<<
>>

ТЕМА: ПЕРВОБЫТНАЯ СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОГО СТРОЯ.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА;

ВТОРОЙ ВОПРОС: ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ И БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

ТРЕТИЙ ВОПРОС: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС: СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА.

ПЯТЫЙ ВОПРОС: ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.

ШЕСТОЙ ВОПРОС: ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Литература:

1) История первобытного общества, эпоха классообразования. М, 1988;

2) Черных Евгений Николаевич. «Металл, человек, время». М, 1972

3) Первобытная периферия классовых обществ до начала великих географических открытий. М, 1978.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. На протяжении позднего неолита и в эпоху раннего металла в первобытных обществах начинают проявляться симптомы разложения, это были не быстротечные, а длительные сложные процессы.

Первая предпосылка - дальнейшее развитие производящего хозяйства. В этот период развиваются интенсивные формы, одной из которых было ирригационное земледелие. Первые искусственные каналы были известны еще в Месопотамии на рубеже 7-6 тыс. до н.э. Эти каналы были небольшие, но постепенно они растут, и к концу 6 тыс. появляются каналы шириной 10 метров. Ирригационное земледелие в южном климате давало возможность собирать по 2 урожая в год, хотя из-за быстрой засоленности почв приходилось менять участки, переселяться. Другой формой ирригационного было пашенное земледелие, в нем использовали более совершенные орудия труда. Первые орала появились в той же Месопотамии в 4 тыс. до н.э. Помимо искусственного орошения могли использоваться и другие способы увеличения производительности труда. В частности, применялось окучивание и устройство грядок, применялись различные удобрения.

Со второй половины 6 тыс. до н.э. в ряде южных районов фиксируется возникновение садоводства. Выращивались гранаты, оливы, грецкие орехи, виноград, финиковые пальмы.

Садоводство позволило эффективно осваивать горные местности, малопригодные для выращивания злаковых. Сады позволяют снимать урожаи много лет, это позволяло укреплять оседлость населения. Новшества способствовали увеличению мужского труда в земледелии, появлению богатства.

Продолжает развиваться и скотоводство. Появляется молочное хозяйство и шерстоткачество. Доили прежде всего овец, потом коров, позднее кобылиц. Первоначально, видимо, молоко использовалось в религиозных или престижных ритуалах, а потом и в рационе начинает играть роль. Занятие шерстоткачеством тоже влечет стрижку овец. Развитие транспортного животноводства было связано, прежде всего, с одомашниванием ослов, на которых возили воду и другие продукты. На втором месте оказались верблюды. Позднее появляются колесные повозки, в которые начинают впрягать ослов, а потом волов, а со 2-го тыс. до н.э. распространяется конная упряжка и конная езда. Развитие скотоводства способствовало зарождению и развитию кочевого хозяйства. Это могло быть кочевничество в полном смысле, когда весь народ и весь скот странствует туда-сюда, либо полукочевническое хозяйство, когда зимой скот укрывали в пещерах, возделывали культуры в долинах, а весной уходили в горы и странствовали (например, в степях Причерноморья).

Вторая предпосылка – развитие обработки металлов. Судя по ряду факторов, первые металлы, попавшие в руки человека, - это самородные металлы, которые легко поддавались обработке и ковке. Иногда в каменном веке встречаются предметы, сделанные из метеоритного железа. Древнейшие находки железных изделий сделаны из метеоритного железа.

Начало подлинного века металлов связано с выплавкой рудного металла. Наиболее древние даты выплавки и обработки рудной меди относятся к 7 тыс. до н.э. на территории Передней Азии, в Европе это 3 тыс. до н.э. Древними считаются следы выплавки меди в Индии, Китае. Вряд ли практика выплавки меди могла возникнуть случайно. Конечно, для выплавки меди не требуется высокая температура, даже на костре ее можно плавить, только в закрытом сосуде (на открытом воздухе медь будет окисляться).

Далее расплавленную медь заливали в формы, одночастные, а потом двучастные.

06.12. По сравнению с камнем, медь обладает большими преимуществами:

1) Ей можно придать любую форму,

2) Лезвие медного ножа, которое смялось, можно подточить.

Эффективность труда с медными орудиями вырастает в несколько раз, Дальше появляется бронза – сплав меди с оловом либо с мышьяком. Как изобрели бронзу? Непонятно. Для первобытных производств была характерна избыточность технологии: операции по производству дополняли ритуальными, декоративными действиями, которые могли, по замыслу творцов, давать оружию более мощные магические свойства. Вполне возможно, что в медную руду могли добавлять камешки блестящего цвета, которые дают металлу лучшие качества. И в этих камешках могли попадаться минералы природного мышьяка, которые могли быть представлены либо реальгаром, либо акурипегментом. Те и другие камни ярки (золотого или яркого цвета) и часто встречаются. Свойства меди улучшаются при добавлении малого количества этих минералов. Если же добавить много, металл будет мягким, хрупким, но красивым и легко ковким – из него можно делать украшения. Итак, мышьяковистая бронза – IV тыс. до н.э. Оловянистая бронза – III тыс. до н.э. Она по качеству почти ничем не отличалась от мышьяковой, но ее изготовление безопаснее. В Европе бронзовый век начинается со второго тыс. до н.э., в Америке – лишь в I тыс. н.э. Бронзовые орудия также эффективнее каменных, но производство бронзы возможно лишь при наличии медной руды и других цветных металлов (а встречаются они не везде, и не везде в большлом количестве). Потому из бронзы делали украшения, оружие, все это было не доступно рядовым общинникам, и это были престижные вещи. Последний этап металлургии – выплавка железа. Оно тверже бронзы, шире распространено, хорошо поддается обработке, но главный минус – для плавки железа необходима гораздо более высокая температура – от 1500 ºС (бронза – 600-800 ºС). Также необходимы доменные печи.

Производство железа впервые возникает в Хеттском царстве в конце IV тыс.

до н.э., но в течение следующей 1000 лет хеттские мастера сумели удержать свою тайну, и другим народам доставались лишь готовые продукты, которые были предметами роскоши. Переход к массовому производству железа идет лишь в конце II тыс. до н.э.

Железо вытесняет бронзу и камень, это конец бронзового века. Из железа делают оружие, предметы вооружения (колесница, щиты, латы, мечи), на втором месте – орудия труда. После появления металлургии в городах появляются люди, которые специализируются на этом сложном деле. В отличие от других архаичных ремесел, металлургия была делом не многих. Делать горшки из глины, шить одежду – это одно. Работа с металлом – дело гораздо более специализированное. Металлургия – первое ремесло, которое отделяется от занятий с/х.

Надо сказать, что отношение к кузнецам в первобытную эпоху было своеобразным. Как правило, кузнецы во многих народах приравнивались к жрецам, кузнецам, их побаивались, считали, что они тесно связаны с мифологическим миром. Это вызывало некоторый страх, который трансформировался либо в уважение, либо в ненависть. Например, данные из Сомали начала 20 в: «Никогда свободный самолиец не зайдет в лавку к кузнецу, не пожмет ему руку, не отдаст ему в жены свою дочь». Закономерность: если у данного народа кузнечное ремесло известно давно, и преимущество железных предметов известно хорошо, кузнецов уважают. Если наоборот, если кузнецы – ремесленники врагов, первые имеют низкий статус. Кузнечество стало первым профессиональным видом ремесла. И у большинства народностей кузнецы в этот период стояли несколько выше по социальному статусу по сравнению с ремесленниками и скотоводами.

Завершая разговор о производстве и предпосылках, скажем о дальнейшем развитии обмена. В это период в ряде мест возникают примитивные рынки, в определенные дни недели туда собирались люди, привозили дерево, мед, керамику. Хотя натуралшьлный обмен по-прежнему преобладает, деньги постепенно начинают играть все большую роль. Для многих народов европы роль первобытныхз денег играюбт специальные металлические изделия: либо специально сделанные вещи какого-л.

Веса, либо просто красивые вещи. Интересно, что с помощью обмена люди часто стремились получить продукты питания, ремесленные изделия, вещи, повышающие социальный статус владельца. Можно, например, сделать горшок самому или купить его в другом племени, где знали технику цветной росписи, и поставить его на видное место.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Наиболее часто встречающей1ся формой разложения первобытных отношений становится разложение родового строя в форме патриархата. Особенно быстро такой процесс наблюдался в обществах развитых земледельцев и скотоводов – там, где идет плужное и ирригационное земледелие, где мужчина ведет. С другой стороны, смена происходит и у охотников и собирателей, но гораздо более медленно, Идет смена семейных отношений. Парный брак становится все более прочным и постепенно превращается в моногамный. Положение женщины постепенно ухудшается, свободный брачный союз превращается в брак-покупку: жена подчиняется воле мужа. Теперь, чтобы взять девушку в жены, надо заплатить выкуп, и семья жены должна вернуть его в случае развода, даже после смерти мужа жена остается в его семье и выходит замуж за кого-то из его родных. Теперь на первый план выходит верилокальный брак: супруги переселяются в род мужа.

Поскольку брак теперь завязан на имущественных отношения, постепенно с целю не платить выкуп на сторону и оставлять все в пределах своего рода экзогамия сменяется эндогамией: запретом половых отношений за пределами рода. Прежний кросскузенный брак сменяется ортокузенным – параллельно-двоюродным. В этом случае мальчики остаются в своем роду, девочки уходят, браки заключаются между двоюродными братьями и сестрами в пределах рода.

Правда, при смене матриархата патриархатом довольно долгое время сохраняется материнский счет родства. Женщина вступает в брак, уходит в род мужа, ее дети в определенном возрасте возвращаются в род матери, и воспитывает их брат мамы. Такое воспитание получило название овункулат. Эта связь выражалась во взаимных правах и обязанностях: дядя воспитывал их, готовил к инициациям, а племянник наследовал его имущество, был помощником дяде.

Постепенно такая ситуация вступает в противоречие с нарастающей ролью отца в семье, с переходом к патриархату. Постепенно появляются компромиссные формы родства. Например, билатеральный счет родства, когда родство считается по обеим линиям, но при этом имущество наследуются по отцовской линии, а социальный статус по материнской. Имущество – от отца, а статус – от дяди по матери. Другой вариант компромиссных форм – перемежающаяся филиация. При таком порядке часть детей относилась к материнскому роду, а часть к отцовскому. Критерием мог служить пол ребенка или порядок появления на свет. Интересным обычаем в этот период был обычай, получивший название кувада (от франц. «высаживать яйца), который подтверждал право отца на родившихся детей. Заключался он в том, что отец имитировал рождение ребенка: за несколько месяцев до рождения отец начинал употреблять в пищу еду беременных, во время родов жена уходила в другую комнату и тихо рожала, а отец в присутствии родственников кричал и демонстрировал потом ребенка. В этот складываются нормы разделения труда: в Меланезии, например, мужчина никогда не готовил пищу в доме, в Южной Америке – мужчина может готовить дома рыбу или мясо, а вот еду из плодов – ни-ни! Только женщина! Если мужчина все же готовил, его осуждало общество. Происходит постепенное обособление отдельных семей, и складываются в рамках прежнего рода так называемые большие семьи, которые начинают играть роль основной ячейки общества. Большая семья (большесемейная община) состояла из 3-4 поколений родственников по отцовской линии и могла состоять из 200-300 человек: например, несколько братьев с женами, детьми, внуками. Как правило, во главе семьи стоял патриарх-мужчина, у женщин тоже была главная. Такая семья заменяет род. Причем, такие большие семьи не могли расти до бесконечности, и семья иногда делилась на две семьи, и родственные большие семьи составляли патронимию. Как правило, патронимия сообща владела семьей, но обработка и потребление были индивидуальными. Большой участок мог быть разделен между входившими в патронимию семьями. Патронимия образовывала отдельное поселение или отдельную улицу в большом поселке. Таким образом, род теряет прежнее значение, хотя и остается верховным собственником земли, поделенной между патронимиями, он обеспечивает членом защиту и взаимопомощь. Впрочем, понятно, что прежняя роль рода сильно упала.

На надсемейном уровне происходит превращение родовой общины в соседскую первобытную общину – социально-экономическую структуру, состоящую их ведущих самостоятельное хозяйство отдельных семей. Как правило, для такой общины характерна общая территория, общинное землевладение, но частное землепользование. В такой общине имеются органы управления, кооперации, взаимопомощи. Еще одна форма появления патриархата – тайные мужские союзы (тайные мужские организации, куда принимали только мужчин отдельного возраста). У каждого союза были специальные обряды принятия, религиозные покровители, к инициациям добавлялось наличие материального взноса. Инициации подразумевали не смерть ребенка и появление взрослого, а смерть члена материнского рода и появление члена отцовского рода. Люди объединялись в такие союзы, у них были свои обряды, постепенно такие союзы контролировали всю деятельность общины. У индейцев пуэбло вождем выбирали главу самого влиятельного мужского союза. У индейцев аджиба были братства шаманов, колдунов. В Африке такие союзы просуществовали до новейшего времени, там первые политические партии создавались из таких союзов. Такие союзы создавались ради борьбы за власть с женскими родами, а потом просто для борьбы за влияние.

