Итоги и последствия войн
B итогах и последствиях войн нашли свое органическое отражение многие черты несовершенства человечества.
Как показала история, итоги войн достаточно противоречивы. Мечом было низвержено язычество, распространилось христианство и освобожден Гроб Спасителя.
B результате войн процветающие государства превратились в пустыни, подверглись уничтожению целые народы, например в Северной Америке. Исчезли с лица земли высокоразвитые культуры, такие как цивилизации майя и ацтеков на территории Южной Америки.
Иосиф Флавий писал, что после победы римлян над иудеями в ходе Первой иудейской войны (66-73) число убитых составило 1 миллион 100 тысяч человек, 97 тысяч продано в рабство.
B XIV веке Тимур, завоевав Сеистан, приказал истребить всё местное население.
B период тридцатилетней войны, проходившей в основном на территории Германии в XVII веке, погибло около 8 миллионов человек. B одном только Магдебурге заживо были сожжены 30 тысяч жителей.
Как уже говорилось, войны приводили к разрушению локальных цивилизаций. Полностью были уничтожены этрусская и инкская культуры. Потерпела крах греко-римская цивилизация. Византия - бастион христианства Европы - к концу XIV столетия практически прекратила свое существование.
B конце XVII века, во время второй осады Вены, Османская империя потерпела поражение от христианской Европы. Османская империя ослабла, европейские страны стали завоевывать ее территории с мусульманским населением, а после Первой мировой войны они разделили ее между собой. Только Турция, Саудовская Аравия, Персия и Афганистан пользовались суверенитетом. B результате русско-турецких войн в XIX веке Греция, Румыния, Сербия и Болгария получили самостоятельность.
Первая мировая войн изменила мироустройство планеты. Она разрушила целый ряд империй, например Османскую, отняла власть у вековых европейских династий (Габсбурги, Гогенцоллерны, Романовы).
B результате поражения во Второй мировой войне Германии и Японии развалились все империи за исключением Советской.Итоги Второй мировой войны вызвали озабоченность проблемами мироустройства у многих политиков, военных стратегов, религиозных лидеров. Так, папа Пий XII предложил модель послевоенного мира, цель которой состояла в том, чтобы противостоять мировому революционному процессу во главе с Советским Союзом.
B свою очередь Уинстон Черчилль выдвинул идею разделить Югославию на две части: католическую и православную (балканскую и азиатскую), кроме того, создать «Поддунайскую Федерацию» по образу Австро-Венгрии, включив в нее Хорватию, Словению, Австрию, северные районы Италии, Баварию и Венгрию.
Итогами войн локальных цивилизаций являлись: рождение новых и гибель старых цивилизаций, изменение цивилизационного пространства (чаще увеличение), поглощение одних цивилизаций другими, слияние цивилизаций, ускорение цивилизационного развития.
Под действием войн возникали новые цивилизации. Так, грекоримская возникла в XII-XI веках до н. э. в результате вторжения на Пелопоннес северо-греческих племен. Завоевание европейцами Нового Света привело к образованию латиноамериканской цивилизации и североамериканской составляющей в рамках западноевропейской культуры.
Расширение уже существовавших локальных цивилизаций также происходило посредством войн. B VI веке до н. э. Александр Македонский распространил греческую цивилизацию на острова Эгейского моря, Балканский полуостров, Среднюю и Центральную Азию, Египет. Ha этих территориях произошла встреча христианской, исламской и индийской цивилизаций.
Итогом войн являлось образование империй и государств, включение в империи и государства завоёванных территорий (Арабский халифат, Османская, Византийская, Австро-Венгерская империи). Царство Цинь завоевало весь Китай и образовало в 222 году до н. э. Циньскую империю. B XIII веке благодаря воинствующим действиям
Чингисхана и его преемников возникло огромное по территории Монгольское государство, которое простиралось от границ Венгрии, Польши до Тихого океана.
B X столетии завоевательные походы германских королей привели к созданию Священной Римской империи германской нации, которая была упразднена в начале XIX века Наполеоном, объединившим 16 германских государств в Рейнский Союз.
Арабский халифат сложился под влиянием многочисленных войн. B 638 году арабы захватили Египет, в 643-м - Ливию, в 644- 645 годах подошли к границам Индии. C 633 по 661 год Арабский халифат отторг у Византии две трети всех ее владений. B 690 году арабы покорили Ирак, в 693-698 годах завоевали Бухару, Самарканд, Фергану, Ташкент. Также в VII веке они подчинили себе Алжир, Тунис, Марокко. B 725-728 годах арабы вторглись в Южную Францию. Ha XI век пришлось завоевание Ганы, государств Африки. Арабские военные экспансии поставили под теократическую власть огромные просторы от Пиренейского полуострова до Индонезии и Филиппин.
B XV-XVI веках в результате успешных действий турецкого войска сложилась Османская империя. K концу XV столетия османы подчинили себе все Балканские страны, кроме Венгрии. B XVI веке за счет побед над Персией и египетскими мамлюками территория увеличилась вдвое. Североафриканские государства признали вассальную зависимость от Османской империи. Османы добились господства на Красном и Черном море. Bo второй половине XVI века империя располагалась на трех материках: от Будапешта и Северной Таврии до северного побережья Африки, от Багдада и Тебриза до границ Марокко. Воины Османской империи завоевали значительные территории с христианским и мусульманским населением.
B XIX столетии в Индии борьба между мусульманами и индусами закончилась появлением на карте мусульманского Пакистана.
Итогом войн явилось формирование всемирных монархий (Ассиро-Вавилонская, Македонская, Французская, Великобританская, Шведская, Российская).
B результате войн сложились метрополии и колонии. B конце Первой мировой войны Великобритания, Франция и Италия нанесли удар по Османской империи, и ее колонии были разделены между европейскими христианскими государствами.
B послевоенный период произошло крушение национальных владений Великобритании и Франции. Образовались новые государства, в частности Югославия, вобравшая в себя черты западноевропейской, православной и исламской цивилизаций. B едином государстве искусственно были объединены католики, православные и мусульмане, между которыми десятилетиями продолжались конфликты.
Вторая мировая война обусловила полный крах колониальной системы, в некоторых странах Европы и Азии произошли социалистические революции, образовались 33 новых мусульманских государства.
K итогам войн относится распространение культур. Например, Александр Македонский, используя эллинскую культуру, соединил христианскую и индийскую цивилизации. Арабы принесли на завоеванные ими в 633-752 годах территории свой язык, сформировали синкретическую культуру с арабскими, иранскими, греческими, сирийскими и коптскими компонентами.
Испанская и португальская культуры сложились на католической основе в результате войн западноевропейской и исламской цивилизаций.
B Латинской Америке в эпоху конкисты был широко распространен симбиоз иберийской и индейской культур.
Успешные войны христиан с мусульманами в Средние века на Балканском полуострове, в Испании, Венеции явились победой культуры и гарантией прогресса народов.
B результате победы греков над персами при Саламине греческий язык стал языком международной торговли, была сохранена греческая культура. Греки стали учредителями своей культуры во всем Средиземноморье. Греческая цивилизация воздействовала на парфянскую, кушанскую, коптскую, римскую и арианскую культуры.
Войны империй всегда носили грабительский характер. После взятия Константинополя в 1453 году был разрешён трехдневный грабеж города. Султан Мехмед II переименовал его в Стамбул и сделал его своей столицей.
Войны пробуждали звериные инстинкты, делая солдат невосприимчивыми к моральным нормам и различным запретам общества. Практически всегда войны увеличивали число душевнобольных. B середине Первой мировой войны таких больных в русской армии было 50 тысяч, или 0,5% процента от общего числа призванных.
Среди бывших душевнобольных, склонных к буйству, скандалам, хулиганству, сопротивлению властям и начальству, оказалось 36%, к кражам - 16%, убийствам - 13%, мздоимству - 9%, мошенничеству - 6%.Как правило, лучшие умы в разных странах и при разных исторических формациях задумывались о месте государств в условиях новых моделей мироустройства. Так, китайский реформатор Кан Ювэй (1858-1927) считал, что в будущем США объединят страны американского континента, Германия соединит страны Европы. Путь к общему миру лежит через разоружение, союзы государств, универсальное законодательство, образование всемирного парламента, создание всемирного правительства.
После победы в японо-китайской войне (1894-1895) в Японии царила эйфория, возникло имперское сознание. Повысился авторитет Японии в мировом сообществе, доказывалось превосходство японской нации.
Набирала силы исламская идеология, привлекательная для развития культуры, устройства общества. Исламская идеология как вера, закон, правила социального поведения, образ жизни стала важнейшим фактором рождения новой цивилизации.
B России, когда шла Первая мировая война, многие размышляли о будущем страны. Они полагали, что Россия попадет в водоворот мировой жизни, займет достойное место в духовном мире, войдет во всемирную историю, примет участие в решении мировых задач, внесет вклад в достижение единства человечества.
Войны периодически изменяли баланс сил в мировом сообществе, приводили к переселению племён и народов внутри локальных цивилизаций и между ними. K примеру, в VII веке вследствие арабских завоеваний произошла массовая миграция арабов на земли Византийской и Сасанидской империй. B VI столетии имело место переселение народов на острова Великобритании.
Массовая миграция сопровождала Крестовые походы. B XVI- XVIII веках после монголов, наследников Бабура, были насильственно переселены в Индию афганцы. B XVI-XVII столетиях африканские рабы поставлялись в Америку. B XIX веке была осуществлена миграция народов из Европы в исламские и другие земли.
После римских завоеваний в 1333 году произошло расселение евреев по всему миру.
Ассимиляция народов не всегда оказывалась возможной. Если же она происходила, то имела различные масштабы. Русские переселенцы и испанские католики сравнительно легко находили общий язык с населением на завоёванных территориях. Важную роль в ассимиляции народов играла культура.
Истории известны перманентные войны. B VIII веке арабы завоевали Синд, но после этого начались войны между суннитами и шиитами, между сектами хариджитов и карматов. B начале XXI века к войне между суннитами и шиитами привела американская агрессия в Ираке.
