, чтобы выжить на открытых пространствах. Природа тропических лесов и саванны породила австралопитеков, от них произошли питекантропы - первые люди. За эту ошибку жестоко расплачивается теперь вся природа - от полюса до полюса, от морского дна до озонового слоя.
Первый из известных нам экологических кризисов, вызванных человеком, возник, когда «съели мамонтов», а людей на Земле было не больше, чем сегодня жителей в Москве. С тех пор от неразумного обращения с природой погибла не одна цивилизация. Сегодня такая угроза нависла над всей Землей и особенно остра у нас. Матери во многих городах России в роддоме первый вопрос после родов задают: не «девочка или мальчик!», а нормальный ли ребенок? Страшная информация! И хотя давно сказано, что опыт истории никого ничему не учит, дважды разумным пора сообща и всем решить для себя, не собираемся ли мы повторить судьбу вымерших ящеров?
Экология - «наука о доме», о природе, как нашем общем доме, оказалась в одичавшем обществе «золушкой».
Д. С. Лихачев ввел понятие об экологии культуры: без ее «озонового слоя» гибель природы и людей развивается лавинообразно, что мы сегодня познаем на собственном страшном опыте. Историческая память - несущая конструкция культуры, без нее рушится все здание. Именно культура выводила человечество из всех предыдущих кризисов и катастроф. Еще раз напомню о величайшей неолитической революции, о тканях, меховой одежде, теплых домах, позволивших освоить холодные пояса Земли, о байдарках и гарпунах китобоев, повозках и всадниках, кузнецах и литейщиках... В неменьшей степени нам служит наследие художников, музыкантов, сказителей каменного века.Когда работал над рукописью, впервые услышал по радио песни группы «Последний шанс», среди них песня А. Самойлова с повторяющимся рефреном «Сорок тысяч лет - и за углом кофейня». Поэтическое прозрение часто идет рядом с познанием, у больших поэтов - впереди. Кофейни за углом у меня (и у большинства из нас) нет, а вот 40 тысяч, и 100 тысяч, и 1,5 миллиона лет у нас действительно за спиной - и совсем рядом, потому что наша природа изменилась очень мало. За 15 млн. лет эволюция, через мутации, провела наших предков от общих с высшими обезьянами прародителей через ряд ступеней. При этом, напомню, наш ДНК отличается от шимпанзе на ничтожную величину - 1,2%. Ясно, что приучить человека, как роботов у Лема, с наслаждением дышать выхлопными газами, переваривать диоксин, радионуклиды и тысячи других продуктов «большой химии» природе не удастся. Так что если не хотим последовать за ящерами, пора стать дважды разумными в квадрате, а еще лучше - просто поумнеть.
Увы, одичание происходит быстро, возрождение, строительство всегда дается неизмеримо труднее, чем разрушение. И если кванты фундаментальных исторических знаний найдут свое место в головах какой-то толики людей, значит еще одна задача этого цикла решена.
Художник Ю. И. Селиверстов назвал наш народ крестоносцем, несущим свой крест на Голгофу и слово «совесть» объяснил так: со весть, с вестью, то есть, с Евангелием в душе.
Донести эту весть до душ, юных и уже заскорузлых, стремятся и религия, и искусство. Роль науки здесь как-будто меньше, но и научная логика не излишняя в столь трудной работе. Отец Александр Мень часто прибегал к логике, когда, например, объяснял: «для того чтобы любить свою мать, вовсе не обязательно ненавидеть мать другого».Фашизм и его старший более живучий братец - изм здорово отработали метод сплочения людей, превращения их в стаю с помощью ненависти (объект ее - дело второстепенное, всегда найдется). Культура для таких операций вредна крайне, ее истребляли тотально и беспощадно: и религию, и искусство, и гуманитарные науки раньше биологии и кибернетики. Путь к любви и согласию, путь «Троицы» ведет через множество дверей: родного дома, школы, храма, через труд рук, ума и души. Приложите этот труд к истории, почуствуйте себя ее частицей, а заодно потренируйте память - воздастся сторицей. (Как память тренировать прочтете в прекрасной книге Я. Л. Коломинского «Человек: психология»). И за суетой и маетой повседневности не забывайте, что есть Музыка и Поэзия, а в ней такие поэты, как любимый мой Б. Ш. Окуджава:
Святая наука - расслышать друг друга сквозь ветер, на все времена...
Две странницы вечных - любовь и разлука - поделятся с нами сполна.
Чем дольше живем мы, тем годы короче, тем слаще друзей голоса.
Ах, только б не смолк под дугой колокольчик, глаза бы глядели в глаза.
То берег - то море, то солнце - то вьюга, то ангелы - то воронье...
Две вечных дороги - любовь и разлука - проходят сквозь сердце мое.
ВОПРОСЫ «НА ЗАСЫПКУ»
1. «Те обезьяны, которые научились трудиться и делать каменные орудия, перестали уже быть обезьянами». Какие ошибки Вы нашли в этой фразе из школьного учебника?
2. Когда наши предки потеряли свой мех? Почему?
3. Что удивит пассажиров, если в автобус войдет питекантроп?
4. О чем могли говорить синантропы?
5. Какие квартиры строили 30 тысяч лет назад?
6. Кто и когда опередил Колумба?
7. Какие предметы преподавали в первобытной школе?
8.
Могло ли в малой семье быть больше жен, чем в большой?9. Какое культурное растение любил Конек-Горбунок? Где и когда это растение доместицировали?
10. К какой отрасли хозяйства отнести разведение крокодилов?
11. Что произошло с людьми, бросающими камни в медведя - на картине Буриана?
12. Какую форму эксплуатации применил к Балде поп? К каким сословиям принадлежали эти герои пушкинской сказки?
13. Что за тип хозяйства описан в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Почему становление государства в этом обществе не удалось?
14. Какие магические меры помогают провалиться на экзамене? Какая эта магия?
15. Придумайте сами подобные вопросы по материалам лекций.
СЛОВАРЬ
Австралопитек - в переводе с греческого - южная (ископаемая) обезьяна. Открыт Р. А. Дартом в 1924 г. на юге Африки, в Таунге. Первая публикация - в 1925 г. Костные остатки сотен австралопитеков открыты в Африке, есть находки в Индии, Китае, Индонезии. Относятся к семейству гоминид, подсемейству автсралопитековых, выделяются афарские, грациальные (африканские), массивные австралопитеки и человек умелый, также относимый антропологами к австралопитекам. Датируются в диапазоне 5,5-1 млн. лет.
Антропоиды - человекообразные, современные антропоиды: шимпанзе, гориллы - в Африке, гиббоны, орангутанги - в Азии, ископаемые - дриопитеки, рамапитеки (все названия ископаемых форм традиционного образуются от греческих слов «питекус» - обезьяна, «антропос» - человек).
Антропология - наука о человеке. Антропология изучает человека по его ископаемым остаткам и живых людей по их физическим признакам: рост, вес, размеры и форма черепа, телосложение, факторы крови, структура волос, рисунок на жевательной поверхности зубов и т.д. В зарубежной практике антропология объединяет широкий комплекс наук о человеке: археология, этнология, социальная антропология, архитектурная антропология и т.д. В лекциях используется узкое понятие.
Антропоморфные (изображения) - похожие на человека, зооморфные - похожие на животное.
Археология - (от греческих архео - древний, логос - наука). Археология - историческая наука, изучающая те отделы истории, «где кончается живая память». Ее объекты - древности, выпавшие из культуры или забытые. Методы исследования, сродни естественнонаучным. Задача археологии (по Л. С. Клейну) - перевести информацию с языка вещей на язык истории.
Археологическая культура - система признаков, типов, памятников, где признак - простейший элемент описания, тип - устойчиво повторяющееся сочетание фукнционально обусловленных признаков, памятник - место находок, древностей (вещей, сооружений) к моменту начала исследований, а система - сложное понятие, которое можно свести к понятию «организованное множество» или «множество, обладающее единством, или единство, развернутое во множество» (по А. М. Хмелеву). Археологическая культура - это сумма информации, дошедшей до нас из прошлого как отражение реально существовавшей культурной среды.
Археологическая хронология может быть относительной: ранний неолит, поздний неолит; абсолютной - 10 000 лет, VTTT-TTT вв. до н.э. Абсолютный возраст устанавливается, если нельзя связать памятник с датами письменной истории, одним из естественнонаучных методов. Например, по сохранившемуся в древесном угле, костях, раковинах или других органических остатках изотопу углерода с атомным весом 14. Определенный процент изотопа всегда есть в атмосфере, наряду с обычным С12. После смерти организма (дерево срубили, мамонта съели) через 5730 лет остается 50%, через 11 460 лет - 25%. Этот метод работает на глубину до 110 000 лет.
Гоминиды - человечьи, семейство объединяет все ископаемые формы.
Доместикация - введение в культуру, одомашнивание. Универсальное понятие, равно применимое к растениям и животным.
Культурный слой - земля, содержащая следы жизнедеятельности человека, следы культуры.
Мнемонические знаки - помощники памяти. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью всех муз.
Мутации - изменения количества или структуры ДНК данного организма, приводят к изменениям генотипа, которые могут наследоваться.
Петроглифы - рисунки на камнях, плитах, скалах, валунах. Могут быть выбиты, гравированы, нанесены краской, прошлифованы.
Синантроп - китайский ископаемый человек, один из питекантропов. Остатки 45-ти синантропов найдены Пэй Вэньчжуном при раскопках пещеры Чжоукоудянь вблизи Пекина в 1929-1937 годах.
Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой (по К. Марксу), Ф. Энгельс никогда, вопреки распространенному заблуждению, не утверждал категорически «труд создал человека», у Энгельса: «:Труд... Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека (подчеркнуто мной - Д. Б.).
Экология (от греческого - жилище) - наука о доме, наука о биосфере, биоценозах, о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой, о взаимодействии человека и биосферы.
Этнос - от греческого народ, племя, род. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей: племя, народ, нация, отличающаяся от других компонентами культуры, такими как язык, религия, обычаи и нормы поведения, но главное при этом - этническое самосознание, выражающееся в самоназвании, в отличии себя от других этносов.