<<
>>

1.ДВЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Я начну с привлекательных сторон утилитаризма. Две черты утили­таризма делают его привлекательной теорией политической морали. Во-первых, цель, которую преследуют утилитаристы, не зависит от существо­

Уилл Кимлика.

Современная политическая философия

вания Бога, души или каких-то других сомнительных метафизических сущностей. Некоторые моральные теории говорят, что главное — это со­стояние души, или что следует жить согласно воле Божией. или что луч­шая жизнь — та, которая обеспечивает вечную жизнь за гробом. Многие люди считают, что без этих религиозных понятий мораль оказывается не­последовательной. Без Бога мы остаёмся только с набором правил — «де­лая то», «не делай этого», у которых нет смысла и цели.

Относительно утилитаризма вряд ли возможно подумать такое. Та цель, которую он преследует — счастье, или благосостояние, или бла­гополучие, — это то, к чему мы все стремимся для себя и для тех, кого мы любим. Утилитаристы просто требуют, чтобы меры по достижению благосостояния или пользы для людей (я буду использовать эти терми­ны как взаимозаменяемые) осуществлялись беспристрастно, для каждо­го члена общества. Являемся ли мы детьми Бога или нет, имеем ли мы душу, обладаем свободной волей или нет. мы можем страдать и быть счастливыми, нам может быть лучше или хуже. Независимо от того, на­сколько мы религиозны, мы не можем отрицать, что счастье ценно, так как мы ценим его в своей собственной жизни.

Другая, но связанная с этим же привлекательная черта утилитариз­ма — это его -консеквенциализм». Я буду рассматривать вопрос о том, что конкретно это значит, позже, но сейчас важно то, что консеквен­циализм требует, чтобы мы учитывали, действительно ли то или иное действие, та или иная мера, предпринимаемая государством, приносит какую-то различимую пользу или нет. Мы все сталкивались с людьми, которые утверждают, что некоторые вещи, например гомосексуализм (или азартные игры, танцы, употребление алкогольных напитков, ру­гательства и т.д.), морально неправильны, но не в состоянии указать, к каким именно плохим последствиям они приводят.

Консеквенциализм запрещает явно произвольные моральные запрещения на такого рода явления. Он требует от каждого, кто осуждает что-либо как моральное зло, показать, по отношению к кому это зло, т.е. они должны продемон -стрировать, что чья-то жизнь стала от этого хуже. Таким же образом консеквенциализм утверждает, что нечто является морально одобряе­мым, только если это делает чью-то жизнь лучше. Многие другие мо­ральные теории, даже мотивированные заботой о благе людей, как ка­жется, состоят из правил, которым надо следовать, независимо от того, какие будут последствия. Но утилитаризм — это не ещё один набор пра­вил, не ещё один набор -делай то-то» и -не делай того-то». Утилитаризм даёт тест, с помощью которого можно обеспечить, чтобы такие правила выполняли какую-то полезную функцию.

Консеквенциализм привлекателен также и потому, что он соответ­ствует нашим интуициям о различии между нравственностью и другими

i. Утилитаризм

29

сферами. Если некто называет некоторые виды сексуального поведения по взаимному согласию морально неправильными, потому что они •не­пристойны», но не может назвать никого, кто страдает от них. мы можем ответить, что идея «пристойного- поведения, используемая здесь, не от­носится к морали. Подобные утверждения о -пристойном- поведении более похожи на эстетические утверждения или на апелляцию к этикету и условностям. Кое-кто может сказать, что панк-рок — «непристойная-музыка, не музыка вообще. 11о это будет эстетическая критика, а не эти­ческая. Сказать, что гомосексуальный секс «непристоен», не будучи в со­стоянии указать на какие-либо плохие его последствия. — это примерно то же, что сказать, что Боб Дилан поет -непристойно», может быть, это и правда, но это не моральная критика. Есть нормы приличия, не являю­щиеся консеквенциалиепкими, но мы думаем, что мораль важнее, чем просто этикет, и консеквенциализм помогает объяснить эту разницу.

Консеквенциализм, пс-видимому, обеспечивает ясный способ реше­ния моральных и социально-политических проблем.

Чтобы определить, какая политика является правильной, нам не нужно консультироваться с какими-то духовными вождями или полагаться на туманные тради­ции. Нам нужно измерить изменения в благосостоянии людей. Поэтому утилитаризм исторически был вполне прогрессивен. Он требовал, что­бы обычаи и авторитеты, которые угнетали людей в течение столетий, были проверены на то, улучшают ли они жизнь людей («человек есть мера всех вещей-). В своих лучших проявлениях утилитаризм — это сильное оружие против предрассудков и суеверия, он даёт стандарт и процедуру, что позволяет бросать вызов тем. кто претендует на власть над нами во имя морали.

Итак, две привлекательные стороны утилитаризма — это соответствие нашей интуиции о том, что благополучие людей важно, и интуиции о том, что правила морали надо проверять на их последствия для блага людей. И если мы принимаем оба эти положения, то представляется, что утили­таризм вытекает из них почти неизбежно. Если благополучие людей есть благо, о котором заботится мораль, то тогда, конечно, морально наилуч­шим действием будет тс, которое максимизирует благополучие людей, придавая равное значение благополучию каждого человека. Те, кто верят в истинность утилитаризма, убеждены, что любая теория, отрицающая любую из этих двух интуиции, должна быть ложной.

Я согласен с этими двумя фундаментальными интуициями. Если и есть способ поставить под сомнение утилитаризм, то он будет не в форме их отрицания. Успешный вызов утилитаризму должен будет продемонстри­ровать, что какая -то другая теория лучше их реализует. Я буду утверждать далее, что есть другие теории, которые именно таковы. Но сначала мы должны пристальнее посмотреть на то, что же такое утилитаризм.

Уилл Кимлика. Современная политическая философия

Утилитаризм можно разложить на две части:

характеристика блага людей, или «полезности», и

предписания, как максимизировать полезность, таким образом опре­делённую, придавая равное значение пользе каждого человека.

Именно второй пункт является отличительной чертой утилитариз­ма, и он может сочетаться с различными ответами на первый вопрос. Так что наше окончательное суждение об утилитаризме будет зависеть от оценки второго утверждения. Но начать необходимо с рассмотрения различных ответов на первый вопрос.

<< | >>
Источник: Уилл Кимликл. Современная политическая философия. 0000

Еще по теме 1.ДВЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: