Общечеловеческая оценка войн
С появлением войн их стали оценивать с морально-политической позицией.
К справедливым войнам относили войны против варваров, тиранов, в защиту от агрессии, ответ на правонарушения, защиту единоверцев.
К несправедливым войнам относили войны: ради добычи, захват чужих земель, ради славы, стремление подчинить себе другие народы, нарушение законов, договоров, жажда власти, богатств.Гуманисты стремились смягчить ужасы войны даже в справедливых войнах. Гуго Гроций (1583-1645) считал, что нельзя убивать детей, женщин, стариков, а также тех, кто посвятил себя науке, земледелию, торговле, ремеслу, нельзя убивать и заложников.
Войны оценивались в мировых религиях и религиозных конфессиях. В Ветхом завете война считалась справедливой, оправданной, если она велась во имя защиты человека от свирепого агрессора.
Святой Августин считал войны несправедливыми, когда они ведутся против народов, которые не причинили никакого ущерба другому народу; если цель войны подчинить другой народ во имя удовлетворения собственной жажды власти, это «величайшая подлость». Справедливая война по мнению Святого Августина, находит оправдание в своих конечных итогах, в восстановлении нарушенной гармонии мироздания.
Православные к справедливым войнам относили войны в защиту угнетенных народов, войны которых выгодны народу.
Марксистские идеологи оценивали войны прежде всего с классовых позиций, с позиций пролетариата, социализма. Они считали справедливыми войны, которые ускоряли революции. Идеологи марксизма исходили из того, что социалистические государства всегда ведут справедливые войны.
Оценки войн только по критерию морали недостаточно, они не позволяют более глубоко и полно оценивать войны. В условиях глобализации, разобщенности человечества, новых военных и невоенных угроз требуется общечеловеческий подход к оценке войн всех видов.
Войны справедливы, если они формируют новый космополитизм, способствуют космополитизации, расширяют космополитическое пространство.
Космополиты считают, что участие в войнах справедливо, оправдано, необходимо, если они вносят вклад в выживание человечества; в формирование единого человечества, во всемирную демилитаризацию; в формировании безъядерного мира; в ликвидацию войн; в недопущение распространения оружия массового уничтожения; в формирование общечеловеческих глобальных управленческих структур; в создание человекосберегающей системы военной безопасности; в обеспечение гармонии во взаимодействии общества и природы.
Космополиты исходят из того, что участие в войнах оправдано, если оно способствует изменению роли народа во всемирной истории в системе «народ-власть»; ликвидирует разрушительную составляющую в научно-техническом прогрессе; формирует управление демографическими процессами; обеспечивает достойную жизнь.
Космополитизм полагает, что участие в войнах несправедливо, не оправдано, если оно препятствует объединению народов, государств, мирового сообщества; направлено против модернизированных мировых демократий; ослабевает ООН и другие глобальные управляющие структуры; препятствует космополитизации; укрепляет антикосмополитический потенциал; изменяет установление границ; использует люстрации ради мести, ради борьбы за власть.
Общечеловеческий подход к оценке войн позволяет получить ответ на вопрос: какой ценой достигнута победа в войне, какой ценой достигнуты успехи в решающих стратегических операциях.
Космополитизм исходит из того, что народ несет ответственность в несправедливой войне, если он поддерживает агрессию, активно в ней участвует, если он не принимал усилий, чтобы предотвратить войну.
Для оценки войн, для их предотвращения и ликвидации очень важно всестороннее оценить победы и поражения в различных видах войн. Оценки побед и поражений подлежат: политика, социальная сфера, идеология, мораль, право, экономика, «демографический фонд», культура, наука, этносы, религия.