1967 О стихотворении М. Ю. Лермонтова "Парус"
Анализ или отдельные замечания о стихотворении "Па-
рус" встречаются в значительном числе исследовательских
работ2. Синтетическая концепция содержится в статьях В.
Маранцмана и М.
Гиршмана3, где дана общая философс-ко-эстетическая характеристика стихотворения. Предлага-
емая заметка - опыт текстуального рассмотрения прост-
ранственной структуры "Паруса" - проблемы, как нам ка-
жется, не получившей еще подробного освещения.
Стихотворение "Парус" отмечено подчеркнутой связью
между пространственной организацией и общим смыслом
произведения. Значение "художественного пространства"
выделено уже тем, что отмечавшаяся исследователями про-
тивопоставленность двух первых и двух последних стихов
каждой строфы отражает антитезу "физического пространс-
тва" (стихи 1-2) и "пространства оценок" (стихи 3-4).
Структура "физического пространства" в "Парусе" от-
личается напряженным динамизмом: три строфы рисуют
изображаемое с трех различных точек зрения, образующих
в своем единстве общую композицию "Паруса".
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Точка зрения лирического субъекта находится вне
текста: взгляд его направлен на парус и окружающий его
пейзаж, то есть перпендикулярен отрезку горизонта, на
котором виднеется "парус одинокий". Парус покинул "род-
ной край" и направляется в "далекую страну". Он движет-
ся в той же плоскости по другой горизонтальной оси:
"край родной" - "страна далекая". Заданное направление
и цель движения ("бросил - ищет") в плане физического
про-
________________________________________
1 Статья написана совместно с 3. Г. Минц.
2 Перечень основных работ см.: Маранцман В. Г.,
Гиршман М. М. Парус // Лермонтовская энциклопедия.
М.,1981. С. 367.
3 Там же. С. 366-367.
________________________________________
странства, однако, точно не определены. Существенно,
что и движение, и взгляд на него расположены в одной и
топ же - горизонтальной, "земной" - плоскости.
Эпитет "одинокий", упоминание "тумана моря", как и
глагол "белеет", задают расстояние между наблюдателем и
парусом: парус виден издалека и взгляд охватывает все
пространство. То, что парусник представлен метонимичес-
ким "парус", также соответствует взгляду издалека (вы-
пуклость земной поверхности при взгляде с большого
расстояния, как известно, "поглощает" нижнюю часть от-
даленных предметов; в сочетании с морскими волнами это
создает эффект видения только верхней части судна).
Пространственная перспектива дополняется цветовой: в
первой строфе удаленность точки зрения от объекта под-
черкнута блеклостью и расплывчатостью изображения ("В
тумане моря голубом").
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Вторая строфа резко сближает точку зрения текста с
объектом изображения. Корабль теперь виден в деталях
("мачта"); слышен свист ветра и скрип мачты. Отметим,
что, вопреки распространенному убеждению, свист ветра,
игра волн и скрип мачты не создают картины бури, а со-
ответствуют "нормальным" условиям движения судна: от-
сутствие ветра - штиль - обрекло бы корабль на непод-
вижность; равно и скрип мачты - обычный звуковой фон
плывущего парусника.
Первые два стиха второй строки создают динамическую
картину, подразумевающую, что носитель точки зрения на-
ходится на корабле (ср. различие в ощущении скорости и
путешественника и отдаленного от него наблюдателя). Од-
нако контрастирующие с началом строфы стихи 3-4 отменя-
ют самое идею движения. Образ путешествия органически
связан с его мотивацией. Романтическая традиция создала
два стереотипа: "бегство" и "стремление".
Герой либопорывает с миром (зла, клеветы, преследований или, нап-
ротив, счастья) - "бежит из", "от" или же устремляется
к миру мечты2. Соответственно взгляд субъекта текста
может быть повернут назад или направлен вперед. В лер-
монтовском стихотворении отвергнуты обе возможности.
Отрицание причин и целей движения, выражаемых глаголами
"бежит", "ищет", как бы останавливает (и лишает смысла)
движение паруса. Точка зрения неожиданно перемещается
на ось "верх - низ":
________________________________________
Соотношение "оси зрения" субъекта текста (а следо-
вательно, и линии горизонта) к направлению движения па-
руса не ясно: парус можно представить себе движущимся и
в любую сторону вдоль линии горизонта, и приближающимся
или отдаляющимся от наблюдателя. Эта неотчетливость
картины, весьма важной для понимания текста (как соот-
носятся "далекое" и "близкое" с позицией лирического
"я"?), видимо, не случайна.
2 Ср. пушкинское: "Искатель новых впечатлений, / Я
вас бежал, отечески края..." - и тему бегства, харак-
терную для русского байронизма.
