Всемирный манифест космополитизма: взгляд из России

Разобщенность человечества охватила все формы жизнедеятельности. Общество разъединено в пространстве и во времени.

В начале XXI века разобщенное человечество встретилось с новыми вызовами и угрозами, которые имеют глобальный характер и поставили на повестку дня проблему выживания народов, государств, человечества в целом.

Военную опасность для человечества представляют: распространение оружия массового уничтожения; угроза ядерных войн; международный терроризм; войны между государствами и внутри них; этнические и религиозные конфликты; национальный и религиозный сепаратизм и экстремизм; неравномерное развитие государств и народов; несправедливое распределение богатств земли; неконтролируемая демографическая ситуация; навязывание народам агрессивных светских и религиозных идеологий; разрушение международного согласованного правового пространства.

Космополитизм выступает против политической, социальной, экономической, культурологической, этнической и религиозной разобщенности человечества в условиях глобальных вызовов и угроз. Только новый космополитизм объединит человечество и обеспечит его выживание от всех вызовов и угроз.

Формирование космополитизма началось в эпоху античности. Мыслители, философы, историки, политики, деятели культуры народов и государств оставили миру как бесценное наследство свои космополитические идеи, космополитическую практику, сохраняющие свое значение и для нынешних и для будущих поколений.

В основе зарождения и развития космополитизма лежали такие явления, процессы, события, как становление и гибель локальных цивилизаций, империй; научно-технический прогресс; формирование философских учений; становление мировых религий; массовая миграция огромных масс людей; рабство, колонизация; геноцид, инквизиция; национально-освободительное движение; многочисленные войны, революции; социальные, природные и техногенные катастрофы.

Космополитизм – расширение идеи отечества на весь мир; в основе космополитизма лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов и стран как частей одного целого человечества.

Цель космополитизма: обеспечить выживание достойного человечества; внести вклад в ликвидацию несовершенностей человечества; ликвидировать войны, милитаризм как образ жизни человечества и перейти к мирному образу жизни; научиться управлять научно-техническим прогрессом, ослабить, ликвидировать разрушительную составляющую прогресса; изменить роль народа во всемирной истории в системе "народ-власти"; внести основной вклад в формирование единого человечества при его культурном, этническом и религиозном разнообразии. Космополитизм исходит из того, что человек существует для себя, своих потомков, чтит память о предках и использует их исторический опыт.

Космополитизм включает в себя идеологию; практику, деятельность, поведение.

Ценности космополитизма: человек – главная ценность на Земле, мера всех явлений, процессов, событий; добродетели: ненасилие, человеколюбие, взаимопомощь, милосердие, благородство, братство людей, трудолюбие, достойная жизнь, ответственность, забота о потомках, память о предках; гармония человека и природы; уважение в своем государстве ко всем социальным группам, представителям других культур, национальностей, религий; миролюбивые отношения между народами, государствами, мировыми религиями, религиозными конфессиями; гармония между миролюбивой политикой и обеспечением военной безопасности; разумное устройство государств; мирное освоение космоса; оказание помощи народам других государств в защите населения от природных и техногенных катастроф; человекосберегающая система военной безопасности государств и мирового сообщества в целом.

В античные времена возникло главное противоречие человечества – борьба космополитизма и антикосмополитизма, космополитизма и несовершенностей человечества. Она имеет общечеловеческий характер, охватывает все – от отдельного индивидуума до человечества в целом, проявляется в конкретных общечеловеческих, политических, социальных, экономических, культурологических, этнических, религиозных и военных проблемах.

Борьба космополитизма и антикосмополитизма, космополитизма и несовершенностей человечества велась и ведется в пространстве и во времени, во всех государствах и между ними, в мировых религиях и в религиозных конфессиях. Борьба ведется мирными и невоенными способами, охватывает прошлое, настоящее и будущее. Фронт борьбы проходит по линии добра и зла, света и тьмы, сострадания и равнодушия, правдивости и лжи.

