6.ПОЛИТИКА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА
Как и коммунитаризм и гражданский республиканизм, мультикультурализм — это двуликий Янус: у него есть смотрящая вперёд (прогрессивная) и обращенная назад (консервативная) стороны.
К идее мультикультуралнзма иногда взывают консерваторы, боящиеся того, что либерализм и автономия личности размывают традиционные обычаи н практики -насыщенных» культурных сообществ и подрывают их способность следовать коммунитаристской политике общего блага. к мул ьти культура листе кой риторике такого рода обращаются традиционалистские элиты, чтобы предотвратить изменения внутри своей социальной группы, ограничить её открытость внешнему миру и отстоять некоторое эссснциалистское понимание своей -аутентичной» культуры или традиции. В большой степени это просто старомодный культурный консерватизм, изъясняющийся новым языком мультикультуралнзма и проявляющий хорошо знакомый страх консерваторов перед открытостью, мобильностью, многообразием и автономией, которые несут с собой модернизация и глобализация. Он -мультикультуралистский- в том смысле, что принимает разнообразие групп внутри большого общества, но отвергает любую идею многообразия или инакомыслия внутри каждой группы.Но это не единственный и не самый распространённый вид мульти-культуралистской политики на Западе. К мультикультурализму часто обращаются прогрессивные силы, придерживающиеся либеральных ценностей и желающие бороться с практиками исключения и стигматизации, которые препятствуют членам меньшинств в полной мере пользоваться своими либеральными правами и честной долей ресурсов. К мультикуль-туралистской риторике такого типа обращаются маргинализованные группы для того, чтобы бросить вызов традиционным иерархиям статуса и атаковать привилегированное положение того или иного пола, религии, цвета кожи, стиля жизни или сексуальной ориентации. Рассматриваемый таким образом мультикультурализм является врагом культурного консерватизма, отражает и содержит в себе открытость, плюрализм и автономию, которую несут с собой модернизация и глобализация.
Мультикультурализм принимает столь различные формы потому, что модернизация — это вызов не только основному обществу, но и меньшинствам. К мультикультурализму могут обращаться меньшинства для атаки на конформизм и консерватизм большого общества и для давления на него с тем, чтобы оно приняло новые реальности открытости и плюрализма. Но некоторые члены меньшинств сами боятся этой новой открытости и обращаются к мультикультурализму именно для того, чтобы обосновать подавление свободы и приносимых ею изменений. В результате мультикультурализм иногда используют либералы против
уил Уилл Кимлика. Современная политическая
к сл след мно чеа вое ник цет чие