________________________________________
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
Видимый мир "верха" и "низа" в III строфе хотя
пространствен (море - парус - солнечное небо), однако
сразу же приобретает подчеркнуто метафорический харак-
тер, так как связан с непосредственно идущей за ней
(стихи 3-4) антитезой "буря - покой". Таким образом,
стремление "мятежного" паруса оказывается направленным
к изменению состояния ("просит бури"), а не к перемеще-
нию в пространстве. Происходит обычная для Лермонтова
резкая смена заданной ситуации - новой, неожиданной:
субъект и объект изображения предстают не в физическом,
а в метафорическом "пространстве души".
Стихи 3-4 последней строфы еще раз меняют смысл про-
изведения, делая его парадоксальным: парус стремится к
буре, потому что ищет покоя.
Создается образ трагичес-кого разрыва с жизнью: ясность природы ("струя светлей
лазури", "луч солнца золотой") соотносится только с
трагической "бурей" души, и только буря в природе может
создать душевный покой. Однако трагизм образа связан и
с возможностью еще одного его истолкования.
Романтический стереотип задавал обычно соответствие
бурного пейзажа "бурной" душе лирического "я" (ср. в
"Мцыри": "Я, как брат, / Обняться с бурей был бы рад";
"дружбы краткой, но живой / Меж бурным сердцем и гро-
зой"). Образ этот, многократно повторяясь, становится
типичным романтическим клише. Особенность анализируемо-
го стихотворения - в противо-поставленности состояний
внешнего мира состояниям мира души. Вместе с тем строфа
III отделяет парус и от трагических демонических обра-
зов романтизма, чья сущность раскрывается на фоне бур-
ного пейзажа, но не связана с миром гармонии ("покоя"):
как о возможности и надежде, заключительная сентенция
говорит о том, что "демонизм" есть путь к раскрывающе-
муся в хаосе бурь космосу высшей гармонии (ср. противо-
поставление: "не ищет", "не от счастия бежит" строфа
II - "просит" строфа III , имеющее и пространственный
смысл, и смысл: "отказ от поиска - поиск").
Вторые части строф (стихи 3-4) имеют прямое отноше-
ние к оппозиции "субъект - объект" изображения2. Два
первых стиха каждой строфы характеризуются сквозной по-
вествовательной интонацией (за исключением первой стро-
фы, где интонация усилена восклицательным знаком). Сти-
хам же 3-4 присуща последовательная смела интонаций:
вопроса (строфа I; интонация подчеркнута двумя вопроси-
тельными знаками в стихах 3 и 4), восклицания
________________________________________
1 Особенность этой типично романтической "вертика-
ли", во-первых, в ее трехчленности ("небо" "луч солн-
ца" - "парус" - "море" ,"струя", во-вторых, в том,
что "верхний" мир ("луч солнца золотой") и "нижний"
("струя светлей лазури") сближены (как признаками све-
та, динамизма, так и общим значением радости, гармонии)
и отделены от "срединного" мира "мятежного" паруса.
Этосближает пространственный облик стихотворения Лермонто-
ва с "Лебедем" Ф. Тютчева.
2 Оппозиция эта рассмотрена в уже упомянутых статьях
В. Маранцмана и М. Гиршмана, однако введение в нее
пространственных параметров способно, как кажется, нес-
колько изменить окончательные выводы.
________________________________________
(строфа II), также пунктуационно удвоенного, и сентен-
ции (строфа III), пунктационно уточненной как восклица-
ние1. Это создает второй композиционный и смысловой ри-
сунок текста, его развитие в "пространстве души". В
первой строфе "повествователь" отделен от паруса стрем-
лением понять его, разгадать его - еще неведомую - тай-
ну, во второй - сближен с парусом частичным ("отрица-
тельным"; ср. структуру отрицательных сравнений) знани-
ем о том, чем парус не является. В строфе III заключи-
тельная сентенция, с одной стороны, усиливает сближение
лирического "повествования" с предметом изображения
"положительным" значением о смысле движения паруса. Но,
с другой стороны, условность "как будто в стихе" остав-
ляет это знание неполным, сохраняя загадочность увиден-
ного и дистанцию между субъектом и объектом описания.
Троекратная смена изменяющихся "объективных" картин
их - тоже меняющимися - оценками создает сложность об-
щей композиции и динамически-противоречивый смысл цело-
го.
________________________________________
1 Дополнительная "игра" оттенками смысла создается
тем, что в одних случаях смысл синтаксической структуры
и интонации совпадает полностью (строфа I, стихи 3-4),
в других - нет (строфа I, стихи 1-2; строфа III, стихи
3-4).