Опыт свидетельствует, что на покорённых территориях труднее всего насаждать культуру, религию, образ жизни, легче внедрять государственное устройство. Завоеванным народам нередко удавалось не только сохранить национальную культуру и религию, но и оказать влияние на цивилизационные особенности победителей.
Завоевания Рима не обеспечили духовного подчинения ему греческого населения. Наоборот, побежденные греки духовно пленили завоевателей, произошло как бы духовное «облучение» римлян.
Японская и китайская цивилизации к XIX веку признали западноевропейские технологии, но не приняли христианство. Индия была одной из самых устойчивых цивилизаций, и она отторгла Могольскую и Британскую империи.
Китай на протяжении своей истории вел большое количество войн. B XIII-XIV веках китайское государство завоевали монголы, в XVII-XX веках - маньчжуры. Ho китайская культура не растворилась, сохранила свою безопасность, замкнутый потенциал цивилизации. Китайцы «переварили», ассимилировали своих завоевателей и победителей.
Социалистический режим, просуществовав более 70 лет, нанес большой ущерб православию, но не смог искоренить его. Советским идеологам не удалось ликвидировать цивилизационные ценности в Польше, Чехословакии, Венгрии, Югославии, Албании, Болгарии, Румынии, Монголии и Китае.
При завоевании новых территорий на них устанавливали оккупационные режимы. Имелись две модели освоения захваченных земель. По западной модели на новых территориях закладывали государства, колонии, империи. При реализации восточной - создали Арабский халифат, Византийскую, Османскую, Австро-Венгерскую империи, включали новые земли в состав единых государств.
B различных цивилизациях существовали разные взгляды на природные факторы, что в свою очередь отражалось на способах ведения войны. Так, в Китае и Японии природа считалась источником жизни, и вмешательство человека в природную среду воспринималось как угроза ее благополучию.
B западноевропейской традиции преобладали утилитарный подход к природе, стремление покорить ее. B XIV веке турки-сельджуки воевали с Византией, стремились захватить города и виноградники, пахотные земли и пастбища. Однако новые территории сельджуками не осваивались. Через 30 лет эти процветающие земли превращались в пустыни.
Итогом войн был мир. Победу Македонии над греками в 337 году до н. э. закрепил Коринфский конгресс, на котором был декларирован всеобщий мир, запрещены войны между греческими государствами.
Некоторые войны играли позитивную роль. Например, благодаря военным действиям удалось пресечь каннибализм на островах Тихого океана, человеческие жертвоприношения в государстве ацтеков в Латинской Америке. Англичане запретили в Индии ритуал сати - сожжение вдов на погребальном костре мужа.
Итогами многих войн был раздел государств. Так, в конце XIX столетия Англия и Россия поделили между собой сферы ВЛИЯНИЯ B Иране. Район Персидского залива зависел от англичан, север Ирана находился под политическим влиянием России. B 1915 году, в период Первой мировой войны, они вновь подписали англо-русское соглашение о разделе Ирана на сферы влияния.
Несовершенство человечества, в частности мировых религий, конфессионной политики, оказывало и оказывает воздействие на итоги, последствия войн. Часто именно благодаря войнам распространяли свой ареал мировые религии, религиозные конфессии.
C XII столетия шведы начали завоевывать Финляндию. B 1157 году Швеция организовала Крестовый поход на территорию соседней страны, и финны были вынуждены принять христианство.
После того как кастильцы овладели Гренадой (149), христиане начали притеснять мусульман. Они силой обращали мавров в христианство. Тех, кто отказывался, они бросали в тюрьмы. Восставших пленников крестили силой.
Итоги и последствия войн, которые вели католики, непосредственно связаны с распространением католицизма.
Победы франков над вестготами в V веке обеспечили торжество католицизма над арианством в Западной Европе. Крестовые походы укрепляли позиции католической веры, способствовали образованию государств крестоносцев.
B Европе религиозные войны, которые велись в XVI веке, закончились победой Реформации. Однако первым этапом стала Реформация в Чехии в XV столетии. Bo время Гуситских войн (1419- 1434) табориты отбили пять Крестовых походов немецких феодалов, которые были организованы Римским папой. Войны расшатали устои католицизма в Европе, папству был нанесен тяжелый удар.
B 1529 и 1532 годах произошли Каппельские войны между протестантскими и католическими кантонами Швейцарии, ускорившие процесс Реформации в стране. Швейцария превратилась в важнейший очаг реформаторского движения в Европе.
B XVI веке Реформация в Европе достигла значительных успехов. Англиканская церковь отделилась от римско-католической. B Германии католицизм был вытеснен лютеранством.
B XII-XIII веках в результате предпринятых Крестовых походов венгры покорили боснийцев, и с XIV столетия в Боснии стало распространяться католичество.
Религиозные войны изменяли даже структуру государств. B 1555 году в Германии образовалось две группы немецких княжеств: католических (Бавария, Эльзас) и протестантских (Пфальц, Пруссия, Саксония и др.).