Помимо перехода к патриархату в некоторых обществах существовал другой вариант разложения родоплеменных отношений в форме позднего матриархата. Как правило, это было характерно для племен с мотыжным земледелием – обществ, где мужской труд играл большую роль, но и роль женского труда по-прежнему была велика. Женщины в таких обществах еще сохраняли свое влияние: участвовали в выборах, влияли на их исход, их моральный авторитет был велик. Хотя в таких ситуациях те же общины могли возглавлять и мужчины. Своеобразие такого пути выражалось и в семейной сфере. В таких обществах встречается форма брака – дислокальный брак, когда каждый супруг живет в своем роду. Связь с родом сильнее супружеской связи. Сложно сказать, почему в отдельных культах так происходит. При такой форме разложения племенных отношений также появляются объединения больших семей, но тут они называются матронимия: несколько сестер с семьями

Завершая данный вопрос, скажем, что вся эпоха разложения первобытного общества характеризуется увеличением военных предприятий, это вызывает необходимость увеличениям поселений. Также появляются союзы племен. Типичный пример – ирокезский союз.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. По поводу возникновения частной собственности есть несколько теорий:

1) Теория естественного происхождения институтов: частная собственность вырастает из личной, а государственная власть – из органов родового самоуправления. Все это идет медленно и естественным путем.

2) Теория насилия: государство и классы возникли из завоевания одного племени другим.

3) Марксистская теория: классовое общество возникло на основе увеличения производительности труда и появлении избыточного продукта.

Вряд ли можно говорить, что одна из теорий правильная или неправильная. В разных обществах играют роль разные факторы. Мы уже говорили, что даже экономика позднеродовой общины носит престижный характер – излишки появляются уже там. Теперь, с дальнейшим развитием с/х. и скотоводства, появление излишком увеличивается, и внутри общины идет перераспределение – или регистрибуция – избыточного продукта. Как правило, сначала это все поступает к руководителям (старейшинам, вождям), а потом идет на нужды всего коллектива, часть остается как страховой фонд, часть – остается на нужды малоимущим членам общества. Часть уходит на культовые цели. В итоге, при регистрибуции какая-то часть избыточного продукта оседает в руках тех, кто занимается перераспределением. Соответственно, это способствует появлению имущественного неравенства. Первоначально, реальное положение дел противоречит положениям коллективизма. Это противоречие пытались преодолеть: например, на севере Сибири до 18 века семья могла иметь стадо коров в сто голов, а избыток отбирался. Или, например, могли уничтожить богатство человека после смерти собственника. Был еще один вариант – сознательное перераспределение накопленных богатств самими владельцами. Самый известный метод – праздник потлач (Северная Америка). Его суть в том, что устроитель представлял на всеобщее обозрение накопленные богатства, а потом раздавал их пришедшим. Похожие праздники устраивались в Меланезии – на пире съедали все, что человек накопил за полгода. С одной стороны, поддерживались традиции коллективизма. С другой стороны, человек мог возместить потерянное на празднике соседей. С третей стороны, чем больше ты кормишь соседей, тем выше твои шансы занять пост вождя или старейшины. Постепенно все начинают складываться отношения частной собственности и богатства.

Долгое время складыванию частной собственности мешала коллективная собственность на землю. Земля принадлежит роду. Впрочем, старейшина может распределять участки земли, а с другой стороны, постепенно появляется частная собственность на другие, новые земли. Эта земля начинает становиться частой собственностью этой семьи, к ней род не имеет отношения. Рассмотренные выше явления способствовали появлению такого явления, как эксплуатация. Такому явлению способствовала тенденция превращения верхушки племени в нетрудовую часть населения. Первоначально это могло выступать в неофициальных формах: старейшина, например, просит помочь сородичей в обработке земли, потом это уже официально оформляется. Три основных вида первобытной эксплуатации:

1) Рабство. На первых порах, патриархальное рабство, домашнее. Для первобытного общества характерно непроизводительное употребление рабов: ни в с/х., ни в ремесле. Постепенно использование рабов в с/х. увеличивается, рабство становится наследственным, появляется покупное и долговое рабство.

