<<
>>

Способы ведения войн

Несовершенство человечества определяет способы ведения войн, что подтверждается множеством примеров из истории разных стран.

Япония в годы Второй мировой войны преследовала грандиозные по масштабу цели: захватить все острова Тихоокеанского бассейна (страна, владеющая Тихим океаном, владеет миром), выиграть расовую войну между желтым (азиатским) и белым (европейским и североамериканским) населением, а также войну на Тихом океане, стать великой восточноазиатской страной.

Способ достижения этих целей - молниеносность, скоротечность военных действий. Однако во второй половине 1944 года Япония оказалась перед угрозой американской оккупации. Требовался новый способ ведения войны.

Воины-камикадзе стали новым «инструментом» в ведении военных действий. Возникло движение добровольцев-смертников, обусловленное культом смерти, древними самурайскими традициями (харакири и др.).

B боевых действиях на Тихом океане участвовало 4615 самолетов, управляемых летчиками-камикадзе. Погибли 5000 пилотов. Отряды смертников были созданы и на военно-морском флоте, в парашютно-десантных и сухопутных войсках. K концу войны камикадзе стали главной силой всех родов войск (летчики, десантники, истребители танков, «живые» торпеды и др.).

Смертники потопили 45 боевых американских кораблей, повредили 200 кораблей. C помощью камикадзе были потоплены 3 из 4 авианосцев.

Жестокость - характерная черта любой войны, вызванная несовершенством человеческой натуры. Именно войнами оправдывались насилие, вероломство, массовое уничтожение населения, разрушение городов, экономики, культуры. Особой жестокостью и бесчеловечностью отличались гражданские и религиозные войны.

Монгольские завоеватели в Китае использовали террор в качестве способа ведения войны против оседлых народов. Они беспощадно истребляли города, обогащались засчет грабежей. При штурме одного из городов Тамерлан приказал доставить ему 70 тысяч голов жителей и сложить из них башню.

B ходе второй экспедиции Японии в Корею в 1597 году японцы овладели хорошо укрепленным городом Намвон, при этом погибли почти все его жители. Японцы отсекли головы у павших защитников Намвона - солдат и офицеров, засыпали солью и в бочках отослали императору Хидэёси. После победы при Сочоне в 1598 году японцы обрезали уши у 38700 вражеских воинов, засолили их и отправили в Киото, где захоронили под насыпью, получившей название «мими-дзука», или «Гробницаушей».

B Китае для достижения политических целей в войнах использовали геноцид - физическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, религиозным и национальным мотивам. Так, в XVIII веке при завоевании Джунгарии был уничтожен один миллион джунгарцев.

Жестокие войны велись и в Европе. Для наемных армий обычным явлением стало массовое истребление населения сожженных городов, в морских войнах - каперство, пиратство, конфискация нейтральных судов.

Когда Наполеон уходил из Москвы, он приказал взорвать стены и башни Кремля. B годы Первой мировой войны немецкие войска почти полностью разрушили польский город Калиш, Реймский собор во Франции.

Ожесточенными были и религиозные войны. B третьем Крестовом походе христиане и мусульмане старались превзойти друг друга в жестокости при обращении с пленными. Кровавыми стали войны между католиками и гугенотами во Франции.

Чтобы подавить противника, прибегали к варварским экономическим методам. Так, в борьбе с гуситами Римский папа и король Сигизмунд организовали вокруг Чехии торговую блокаду: верующим запрещалось торговать с Чехией. Позже при подавлении восстания в Праге турки-османы с целью вызвать голод у жителей города сжигали посевы, вырубали фруктовые деревья.

Свирепостью отличались войны, которые велись мусульманскими государствами. После взятия в 1453 году Константинополя османские воины грабили церкви, женские и мужские монастыри, опустошали дома, дворцы, забирали с собой их жителей. B XVI веке шах Ирана Исмаил завоевал суннитский Ирак. Иранские шииты организовали репрессии против суннитов и христиан, разрушили местные святыни, эксгумировали прах имамов, казнили священнослужителей, насаждали персидский язык.

B 1988 году иракский диктатор Саддам Хусейн провел операцию против Курдистана, в ходе которой уничтожил четыре тысячи курдских деревень, 100 тысяч жителей. B Ирано-иракской войне 1980-1988 годов Ирак 14 раз применял боевые отравляющие вещества.

Характерной чертой многих войн являлось разрушение городов, эвакуация материальных и культурных ценностей, разграбление оставляемых территорий. Например, во время третьего Крестового похода султан Саладин, чтобы лишить крестоносцев опоры, базы для ведения дальнейших военных действий, при отступлении сокрушал города, равнял с землей посёлки.

B Европе при гонениях на евреев, основанных на расовых, национальных и конфессиональных мотивах, использовался геноцид. B конце XI-XII веков крестоносцы вырезали еврейское население на своем пути из Европы в Святую землю. B XV столетии евреев сжигали на кострах испанской инквизиции. Шесть миллионов евреев были истреблены германскими нацистами на расовой почве. Также геноцид применяла фашистская Германия по отношению к советским гражданам.

0 геноциде как способе ведения войны писал один из большевистских лидеров Г.Е. Зиновьев: «Буржуазия убивает отдельных революционеров, а мы уничтожим целые классы... Мы имеем сто миллионов жителей России под советской властью. Из них девяносто мы должны завоевать на свою сторону. Что же касается остатка, то его нужно уничтожить».

B период Тамбовского восстания, Пиюня 1922 года, ВЦИК отдал распоряжение местным властям: «Семья, в доме которой укрывался бандит, подлежит аресту и высылке из губернии, имущество ее конфискуется, старший ребенок в этой семье расстреливается на месте без суда».

Католическая церковь в качестве способа достижения своих целей широко использовала методы средневековой инквизиции: пытки, сечение плетями, долгосрочную каторгу, публичные казни в виде сожжения заживо. Особой жестокостью отличались действия Испанской инквизиции, созданной в 1478 году католическими монархами Фердинандом II Арагонским и Изабеллой Кастильской для борьбы с мусульманами-маврами, евреями, еретиками.

Ha кострах было сожжено свыше 8 тысяч человек.

B Новом Свете инквизиция существовала с момента открытия Америки. Монахи, епископы, монашеские ордена были наделены инквизиторскими полномочиями.

Терроризм также является одним из способов ведения войны. Исламисты в борьбе с врагами применяли индивидуальный террор.

Bo время Великой Французской революции в борьбе с революционными силами духовенство создавало террористические организации. B Индии в ходе борьбы с английскими колонизаторами религиозные структуры также прибегали к индивидуальному тер- рору.

B настоящее время иранское руководство рассматривает терроризм как способ ведения джихада, так называемой священной войны с «неверными», для свержения светских режимов в странах ислама и распространения исламской революции. Использование террора планируется для «очищения» мусульманства от ереси в странах Ближнего и Среднего Востока. He исключено, что Иран может стать на путь создания ядерного оружия и ядерного терроризма.

Террор как составляющая часть войны - явление двустороннее: с одной стороны, террористы осуществляют и террористические акты, и вооруженную борьбу, с другой стороны, в борьбе C ними используются антитеррористические операции, а также вооружённые силы.

Идеологи террористических войн полагают, что от террористов- смертников нет эффективных средств защиты.

B разные времена по-разному относились к военной добыче. Так, в Древнем Риме военные трофеи были собственностью государства. Из добычи выплачивалось жалованье солдатам, оказывалась помощь раненым и больным. При распределении добычи учитывались чин, военные заслуги. Народ осуждал военачальников за то, что они неравномерно распределяли добычу среди солдат. У византийцев захват добычи не являлся целью войны, а считался способом ослабления мощи противника. Воинам запрещалось самостоятельно брать добычу. Захваченное снаряжение распределялось после боя с учетом военной доблести, проявленной в бою. Для сбора добычи выделялись специальные войска.

B исламских государствах военная добыча делилась на основании предписаний Корана, изложенных в разделе «Добыча», а именно: 1/5 военных трофеев (золото, серебро, пленный, скот) поступала пророку, его роду, имамам, вдовам, сиротам. Оставшаяся часть распределялась между непосредственными участниками сражений из расчета: одна доля предназначалась пехотинцу, три доли - коннику. Военнопленные передавались в распоряжение имама (главы общины).

B XVI веке наёмники - средневековые рыцари Западной Европы - жили на то, что сумели добыть в боях. B Испании король забирал себе пятую часть добычи, остальное делили между солдатами.

Однако войны велись не только с помощью вооруженной борьбы, но и невоенными средствами и способами (политические, экономические, психологические, информационные, духовные и др.). История человечества знает множество тому примеров.

Римляне отравляли вино и пищу в расположениях противника. C целью захвата городов римские полководцы подкупали местных жителей. Китайцы умели использовать в интересах победы в войне силы природы. Так, во время Японо-китайской войны, летом 1938 года, японцы стремились захватить важный железнодорожный узел Чжен Чжоу, чтобы продолжить наступление вдоль железной дороги на Ханькоу. Однако китайские бойцы разрушили плотину через Хуанхэ и затопили огромные территории. B результате этого японцы потеряли большое число солдат, значительная часть танков, орудий, машин оказалась под водой. Их наступление было сорвано.

B Древнем и средневековом Китае психологическое воздействие на противника являлось составной частью войны. C его помощью инициировалось разложение вражеских войск; подрывался престиж военного руководства; разжигались ссоры среди гражданского населения; покупалась разведывательная информации; войска противника обвинялись в ведении несправедливой войны.

Захват пленных также был одним из способов ведения войны. Например, в Риме Сенат разжаловал тех, кто был взят в плен царем Эпира и Македонии Пирром: всадников - в пехотинцы, пехотинцев - в легковооружённые воины.

Всем им было велено находиться вне лагеря до тех пор, пока каждый из них не доставит по два вооружения неприятеля.

B Китае захваченных в плен, во-первых, использовали в качестве рабочей силы, как рабов-носильщиков, во-вторых, профессионально подготовленных командиров и солдат включали в свою армию.

Японцы, напротив, беспощадно уничтожали пленных. (Эта традиция сохранилась вплоть до недавнего времени. Так, они казнили американских летчиков, попавших к ним в плен во время Второй мировой войны.) Согласно учению Бусидо (самурайский трактат «Путь воина»), плен считался изменой, а потому позором не только для солдат и офицеров, но и для их семей, которые подвергались преследованию. Опозоренный самурай должен был покончить с собой, сделав харакири. Чтобы не попасть в плен, сотни самураев прибегали к самоубийству.

Византийский император Маврикий (582-602) считал, что пленных не стоит умерщвлять, лучше использовать в дальнейших военных операциях в качестве живого щита. Опасаясь отравления противником продуктов питания и воды, Маврикий рекомендовал перед употреблением проверять их на пленных

Император Лев VI Мудрый предлагал использовать пленных как «языков», проводников через незнакомую местность, при отступлении - как заслон для собственных войск, кроме того, он практиковал обмен пленными. Вместе с тем в Византии часть пленных превращали в рабов.

Арабы-сунниты при завоевании шиитского Ирана в VII столетии казнили пленных. B Афганистане моджахеды зверски расправлялись с советскими воинами, попавшими в плен. Военнопленные- мужчины должны были быть убиты, если они отказывались принять ислам до окончания военных действий. При этом имам мог их отпустить, обменять, обратить в рабство, но убивать тех, кто принял ислам, запрещалось.

B битве османов с венграми при Мохаче в августе 1526 года Сулейман I приказал пленных не оставлять. Ha следующий день после сражения он записал в дневнике: «Массовое убийство двух тысяч пленных».

Если неверные выставляли в бою перед войском женщин и детей в качестве прикрытия, рекомендовалось убивать вражеских воинов, но не трогать женщин и детей. Ho если без их уничтожения нельзя было победить врага, убивать и женщин, и детей разрешалось.

Когда фашисты под Ленинградом наступали под прикрытием советских людей - стариков, женщин, детей, Сталин не делал никаких исключений. Уничтожались фашисты, уничтожалось живое прикрытие.

У многих народов Европы пленение считалось несмываемым позором, смерть предпочитали плену. Некоторые европейские военачальники вообще отказывались брать в плен. Так, при взятии французами итальянских городов Капуи (1501) и Равенны (1512) пленных не брали и убивали как военнослужащих, так и мирных горожан.

B средневековой Индии пленных направляли на тяжелые работы внутри государства сроком на один год, а затем отпускали.

Неоднозначную роль в войнах играли женщины. Например, в эпоху матриархата в Амазонском царстве существовали большие и малые женские военные подразделения. Амазонки активно участвовали в битве за Трою, в штурме Афин, а также в походах Александра Македонского.

C древних времен функции маркитанок сводились к снабжению войск продовольствием, уходу за ранеными. B некоторых государствах они выступали в роли «жриц любви».

Женщины принимали непосредственное участие и в военных действиях, например сарматские женщины, особенно незамужние. Они хорошо держались в седле, стреляли из лука, умело метали дротики с коня, но в рукопашных схватках не участвовали. Считалось, что сарматка не может выйти замуж до тех пор, пока не убьет трех вражеских воинов.

B Древней Греции женщины должны были участвовать в защите государства. Практиковалось совместное проживание мужчин- воинов со своими женами, вместе они и воевали.

По законам Древнего Рима женщинам запрещалось присутствовать на театре военных действий, солдатам не разрешалось жениться. B 134 году до н. э., при осаде испанского города Нуманция, римский полководец Сципион Эмилиан держал в осадной армии 2000 проституток.

B Индии до нашей эры роль женщин сводилась к тому, чтобы хранить еду и питье, подбадривать мужчин. Раджпуты защищали женскую часть населения, обеспечивали нормальную жизнь для жен и матерей. Перед битвой воин просил в случае гибели отослать его голову жене, чтобы та при самосожжении (как это было принято для вдов) держала ее на коленях.

B Японии в первой девятилетней войне участвовали и женщины, часто жены самураев. B боях они проявляли храбрость, выносливость, верность.

Для византийской армии характерным явлением было существование продовольственных и военных обозов, где находились и гражданские лица. Однако присутствие в них женщин не одобрялось.

Коран запрещал женщинам участвовать в джихаде. B VII веке, когда арабы-мусульмане завоевали Иран, местные женщины и подростки помогали раненым, рыли могилы для погибших. B XX столетии аятолла Хомейни считал, что Иран может вести оборонительные войны и в них должно участвовать всё население, включая женщин, стариков и детей.

B России до середины XIX столетия женщины в основном находились в стороне от военных действий. Ho уже в Крымской войне (1853-1856) приняло участие около 200 женщин в качестве сестёр милосердия. B Русско-турецкой войне (1877-1878) насчитывалось 1500 сестёр милосердия. B Первой мировой войне участвовали 25 тысяч женщин - врачей, медицинских сестёр. Гражданская война (1918-1922) заставила многих женщин уйти на фронт. Ha стороне большевиков действовало 70 тысяч медиков, связистов, кавалеристов, политработников, комиссаров из числа женского населения. Воевали женщины и в рядах белогвардейцев.

B Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны в армии служило 800 тысяч женщин. Непосредственно в боевых действиях участвовали женщины-летчики, снайперы, стрелки, десантники.

Участие женщин в военных действиях также служит доказательством несовершенства человечества. Женский организм не приспособлен для ведения военных операций. Человечество должно беречь женскую часть населения для обеспечения своего здорового будущего, умножения рода человеческого.

Несовершенство человечества проявляется в участии в войнах не только женщин, но и детей. Известно, например, что в войске Чингисхана имелись дети в возрасте 12-14 лет. B битвах раджпу- тов рядом со своими отцами действовали 7-8-летние дети. B 1212 году при папе Иннокентии III был совершен Крестовый поход детей. B конце XX - начале XXI века дети воевали в Южном Судане, Либерии (1989), в Республике Сьерра-Леоне в банде Фоде Санко. B Африке, к югу от Сахары, насчитывается 300-400 тысяч детей- солдат.

C 1995 по 2006 год в горячих точках погибло 2 миллиона детей, 6 миллионов получили ранения. B странах Центральной и Западной Африки каждый десятый ребенок является членом той или иной вооруженной группировки.

B XXI веке до сих пор не принят международный закон, касающийся тех, кто «загоняет» детей в военные формирования.

<< | >>
Источник: Киршин Ю.Я.. Космополитизм: борьба с несовершенностями человечества. - Клинцы: Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2016 г. - 128 стр.. 2016

Еще по теме Способы ведения войн: