РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Имеется несколько хороших антологий по мультик (WiUet 1998; Kymlicka (ed.) 1995d; Goldberg (ed.) 1995]. Как :-зано в данной главе, понятие «мультикультурализм» на cav чает ряд различных аспектов, которые должны рассматрива Важная область споров касается иммиграции, включая пр« ограничивать иммиграцию, и условия, при которых иммь стать гражданами.
На сегодняшний день самыми солидным священными обсуждению этих вопросов, являются: (ВапЬ 2000]. Другие важные работы см.: (Jacobson 19%; Bader(ed.) (ed.) 1995; Barbieri 1998; Rubio-Marin 2000; Barry. Goodin (edВторая важная группа вопросов касается легитимносп ма меньшинств. Я перечислил несколько исследований ь содержания национализма в главе 5, хотя большинство и:: гочивают внимание на легитимности государственною н
468
ГОСу узкой и конформистской концепции национальной куль
5ого консерваторы для обоснования узкого и конформисгсм
что, культуры меньшинства.
ет а Как и в случае с коммунитаризмом и гражданским р
кож мом, политические следствия мультикультуралнзма отчг
дуМ. того, принимают ли апеллирующие к либерализму либер
щае- ку о способности к пересмотру целей и множественhocti
224J Если принимают, то, вероятно, это будет либеральной ps
|ШМ мультикультуралнзма, бросающей вызов неравенству стг
уЖе няющей индивидуальную свободу. Если нет, то скорее во
^ИЛ1 окажется консервативная форма мулыикультурализма, ст
«. мсннть либеральные принципы коммунитаристской пол!
ч..ч блага, по крайней мере на локальном или групповом уроЕ
ста£ В этом отношении мультикультурализм характеризуе:
; и i и ческой неопределенностью, что и национализм, ответ он является. Как к национализму могут обращаться для koi либо «насыщенной» и исключающей других консерватив! циоиальной идентичности, либо «ненасыщенной» («tohkoi щей других либеральной формы, так и мультикультуралиа на национализм может принимать либеральный или кс вид.
Действительно, их динамика, по-видимому, взаимо-ральные фирмы нацисстроитсл1>стпа имеют тенденцию ■ беральную мультикультуралистскук) реакцию, а консерваз нациестроительства — консервативные формы мультикуль ответа. Здесь опять понять политику мультикультурализм. ко рассмотрев её в соотношении с политикой нациестронт*VII. Мультикультурализм
469
з не национализма меньшинств. Книгами, уделяющими особое внимание требованиям национальных меньшинств, являются: [Tamir 1993; Miscevic (ed.) 2000; Couture Nielsen, Seymour (eds) 1998; Clarke, Jones (eds) 1999]. Связанный с этим вопрос касается легитимности сецессии, осуществляемой национальными меньшинствами. Обсуждение его было начато книгой Аллена Бьюкенена [Buchanan 1991; Бьюкенен 2001]. В числе более современных работ см.: [Zehning (ed.) 1998; Moore (ed.) 1998].
Третья область дискуссии касается расизма. См.: [Mills 1997; Brecher et al. (eds) 1998; Cochran 1999; Christie 1998; Babbit. Campbell (eds) 1999; Back.Solomos (eds) 2000; Gutmann, Appiah 1996]. К этой же теме относятся проблемы исторической несправедливости, включая рабство и сегрегацию. См.: [Barkan 2000; Brooks (ed.) 1999].
Четвёртая область касается коренных народов. См.: Специальный выпуск по «нравам коренных народов» в журнале "Australasian Journal of Philosophy* (78/3, 2000); [Ivison, Sanders, Patton (eds) 2000; Cook, Lindau (eds) 2000].
Пятая область касается представительства групп. См.: [Phillips 1995; Williams 1998; Young 2000а).
Шестая область касается религиозных групп. См.: [Audi 2000; Rosenblum (ed.) 2000; Levinson 1999; Macedo 2000; Spinner-Halev 2000].
Седьмая область дискуссии касается соотношения между мульти-культурализмом и тендерным равенством. См.: [Narayan, Harding (eds) 2000; Okin 1999; Shachar 2001; Yuval-Davis 1997; West (ed.) 1997; Yuval-Davis, Werbner (eds) 1999; Deveaux 2001 ].
В то время как многие работы по мульти кул ьтурализму сосредоточивали внимание на одной из этих тем, некоторые попытались разработать более общую теорию, которая охватывала бы некоторые или вес эти проблемные области.
См.: [Carens 2000; Zcvy 2000; Parckh 2000; Tully 1995; Spinner 1994; Taylor 1992; Walzer 1997; Kernohan 1998; Ingram 2000; Baumcister 2000; Gilbert 2000]. Моё мнение по этим вопросам см: [Kymlicka 1995а; 2001]. Большинство из этих книг содержат по крайней мере ограниченную защиту мультикультурализма и прав меньшинств. Критику такой позиции см.: [Barry 2001 ].В числе сборников по некоторым или всем из этих тем см.: [Baker (ed.) 1994; Kymlicka, Norman (eds) 2000; Shapiro. Kymlicka (eds) 1997; Kaikka (ed.) 1996; loppkc, Lukes (eds) 1999; Horton, Mendus (eds) 1999].
He существует журналов по политической теории, посвященных специально проблемам мультикультурализма, но имеется несколько междисциплинарных журналов по вопросам межэтнических отношений, в которых часто проходят дискуссии о нормативных политических теориях мультикультурализма. В их числе: «Kthntcities»; "International Journal of Minority and Group Rights"; «Nations and Nationalism"; «Ethnic and Racial Studies"; «Journal of Ethnic and Migration Studies*.
Уилл Кимликл. Современная политическая философ
Что касается веб-сайтов, то Lawrence Hinman's Eihics Homcp упомянутая в рекомендациях для чтения после предисловия, со;, жит некоторые ресурсы, имеющие отношение к мультикульту лизму, включая разделы по «расам и этичности» и «многообра? и моральной теории». Каждый раздел включает ссылки на СО ветствующие ресурсы Интернета, аннотации недавно вышсдс статей и краткий обзор философских исследований поданной т (www.cthics.acusd.edu/index.html).
Полезен также сайт Minorities at Risk Project, возглавляем д-ром Тедом Робертом Гарром. Это независимый, базирующи в университетах исследовательский проект, который осуществи ет наблюдение и анализ состояния и конфликтов 268 политичс» активных культурно обособленных групп и крупных странах, разработан для того, чтобы предоставлять в стандартной фор, информацию, которая будет способствовать пониманию и мир му разрешению конфликтов, в которых участвуют культурно о собленные группы. Материал по всем рассматриваемым в прое 268 группам имеется на сайте. Доступная информация включает звание группы, оценку её численности, описание контекста — о-бенностей группы и политической системы, хронологию собыг инициированых группой или повлиявших на неё с 1990 по 199! и оценку перспектив изменения статуса группы в близком будуи. (www.bsos.umd.edu/cidcm/mar).
И наконец, мой собственный сайт содержит некоторые рес; сы для теоретиков, изучающих проблемы мультикультурализ включая прошлые выпуски электронного бюллетеня «Гражданст демократия и этнокультурное многообразие», редактором кото| го я являюсь (http://q.silver.queensu.ca/ philtorm/).