Ha территориях христианских стран Северной и Северо-Восточной Африки, таких как Египет, часть Магриба, Эфиопия, Нубия, ислам внедрялся путем войн и репрессий.
B период царствования царя Канишки (78-123) в Индии распространился буддизм. Насаждением буддизма тибетские правители укрепили свое влияние в Восточном Туркестане, через который проходили торговые пути между Востоком и Западом.
Итогом религиозных войн во Франции в XVI столетии стал тот факт, что католицизм превратился в господствующую религию.
После победы Японии в Русско-японской войне (1904-1905) синтоизм обрел статус государственной идеологии в этой стране.
Войны становились причиной ликвидации государственных религий. Так, поражение Японии во Второй мировой войне привело к закату синтоизма как государственной религии. Синто лишалась поддержки государства, распускались все синтоистские организации, в школах запрещалось преподавание доктрины синто. Религия отделялась от государства.
Победа Советского Союза над фашистской Германией, социалистические революции в странах Европы и Азии нанесли локальные удары по западноевропейской, православной и китайской цивилизациям.
B мусульманских странах политика и религия тесно связаны друг с другом (причем религия нередко во многом определяет политику), оттого итоги и последствия войн для данной категории государственных образований имеют определенную специфику. Если мусульманская страна терпит поражение в войне, то это может означать не только гибель государства как такового, но и ослабление и даже уничтожение господствующей религии.
Итогом некоторых войн было предоставление свободы вероисповедания, уравнение прав верующих различных конфессий. K примеру, в 421-422 годах произошла война между Восточной Римской империей и Персией, в результате которой Персия разрешила свободу вероисповедания христианам, а Константинополь - зороаст- рийцам.
Одним из исходов религиозных войн, шедших во Франции в XVI столетии, стало позволение гугенотам исповедовать кальвинизм.
Вестфальский мир (1648) не только положил конец Тридцатилетней войне, но и уравнял в правах католиков и протестантов, признал кальвинизм в Германии.
После окончания Кавказской войны (1817-1864), чтобы ослабить влияние мюридизма, на Кавказе были упразднены ханства, султанаты, сократилась сфера применения норм шариата, были открыты светские школы.
Войны обостряли религиозные противоречия. B 800-1000 годах череда поражений привела к развалу Арабского халифата и вооруженным конфликтам между образовавшимися мусульманскими княжествами, а также между еретическими сектантскими общинами.
Нередко победе в войне способствовали религиозные конфликты на завоеванных землях. Так, османская экспансия на Балканах оказалась успешной во многом благодаря религиозным распрям среди местного населения.
Внешние войны оказывали влияние на внутренние процессы в государстве. После войны христианской Эфиопии с мусульманским султанатом Адаль (1529-1559) в Эфиопии начались религиозные конфликты между монофизитами и католиками-униатами.
B Европе в XI веке шло противоборство папства с императорской властью. Так, в 1077 году обострилась борьба папы Григория VII и германского императора Генриха IV.
Острые конфликты между церковной и светской властью снизили нравственный авторитет церкви, вызвали протесты как в церковной среде, так и за ее пределами. Кроме того, это противостояние привело к укреплению в общественном сознании веротерпимости, которая впоследствии породила либерализм.
Несовершенство человечества является причиной, целью, итогом и следствием и гегемонистских войн, как региональных, так и мирового масштаба.
Гегемонистские войны ведутся агрессивными государствами, группами государств, локальными цивилизациями, этносами, религиозными конфессиями, обладающими мощным геополитическим, политическим, экономическим, демографическим, ресурсным, духовным и военным потенциалом. Цель таких войн - вооруженным путем подчинить себе другие государства, народы, религии, контролировать их и доминировать над ними, а также добиться переустройства мирового порядка, перераспределения в нем гегемонии.
Войны как образ жизни человечества, в свою очередь, оказывают влияние на несовершенности человечества. Они могут их стабилизировать, углублять и расширять во времени и пространстве.
Элиты несовершенного человечества умышленно отрицают общечеловеческий характер войн. Они по-прежнему используют понимание сущности войн Клаузевица и Ленина как продолжение политики насильственными вооруженными средствами, что позволяет им в пространстве и во времени ограничивать содержание борьбы за мир, антивоенного движения. Человечество пережило две мировые войны, но его несовершенности не позволили элитам создать Всемирное антивоенное движение.
Элита умалчивает о том, что война - явление историческое, что предполагает как возникновение войн, так и их ликвидацию. Она все делает для того, чтобы войны были вечными, чтобы не наступил вечный мир.
Время - великий обвинитель несовершенного человечества. B результате войн на планете уже нет «по man’s land» - «ничейной земли». Человечество восприняло в жизни жестокость и варварство. Идея сохранения мира не приобрела всеобщий характер. Оно не созрело для мирной жизни.
Люди не понимают, что милитаризация даже отдельных государств направлена против человечества. Многие политики считают, что конфликты между государствами могут разрешаться только войнами, что войны имеют положительное нравственное значение. Им хочется напомнить, что большинство войн ведется вопреки воле народов. K войнам ведут как абсолютизация политики над стратегией, так и абсолютизация стратегии над политикой.
Войны используются для распространения своих религий, для создания господствующих в государствах религий («чья власть, того и вера»). Геноцид используются в качестве способа ведения войн. Участники несправедливых войн, сожжения городов, насилия в отношении мирного населения не несут никакой ответственности. Восхваляются завоеватели, которые прославились умением лишать людей жизни, прославляются жестокие варварские победы. Войны по- прежнему делают солдат невосприимчивыми к моральным нормам, увеличивают количество душевно больных.
Система стратегического ядерного сдерживания между Россией и США, предотвращая мировую ядерную войну, обеспечивает на данном историческом этапе выживание человечества.
B условиях новых вызовов и угроз стратегическое ядерное сдерживание между Россией и США нуждается в совершенствовании. Началась гонка вооружений двух ядерных сверхдержав, борьба за военно-техническое превосходство, которое охватит их ядерные потенциалы. Борьба России и США за военно-техническое превосходство в области оружия массового уничтожения будет угрозой для выживания человечества.
Несовершенное человечество оказалось неспособным, чтобы предотвратить дальнейшее распространение оружия массового уничтожения. По-прежнемурасширяется «ядерный клуб». Возможна война с использованием ядерного оружия между Индией и Пакистаном, КНДР и Южной Кореей. Сохраняется возможность мировой ядер- ной войны. He создана система сдерживания между государствами «ядерного клуба». Ракетно-ядерные программы обсуждаются в Австралии, Индонезии, Вьетнаме, Таиланде. Интерес к ядерным технологиям проявляют Венесуэла, Мексика, Перу.
Ядерные «ястребы» стремятся увековечить войны и ядерное оружие путем дальнейшего совершенствования ядерного оружия, путем массивного сопротивления его распространения, привлечения на свою сторону церкви. Увековечению ядерного оружия способствует молчание народов на всех континентах, в мировом сообществе нет всемирного движения против, что является проявлением несовершенности человечества.
Настораживает возможность в определенных условиях использования государствами ядерного оружия против неядерных государств, совершивших агрессию. Конечно, использование ядерного оружия будет несправедливым, оно превысит политическую цель, приведет к уменьшению демографического фонда человечества. Использование ядерного оружия на агрессию неядерного государства явится по существу новой ядерной агрессией, сознательной инициативой применения оружия геноцидного характера, что будет проявлением несовершенности человечества.
Если не будут срочно приняты законы, запрещающие создание оружия массового уничтожения на новых физических, химических, биологических и природных основах, появятся новые угрозы выживанию человечества.
Важным проявлением несовершенности человечества является его расчеловечение, потеря многих человеческих качеств, превращение человека в «нечеловека».
Политики и военные стратеги, дающие «социальный заказ» на создание новых видов оружия массового уничтожения, ученые, согласившиеся создать его и создавшие его, руководители военно- промышленного комплекса, готовые его создать - все они носители расчленённого сознания.
Войны всегда следовали за человеком. B настоящее время человечество осваивает космос. Мирное освоение дополняется военностратегическим, началась милитаризация космоса, что может привести к космическим войнам.
B предстоящие десятилетия на всех континентах продолжатся войны внутри государств и войны между государствами, союзами, коалициями. Будут вестись и новые виды войн: перманентные, гибридные и войны на кибернетическом пространстве. Обострится борьба за природные ресурсы. Продолжатся войны между демократическими государствами и государствами авторитарными, войны между государствами авторитарными и тоталитарными.
Мировые демократии испытывают системный кризис. B своем развитии они зашли в исторический тупик. Демократии оказались не лучшей моделью в устройстве государств. Суть кризиса - отказ от моральных ценностей, использование агрессивных войн для эгоистических целей, поддержка диктаторских режимов, насильственное внедрение аморальных ценностей. He исключено, что некоторые демократические государства окончательно утратят демократические ценности и превратятся в авторитарные и тоталитарные государства.
Возможны войны между демократиями. Такие государства являются опасными для человечества. He исключено, что выход из кризиса мировых демократий будет сопровождаться войнами как внутри государств, так и между государствами.
Угрозу человечеству представляет исламский радикализм, экстремизм, так называемые «исламские государства».
Нельзя исключить возникновения Третьей мировой войны.
Гибридное мироустройство может явиться причиной новой мировой войны.
B науке в XX в., в начале XXI века выделяют около десяти групп причин войн и терроризма. Причиной возникновения Первой и Второй мировых войн была только часть из всех причин. Если возникнет Третья мировая безъядерная война, в ее основе будут заложены почти все или вообще все причины войн.
B Третьей мировой войне на всех континентах, регионах одновременно будут вестись все виды войн. Войны внутри государств, гражданские войны между социальными группами, народом и властями, между богатыми и бедными, между этносами, религиозными конфессиями, между идеологиями, между террористами и властями, между властями и сепаратистами.
Войны будут вестись между государствами, коалициями, войны привентивные и молниеносные, справедливые и несправедливые, между демократическими государствами, между демократическими государствами и государствами авторитарными, между авторитарными государствами, войны с международным терроризмом. Демократические и авторитарные государства могут завоевать непризнанные государства.
Войны будут вестись между мировыми религиями, внутри них, между религиозными конфессиями, войны между светскими и религиозными структурами.
Если возникнет Третья мировая война, в ней будут вестись войны следующих локальных цивилизаций: западноевропейская, восточноевропейская (православная), китайская, японская, индийская, исламская, латиноамериканская и африканская.
Продолжительность Третьей мировой войны может охватить несколько десятков лет.
Цели всех видов войн на всех континентах будут по количеству и разнообразию превосходить цели прошедших мировых войн.
Расширится морально-политический характер справедливых войн. Войны будут справедливыми, если они способствуют выживанию человечества, образованию единого человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии.
Способы ведения войны будут немного разнообразнее. Появятся кибервойны. Изменения внесут высокоточное оружие, космические средства, оружие на новых физических, химических, биологических и природных основах.
Ha земном шаре произошло более 15 тысяч войн, в том числе две мировые. За это время «накоплен» огромный опыт для ведения Третьей мировой войны. Сегодняшние события в мировом сообществе - это путь к новой мировой войне.
Если произойдет Третья мировая война, впервые в истории станет вопрос о возможном выживании человечества без использования ОМУ.
Итогом Третьей мировой неядерной войны могут быть: ликвидация войн как образа жизни человечества, ликвидация оружия массового уничтожения, всемирная демилитаризация. Культуру войны сменит культура мира. Наступит ожидаемый веками, тысячелетиями Вечный мир.
Главным итогом в ходе мировой войны наконец-то будет осознание человечеством своего несовершенства в устройстве государств, в мироустройстве; оно покончит с войнами. Мировая война будет первой в истории войной, в которой будет участвовать всё человечество.
Мир и война неразрывны. Мир сменяет войну, за войной следует мир. И так постоянно. Чередование мира и войны - закономерность развития нашей жизни. B этом чередовании центральным звеном является предотвращение войн, борьба за мир, ликвидация войны как образа жизни человечества.
Предотвращать войны труднее, чем одерживать победу в войнах. Так случилось и в Первую и Вторую мировые войны, которые можно было предотвратить.
Особенно важно предотвращать современные войны в условиях, новых вызовов и угроз. Предметом военной науки является вооруженная борьба. B связи с важностью предотвращения и ликвидации войн целесообразно предметом науки считать вооруженную борьбу и ее предотвращение и ликвидацию.
Корректировка предмета военной науки повысит миротворческую роль вооруженных сил: участие в миротворческих операциях, в отечественных и справедливых войнах, в «гуманитарных интервенциях», в борьбе с международным терроризмом, в обеспечении военной безопасности.
Несовершенность человечества проявляется в устройстве государств.
B демократических государствах: системный кризис; игнорирование моральных ценностей; агрессивная внешняя политика; ведение несправедливых войн; нарушение гармонии между миролюбивой политикой и обеспечением военной безопасности; использование вооруженных сил против своего народа; разрыв между богатыми и бедными.
B авторитарных и тоталитарных государствах: диктаторские режимы, сотрудничество между ними; отрицание демократических ценностей; отсутствие свобод, прав человека; отсутствие права на жизнь; репрессивные силовые структуры; абсолютизация национальных интересов; ура-патриотизм, лже-патриотизм; гегемонис- тская политика; отрицание космополитизма; агрессивная военная политика; запрет на многие формы протестов; власти награждают незаслуженных, казнят невиновных; проявление властями эгоизма и лицемерия.
B демократических, авторитарных и тоталитарных государствах: милитаризация всех сфер жизни; социальное расслоение;
использование против народа политики «кнута и пряника»; разрушение конфигурации взаимодействия ведущих держав; быстрая качественная смена одних структур другими; изоляционизм противостоит распространению глобализации; изоляционизм реализуется в виде различных анклавов; формирование «образа врага» внутри государств и в международных отношениях; коррупция; неустойчивость границ.
«Образ врага» является спасательным средством от внутренних и внешних проблем. Чем больше в стране проблем, тем чаще идет поиск внешних врагов.
Диктаторские режимы, авторитарные и тоталитарные государства часто прибегают к «ручному» управлению.
B авторитарных и тоталитарных государствах существует политическая оппозиция, которая стремится мирным путем, путём выборов прийти к власти, построить демократическое государство.
Однако оппозиции в таких странах сужают свои программы, свои действия, они не выступают как борцы против ослабления, нейтрализации и ликвидации несовершенного человечества в целом или против тех или иных несовершенностей. Они не знают содержания несовершенностей человечества, форм борьбы с ними.
B мировом сообществе нет государства, которое можно использовать в качестве всемирного образца устройства.
Несовершенство устройства государств смыкается с несовершенством миротворчества, в отношениях между локальными цивилизациями, государствами, между мировыми религиями, религиозными конфессиями, в интеграционных процессах.
Черты мироустройства: милитаризация во всех сферах жизнедеятельности, включая космос; кровавые насильственные революции; политическая, социальная, этническая и духовная мозаика; дефицит мыслителей; гибридный миропорядок; создание религиозных коалиций; мировые демократии; авторитарные и тоталитарные государства; отсутствие общечеловеческого единства среди верующих, сращивание церкви и государства; отсутствие гармонии светского и религиозного; нет приоритета интересов мирового сообщества над интересами государств; отсутствие правдивой всемирной истории человечества; не всем народам представлены свободы и права; иррациональные отношения между людьми; ненависть народов к другим народам, религиям; процветание эгоизма, ура- патриотизма и лже-патриотизма; фанатизм, шовинизм, сепаратизм; отсутствие солидарности среди народов и государств; нет человечного человечества, заботы о благе других народов; не ликвидировано социальное расслоение в государствах и в мировом сообществе;
международное право не имеет приоритета над национальным правом государств.
Несовершенности носят планетарный характер, затрагивают интересы всех народов, всех государств, мировых религий, религиозных конфессий.
B начале третьего тысячелетия человечество живет в условиях мировой нестабильности, «неуправляемого хаоса», отсутствия устойчивых правил игры, несинхронного исторического развития, отсутствия тревоги за будущее, гигантских диспропорций между развитыми и развивающимися государствами, неспособности элит выстраивать долгосрочные стратегии действий, роста нервозности политических сил, склонных к силовым решениям, отсутствия устойчивой тенденции перехода авторитарных государств в демократические.
Планета перенаселена, на планете существует неравномерность в людях, ресурсах, в экономике, в образовании, в военной сфере.
B мировом сообществе порой проявляется узкий, ограниченный взгляд на мироустройство - североцентризм, структура «Севера», абсолютизация роли США и России в отношении влияния на развитие Азии, Африки, всей планеты.
Элиты некоторых государств не отказались от гегемонизма, фашизма, марксизма.
Мировое сообщество не рассматривается в понятиях цивилизации, глобализации, интеграции, а рассматривается в понятиях государства. Национальные идеи отождествляются с мессионизмом. Слово «интерес» принимается в смысле «выгода».
Люди объединяются, не учитывая ценности, принципы, критерии, законодательство космополитизма.
Порочность людей в эгоистическом восприятии мира. Деятельность миллионов идет в разрез с ходом мирового развития.
Элита оценивает царей, императоров, президентов с эгоистических позиций, для укрепления властей, а не в интересах человечества.
B мироустройстве XXI века углубляются социальные диспропорции, конфликтности и хаотизация международных процессов, повышается роль харизматических лидеров, происходит бюрократизация крупнейших международных организаций, распространяется ситуативная политика государств и интеграционных структур, создаются временные союзы, альянсы для решения краткосрочных и среднесрочных задач. Организация Объединенных Наций утрачивает некоторые свои функции.
Несовершенность человечества эволюционизирует, что нашло отражение особенно в XX веке. Первая и Вторая мировые войны, распад империй, Октябрьская революция, образование социалистической системы, распад Советского Союза, создание ядерного оружия, холодная война качественно и количественно увеличили несовершенности человечества. Они не стали площадкой для формирования борьбы с несовершенностью, для подготовки мирового сообщества к ее восприятию и признанию.
Человечество недооценивает для себя экологических угроз и вытекающей из этого экологической политики. Нарушается равновесие биосферы, ухудшаются экологические условия жизни. Изменяется климат, загрязняется окружающая среда, сокращается биологическое разнообразие. Происходит исчерпание природных ресурсов, включая невозобновляемые. B критическом состоянии ресурсы пресной воды.
Важной составляющей мироустройства являются общечеловеческая, политическая, социальная, экономическая, культурная, национальная, религиозная и военная интеграции.
Интеграция осуществлялась и осуществляется в мирное и военное время в светских и религиозных структурах. Интеграционные процессы происходят внутри государств и между государствами, внутри религий и между религиями.
Государство - главное средство интеграции. Многие государства, союзы, коалиции, империи созданы путем жестокого насилия, принуждения, войн, что является проявлением несовершенности человечества.
Интеграционный процесс многих государств находится в изоляции. Он не соответствует интересам мирового сообщества; государства - субъекты процесса - не имеют чёткой и ясной политики в отношении других интеграционных структур, процессов (ЕС, ШОС, НАТО, ОДКБ и др.).
Лидирующей составляющей общей интеграции является Европейский Союз. Однако в EC не всегда учитываются особенности североамериканской, азиатской, евроазиатской, латиноамериканской и африканской моделей интеграции.
Bo всемирно-историческом пути не всегда определяются концептуальные интеграционные рубежи, вехи, пути, не выявлены интеграционные тенденции становления и развития общечеловеческих магистральных идей.
При интеграции порой не учитываются философские идеи, принципы, критерии, цели и условия развития человечества, вселенское мировоззрение, историческая судьба человечества, его качество жизни, процветание.
Решая проблемы интеграции, политики, социологи, психологи, религоведы забывают о совместимости - этнической, психологической, профессиональной, социальной (богатые - бедные), культурной, религиозной, классовой, общечеловеческой, демографической (миграция, ассимиляция, диаспоры).
Важную роль в интеграции человечества выполняют локальные цивилизации.
Локальная цивилизация - способ жизнедеятельности общества, целостная, саморазвивающаяся система. Каждая локальная цивилизация - крупная интеграционная общность, крупномасштабное устройство в мировом сообществе, крупная пространственно-временная конфигурация. Локальная цивилизация является широкой сферой, с которой человек себя идентифицирует.
Локальная цивилизация включает в себя религию, культуру, традиции, философию, науку, мораль, право, способы мышления, образ жизни; политическую, экономическую и социальную подсистемы; систему взаимоотношений с природой. Локальная цивилизация - интегральное целое, в котором ее компоненты тесно между собой связаны.
Моральные, духовные и территориальные связи племён, наций, народов, государств привели к образованию локальных цивилизаций.
Религия является определяющим, структурообразующим фактором интеграции, она расширяет духовное пространство, утверждает единство верующих. Язык и культура этнических групп, исповедующих определенную религию, влияет на интеграцию всех элементов цивилизаций в единое целое.
Каждая цивилизация на земном шаре занимает определенное географическое пространство, в котором живут государства, империи, диаспоры, политические союзы, религиозные структуры. Границами цивилизаций выступают контактные зоны, полисы, естественные препятствия.
Цивилизационное пространство включает в себя территории данной цивилизации, а также районы других цивилизаций, где существенно влияние ее норм, ценностей. Цивилизации (кроме японской) не имеют четких границ. Границы цивилизаций перекрывают государственные границы или границы религиозных единиц. Между цивилизациями и государствами различных цивилизаций могут находиться лимитрофы (промежуточное пространство).
Современное мировое сообщество включает китайскую, индийскую, японскую, западноевропейскую (североатлантическую), исламскую, православную (восточно-европейскую), латиноамериканскую и африканскую цивилизации.
Между локальными цивилизациями существуют разнообразные контакты - от соперничества, войн, конкуренции до взаимопонимания сотрудничества.
Несовершенность человечества с позиций мироустройства интеграции состоит и в том, что оно не научилось управлять локальными цивилизациями, что затрудняет формирование единого человечества при его культурном, этническом и религиозном разнообразии, снижает миротворческий потенциал человечества.
0 несовершенности человечества свидетельствует запоздалая целеустремленная реакция на многие демографические процессы. Оно не отказалось от прошлых традиций, не научилось жить по новым нормам морали, опоздало с переоценкой ценностей, приоритетов. Bo многих странах нет политики планирования семьи. B 1966 году только 42 государства подписали декларацию о необходимости политики планирования семей (Индия, Тунис, Южная Корея, Швеция и др.) и продажи противозачаточных средств.
Угрозу человечеству представляет демографический взрыв, рост населения, особенно в развивающихся странах. Демографический взрыв нарушил равновесие между рождаемостью и смертностью. B 1950 году население планеты составляло 2,5 млрд, человек, в 1980 году - 4,4 млрд, человек, к концу XXI века население планеты возрастет до 11 млрд, человек. Демографический фактор является корнем конфликтов населения внутри государств и между государствами.
Причины конфликтов, войн - нарушение в государствах баланса между количеством населения и количеством ресурсов, необходимых для жизни. B развивающихся странах не принимаются необходимые экономические, социальные и демографические меры, чтобы остановить демографический взрыв.
Население развивающихся стран молодо. Если медианный возврат населения России - 39 лет (т. e. половина населения моложе 39 лет), то в Сирии половина населения моложе 21 года, в Нигерии - моложе 18 лет. Половина населения в Сирии и Нигерии - это дети бедных и маргинализующихся обществ. Они полуобразованны и необразованны, ими с помощью радикальных лозунгов легко управлять, их легко поднять на несправедливые войны, вовлечь в террористические организации.
Человечеству придется жить в условиях демографической асимметрии. B развивающихся государствах в 2000 году доля их в общем человечестве составляла 80,5% , в 1950 году доля была 32% . B развитых странах роста населения нет. K концу XXI века доля населения развитых стран составит 12%.
Демографическая асимметрия не только будет изменять количественное соотношение населения в пользу развивающихся стран, но и изменит политическое, экономическое и военное соотношение сил в пользу развивающихся стран. Произойдет историческое противостояние глобального демографического меньшинства с глобальным демографическим большинством.
Человечество не осознало необходимость оседлого образа жизни, который обеспечивает развитие культуры, безопасности и досуга членам общества.
B несовершенном человечестве разные семейные роли мужчин и женщин, разные представления о морали; есть проблемы в институте брака, в отношениях между родителями и детьми; имеются радикальные изменения в отношении женщин в семье, обществе; встречаются гендерные эксцессы.
Радикальные проблемы с женщинами в исламском мире, низкий уровень образования; их не допускают к выборам, должностям, постам; у них нет таких прав, как у мужчин.