<<
>>

Цели войн

Подлинные причины войн кроются в несовершенстве общечеловеческих, политических, экономических, культурных, религиозных и стратегических целей народов, государств, мирового сообщества в целом.

Александр Македонский вёл завоевательные войны, чтобы внедрять культуру во все пределы империи, руководствуясь идеей 0 всеобщем родстве человечества, об универсальности греческого мировоззрения.

B V веке до н. э. греческие города Малой Азии вели войны с персами за гегемонию (в том числе в области культуры) в регионе Средиземноморья. Римская империя, завоевывая новые территории, также имела в виду насаждение своей культуры. Христианские государства во многих войнах преследовали цель - внедрение своей веры.

Цели войн, которые вела Византия при императоре Юстиниане (527-565), состояла в том, чтобы установить в империи единую христианскую веру среди язычников. Король франков Карл Великий (768-814) более 30 лет вел войну с саксами, чтобы они сменили языческую веру на христианскую.

B «Солдатском катехизисе» Кромвеля (1644) были названы цели войны: победа над теми, кто преследует христианскую религию; насаждение своей веры и культуры, а также защита собственных культурных ценностей.

После Франко-прусской войны 1870-1871 годов началась политика насильственной германизации, то есть насаждение германской культуры.

Войны государств локальных цивилизаций велись с целью достижения гегемонии в регионах, ликвидации диктаторских режимов, предотвращения геноцида.

Христианизация осуществлялась и во время Крестовых походов. Христиане Западной Европы совершили восемь Крестовых походов: первый в 1096-1099 годах, последний, восьмой, в 1270 году. B них католики выступали против мусульман, православные христиане против мусульман, а также католическая церковь против православной. Крестоносцы преследовали вполне определённые цели, а именно: освобождение от мусульман христианских святынь в Пакистане, прежде всего в Иерусалиме (Гроб Господень); распространение христианства на Востоке; расширение католического влияния на значительной территории; усиление папской власти; обращение мусульман в католическую веру; обеспечение политического единства раздробленной Европы.

Войны велись и внутри христианского мира. B течение нескольких столетий между Римским папой и Константинопольским патриархом шла борьба за главенство во Вселенской церкви, за влияние на славянские народы. Bo время четвертого Крестового похода крестоносцы захватили центр православия Константинополь. Феодальные государства крестоносцев на территории Византии образовали Латинскую империю.

B 1862 году Наполеон III совершил агрессию против Мексики, стремясь возвысить значение латинской расы и создать на этой территории подконтрольное государство.

B войнах России с Польшей каждая из сторон преследовала свои цели. Так, Польша намеревалась полонизировать и латинизировать русский народ. Россия стремилась обеспечить духовную безопасность православия, предпринимала попытки осуществить русификацию польского населения.

Bo второй половине XVII века на территории Малороссии боролись за сферы влияния католическая Польша и православная Россия. Речь Посполитая всеми способами старалась утвердить католицизм, и в правобережной Украине многие приняли католическую веру.

Главной силой, противостоявшей полонизации, стали

Запорожская Сечь, казачество. B 1654 году Украина воссоединилась с Россией.

B свою очередь мусульманские государства вели войны за исла- мизацию других стран и народов. Ha протяжении VI-IX веков свои завоевания осуществляли арабы-мусульмане. Так, в VI-VII веках арабы покорили идолопоклонников, язычников, завоевали христианские государства в Африке и греко-римские территории на пространстве от Сирии до Испании. B VIII-IX столетиях они завоевали Иберийский полуостров, Сицилию, юг Италии, Кипр. Главная цель войн Арабского халифата - исламизация новых территорий и завоёванных народов. При этом исламизация во многих странах сводилась к арабизации, то есть насаждению культуры, языка. Перешедшие в ислам получали экономические привилегии.

B VII веке арабы-мусульмане пытались завоевать Индию, но только в начале XI века под руководством султана Махмуда Газна- ви им удалось покорить Северную Индию. B XIII столетии мусульмане образовали Делийский султанат. B 1526 году Шах Бабур основал империю Великих Моголов.

B период с 1820 по 1929 год половину из всех ведущихся войн составляли войны между мусульманскими и христианскими государствами. Причинами их были претензии на единственно правильную веру, нежелание принимать новых богов, различия в культуре, образе жизни.

B VII-X веках происходили арабо-византийские войны за господство на Ближнем Востоке, в бассейне Средиземного моря. Это были годы побед и поражений для обеих сторон. Ha протяжении семи веков Византия соседствовала с исламскими территориями. B 1453 году турки-османы овладели Константинополем, а в 1461-м завоевали всю Византийскую империю.

B 1837 году был создан тарикат Санусийя. B 1901-1912 годах сануситы воевали с Францией, в 1912-1917 - с Италией, в 1915- 1916 - с Англией.

Османская империя вела грабительские войны с Сербией, Молдавией, Валахией, Венгрией, Польшей, Болгарией. B XV-XVII веках периодически возникали войны между мусульманской Турцией и христианской Австро-Венгрией.

Многочисленные военные конфликты между Японией и Китаем в XIX столетии также были обусловлены несовершенством человечества. Япония, например, ставила перед собой такие цели как распространение идей революции Мейдзи, расширение границ, захват Пекина и других китайских территорий, установление своего господства и устранение влияния Китая на Корейском полуострове.

B 1927 году генерал Г. Танака поставил перед армией задачу объединить жёлтую расу под эгидой японцев, завоевать часть Советского Союза, а также южные моря, всю Азию, Тихий океан.

Китайский военный теоретик Сунь-цзы полагал, что цель войны есть получение выгоды путем завоевания государств, захвата земель и материальных ресурсов противника.

H.A. Бердяев считал, что в Первую мировую войну как Россия, так и Германия боролись за свое место в мировой политике и экономике, за приоритет своих духовных и культурных ценностей. Война обострила вопрос о мировом устройстве на земном шаре, о необходимости распространения мировой культуры среди человечества.

Петр I видел задачу России в освобождении славян от турок и немцев. B XVIII-XIX веках Российское государство часто вело войны во имя чужих национальных интересов, втягивалось в военные авантюры, направленные против других славянских народов. Так, в начале XIX века Россия вела войны с Францией во имя Пруссии. B течение всего этого столетия она не раз спасала Пруссию, Грецию, Австрию, Болгарию.

B отличие от мусульман и католиков православные, как правило, не стремились обратить иноверцев в свою веру с помощью войн. Наоборот, в XVIII-XIX веках Россия и Османская империя провели восемь войн, в ходе которых Россия старалась освободить христианские народы из-под власти мусульманской Турции.

Некоторые государства видели конечную цель войн в установлении мира, в том, чтобы агрессивное государство превратить в миролюбивое. Русский военный историк и теоретик A.A. Керснов- ский писал, что немедленной целью войны является победа, конечной - мир.

<< | >>
Источник: Киршин Ю.Я.. Космополитизм: борьба с несовершенностями человечества. - Клинцы: Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2016 г. - 128 стр.. 2016

Еще по теме Цели войн:

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПАМЯТНОЙ ЗАПИСКЁ ОКЕ ОТ 19 АПРЕЛЯ 1S23 г. 'ПриложениеКакой представляется война будущего?
  2. О ХАРАКТЕРЕ РАЗНОГЛАСИЙ В КОМАНДОВАНИИ ВЕРМАХТА ПО ВОПРОСАМ СТРАТЕГИИ НАКАНУНЕ ВОЙНЫ
  3. ДИРЕКТИВА ОКВ № 2 ОТ 3 СЕНТЯБРЯ 1939 г.Директива № 2 на ведение войны
  4. УКАЗАНИЯ СТАВКИ ГИТЛЕРА О ВЕДЕНИИ ВОЙНЫОТ 9 ОКТЯБРЯ 1939 г.
  5. Правовые аспекты современной информационной войны
  6. Война вытекает из самой природы человека
  7. Оценка феномена войны в мировых религиях
  8. Тотализация войны
  9. Глава 13(8). Последствия информационной войны
  10. Красовский В. Е Роман‑эпопея «Война и мир»