VIII. Феминизм
Чтобы рассмотреть каждое из этих направлений, потребовалось бы написать отдельную книгу'. Вместо этого я сосредоточу внимание на трех видах феминистской критики традиционных политических теорий об интересах женщин. Я говорил о том, что сегодня широкий круг политических теорий строится на единой «эгалитаристской пл.иформе-, т.е. они привержены идее о том, что со всеми членами сообщества следует обращаться как с равными. Но до недавнего времени в главных направлениях политической философии дискриминация по признаку пола оправдывалась или, по крайней мере, допускалась. Несмотря на то что традиционные взгляды на дискриминацию по признаку пола со временем постепенно отбрасывались, многие феминисты полагают, что принципы, которые были разработаны исходя из опыта и интересов мужчин, не способны адекватно отвечать потребностям женщин и учесть опыт женщин. Рассмотрим три аргумента такой критики. Первый сосредоточен на «гендерно нейтральном- понимании дискриминации по признаку пола; второй — на разграничении между публичной и частной сферами жизни. Эти два аргумента утверждают, что важные аспекты либерально-демократической концепции справедливости искажены в пользу мужчин. Третий аргумент, напротив, заявляет, что сам акцент на справедливость отражает предвзятость в пользу мужчин, и что любая
Видения в различные направления феминистской мысли см.: [Tong 1998; lag-gar 19**; Nye I9$*.< harvet 1982].
471
Уилл Кимликл. Современная политическая философия
теории, коюрая проявляет внимание к интересам и опыту женщин, заменит акцент на справедливость акцентом на заботу. Эти три аргумента дают только ограниченное представление о масштабах феминистской теории наших дней, но они поднимают важные вопросы, на которые должна дать ответ любая концепция равенства полон, и они представляют собой три наиболее явных пункта контактов между феминизмом и традиционной политической философией.