2) Внутриобщинные формы эксплуатации – эксплуатация рядовых общинников, лично свободных, но зависимых по каким-то причинам. Ростовщичество – давать в долг, а потом требовать отработки. Формы аренды.

3) Данничество – дань, взимаемая племенем-победителем у племени побежденного.

Изначально присутствовали все формы эксплуатации, но потом одна из них становилась ведущей.

13.12. ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Мы уже говорили, что в конце позднеродовой общины появляются новые общественные структуры – родовые союзы племен (конфедерации). Причем, такое объединение могло представлять собой племенной союз, где все племена пользуются равными правами, а может иметь место вариант, ведущий к неравноправному племенному союзу. Такие неравноправные союзы могли складываться в результате завоевания, добровольного подчинения ослабевшего племени более мощному.

За счет традиционных органов племенного управления постепенно формируется особая политическая организация – государство (особая орган6изация общества, обхъединенная общими социально-культурными интересами, имеющая территорию, систему управления, безопасности и обладающая суверенитетом). Этот процесс традиционно принято называть политогенезом. Мы можем увидеть три пути политогенеза:

1) Наиболее частый военный путь. Связан он с тем, что вйона обретает все большее значение, и военный вождь постепенно начинает играть ведущую роль в племени. Если раньше военные вожди были должностью выборной, теперь военный вождь оттесняет на задний план совет старейшин. Появляются люди, которые занимаются только военным делом, и группируются они вокреуг самых удачливых военных вождей. Складывается система, когда во главе племени стоит военный вождь, который опирается на свою дружину, при этом сохраняется, но занимает низкоподчиненное положение совет старейшин, но сохраняется в несколько измененном виде народное собрание, в которое входят уже не все взрослые мужчины и женщины, а все свободные мужчины. Фактически, народное собран6ие приравнивается к народному ополчению. Такая система получила название военная (вождь – военный) демократия (сохраняется народное собрание и совет старейшин). В дальнейшем такая система могла перерасти в ограниченную монархию. Иногда военная демократия усиливалась. Положение вождя усиливалось, совет старейшин ослаблялся, и создавалась новая аристократия из военачальников, семей вождей, и такую систему называют военная иерархия. Власть целиком в руках вождя, и, в итоге, такая форма может перерасти в неограниченную монархию.

2) Второй путь – аристократический. Тут военный вождь и совет старейшин фактически находятся на одном уровне влияния, в итоге во главе складывающегося государства возникает родоплеменная аристократия. В дальнейшем такой вариант мог перерасти в аристократическую республику. Римская республика, например.

3) Третий путь самый древний, но тоже редкий – плутократический. Когда во главе государства оказываются наиболее богатые, которые регулярно устраивают потлачи, кормят своих сторонников. Такой вариант был в Меланезии, в Новой Гвинее, в Юго-Восточной Азии. В Меланезии во главе страны оказывались бигмены – богачи, которые делали праздники. Где-то бигменов было несколько, и должность не была наследственной. Такой вариант мог перерасти в олигархическую республику.

Обоснование происходящих в обществе перемен происходило с помощью сакрализации власти – верховный правитель воспринимался как сын, наместник бога в царстве. Также правитель мог выполнять функции верховного вождя и верховного жреца. Для окончательного становления государства необходимо было появление еще нескольких признаков. Во-первых, появление налогообложения. Во-вторых, складывание аппарата управления (стражники, тюремщики, палачи, чиновники). Переход к территориальному делению, складывание административной структуры. В-третьих, превращение первобытной соседской общины просто в соседскую. Ходя, еще остается определенный уровень самоуправления, но он четко подчинен иерархии. И, наконец, городская революция – появление складывания городских центров. Еще такие признаки, как развитие денежного обращения, ремесел.

Скажем еще, что политогенез протекал с разнойц скоростью в разныхт районах мира: Месопотамия, Египет – островки среди огромного мира.

