<<
>>

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Большая часть интересной философской работы в русле марксиз­ма на протяжении последних 25 лет делалась группой исследователей, известных как -аналитические марксисты», которые стремятся изу­чить и реконструировать марксизм, используя инструментарий англо­американской аналитической философии.

Основными представителя­ми этой школы мысли являются Дж. А. Коэн, Ю. 'Истер. Филипп Ван Парийс и Джон Рёмер. Мы уже встречали многие из этих имён в главе о либеральном равенстве, поскольку их реконструкции марксизма по­вели их в направлении либерального эгалитаризма. Полезные обзоры деятельности этого движения см.: [Roemer (eel.) I986&); специальный выпуск журнала -Canadian Journal of Philosophy- 1989. Vol. 15; а также [Jacobs 1996:279-292). Критику его см.: |Roberts, 1996). Этот подход ино­гда также называют -марксизмом рационального выбора-, поскольку он отчасти опирается на неоклассические модели теории рационального выбора (см. (Carver, Thomas (eds) 19951). В числе ключевых текстов этой школы мысли см.: [Cohen 1988; 1995а; 2000; Elster 1985; Van Parijs 1993; Roemer 1988; 1996].

Хотя многие аналитические марксисты принимают какую-то из разновидностей либерального эгалитаризма, всё ещё заметен инте­рес к разработке некоторой отчетливо социалистической или социал-демократической версии эгалитаризма. Некоторые аналитические марксисты стремятся выявить иные институциональные механизмы до­стижения равенства, такие как рыночный социализм. В то время как ра­стет признание того, что любое эффективное и справедливое общество должно дать какое-то место рынку, рыночный социализм устанавливает большие ограничения для рынков капитала и труда, чем либеральный эгалитаризм. Исследования идеи рыночного социализма см.: [Bardhan, Roemer (eds) 1993; Roemer 1994; Oilman (ed.) 1998].

Другие теоретики пытаются разработать отличительно социалисти­ческие философские основания равенства.

Некоторые из них доказыва­ют, что социал-демократическая традиция предлагает альтернативное понимание равенства, делая акцент на -социальном равенстве- (или -гражданском — демократическом» равенстве), отличающемся от ин­дивидуалистического «распределительного равенства», подчёркиваемо­го либерализмом. Важные версии этого идеала см.: [Walzer 1983; Miller I999:ch. ll;Anderson 1999:287-337;Kaus 1992].

О других попытках представить постмарксистскую концепцию ра­венства см.: [Levinc 1998; Franklin (ed.) 1997]. В книге Франклин пред­ставлены усилия ведущих левых интеллектуалов Британии по интер­претации смысла социализма для «нового лейборизма-.

268

iv. Марксизм

Регулярные публикации дискуссий аналитических марксистов см. в журналах: ^Politics and Society* и «New Left Review*.

Аналитический марксизм, по-видимому, во многом отошёл от взгля­дов самого Маркса. Всесторонний обзор дискуссий о том, имел ли сам Маркс явную или неявную теорию морали, см.: [Gcras 1989; 1993; Peffer 1990). Прекрасное введение в теорию Маркса и её соотношение с анали­тическим марксизмом см.: [Carver (ed.) 1991].

Очень содержательный сайт о марксистском подходе в целом "Архив Маркса и Энгельса» см.: на www.csf.colorado.edu/psn/marx/.

<< | >>
Источник: Уилл Кимликл. Современная политическая философия. 0000

Еще по теме РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ: