"ВАКХИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ"
Приступая к работе над "Вакхической песней", учитель
должен помнить о месте текста в общей композиции разде-
ла "А. С. Пушкин" и не упускать из вида логической свя-
зи с предшествующими и последующими произведениями.
Заканчивая методический разбор послания "К Чаадае-
ву", мы обратили внимание на светлое настроение этого
стихотворения. Весь представленный в хрестоматии цикл
пушкинской лирики построен как развитие темы света.
"Вакхическая песня" посвящена солнцу и свету. Само наз-
вание означает песню, исполняемую на пиру, заздравную
песню. "Вакхическая песня" Пушкина - здравица солнцу и
свету. Прежде всего следует провести с учениками бесе-
ду, вводя их в художественное пространство и время, ре-
конструируемые Пушкиным в стихотворении.
Место. Пир часто появляется в поэзии Пушкина. Тема
пира - это тема дружбы. Друзья, объединенные в веселый
круг за праздничным столом, для Пушкина - символ братс-
тва, соединяющего людей. Образ пира постоянно присутс-
твует в политической лирике Пушкина: идея борьбы, еди-
номыслия, политического союза связывается для поэта с
дружеством, товариществом, братством. Надо иметь в ви-
ду, что пир - совместное вкушение хлеба и вина - древ-
ний символ неразрывной связи. То, что "Вакхическая пес-
ня" исполняется на пиру, связывает ее и с интимной, и с
общественной лирикой Пушкина. Ср. "Веселый пир":
Я люблю вечерний пир,
Где Веселье председатель,
А Свобода, мой кумир,
За столом законодатель...
Обратите внимание на то, что "Свобода" и "Веселье"
пишутся Пушкиным с большой буквы, а пир - это соедине-
ние Свободы и Веселья.
Время. Послание "К Чаадаеву" вводит нас как бы в пе-
реходный момент:
еще ночь, Россия спит, но взойдет звезда - предвест-
ница утра, наступит свет, "Россия вспрянет ото сна".
Утренняя звезда - предвестница зари - часто появляется
в поэзии Пушкина как знак окончания ночи.
Ср.:
Уже редеют ночи тени
И встречен Веспер петухом...
("Евгений Онегин", 6, XXIV)
"Вакхическая песня" создает перед нашими глазами об-
раз перехода от ночи к свету. Это песня, которая испол-
няется в момент, когда над горизонтом появляется край
солнца. Тема победы света над тьмой проходит через все
стихотворение. Оно разделено на три части; смысловым
центром частей служат здравицы.
Анализ стихотворения удобнее всего связать с работой
над композицией, рассмотрев все три части и показав
развитие пушкинской мысли.
Первая часть.
Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Центр части - здравица в честь любви:
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Стихи, посвященные любви, звучат торжественно. Этому
способствует употребление славянизмов - "веселие" вмес-
то "веселье", "глас" вместо "голос"1.
Следует обратить внимание на звуковой строй этого
отрывка: обилие гласных (а среди согласных большое чис-
ло плавных "м", "н", "л") и полугласного j создает ма-
жорное звучание. Заметим, что первая строчка - единс-
твенная, заканчивающаяся вопросом. Эта строчка говорит
о наступившей минуте молчания и содержит слово с семан-
тикой тишины и, может быть, печали: "смолкнул". Все ос-
тальное стихотворение противопоставлено первой строчке
и наполнено ликующей, радостной лексикой. Ученикам нуж-
но указать на полное отсутствие в первой части повест-
вовательных интонаций. Все предложения, кроме первого,
заканчиваются восклицаниями - призывами к веселью.
Вместе с восклицательными интонациями следует отметить
и обилие повелительных форм глаголов. В индикативе дан
глагол только в первом стихе - "смолкнул".
Все осталь-ные глаголы - "наливайте", "бросайте", "подымем"2,
"раздайтесь" - императивны. Как мы уже отмечали, форма
"да здравствует" также императивна. Все это вместе при-
дает первому отрывку стихотворения радостное и волевое
звучание. Стихотворение пронизано энер-
________________________________________
Если ученики хорошо усвоили тему "Архаизмы", то
можно обратить их внимание на форму "Да здравствует!".
В современном русском языке она звучит торжественно, но
не воспринимается как архаическая, церковнославянская.
В пушкинскую эпоху она употреблялась только в высоко-
торжественной речи и сохраняла церковнославянскую ок-
раску. Побудительная частица "да" - это архаический си-
ноним русскому "пусть" (ср. в "Борисе Годунове": "Да
ведают потомки православных"). Троекратное повторение в
стихотворении Пушкина "Да здравствует" усиливает тор-
жественное звучание текста.
2 Здесь форма 1-го лица множ. ч. употребляется в
значении побуждения (ср.: "ударим сплеча").
________________________________________
гиен. Любовь входит в содержание "Вакхической песни"
как чувство энергическое и радостное (ср. печальную,
меланхолическую и "расслабляющую" интонацию элегической
поэзии).
Вторая часть стихотворения посвящена поэзии ("Да
здравствуют музы!") и знанию. Пушкин ведет нас в мир, в
котором первую дверь к свободе отворяют любовь, вино и
веселье, вторую - поэзия и мысль, знание. Рабство дер-
жит человека в невежестве. Рабство чуждо поэзии. Совре-
менник Пушкина декабрист Ф. Глинка писал:
Рабы, влачащие оковы,
Веселых песен не поют.
Во второй части разум сопоставляется с солнцем, и
подлинной мудрости противопоставлена бледная лампада
ложной мудрости. Противопоставляя ложную и истинную
мудрость, Пушкин как бы предупреждает читателя, что
слово может служить и истине, и лжи.
И солнцу истиныпротивостоит бледная лампада лжи. Образ лампады здесь
наполнен смыслом: в темноте она кажется светом, но сто-
ит появиться солнцу, как она меркнет. Ученики могут за-
писать в два столбика и сравнить семантику слов: солнце бледнеет гори мерцает ясный восход тлеет заря Можно попросить учеников определить, к какому столбику
подходит выражение "бессмертное солнце ума", а к какому
"ложная мудрость", и объяснить, почему.
Третья часть состоит лишь из одной строки:
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Краткость третьей части не уменьшает, а увеличивает
ее смысловой вес. В одну строку собирается все, что
сказано в стихотворении. Слово "солнце" обозначает
здесь все оттенки значения "света", а тьма становится
обобщенным символом неправды и зла, и две повелительных
формы - "Да здравствует", "да скроется" - заканчивают
стихотворение энергическим призывом.
После анализа текста уместно прочесть с учениками
хеттский "Гимн Солнцу" и использовать его для беседы на
тему: "Символика света и солнца в мировой поэзии". Уче-
ники уже изучили тему романтизма на родном языке, и им
можно предложить подготовить беседу на тему "Ночная по-
эзия и поэзия солнца". Можно также продиктовать изрече-
ние французского философа Декарта: "Истина, ясная, как
солнце". Затем следует обратиться к заданию, которое
связано с работой по гравюре Ф. Гойи "Сон разума рожда-
ет чудовищ". Ученикам следует дать в короткой беседе
представление об испанском художнике и о его цикле
"Капричос". Полезно также подготовить один-два учени-
ческих реферата о жизни и творчестве Гойи с показом
репродукций его картин.
Комментарий к гравюре Гони "Сон разума рождает чудо-
вищ". На переднем плане изображена фигура спящего чело-
века в одежде времени Гойи. Судя по тому, что перед ним
лежат бумага и инструменты для рисования, человек этот
- художник (видимо, сам автор - испанский художник
Франсиско Гойя).
Изображенные позади него чудовища -совы, филины, летучие мыши и пантера - наделены жутки-
ми, гротескными чертами. Это явно не просто птицы и жи-
вотные, а страшные, внушающие ужас аллегорические обра-
зы. Символический характер рисунка может быть истолко-
ван двумя способами. Первое толкование: художник уснул,
и окружающие его чудовища - его страшный сон. Вместе с
тем подпись, которой снабдил Гойя свою гравюру, раскры-
вает другой пласт смысла. Это не обычный сон: уснул ра-
зум, спит светлое, критическое, разумное начало в чело-
веке. Сон разума вызывает к жизни отвратительные порож-
дения неразумия и невежества: жестокость, фанатизм, су-
еверие, нетерпимость к чужому мнению, желание подавить
мысль. Чудовища, окружающие фигуру человека, в этом
втором значении - не сон, они не снятся ему, а действи-
тельно существуют, рожденные бессилием разума.
Композиция. В гравюре мы сталкиваемся с резкими
смысловыми контрастами: 1. Фигура человека находится на
переднем плане и ярко освещена. Чудовища - на заднем
плане и погружены во тьму. 2. Фигура человека нарисова-
на мягко и гармонично, никаких нарушений естественных
пропорций, ничего гротескного в ней нет. Чудовища же
страшны своей неестественностью. Это хищные птицы с
круглыми человеческими глазами, из-за спины спящего
выглядывает жуткое существо, видимо, кошка с глазами
ведьмы, у ног распростерлась пантера с человекообразным
злым лицом. 3. Фигура человека, нарисованная мягкими
линиями, бессильна, она поникла, лишенная движения и
волн. Центр тяжести ее направлен вниз. Чудовища агрес-
сивны, они находятся в движении (слетаются), причем ось
их движения перпендикулярна листу бумаги и направлена в
упор на зрителя.
В чем смысл такого построения? Гравюра Гойи изобра-
жает борьбу добра и зла, разума и фанатизма как столк-
новение света и тьмы. Тьма, ночь и сон порождают чудо-
вищ.
Античеловечным чудовищам противопоставлено гуман-ное начало света и разума. Рисунок Гойи показывает тра-
гическую напряженность момента - торжество сил тьмы -
и, одновременно, вселяет надежду. Разум спит, и человек
бессилен перед лицом чудовищ, морды которых полны лико-
вания; они предвкушают победу, но силы их только во сне
разума. Гойя убежден, что когда взойдет солнце и свет
озарит все пространство гравюры, разум проснется и чу-
довищные порождения тьмы исчезнут сами по себе. Это вы-
ражено сочетанием подписи и света, которым окружена фи-
гура человека.
После беседы о творчестве Гойи и комментария к гра-
вюре следует обратиться к сопоставлению идей гравюры и
стихотворения Пушкина. Сравнив значение образов тьмы и
света, разума и враждебных ему сил у Пушкина и Гойи,
ученики придут к выводу, что поэт и художник подчерки-
вают связь разума и искусства (ср.: "Да здравствуют му-
зы, да здравствует разум!", у Гойи - спящий человек -
художник). Это поможет сделать более общий вывод о том,
какую роль Пушкин и Гойя отводят в жизни человека ис-
кусству. В сильном классе имеет смысл остановиться и на
других гравюрах из серии "Капричос", сопоставить борьбу
Гойи с инквизицией и реакцией в Испании конца XVIII в.
и борьбой Пушкина с общественным злом. Уместно объяс-
нить нарицательное значение, которое получило в совре-
менной культуре слово "капричос" (борьба света и тьмы,
представленная в гротескных и фантастических образах).