ТЕМА: ПОЗДНЕРОДОВАЯ ОБЩИНА
ПЕРВЫЙ ВОПРОС: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА;
ВТОРОЙ ВОПРОС: СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ;
ТРЕТИЙ ВОПРОС: ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВОЕННЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ;
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС: ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.
Литература: Шнирельман Виктор Александрович. «Происхождение производящего хозяйства». М., 1989; Семенов Сергей Аристархович. «Происхождение земледелия». Ленинград, 1974; Сборник статей «Ранние Земледельцы». Ленинград, 1980. Токарев Сергей Александрович. «Ранние формы религии». Москва, 1990.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. В конце мезолита присваивающее хозяйство сменяется производящим. Интересно, что проблема этого перехода интересовала людей давно, и в Древней Греции появляются первые труды по этой проблеме. Тогда видели три стадии:
1) Охотники, собиратели
2) Кочевники-скотоводы,
3) Земледельцы.
Такая теория существовала долго, ее придерживались в 18 веке (Адам Смит, Ж.-Ж. Руссо). В конце XIX века немецкий географ и этнограф Эдуард Хан доказал, что земледелие древнее, чем скотоводство, а одомашнивание животных – кроме собаки – могло происходить лишь в условиях долгой оседлости и постоянных запасов пищи. Сейчас считается, что земледелие и скотоводство возникают одновременно, может быть, земледелие чуть раньше. Причем и земледелие, и скотоводство возникают одновременно в нескольких центрах Земли. Эта полицентрическая теория была выдвинута и разработана российским исследователем Вавиловым в 1920-е годы. Вавилов определял 3 крупнейших и несколько вторичных центров.
Какие основные центры? Что в них было окультурено?
1) Североафриканский - Ближний Восток - Передняя Азия – полумесяц плодородных земель. 10-е тыс. до н.э. – начали выращивать пшеницу, ячмень, некоторые виды бобовых, горох, чечевицу, финики и фисташки. 8-е тыс. до н.э. – одомашнен мелкий рогатый скот и кошка. 7-е тыс. до н.э. – одомашнена свинья и тур, крупный рогатый скот.
6-е тыс. до н.э. – осёл, 5-4-е тыс. – верблюд.2) Юго-Восточно-Азиатский. 10-е тыс. до н.э. – выращивают ямс и таро. 7-е тыс. – выращивают рис, просо, была одомашнена свинья и куры. 6-е тыс. – выращивают тыкву, огурцы, перец, гречиху, хлопок, бананы. 5-е тыс. до н.э. - одомашнены буйвол, зебу, 4-3-е тыс. – утки и гуси.
3) Американский центр. 10-е тыс. до н.э. выращивают тыкву. 8-е – кукурузу, перец, хлопок, томаты, одомашнены индюки. С 4-ого тыс. выращивают картофель, фасоль, подсолнечник, арахис, какао, тогда же были одомашнены лама и морская свинка.
Вторичные центры:
1) Средиземноморский (Греция, Италия), с 8-ого тыс. капста и виноград, а в пятом тыс. была одомашнена лошадь.
2) Саяно-Алтайский. Здесь во втором тыс. были одомашнены северные олени. Здесь же впервые выращивают просо и коноплю.
3) Центрально-Азиатский, в нем во 2 тыс. был одомашнен як.
Земледелие, видимо, развивалось из высокоразвитого собирательства, у некоторых племен встречаются его зачатки:
- Австралийцы например, пропалывают некоторые поля, в Малой Азии сбор плодов предваряется прокалыванием дикорастущих злаков: вырубанием кустарника, подрезанием веток у диких деревьев, в некоторых североамериканских племенах сбор дикого риса сопровождается такими же действиями.
- Окультуриванию растений, способствовало удобрение почв: древесная зола, пищевые отходы и т.п. Надо сказать, что круг используемых человеком растений в доземледельческую эпоху был шире, чем в эпоху земледелия. Тут можно назвать те растения, которые мы считаем сорняками, но которые хорошо растут рядом с человеческим жильем: крапива, например.
- Появляется мотыжное земледелие. Простейшим орудием примитивного земледелия была та же палка, что использовали при собирательстве. Иногда на нее снизу надевали плоский заостренный камень, или подбирали палку с растущим в сторону сучком, и она напоминала мотыгу. В самом своем примитивном виде мотыжное земледелие было делом женским. Мужчины только очищали участок для посева.
Участки были небольшие, обычно активно использовались способы разрыхления почвы вплоть до перебирания почвы руками. Женщина занималась и посевом: делала ямки, клала в них зерна. В разных местах земледелие возникало в разных культурных условиях, отсюда появляются разные виды мотыжного земледелия. Например:1) Богарное земледелие: посевы производились накануне дождей,
2) Паловое – участки, предназначенные для посева, выжигались.
3) Лиманное – посев во влажную почву вблизи естественных водоемов. Особенностью такого земледелия были смешанные посевы: поле небольшое, но густо засаженное. Это и на почву хорошо влияет и гарантирует постоянный урожай. Но такие огороды не обеспечивали полностью всех потребностей. Возникает система более крупных полей, где выращиваются отдельные с/х культуры.
4) Подсечно-огневое земледелие. Необходимо вырубить лес участками: вначале вырубают мелкий лес, потом подрезают мелкие деревья, подом все выжигают, потом выравнивают землю и разрыхляют её. Затем идет сбор урожая, возникает проблема, как его сохранить. В некоторых районах земледелие появляется раньше, чем посуда. Необходимость сохранения будущего урожая привела к приручению и одомашниванию кошки, она стала наиболее эффективным охотником. Недаром в Южную Европу земледелие было завезено вместе с домашними кошками.
И тут мы переходим к доместикации – одомашниванию животных. Если говорить о последовательности одомашнивания, то сначала собака, потом кошка, потом свинья и мелкий рогатый скот, потом крупный рогатый скот, потом лошади, ослы, верблюды, яки, и, якобы, северные олени были приручены давно, хотя тут, наверное, речь идёт о симбиозе.
Надо различать прирученных и одомашненных животных. Прирученные животные существуют и в диком, и в домашнем состоянии. А домашние животные – это те, которые будучи прирученными в неволе, дали новые виды, и, окажись они теперь в природе, они вряд ли смогли бы выжить. Домашние животные играют роль в хозяйстве, дают потомство, для первобытных племен была необходима практическая функция, декоративные породы появляются позднее.
Одно из таких исключений – это слоны, которые играют декоративную роль в Индии. Непременным условием доместикации является массовость процесса. Можно выводить новые виды по критериям, нужным человеку. Опираясь на этнографические данные, можно выделить два способа доместикации, существовавшие в первобытные времена:1) Импринтинг – приручение детенышей, когда человек забирает детеныша козы и воспитывает его.
2) Насильственное приручение. Имеет дело с массовым материалом, метод заключался в том, что стадных и диких животных загоняют за изгородь, закрывают входы и выходы и оставляют на какое-то время без воды и пищи, пока они не станут смирными. Их потомство оказывается гораздо более ручным, чем при импринтинге.
В раннеземледельческих обществах приручение было потребностью: меняется баланс питания, нужно было больше белков, а белки - в мясе. Для раннего скотоводства было характерно содержание небольшого количества животных, первоначально, видимо, на вольном выпасе, позднее появляются загоны для скота, пастухи. Козы и овцы часто ночевали в жилых домах, для них отгораживали специальные отсеки, конечно, минусы есть, но и волк не скушает, и тепло, если речь идет о северных районах. Животных начинают использовать в сельском хозяйстве:
- для взрыхления полей и втаптывания зерен в землю.
- В Месопотамии и в Египте скот использовали в молотьбе.
- Позднее появляется транспортное использование,
- молочное использование: с 3 тысячелетия известны разные породы домашних животных.
Распространение земледелия и скотоводства было шагом на пути освобождения человека от зависимости от природы, но были и минусы.
1. Лучшее обеспечение питанием создавало базу для прироста населения. На земле, которая прокармливала 3 охотников, могло существовать до 1 000 скотоводов.
2. Смертность от голода (особенно детская) падала. За счет появления искусственного питания улучшался уход за детьми. В некоторых районах плотность населения доходила до 100 человек на кв. км.
3. Постоянное общение с животными способствовало ухудшению санитарных условий.
Животные являются переносчиками многих болезней (сибирская язва).4. Иногда вырубка лесов приводила к негативным последствиям, распространялись болота, засоленность почв, появлялись овраги.
5. Если говорить об изменениях человека, ухудшаются зрение и слух. Кости истончаются, становятся хрупкими.
Но в целом плюсов было больше.
ВТОРОЙ ВОПРОС. В эпоху неолита материнский род достигает высшей точки своего развития. Род в это время – коллектив кровных родственников, родственников по женской линии, объединенных общей собственностью, взаимным наследованием и взаимопомощью, численность рода увеличивается и может достигать 600-700 человек. Классическим примером развития материнского рода считают племена ирокезов, живших у Великих Озер. Их исследовал Льюис Морган, юрист и этнограф-любитель, который сделал для них много хорошего, он был принят в один из ирокезских родов и исследовал их. Он выделил 10 основных критериев рода в стадии позднеродовой общины:
1) Высший орган власти – собрание всех взрослых мужчин и женщин;
2) Собрание избирает старейшин и военного вождя;
3) Старейшины и военный вождь избираются пожизненно, но род имеет право сменить их в любой момент;
4) Род строго экзогамен;
5) Имущество умерших остается в роду и наследуется: в случае смерти женщины ее детьми и родными сестрами, мужчины – его родными братьями и сестрами, а также братьями его матери. Супруги друг за другом не наследуют.
6) В роду существовала взаимная обязанность сородичей в материальной помощи, защите и мести.
7) Каждый род имеет свое название, это, как правило, название тотема рода, и присущий только этому роду название имен.
8) Род имеет право усыновлять представителей другого рода или племени. Процесс усыновления называется адопция. Можно было усыновлять пленников.
9) Каждому роду присущ свой религиозный культ, везде был тотемизм.
10) Каждый род имел свое кладбище, иногда были любопытные ситуации: а одного из африканских племен после смерти человека делали его фигурку из дерева, и в одном месте хоронят, а в другом – ставят эту фигурку и проводят над ней все ритуалы.
Поскольку род достаточно большой по размеру, появляются мелкие системы внутри него. Самой мелкой такой структурой был линидж (40-60 человек) - несколько десятков человек, прослеживающих родство между собой. Несколько линиджей составляли субклан – где-то 150-300 человек – отдельное поселение, субкланы живут близко друг к другу. В рамках субклана совершается кровная месть, совершаются свадьбы, обряды инициации. Несколько субкланов – род. На определенном этапе род делится на две части, и такие рода представляют фратрию, или братство. Обычно есть определенное сходство между ними в религиозном культе. Каких-то органов управления во фратрии нет. Последняя структурная единица – племя, объединяющее несколько фратрий. Оно могло достигать до 5 000 человек, было наиболее широкой общественной ячейкой. Оно обладало названием, территорией, диалектом, определенной культурно-бытовой общностью. В отличие от раннеродовой общины, в племени есть потестарная система. Главным органом власти является совет племени, включающий всех вождей и старейшин родов племени. Он обладает значимыми полномочиями: решает вопросы войны и мира, заключения союзов, утверждает вождей и старейшин, смещает их, решает конфликты между родами. Это не постоянный орган, он собирается 2-3 раза в год по важным поводам. Почетное место в родоплеменном управлении принадлежало женщинам. Они могли возглавлять линиджи, субкланы, могли быть старейшинами, у ирокезов, например. Основной территориальной единицей, по-прежнему, остается община. Помимо известных ранее однородовых общин, где большая часть населения принадлежала одному роду, появляются многородовые общины, включающие сегменты разных родов (2 и более). Такие общины могли существовать независимо. Как правило, с одной стороны, такие общины были удобны с точки зрения безопасности (большой поселок легче защищать), но, с другой, менее удобны с точки зрения ведения хозяйства. Потому были и большие, и маленькие общины.
Основной формой брака, по-прежнему, кросс-кузенный парный брак. У супругов не было совместного имущества, брак остается легкорасторжимым. И, хотя, вступая в брак, муж включался в деятельность рода жены, но имуществом не пользовался. И прав на детей не имел. Была ситуация, когда, вступая в брак, муж работал и на поле своего рода и всё выращенное отдавал в свой род. Род велся по линии матери. На первых порах, брак, с точки зрения поселения супругов, остается матрилокальным, но к позднеродовой общине появляется авункулокальный брак, когда супруги селятся в роду у дяди мужа, и даже внелокальный брак, когда супруги селятся в роду у мужа. В том и в другом случае женщина свой род покидает, тот и другой брак требовал отработки за жену, либо выплаты брачного выкупа. Брак в этот период оставался легкорасторжимым, и обрядами не сопровождался. Например, в одном из меланезийских племен перед браком мужчина посещал женщину, а для закрепления брака они должны были вместе утром выйти из дома и в присутствии матери девушки садились на циновки перед домом этой самой матери. В одном из североамериканских племен брак был таким: мужчина и женщина стояли в разных местах на расстоянии 300 метров, по сигналу открывалась дверь девушки, она должна была бежать, через некоторое время открывалась дверь мужчины, и он должен был ее догнать. Если догонял, брак был заключен.
По-прежнему, сохраняются пережитки группового брака, женщина до брака имеет свободу половых сношений. Единственная твердая граница – экзогамия. Принципиальных изменений в сравнении с раннеродовой общиной не было.
ТРЕТИЙ ВОПРОС. ЭКОНОМИКА И ХОЗЯЙСТВО. В период позднеродовой общины собственность окончательно разделилась на личную (движимое имущество – украшения, скот, орудия) и коллективную – землю. Изменяется и порядок наследования. Важную роль играет обмен. Это было связано, во-первых, с тем, что оседлость повысила изоляцию общин и ограничила доступ к природным ресурсам, а, во-вторых, с некоторым ростом производительности труда, который время от времени давал некоторый прибавочный продукт, пригодный для обмена. Система обмена отличалась многообразием:
1) Самая простая форма – межобщинный обмен, обмен между двумя соседними поселками или общинами;
2) Ко второй ступени относился межплеменной обмен, который приурочивался к межплеменным праздникам, имелся разнообразный рынок на границе племен, куда собирались представители племен и обменивались. Обменивались керамикой, оружием, орудиями труда, бытовыми предметами;
3) Дальний обмен, обмен между племенами, расположенными далеко друг от друга, и добираться из одного в другое нужно было по несколько недель, а то и месяцев. Обменивалось труднодоступное сырье, соль, охра, камень, пригодный для изготовления труда (темный кремень из среднего Поволжья, медная руда).
В результате развития обмена вырабатываются некие обменные эквиваленты, или обменные деньги, в их качестве могли фигурировать раковины, птичьи перья, шкурки зверей, керамика, но первобытные деньги – это не деньги. Хотя в неолитическом хозяйстве излишки производства появлялись чаще, но неравенства как такового тут нет. Избыточная продукция запасается не для улучшения собственного материального положения, а для устройства пиров и церемоний социально-престижного и церемониального характера. Иногда экономику этого периода так и называют престижной экономикой. Иногда даже доходило до того, что семья предпочитала сама перебиваться с хлеба на воду, но устроить праздник не хуже, чем у других. С другой стороны, накопление продуктов для устройства праздников гарантировало людям поддержку в голодное время.
На стадии позднеродовой общины приобретают определенное значение военные столкновения: это могли быть набеги карательного характера, достаточно короткие по времени, причиной которых могли быть частные ссоры. А иногда это быть длительные военные действия между племенами, основной имевшие кровную месть или причины ритуального характера. Во время инициаций юношам в определенный период полагалось устраивать набеги на соседей.
Первоначально имущества побежденных не захватывалось вообще. Позднее начинают присваивать движимое имущество. Но характерный момент: территорию чужого племени не захватывали, территорию побежденных к своей не присоединяли: считалось, что данная земля находится под защитой духов-предков убитых людей, они не дадут ту спокойно жить, будут мстить за убитых. Пленных иногда уводили, но впоследствии они работали вместе с победителями и становились полноправными членами общества.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.
Развитие земледелия и скотоводства привело к развитию новых знаний в области селекции: появляются новые разновидности с/х. культур, новые породы животных и т.п. В Меланезии на стадии позднеродовой общины было известно 52 сорта бананов, десять сортов ямса, 14 сортов хлебного дерева, ирокезы знали 11 сортов кукурузы. В Южной Америке довольно быстро произошло разделение на лам и альпаков. Развитие престижной экономики, обмена вело к развитию знаний в области арифметики, появляются способы подсчета урожая, требующего оперированием большими цифрами. Появляются бирки расчетные, кучки камней, узелки, по большому счету, слово калькуляция происходит от латинского «калькулюс» – счетный камень. Распределение земли между участками вело к развитию геометрии. Появляется умножение, деление. Развитие гончарства способствовало появлению первых знаний в области химии: как нужно правильно подобрать глину, правильно добавить к ней какие-либо вещества. Появляются первые географические карты, изображающие конкретные маршруты, а не территорию окрестностей. Зарождается письменность, хотя и примитивная, видимо, в форме пиктографии – рисунчатого письма. При помощи рисунков умудрялись писать целые хроники: самая известная – хроника североамериканского племени геловаров «Валам олум»: она состояла из 184 рисунков и повествовала об истории племени от зарождения до прихода европейцев. Появляется узелковое письмо у южноамериканских индейцев, а ирокезы писали с помощью вышивки из ракушек, бусинок, и появлялись послания – вампумы.
В изобразительном искусстве на первом месте условная манера письма. Для живописи характерна упрощенность, в большом количестве используются символические изображения: кружки, спирали, живопись приобретает сюжетный характер. Развивается декоративное направление в искусстве: орнамент на керамических сосудах, художественная роспись на тех же сосудах, резьба по кости, вышивка. Появляются музыкальные инструменты.
Развивается абстрактное мышление, усложняются религиозные верования. В религиозной жизни на первый план выходят земледельческие и скотоводческие культы. Продолжают развиваться космогонические (о создании мира) и антропогонические (о создании человека) мифы. Тотемизм постепенно уходит на задний план и сменяется культом антропоморфных, но вполне реальных предков. Начинает складываться пантеон богов, в котором важную роль играют, с одной стороны, боги, отвечающие за природные явления (бог-громовержец, бог солнца, бог дождя), а, с другой стороны, боги скотоводства. У ирокезов верховными были три богини-сестры: богини маиса, бобов и тыквы. В Индонезии одной из верховных богинь была мать риса. Наиболее важными праздниками становятся весенний праздник, связанный с посевом, и осенний, связанный с уборкой урожая. Появляются мифы об умирающем и воскресающем боге - боге зерна. И еще новшество – мифы о культурных героях, которые, с одной стороны, воспринимались как победители сил хаоса (Геракл, Тесей), а с другой стороны, герои-добытчики культурных благ, которые либо что-то украли и подарили людям (Прометей), либо сами чего-то придумали и научили людей (Гефест – гончарное дело, Афина – ткачество).