ПЯТЫЙ ВОПРОС. В этот период значительные достижения были сделаны в области рациональных знаний. Например, в области астрономии проходят различные расчеты, появляются сначала лунные, потом солнечные календари. Это было связан с установлением производящего хозяйства. Продолжается развитие математики, математических знаний, появляются расчеты, основанные на больших числах (десятки тысяч). Для фиксации больших чисел используются шнуры с узелками, бирки. Счетные бирки позволяли фиксировать результаты вычислений. Начинает развиваться биология и медицина: известно, что в Древнем Китае, Египте, в Индии медийцина достигла высокого уровня, в ходу лекарственные растения, в керамической посуде готовят лекарственные отвары. Медицина получила набор хирургических инструментов. Если учесть, что военные столкновения участились, то еще на этом основывалась медицина. В не которых цивилизованных государствах сохранялась точка зрения, что дикие племена знают больше секретов медицины. Развитие торговых отношений расширяло горизонты географических знаний: появляются карты, вычерченные на коже. Жители маршалловых островов могли точно объяснить расстояние между островами, пути сообщения, площадь каждого острова. Создавались кокнретные торговые маршруты. Были проложены торговые пути: неаиболее известный – это путь из Италии в Центральную Европу. Он пролегает по 50-километровой равнине, и на скалах до сих пор встречаются изображения колесниц. Примерно с этого времени берет начало история, она переплеталась с мифологией: хроники начинались с сотворения мира, со сказаний о богах. Большую роль играла генеалогия вождей, родов. Продолжает развиваться искусство, идет расцвет декоративного искусство. Берет начало торефтика – художественный орнамент металла (чеканка, гравировка). Интересно, что в художественном твторчестве в это время проичходит деление на женские и мужскуие сферы. У чукчей, например, мужчины занимались изготовлением мелкой пластики, вырезанием из кости, ремеслом, а женщины – бисероплетением, ткачеством. Продолжает развиваться мифология, и из традиционных мифов появляются новые жанры (героический эпос, в котором боги могли принимать участие, но героями были люди или полубоги, и часть эпоса перемежалась с историческим событием; рассказывалось о создании государства, войны). Еще один новый жанр – сказка. Первыми появляются сказки о животных, волшебные сказки. Интересно, что в отличие от мифа, сказка могла от жиз6ни почти не отличаться. Сказка была предназначена для развлечения, а миф имел истинность и сокральность. Эпос теряет только сокральность. С этой эпохой связана история монументальной архитектуры. В частности, здесь можно назвать из самых простых мегалитических сооружений менгиры – отдельно стоящие высокие камни. Камент мог быть остатком сооружения, мог обозначать какое-то место. Из расставленных кругом менгиров появлялся кромлех (Стоунхендж). Он не единственный кромлех. Менгиры, расставленные параллельными рядами, называются алиньеманы. В Британии, например, в Карнаке они тянутся на несколько километров. Последний вариант – это «домик с крышей» – дольмен. Могли быть и целые лабиринты такого типа. Более высокий уровень архитектурного строения – циклопические постройки, это первые монументальные храмы на платформах. В этот период появляется монументальная скульптура. К таким скульптурам можно отнести скифских каменных баб.

В религиозной сфере в этот период Тотемизм уходит на задний план. В некоторых местах тотемизмом сменяется индивидуальным тотемизмом, нагуализмом – культом личных покровителей. Большую роль начинает играть культ вождя и его предков. Вождь воспринимался как сакральная фигура. Происхордит дальнейшая антропоморфизация богов: сначала боги в виде животных, потом боги в виде полулюдей-полуживотных, а потом боги – люди, а животные – их спутники. Складываются пантеоны богов: боги начинают играть главенствующую роль, другие становятся второстепенными. Выделяется в качестве отдельной категории населения жречество, у каждого бога жрецы свои. И в это время постепенно происходит выделение первых профессионалов умственного труда: выделяются художники, танцоры, знахари сказители, певцы. Завершая разговор, скажем, что на стадии позднеродовой общины появляется пиктография, и теперь пиктографическое письмо превращается в идеографическое, когда отдельные слова передаются знаками. Постепенно идеография превращается в слоговое письмо, и появляются иероглифы. И, наконец, алфавитная письменность. Опять же, где-то алфавитное письмо приобретает распространение, где-то нет.

<< | >>
Источник: ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ОБЩЕСТВ (ИПО). Лекция. 2016

Еще по теме ТЕМА: ПЕРВОБЫТНАЯ СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА. РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОГО СТРОЯ.:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -