РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Хотя коммунитаризм в некотором смысле так же стар, как н сама политическая философия, особенно он зазвучал в начале 1980-х годов с публикацией четырёх ключевых текстов Сандела, Макинтайра, Уолцера и Тейлора: [Sandel 1982;Maclnlyre 1981; Walzer 1983;Taylor 1985а].
Сейчас, по прошествии времени, ясно, что эти четыре автора выдвигали совершенно различные аргументы, и называть их всех -коммунита-ристами» настолько же проясняет дело, насколько и запутывает его. Однако эти книги имеют одну общую черту: все они критиковали версию либерального эгалитаризма, отстаиваемую Ролзом и Дворкиным. как в том или ином отношении не учитывающую проблемы сообщества. В результате начатая этими авторами дискуссия была вскоре названа -спором либералов и коммунитаристов». Этот спор в большей или меньшей степени доминировал в англо-американской политической философии 1980-х годов, когда либералы пытались ответить на критику коммунитаристов, а теоретики, принадлежащие к другим традициям, пытались определить, как этот спор влияет на их собственные представления о либеральной демократии.
Одно направление коммунитаристской аргументации критиковало либеральные теории Я, особенно их акцент на автономию или способность рационального пересмотра целей. В качестве примеров ответа либералов на это направление коммунитаристской критики см.: [Kymticka 1989а; а также Dworkin 1989; Buchanan 1989; Raz 1986]. Все эти авторы стремились защитить либеральный идеал автономии как способность индивида к рациональному пересмотру целей. Но другие либералы отозвались на коммунигарис гскую критику ослаблением своей приверженности идее о рациональном пересмотре целей и переходом к концепции -политического либерализма-. Эта идея была предложена в статье Джона Ролза -Справедливость как честность- [Rawls 1985J и более полно разработана в его книге -Политический либерализм» [Rawls 1993д(.
Другие важные версии политического либерализма см.: (l.armore 1987; Moon 1993). Комментарии но поводу политического либерализма см.: [Davion.Wolf (eds) 2000).Другая линия коммунитаристской аргументации критиковала либеральные теории социального единства. Многие либералы ответили на неё разработкой новых теорий либерального национализма. Впервые этот подход был выдвинут в книгах Тамира и Миллера, которые до сих пор являются ведущими работами в этой области: [Tamir 1993; Miller 1995]. Среди более поздних исследований см.: [Gilbert 1998; Gilbert 2000; Canovan 1996; Poole 1999; Blattberg 2000; Miller 2000]. Комментарии no поводу либерального национализма см.: [Miscevic (ed.) 2000; McKirn.
Уилл Кимликл. Современная политическая философия
ло
McMahan (cds) 1997; Caney, Cieorge, Jones (eds) 1996; Couture. Nielsen. Seymour (eds) 1998; Clarke, Jones (eds) 1999. Выдержка из многих ключевых текстов см,: IBciner (ed.) 1998].
И коммунитаристы, и либеральные националисты подчёркивают важность некоторой идеи о внутренне связанном политическом сообществе и обычно исходят из того, что нормы справедливости применяются внутри таких ограниченных политических сообществ. В результате обоим этим подходам бросают вызов сторонники более глобального, или -космополитического» понимания справедливости. См., в частности: iBrilmayer, Shapiro (eds) 1999; Tan 2000; Jones 1999; Beitz 1979; Pogge 1989]. Защиту Роллом его исходной посылки о том, что распределительная справедливость применима к масштабу страны, а не глобального мира, см. [Rawls 1999b). Обзор этой дискуссии см.: [Beitz 1999).
Либералы не были единственными, кто почувствовали себя обязанными ответить на критику коммунитаризма. Например, и феминисты, и социалисты и 1980-х годов пытались решить вопрос о том, противоречит ли коммунитарилм их собственной критике либерализма, или дополняет её. Примеры феминистской и социалистической оценки комму нитаризма см.: |Frazer 1993; Weiss, Friedman (eds) 1995; Miller 1989).
Существует несколько антологий, содержащих извлечения из текстов как коммунитаристской критики либерализма, так и либеральных и иных ответов на неё: [Avineri., de-Shalit (eds) 1992; Lehman (ed.) 2000; Sandel (ed.) 1984c|.
Диаметрально противоположные оценки спора коммунитаристов и либералов даны Д.А. Беллом [Bell 1993J. который полагает,что коммунитаристы победили в споре, и Д. Филлипсом [Phillips 1993], который становится на сторону либералов. Другие оценки см. в. возможно, наилучшем обзоре дискуссии [Mulhall, Swift 1996], а также: [Delaney (ed.) 1994; Frazer 1999; Paul. Miller. Paul (eds) 1996].
Her нужды говорить о том, что коммунитаристы не прекратили писать в начале 1980-х годов. Действительно, все четыре ведущих философа коммунитаризма с тех пор создали важные работы, которые породили ещё один цикл критических комментариев. Однако для этой «второй волны» коммунитаристских текстов была характерна тенденция ухода от критики либерального Я и сдвига либо -вверх», к более абстрактным метатеоретическим дискуссиям о рациональности, либо «вниз», к более практическим вопросам сохранения социального и политического контекста либеральной демократии, особенно к проблемам социального единства. Пример первого сдвига в метаэтику см. в новых исследованиях Алисдера Макинтайра о связи между рациональностью и традицией, особенно [Мас1п(уге1988] или исследованиях Майкла Уолцера о связи моральной аргументации с укоренёнными в культуре «общими понима-
v. Коммунитаризм
ниямн». особенно [Walzer 1994]. В этих работах и Макинтайр, и Уолцер прежде всего интересуются древней проблемой универсализма и культурного релятивизма в этике. Критику Макинтайра см. [Horton, Mend us (eds) 1994]. Оценку исследований Уолцерасм.: [Miller, Walzer (eds) 1995; Galston 1989; Orend 2001].
Пример сдвига -вниз* к дискуссиям о социальном единстве и солидарности см. [Sandel 1996]. Комментарии к новым исследованиям Сандела см.: [Allen, Regan (eds) 1998;Christodoulis(ed.) 1998].
Новые исследования Чарлза Тейлора охватывают обе группы вопросов.
См., в частности: [Taylor 1989b; 1999]. Критику Тейлора см.: [Tully.Weinstock (eds) 1994; Abbey 2001 ]. И Тейлор, и Уолцер также написали важные книги о мультикультурализмс, которые будут рассмотрены в главе 7.Коммунитаризм остаётся не просто академической школой мысли. Под неустанным руководством американского социолога А. Этциони создана официальная Коммунитаристская Ассоциация, с официальным заявлением о принципах и длинным списком видных общественных деятелей, заявивших о своей поддержке. Популярные презентации этого -комму-нитаристского движения*см.: (Elzioni 1993; Elzioni 20OI;Tam 1998].
Коммунитаристская Ассоциация издаёт свой журнал, именуемый -The Responsive Community*. Журнал публикует популяризованные версии академических дискуссий о коммунитаризме, так же как и статьи в поддержку бокс конкретных мер государственной политики. Ассоциация также имеет свой вебсайт (www.gwu.edu/-ccps/), ассоциированный с Институтом коммунитаристских исследований государственной политики в университете Джорджа Вашингтона (Вашингтон, штат Колумбия ). Вебсайт содержит обширные библиографии, работы студентов, материалы для преподавателей, программы курсов и ссылки на сайты коммунитаристских организаций в других странах.