2. ВТОРОЙ ЭТАП: МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ В РАМКАХ ЛИБЕРАЛИЗМА
Сейчас всё более признаётся, что это — неплодотворный способ концептуализации большинства мультикультуралистских требований в западных демократических странах. Исходные допущения о -поразительной параллели» между коммунитаристской атакой на либерализм и понятием прав меньшинств всё более ставятся под сомнение".
Конечно, имеется несколько явно -коммунитаристских» групп. Это верно по отношению к изоляционистским этноконфессиоиальным группам, которые добровольно дистанцируются от большого мира, таким как гуттериты, амиши или евреи-хасиды. И некоторые из более изолированных или традиционалистских сообществ также могут соответствовать этому описанию -коммунитаристских» групп. Вопрос о том. как либеральные государства должны реагировать на такие нелиберальные группы, уже поднимался в параграфе 7 главы 5 (о свободе религии) и параграфе 4 главы 6. в контексте проблемы обучения гражданству.
Но большинство этнокультурных групп в западных демократических странах не хотят быть защищенными от сил современности в либеральных обществах. Напротив, они хотят быть полными и равными участниками современных либеральных обществ. Это верно, например, по отношению к неграм в Соединённых Штатах, чья приверженность либеральным принципам в целом та же. что и у белых. Это также верно по отношению к большинству иммигрантских групп, стремящихся к включению и полному участию в жизни либерально-демократических обществ, с доступом к их образованию, технологии, грамотности, массовым коммуникациям и т.д. И это верно и в отношении большинства неиммигрантских национальных меньшинств, таких как квебекцы, фламандцы
" См.: IGalenkarnp 1993: 20-25]. Вера ■ эту -поразительную парапсль- ееть отчасти результат ямховюя ошибки. Поскольку права меньшинств требуются труппами и имеют тенденцию быть oco6j>imh для ратных групп, то их часто опи -сывают как •коллективные права».
Тот факт, что большинство стремится иметь только •индивидуальные- права.а меньшинство — «коллективные», эатем принимается эа свидетельство того, что меньшинство каким-то обраэпм является более • шллективистским>. чем большинство. Эта линия рассуждений содержит несколько поп setjuitur lie все особые для разных трупп права являются «коллективными-, и даже тс. что являются ими в том или ином смысле, не обязательно свидетельствуют о -коллсктнвиэмо.См. |Кутп1кка 1995а: ch. 3).4Г
Уилл Кимликл. Современная политическая философия
или каталонцы. Некоторые из их членов могут стремиться к отделению от либерально-демократического государства, но если они хотят этого, то не для создания нелиберального коммуннтаристского общества, а скорее чтобы создать своё собственное современное либеральное демократическое общество (см. [Newman 1996; Davis 1994; Keating, McGarry (eds) 2001)). Квебекцы хотят создать «особое общество», но это современное, либеральное общество с такими его атрибутами, как урбанизи-рованнная, светская, плюралистичная, индустриальная, бюрократизо-ванная, потребительская массовая культура.
Более того,опросы общественного мнения показывают, что ситуация далека от противостояния либеральным принципам — часто нет никаких статистических различий между национальными меньшинствами и большинством в приверженности либеральным принципам. Иммигранты также вскоре усваивают осноны либерально-демократического консенсуса, даже когда происходят из стран с малым опытом либеральной демократии или отсутствием такового. Приверженность индивидуальной автономии является глубокой и широко распространённой в современных обществах, пересекая этнические, лингвистические и религиозные разделительные линии12.
Короче говоря, преобладающая часть споров о мультикультурализ-ме идёт не между либеральным большинством и коммунитаристскими меньшинствами, но между либералами о смысле либерализма. Это дебаты между индивидами и группами, признающими основы либерально-демократического консенсуса, но расходящимися по поводу интерпретации этих принципов в полиэтнических обществах, в частности, по поводу должной роли языка, национальности и этнических идентич-ностей в либерально-демократических обществах и институтах.
Группы, требующие прав меньшинств, настаивают на том, что по крайней мере, некоторые формы публичного признания и поддержки их языка, практик и идентичноеIей не только совместимы с фундаментальными либерально-демократическими принципами, включая важность индивидуальной автономии, но даже могут требоваться этими принципами.Это привело ко пторому этапу дискуссии, в которой вопрос становится таким: каков возможный масштаб мультикультурализм а в рамках либеральной теории? 11еревод дискуссии в это русло не решает всех вопросов. Напротив, место мульти культу рал иэма в либеральной теории остаётся очень спорным. Но это изменяет условия дискуссии. Вопрос больше не в том, как защитить коммунитаристские меньшинства от ли-
" О сходстве политических взглядов между урождёнными американцами и иммигрантами в Северной Америке см.: (Frvierei 1997; Harin I99J|. О конвергенции политических ценностей между англофилами и франкофонами в Канаде
cm.|Dkxi 1991).
428
vii. Мультикультурализм
берализма. но в том, нуждаются ли меньшинства, разделяющие базовые либеральные принципы, и правах меньшинств? Если группы действительно либеральны, почему их члены хотят Иран меньшинств? Почему их не удовлетворяют традиционные общие нрава гражданства?
Этот тот вопрос, ответ на который Джозеф Рац попытался найти в своих последних работах. Рац настаивает на том, что автономия индивидов — их способность делать правильный выбор между достойными образами жизни — тесно связана с доступом к их культуре, с благоденствием и процветанием их культуры и с уважением, оказываемым их культуре другими. Мультикультурализм помогает обеспечить это культурное процветание и взаимное уважение [Raz 1994; 1998; Margalit. Raz 1990). Другие либеральные авторы, такие как Дэвид Миллер, Яэль Тамир и Джефф Спиннер, выдвинули аналогичные аргументы относительно важности "Членства в культуре* или «национальной идентичности- для современных стремящихся к свободе граждан [Tamir 1993; Miller 1995; Spinner 1994).
Я также пытался утверждать это (Kymlicka 1989а; 1995а]. Детали этой аргументации различаются, но каждый из нас по-своему доказывает, что есть жизненно важные интересы, связанные с культурой и идентичностью, которые полностью совместимы с либеральным принципами свободы и равенства и которые оправдывают наделение меньшинств особыми правами. Мы можем назвать это позицией «либерального культурализма-.Критики либерального культурализма выдвинули много возражений против всей этой линии аргументации. Некоторые отрицают то, что мы можем разумным образом отличить или выделить «культуры- или •культурные группы»; другие — что, если даже можно сделать осмысленным утверждение о том, что индивиды суть члены особых культур, у нас нет никаких оснований полагать, что благополучие или свобода индивида обязательно связаны каким-то образом с процветанием его культуры. Люди могут предпочесть иметь сильную связь с тем или иным языком или культурой, но это их выбор, а не потребность, и с либеральной точки зрения они должны нести ответственность за стоимость их выбора, а не ожидать, что кто-то другой будет субсидировать эти «дорогостоящие вкусы»'1.
Это важные возражения, но я думаю, что на них может быть дан ответ. В целом язык и культура, в которых растут люди, должны рассматриваться как часть их неизбираемых обстоятельств, а не как их добровольные вкусы. Действительно, доступ к своему языку и культуре иногда может быть предпосылкой самой способности делать осмысленный выбор. Необходимость отказаться от своего языка и культуры во имя других, хотя
" Едкую формулировку этих 1кч|'л»1-ний см [Waldron lW]:q>Jr^iuon2000).
429
Уилл Кимлика.Современная политическая философия
и не является чем-то невозможным, часто очень трудный и связанный со многими затратами процесс. И неразумно ожидать от меньшинств, чтобы они платили эту цену, в то время как члены большинства не стоят перел необходимостью подобных жертв14.
В любом случае, эти возражения не смогли погасить энтузиазм по по воду либерального культурализма, который быстро стал предметом консенсуса среди либералов, работающих в этой области14.
Однако даже те, кто симпатизируют либеральному культурализму, стоят перед очевидной проблемой. Ясно, что некоторые виды прав меньшинств могут скорее подорвать, чем подкрепить автономию индивида. Это было бы верно, например, н отношении прав меньшинств, позволяющих группе лишать образования или здравоохранения детей или позволяющих группе насильственно ограничивать женщин домашней сферой. В то время как большинство этнокультурных групп на Запале разделяют те же базовые либеральные ценности, что и большинство, мы видели, что есть некоторые исключения, особенно некоторые консервативные этноконфессио-нальные группы, и эти нелиберальные группы могут потребовать права ограничивать свободы (некоторых из) своих членов. И даже когда группа меньшинств в целом усвоила либерально-демократические ценности, всё равно Moiyi иметься давно уеюншпиеся традиции или обычаи, которые конфликтуют с либеральным равенством и от которых группа возможно и не хочет отказываться. Например, труты иммигрантов может желать сохранить традиционные обычаи заключения брака по договоренности родителей, или традиционные правила развода, что и в том, и в другом случае может быть весьма неблагоприятным для женщин. Действительно, многие из этих потенциально нслиберальных практик или обычаев вращаются вокруг проблем тендера и сексуальности. Вследствие этого многие феминисты выразили обеспокоенность тем, что на практике мультикультурализм обычно будет означать предоставление мужчинам группы власть над женщинами и сохранение традиционных форм тендерного неравенства"1. Права меньшинств, принимающие такой вид, подрывают, а не укрепляют индивидуальную автономию членов группы.Поэтому важнейшей задачей, стоящей перед либеральными сторонниками мультикультуралнзма, является разграничение «плохих» прав меньшинств, предусматривающих ограничение индивидуальных прав, от -хоро-
" Или. по крайней мере, так я утверждаю См. [Kymlicka 1995а: ch. 6].
" Интересный вопрос, почему эта точка зрения либерального культ ура ли эма, являющаяся явным отступлением от либеральных вэглядов, доминировавших в течение нескольких десятилетий, стала настолько популярной.
Подробнее см. об этом: [Kymlicka 2001: ch. 2|.Обсуждение потенциального конфликта между мульти культу рал и smon и равенством женшин см.: IDeveaux 2001;Okin 1999;Shachar 20011.
430
VII. Мультикультурализм
ших» прав меньшинств, которые могут рассматриваться как дополняющие индивидуальные права. Я предложил различать два вида прав, которые может потребовать меньшинство. Первый включает в себя права группы против её собственных членов, предназначенные защищать группу от дестабилизирующего воздействия внутреннего инакомыслия (например, решения индивидов не следовать традиционным практикам или обычаям). Второй — права группы против большого общества, предназначенные для защиты группы от внешнего давления (например, экономических или политических решений большого общества). Я называю первый вид «внутренними ограничениями», а второй — «внешними защитами».
И то, и другое часто называют «коллективными правами», или «групповыми правами», но в связи с каждым из этих видов прав встают очень разные вопросы. Внутренние ограничения затрагивают внутригруппо-вые отношения — этнокультурная группа может стремиться использовать власть государства, чтобы ограничить права своих членов во имя групповой солидарности. Это создаёт опасность подавления индивидов. Критики «коллективных прав» в этом понимании часто рисуют образ теократических и патриархальных культур, где женщины угнетены и религиозная ортодоксия насаждается с помощью закона, как пример того, что может случиться, когда так называемым правам коллектива отдаётся приоритет перед правами индивида.
Конечно, группы свободны требовать некоторых верований или действий как условия членства в частных, добровольных организациях. Католическая организация может требовать того, чтобы её члены посещали церковь. Каждый в либеральном обществе имеет законное право решать, посещать церковь или критиковать религиозные догмы. Но если кто-то решит не посещать церковь или критиковать её догматы, он может быть лишён членства в этой церкви и в её добровольных организациях. Это просто неотъемлемая часть либерального права на свободу союзов, одной из наиболее фундаментальных гражданских свобод. Проблема внутренних ограничений возникает, однако, когда группа утверждает, что её члены (рак-тически не должны иметь законного права решать, посещать или не посещать церковь, или ставить под сомнение религиозные верования. Это то, что имело место в оттоманской системе миллетов, рассмотренной в главе 5, где закон не давал людям права на отступничество или ересь. Сходным образом группа может утверждать, что её члены не должны иметь законного права на образование, на свободу выбора брачного партнёра или на равенство в разводе. Всё это будет внутренними ограничениями".
" Как мы видели в главе 5, эти внутренние ограничения мотуг принимать форму юридического ограничения некоторых гражданских свобод или создания такой ситуации, когда реализация этих свобод даётся такой ценой, что для индивидов de facto становится невозможным осуществлять свои (формальные) юридические права.
431
Уилл Кимликл. Современная политическая философия
В противоположность этому внешние защиты касаются межгрупповых отношений, т.е. этническая или национальная группа может стремиться защищать свое особое существование и идентичность, ограничивая воздействие решений большого общества. Это тоже создаёт некоторые опасности — не подавления индивида внутри группы, но несправедливости между группами. Одна из групп может подвергаться маргинализации или сегрегации но имя сохранения специфики другой группы. Критики «коллективных прав» в этом понимании часто указывают на систему апартеида в Южной Африке как пример того, что может случиться, когда группа меньшинства требует особых мер защиты от большого общества.
Однако внешние защиты не обязательно должны создавать такую несправедливость. Наделение меньшинства особыми правами представительства, правами на землю, или языковыми правами не обязательно ставит её в положение господства над другими группами (и часто такого не происходит). Напротив, такие права могут рассматриваться как помещение групп в более равные условия, благодаря уменьшению уязвимости меньшей группы по отношению к большей.
Эти два вида требований не всегда идут рука об руку. Некоторые этнические или национальные группы ищут внешних защит от большего общества, не стремясь законодательно накладывать внутренние ограничен mi на своих членов. Другие группы не требуют какой-либо внешней защиты от большею общества, но добиваются широких полномочий по контролю над поведением своих членов. Третьи требуют и того, и другою. Эти вариации ведут к фундаментально различным концепциям прав меньшинств, и важно определить, какой вид требований предъявляет группа.
Я полагаю, что ввиду своей приверженности индивидуальной автономии либералы должны скептически относиться к требованиям внутренних ограничений. Либеральный культурализм отвергает идею о том, что группы могут правомерно ограничивать основные гражданские или политические права своих членов во имя сохранения чистоты или аутентичности культуры и традиций группы. Однако либеральная концепция мулыикультурализма может дать группам различные права против большого общества, для того чтобы уменьшить уязвимость группы перед экономическим или политическим могуществом большинства. Такие «внешние защиты» совместимы с либеральными принципами, хотя они тоже становятся нелегитичными, если, вместо того чтобы уменьшить уязвимость группы по отношению к большему обществу, позволяют меньшинству осуществлять экономическое или политическое господство над какой-либо другой группой.
Крайне упрощая, можно сказать, что права меньшинства совместимы с либеральным культура лизмом, если (а) они защищают свободу индивида внутри группы и (6) способствуют отношениям равенства (отсутствию
432
VII. Мультикультурализм
доминирования) между группами (см. [Kymlicka 1995а: ch.3))1*. Как я буду говорить об этом ниже, не всегда легко заранее определить, будет ли конкретное право, которого требует меньшинство, использовано для навязывания внутренних ограничений или создания внешних защит, и некоторые требования меньшинств неизбежно будут содержать элементы того и другого. Это часто требует большого внимания к деталям конкретного случая. Но я полагаю, что если мы предпримем такое исследование, то обнаружим, что в большинстве случаев этнокультурные группы в западных демократических странах на самом деле не стремятся ограничивать основные свободы своих членов и не стараются помешать им ставить под вопрос и пересматривать традиционные практики и обычаи'1'.
Например, когда негры или коренные народы добиваются специальных прав группового представительства в политических институтах большого общества, целью является обеспечить то. чтобы их интересы учитывались в решениях большого общества, не для того чтобы ограничить инакомыслие в своих группах^0. Аналогичным образом, когда иммигранты добиваются финансирования своих художественных коллективов, или программ изучения родного языка, или освобождения от законодательства, объявляющего воскресенье нерабочим днем, или от правил.требующих ношения определённой одежды, они стремятся ограничить свою уязвимость перед экономическим или политическим могуществом большинства, а не ограничить свободу членов своих групп11.
" Однако другие либеральные кулыуралисты утверждают, что в некоторых пределах внутренние ограничения могут быть приемлемы, попа члены группы имеют осуществимое право выхода иа группы К такому ытляду обычно склонны те. кто придерживаются • политической- концепции либерализма, коренящейся в ценности толерантности.а не «всеобъемлющей" концепции, коренящейся в ценности автономии (см , напр.. [Gabion 1995; Kukalhu 1997; а также гя. 5 i 7 наст. изд.). Расснот рсние сложностей того, как определить, ч го являс кя -осуществимым- правом выхода, см.; (Okin 1998; Green 19951-
'* Более детальное доказательство этого эмпирического утверждения см. (Kymlicka 1998:ch.4|.
- Конечно, если они не используют гендерио несправедливых или других неэгалитарных правил для выбора таких представителей. Этого нс происходит в большинстве (всех?) случаев группового представительства в >аладных демократических странах. Некоторые hj лих случаев см. [Phillip* 19951. Jl Во многих ш этих случаев подходящим решением может быть не освобождение меньшинства от икона или правила, ио полный отказ от этого закона (си.: [Barry 2001: ch. 2: Kymlicka 1995л: 114-115: ср. Modood 19941). Я думаю, что это наилучший выход по отношению, например, к законам о нерабочих днях Но заметим,что это не вохражение противтребонаииА меньшинства; это возражение против большинства, которое приняло закон для собственного удобства, и если большинство ие способно или не хочет сделать такое ишеиеиие. то исиь-шинство должно быть вправе требовать освобождения от них.
433
Уилл Кимлика. Современная политическая философия
Более сложным случаем являются права самоуправления для на* циональных меньшинств. С одной стороны, эти права передают полномочия меньшим политическим единицам, с тем чтобы национальное меньшинство не терпело бы поражения от большинства при принятии решений, особенно важных для его культуры — по образованию, иммиграции, развитию ресурсов, языка и семейному праву. В таком качестве это внешние зашиты. С другой стороны, они также создают перспективу того, что национальное меньшинство будет использовать свои права самоуправления для ограничения гражданских или политических прав своих членов, и потенциально могут быть использованы для навязывания внутренних ограничений.
Будут ли права самоуправления использованы для наложения внутренних ограничений, в большой степени зависит от того, подлежит ли реализация этих прав некоторым конституционным ограничениям, применяющимся и к осуществлению законодательной власти в большом обществе. Ограничено ли самоуправление меньшинства гражданскими и политическими правами личности, защищенными конституцией? Если мы посмотрим на реальные примеры самоуправления национальных меньшинств на Западе, то увидим, что они действительно подлежат тем же конституционным ограничениям, что и власть в большей политической единице. И пока эти конституционные ограничения остаются в силе, самоуправление меньшинства будет в первую очередь делом внешней защиты, а не наложения внутренних ограничений.
Короче говоря,большая часть прав меньшинств на Западе служит для уменьшения уязвимости групп меньшинств перед экономическим давлением и политическими решениями. Такие права предназначены для обеспечения того, чтобы большое общество не лишило меньшинство уел он и й, необходимых для его выживания, а не для предотвращения участия членов меньшинств в нетрадиционных или неортодоксальных практиках.
Таким образом, на втором этапе дискуссии вопрос о мультикультура-лизме формулируется как вопрос либеральной теории, и целью является показать, что некоторые (но не все) требования прав меньшинств способствуют либеральным ценностям. 11о моему мнению, этот второй этап выражает подлинный прогресс, Теперь у нас есть более точное описание требований этнокультурных групп и более точное понимание нормативных проблем, встающих в связи с этим. Мы вышли за пределы бесплодного и ведущего к заблуждениям спора об индивидуализме и коллективизме.
Однако я думаю, что этому второму этапу тоже должен быть брошен вызов. В то время как в дискуссиях этого периода выработалось лучшее понимание природы большинства этнокультурных групп и их требований к либеральному государству, природа либерального государства и его требования к меньшинствам интерпретировались неправильно.
434
VII. Мультикультурализм