РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Имеется несколько других введений в политическую философию, хотя большинство из них охватывает значительно больший период истории, чем моя книга, представляя такие исторические фигуры, как Аристотель, Гоббс и Кант, наряду с сегодняшними дискуссиями.
Полезными введениями такого рода являются: [Hampton 1997; Wolff 1996л; Plant 1991; Knowles 20011.Обзорными введениями, которые подобно моему фокусируются только на сегодняшние дискуссиях, являются: |Lesley 1997; Campbell 2000].
Введение
Как и предполагает само название, предмет политической философии представляет собой область, где дисциплины философии и политической науки пересекаются. См. обзоры политической теории нашего времени в отношении к другим разделам политической науки: Young /г. Political Theory: An Overview; Parekh В., Political Theory: Traditions in Political Philosophy в книге [Goodin, Klingcman (eds.) 1996; рус. изд. Политическая наука 1999];атакже {Galslon 1993Ь|.
Ценнейший справочник, полезный и для студентов, и для исследователей [Goodin, Pcttit (eds) 1993). В этом томе содержится 41 статья (каждая с избранной библиографией), рассматривающая основные понятия и школы мысли в современной политической философии. Другое издание в серии Blackwell Companion — [Singer (ed.) 19911 — также содержит много полезных статей.
Имеется несколько антологий, содержащих выдержки из важнейших произведений в современной политической философии. Две лучшие из них — [Goodin. Pcttit ieds) 1997] и (Sher. Brody (eds) 1999]. Я также издал двухтомную антологию под названием -Justice in Political Philosophy", см. [Kymlika 1992], в которую включены 55 самых влиятельных статей с 1971 по 1990 гг.
Для тех, кто хочет быть в курсе последних событий, имеется несколько журналов, публик>ющих множество текстов по современной англоамериканской политической философии. Самыми известными и зарекомендовавшими себя являются -Ethics*, "Political Theory- и -Philosophy and Public Affairs-.
Другие журналы по этой проблематике, в том числе и появившиеся недавно, включают - Journal of"Political Philosophy-; -Critical Review of International Social and Political Philosophy; -Social Theory and Practice-;-Public Affairs Quarterly-;-Journal of Political Ideologies-;-Journal of Applied Philosophy*; -Ethical theory and Moral Practice-; -Philosophy, Politics and Economics-. Полезный обзор этих журналов см.: D. McCabe. New Journals in Political Philosophy and Related Fields // Ethics. 1996.106/4: 800-816.Несмотря на то что они обычно выходят за рамки вопросов, обсуж-даемых в этой книге, другие важные журналы по политической философии включают: -Review of Politics-; -Interpretation-; -Constellations- и -Philosophy and Social Criticism-. Первые два из них специализируются на истории политической мысли, два последних — на континентальной политической философии.
В сравнении с другими исследовательскими областями политическая философия всё ещё недостаточно представлена в Интернете. Самый важный вебсайт — домашняя страница секции -Основы политической теории» Американской ассоциации политической науки (www.political-thcory.org). Она содержит списки последних публикаций, сведения о
Уилл Кимлика. Современная политическая философия
конференциях, программы курсов, онлайновые тексты и ссылки на вебстраницы других имеющих отношение к данной проблематике ассоциаций. Одна из таких ссылок — на страницу Американского общества политической философии и философии права (www.political-lheory.org/ asplp.html), которое издаёт важную серию ежегодников NOMOS, посвященных тем или иным темам политической философии.
Другой полезный сайт — страница «Ethics» Лоуренса Хинмана (www. acusd.edu/index.html). Она содержит множество ресурсов (аннотированных библиографий, онлайновых текстов, примерных вопросов) для студентов и преподавателей для курсов по этике и политической философии.
Третий сайт, заслуживающий посещения, — это Brown Electronic Article Review Service (BEARS), который публикует короткие электронные рецензии на недавно опубликованные статьи по этике и политической философии (www.brown.edu/Departments/Philosophy/bears/ homepage.html).
Во многих странах имеются профессиональные ассоциации для тех, кто работает в ссрере политической философии. Однако подлинно международной организацией является Конференция по изучению политической мысли (Conference for the Study of Political Thought), имеющая отделения во многих странах Северной Америки, Европы и Азии, и публикующая полезный бюллетень. Её вебсайт — www.cspt.tulane.edu.
I. Утилитаризм
/"Ч 6 щс признан но, что начавшееся в последнее время возрождение нормативной политической философии началось с публикации -Теории справедливости- Дж. Ролза в 1971 г., и было бы естественно начать обзор более поздних теорий справедливости с неё. Теория Ролза доминирует в сегодняшних дискуссиях — не потому, что каждый её принимает, но потому, что альтернативные взгляды часто формулируются как реакция на неё. Но так же как эти альтернативные взгляды лучше всего можно понять через соотнесение их с идеями Ролза, так и понимание Ролза требует понимания теории, ответом на которую была рол-зовская, а именно — утилитаризма. Ролз полагает (я думаю, правильно), что в нашем обществе утилитаризм является как бы неявным фоном, на котором другие теории должны утверждать и защищать себя. Так что и я начну оттуда же.
Утилитаризм в его простейшей формулировке утверждает, что морально правильным действием или мерой государственной политики является то, которое создаёт наибольшее счастье для наибольшего количества членов общества. В то время как утилитаризм иногда предлагается в качестве всесторонней моральной теории, я сосредоточусь на утилитаризме как специфической политической морали. С этой точки зрения утилитарные принципы применяются к тому, что Ролз называет «базовой структурой» общества, а не к личному поведению индивидов. Однако поскольку привлекательность утилитаризма как политической морали во многом основывается на убеждении о том, что это единственная цельная и систематическая моральная философия, я вкратце рассмотрю некоторые особенности «всеохватывающего- утилитаризма в параграфе 3. Будь то в узкой или во всеохватывающей версии, утилитаризм имеет своих верных сторонников и яростных противников. Те, кто отвергают его, заявляют, что недостатки утилитаризма настолько многочисленны, что он не может не исчезнуть со сцены (см., напр.: [Williams 1973)). Но есть и другие, которые не могут представать, что ещё может быть предметом морали, если не максимизация счастья людей (см., напр.: [Нате 1984]).