Антикосмополитизм представляет собой главную военную и невоенную угрозу для человечества. Против космополитизма выступают многие авторитарные государства, социальные группы, радикальные и экстремистские религиозные организации.

Антикоскомолиты используют в своих интересах историю государств и всемирную историю. Они принижают роль народов в истории, преувеличивают роль диктаторских государств во всемирной истории, используют итоги прошлых войн для начала новых агрессий, умалчивают о поражениях в войнах, манипулируют историческими фактами для привития ненависти к другим народам, этносам, религиям; фальсифицируют историю народов и государств.

В борьбе с антикосмополитизмом активно участвуют демократические государства, гуманитарные и экологические структуры ООН, объединенные транснациональные структуры, научные и культурологические организации, некоторые течения антиглобалистов. Сторонники ценностей космополитизма имеются и в авторитарных и тотаритарных государствах.

Идеология космополитизма – самая прогрессивная, миролюбивая, гуманная и справедливая. Ее философские фундаментальные представления и смыслы имеют вселенский характер. Она ориентирована на ликвидацию несовершенностей человечества, на счастливое существование человечества, ненасильственную социальную жизнь, соблюдение интересов всех людей, соединяет в единые общности народы, государства, локальные цивилизации.

Идеи космополитизма, сливаясь, образуют миролюбивую идеологию, которая осуждает агрессию, несправедливые войны, насилие, вносит вклад в обеспечение выживания человечества. Они определяют созидательные цели мирового сообщества, всемирно-исторический путь для их достижения, условия и параметры развития цивилизации. Идеология космополитизма одержала историческую победу над фашизмом и марксизмом.

Космополитическая идеология отражает прошлое, настоящее и будущее. Она рационально насыщена и эмоционально привлекательна, доступна интеллектуалам, профессионалам и широким массам.

Идеология космополитизма – идеология светская, но все мировые религии в той или иной мере космополитичны.

Космополитическая идеология регулирует все сферы жизни, является руководством к действию, дает рекомендации о том, какие необходимо принять меры, чтобы добиться желаемого результата, разрешить те или иные проблемы; формирует моральные предписания, ориентирует на справедливые действия.

Люди в своей жизни, деятельности, в своем поведении опираются на идем космополитизма. Они участвуют в справедливых войнах, в антивоенном движении, в борьбе за безъядерный мир, ведут борьбу с международным терроризмом, в войнах соблюдают нормы международного гуманитарного права, осваивают космос, охраняют и сберегают природу, занимаются благотворительностью, участвуют в ликвидации природных и техногенных катастрофах, реформируют мировые демократии, ведут борьбу с антикосмополитизмом, участвуют в написании объективной правдивой истории государств и всемирной истории.

В идеологии космополитизма используются достижения гуманитарных и естественно-технических наук. Философия включена в ткань космополитической идеологии.

Идеологи космополитизма ведут диалог с другими идеологическими течениями. Многие ценности либерализма совпадают с ценностями космополитизма.

Космополитическая идеология отрицает марксизм, особенно в ленинской и сталинской трактовке. Воинственность, агрессивность, гегемонизм, авантюризм; воевать на чужой территории, репрессии в отношении своего народа, нарушение норм международного права, достижение победы любой ценой – черты марксистской концепции войн. Марксистское учение, авторитарный и тоталитарный социализм имели антикосмополитический характер, они вели борьбу с космополитизмом, препятствовали развитию мирового сообщества на всемирно-историческом пути к единому человечеству.

В формировании идеологии космополитизма ведущую роль сыграли мыслители, философы, представители различных наук, политики, деятели культуры, теологи различных религий. Носителями космополитической идеологии в настоящее время являются прежде всего демократические государства, оппозиционные силы в авторитарных и тоталитарных странах.

Конечно, некоторые идеи космополитизма утопичны. Их реализация потребует длительного времени, огромнейших духовных усилий многих поколений. Однако смелые утопии в будущем могут оказаться вполне реальными. Космополитическая идеология безусловно опережает свое время. Вместе с тем космополитизм не разделяет взгляды антиутопистов, которые не верят в то, что можно достичь единства человечества, сохранив при этом культурное, этническое и религиозное разнообразие.

Космополитизм как идеология и практика нуждаются в космополитизации, которая предполагает распространение, внедрение идеологии космополитизма и космополитической практики в мировом сообществе, а также их усвоение изнутри человеком, социальными группами, народами, государствами, миром в целом.

Распространение космополитических идей и практик происходит в пространстве, во времени, охватывает все сферы жизнедеятельности: человек и общество; человек и природа; политические, социальные, культурные, этнические, религиозные отношения людей; народ и власть; государство и церковь; все формы общественного сознания; демократические, авторитарные и тоталитарные государства; войны и революции; антивоенное движение; отношения внутри религий и между нами; управление мировым сообществом.

Цель космополитизации: обеспечить выживание человечества, создать единое человечество при культурном, этническом и религиозном разнообразии.

Космополитизация предполагает создание космополитических структур: Космополитического интернационала, Космополитического Центра при ООН. международных и национальных общественных организаций, политических партий, ячеек в парламентах, в государственных структурах, космополитических съездов, конгрессов, космополитических государств, космополитических университетов, кафедр космополитизма в высших учебных заведениях.

Содержанием космополитизации в демократических государствах являются; распространение правдивой информации, критика антикосмополитизма; внедрение идей и практики космополитизма, приобщение к космополитическим научным знаниям; образование космополитических структур, формирование антивоенных и экологических движений, освоение космоса, космополитическое измерение природных и техногенных катастроф.

Субъектами космополитизации в демократических государствах являются власти, гражданское общество, СМИ, религиозные организации, философы, социологи, политологи, деятели культуры, бизнесмены, пацифисты, правозащитники, писатели-фантасты. Субъектами космополитизма в авторитарных и тоталитарных государствах выступают оппозиционеры, СМИ, деятели культуры, антиглобалисты.

В процессе космополитизации демократические государства могут использовать принцип "политической обусловленности" ("вознаграждения"), который предполагает предоставление государством или группой государств экономических и политических благ другим странам в зависимости от соблюдения последними принципов ценностей демократии и космополитизма. Этот принцип позволяет влиять на реформирование конкретных государственных общественных структур в других странах, продвигать без насилия демократию на международной арене, расширять союзы государств, создавать безъядерные зоны, примирять стороны в конфликтах. Принцип позволяет также вводить режим санкций против стран, которые нарушают ценности космополитизма.

Принцип политической обусловленности широко используют авторитарные и тоталитарные государства в своих эгоистических интересах.

Важной составляющей космополитизации является мировая политика: ответ на новые вызовы и угрозы; выбор путей и целей развития мира в целом; деятельность на мировой арене народов, государств; отношения на мировой арене между политическими силами; борьба сил войны и мира. Содержание космополитизации на уровне мировой политики концентрируется вокруг основных проблем выживания человечества; предотвращения распространения ОМУ, создания безъядерного мира; кризиса мировых демократий; борьбы с международным терроризмом; исторической судьбы авторитарных и тоталитарных государств.

При космополитизации важно учитывать религиозный фактор, добиваться всемирного религиозного единства, расширять диалог внутри религиозных конфессий и между ними. В мусульманских государствах целесообразно выработать модель исламской демократии.

Космополитизация должна быть планомерной. Все субъекты космополитизации должны иметь текущие и перспективные планы глобального характера.

Космополитизация позволит внести в сознание народов многие ценности космополитизма; вывести из кризиса мировые демократии; расширить демократическое пространство; ослабить агрессивный потенциал автократий.

Добиться единства человечества, обеспечить его выживание возможно только при выборе правильного всемирно-исторического пути.

Всемирно-исторический путь – это проект освоения мира, борьбы за новые формы бытия на основе великой нравственной цели объединения людей. Всемирно-исторический путь в пространстве и во времени ставит исторические проблемы, охватывает все сферы жизни. На пути к этой цели человечество должно уже сегодня обозначить концептуальные вехи, осмыслить потребности времен, эпох; оценить настоящее через призму прошлого и будущего; выявить тенденции развития общечеловеческих идей; определить роль и место всех государств.

Содержание всемирно-исторического пути к единству человечества имеет разносторонний и всеобъемлемый характер:

в глобальных проблемах: обеспечение выживание человечества; изменение роли народа во всемирной истории в системе "народ-власти"; ликвидация ОМУ; придание научно-техническому прогрессу однонаправленного, мирного, созидательного характера; предотвращение войн всех видов; создание новой концепции по справедливому использованию ресурсов Земли и Космоса; обеспечение защиты людей от природных и техногенных катастроф;

в мироустройстве: ненасильственное существование человечества; демилитаризация; космополитизация всех сфер жизнедеятельности; развитие нового космополитизма и космополитической демократии; уход с мировой арены авторитарных и тоталитарных государств; создание демократических союзов по типу ЕС; создание Космополитического интернационала; превращение человека в гражданина и хозяина мира; взаимопроникровение культур; приоритет интересов мирового сообщения над интересами государств; коренная реформа ООН; гармоничные "отношения" патриотизма и космополитизма; общечеловеческое единство всех верующих; сосуществование мировых религий, отделение церкви от государства; создание Всемирной религиозной организации (ВРО); баланс светского и религиозного;

в области морали и права: внедрение ценностей космополитизма; гармония морали и политики; солидарность всего человечества; всемирная отзывчивость народов, государств, религий; забота о благе других народов, всех религий; ликвидация социального расслоения в государствах, религиозных структурах, в мировом сообществе; осуждение ненависти к другим народам, религиям, эгоизма, гегемонизма, сепаратизма, шовинизма; создание международного суда, который будет раскрывать преступления против человечности; приоритет международного права над национальным; забота о потомках; почитание памяти о предках.

Чтобы всемирно-исторический путь гарантировал выживание человечества, приближал единство мирового сообщества, нужна огромная мотивация, строгая нормативная база. Люди должны осознать свою принадлежность не только к семье, нации, стране, но и ко всему человечеству, принять не себя ответственность за судьбы всех людей.

Мировое сообщество развивается и функционирует в условиях глобализации. Космополиты исходят из того, что глобализация – черта современного мира, закономерный, объективно-исторический процесс, тенденция общественного развития, направленная на становление целостного мира и на цивилизационного развитие общества. Глобализация свидетельствует об универсализации связей и отношений в различных сферах жизни общества. Она охватывает политику; экономические отношения; культуру, все формы общественного сознания; всемирные информационные связи; перемещение населения. В глобальном процессе участвуют народы всех континентов, всех локальных цивилизаций. Глобализация развивается как на микро, - так и на макроуровне.

Глобализация одновременно является и созидательным процессом, и разрушительным.

Позитивная составляющая глобализации сплачивает народы, государства; сближает локальные цивилизации; обеспечивает заимствование во всех сферах жизнедеятельности; втягивает все государства в мировую политику; объединяет мировую экономику, разрушает границы государств; международные законы становятся приоритетными в отношение национальных законов.

Негативная составляющая глобализации разобщает мировое сообщество; изолирует тех, кто не участвует в интеграционных процессах; создает условия для разрушения культуры народов и государств; увеличивает разрыв между богатыми и бедными; низкий уровень жизни населения отодвигает многие государства на обочину мировых процессов.

Позитивная и негативная составляющие глобализации нуждаются в регулировании, контроле, управлении. Решить эту историческую задачу может только космополитизация, распространение ценностей космополитизма. Модернизированные демократии создадут предпосылки для решения глобальных проблем.

Многие авторитарные государства решают глобальные проблемы в эгоистических интересах, выступают против глобализации и космополитизма. Их изоляция, национализм ведут к конфликтам, войнам, создают условия для международного терроризма.

Космополитизация укрепляет, усиливает позитивную составляющую глобализации и ослабляет, нейтрализует негативную.

Космополитизм поддерживает и одобряет действия антиглобалистов, которые соответствуют ценностям космополитизма, которые выдвигают альтернативы современным формам общественного развития; отстаивают интересы различных слоев населения; осуждают милитаризм, ядерную политику государств, социальную несправедливость в различных сферах жизни; требуют списания долгов развивающимся странам; выступают за сотрудничество политических, культурных и религиозных организаций; осуждают деградацию нравственности.

Космополитизм осуждает использование антиглобалистами агрессивных методов социальных протестов; хулиганские погромы дорогих магазинов и офисов; радикальные действия экологов, которые призывают к вооруженным революциям с целью избежания экологических катастроф. Космополитизм признает, что антиглобалисты не имеют позитивной программы, осуждает их за насилие, беспорядки и даже экстремизм, которые имеют место во время многих акций антиглобалистов.

Важное место в достижении единства человечества, сохраняя при этом его культурное, этническое и религиозное разнообразие, занимает интеграция народов, культур, государств, мировых религий, религиозных конфессий.

Интеграция охватывает общечеловеческую, политическую, социальную, экономическую, национальную, культурологическую, религиозную и военную сферы. Это процесс, протекающий во времени и в пространстве, в мирное время, во время войн, революций, природных и техногенных катастрофах. Космополитизм отрицает насильственную интеграцию.

Интеграция происходит между народами, государствами, культурами, религиями, этносами, даже если они не имеют общих границ.

Интеграции возможна не только между демократическими государствами, но и между демократическими и авторитарными государствами на основе общности культуры, этносов, религии, военной безопасности.

Космополиты убеждены, что интеграция нашей планеты будет осуществляться через развитие локальных цивилизаций: путем образования союзов демократических государств (ЕС); благодаря сохранению и развития многонациональных и многоконфессиональных государств (США, РФ, Индия, Китай); через формирование многополярного мира; путем эволюции и превращения авторитарных государств в демократические. В интересах глобальной интеграции необходимо сохранять единые огромные пространства (Китай, РФ, США, Индия, Бразилия, Аргентина, Индонезия и др.). Нельзя разрушать огромные суперэтнические сообщества.

Для государств, связанных с иммигрантами, возможны интеграционные модели: ассимиляция и мультикультурализм. При длительном существовании диаспор возможны ассимиляционные процессы.

В мире образуется множество политико-территориальных образований: "непризнанные государства", "государства де-факто", "зоны слабой государственности" и др. (Народный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Косово, Северный Кипр и др.). В отношении этих образований возможна легитимизация их фактического суверенитета, массовое признание де-факто их независимости, рассмотрение этих образований как полноценных членов мирового сообщества. Необходимо выработать механизм реализации совместного суверенитета спорных территорий (Индия – Пакистан).

Интеграционные процессы не могут протекать изолированно. Они, во-первых, должны соответствовать интересам мирового сообщества, единству человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии; во-вторых, четко взаимодействовать с другими интеграционными структурами (ЕС, ШОС, НАТО, ОДКБ и др.) независимо с их политической ориентацией; в-третьих, соотноситься с интеграционной политикой других государств; в-четвертых, взаимодействовать с аналогичными процессами в других государствах.

Лидирующей составляющей общей интеграции является Европейский Союз (ЕС) демократических государств, выступающий экспериментальной демократической лабораторией, площадкой интеграционного процесса мирового сообщества, важным субъектом мировой политики.

Если Россия преобразуется в демократическое миролюбивое государство, ее ожидает великое, космополитическое будущее: стать важным структурным элементом единого человечества с культурным, этническим и религиозным разнообразием; образовать вместе с Европейским Союзом крупную структуру – часть единого человечества; создать многонациональный интеграционный Азиатский союз, в состав которого могли бы войти государства христианской, китайской, индийской и исламской цивилизаций; внести вклад в формирование единого Евро-Азиатского объединения как важной структуры будущего единого человечества; бороться за судьбу человечества, биосферы и ноосферы.

Космополитический характер необходимо придать всем интеграционным явлениям. Космополитическая интеграция требует развития ценностей космополитизма, перехода от системы "Общество – Земля" к системе "Общество – Земля – Космос".

Космополитизм считает человека, его права главной ценностью человечества. Права человека имеют универсальный, общечеловеческий характер, они приоритетны по отношению к другим ценностям. Нарушение прав человека – одна из причин формирования мирового разобщенного общества глобальных вызовов и угроз.

Народы, государства, религиозные организации по-разному относятся к соблюдению прав человека. В демократических странах права человека относят к высшим ценностям, их внутренняя политика направлена на соблюдение, укрепление и защиту прав человека. Цель внешней политики – в рамках морали и законности содействовать обеспечению прав человека в других государствах. Однако и в демократических государствах имеются силы, которые решают проблемы прав человека в собственных эгоистических интересах, что свидетельствует и о кризисе мировых демократий.

Авторитарные и тоталитарные государства нарушают многие права человека, используя политические, социальные, экономические и духовные средства. Нередко против собственного народа власти используют и вооруженное насилие.

Космополитическое измерение прав человека в мировом сообществе позволяет утверждать, что количество нарушений прав человека увеличивается, масштабные нарушения стали характерной чертой разобщенного общества. Человечество нуждается в универсальной защите прав человека в мировом сообществе.

Международное право запрещает государствам вмешиваться во внутренние дела других государств. Однако идеологией космополитизма вмешательство допускается при создании государством оружия массового уничтожения; если государство не может обеспечить защиту прав человека или грубо их нарушает; если имеет место массовая миграция беженцев в соседние страны; если государство причиняет страдания своему народу, граничащие с преступлениями против человечности; если власть виновна в жестокости и гонениях по отношению к национальным меньшинствам, религиозным организациям; если на территории распадающих авторитарных государствах возникает хаос, неуправляемость, которые чреваты негативными международными последствиями. При вмешательстве используются политические, экономические, социальные, духовные и военные средства.

Военное (вооруженное) вмешательство осуществляется путем так называемой гуманитарной интервенции. Если в отечественных войнах каждый народ защищает свое отечество, то в гуманитарных интервенциях под защиту берется все человечество, планитарное отечество. При проведении гуманитарных интервенций действует приоритет интересов мирового сообщества над интересами национальных государств, приоритет прав человека над международным правом.

Возможные итоги гуманитарных космополитических интервенций: сохранение "биологического фонда"; защита окружающей среды; вклад в обеспечение выживания человечества; установление прочного мира; укрепление демократического сообщества; распространение ценностей космополитизма; создание условий для демократического строительства.

Способы проведения гуманитарных интервенций продиктованы гуманистическими ценностями. Успехи в них должны достигаться с минимальными потерями и в короткие сроки. Характерная черта гуманитарных интервенций – новое космополитическое человекосберегающее общечеловеческое военное искусство.

При нарушении прав человека, в том или ином государстве демократические государства могут использовать политическую обусловленность ("вознаграждение") за отказ от ядерной политики, отречение диктатора от власти, изменение конституции, реформирование политической системы и др. Космополитизм отдает приоритет политической обусловленности ("вознаграждение") перед гуманитарной интервенцией. Прибегать к гуманитарной интервенции необходимо, когда исчерпаны все попытки использовать политическую обусловленность.

До сих пор в мировом сообществе продолжается разрушение природы, загрязнение окружающей среды. Если человек не изменится, не поймет, что человек не властелин природы, не хозяин биосферы, что человечество и биосфера единое целостное образование, он по-прежнему будет ее разрушать.

Космополитизм отказывается от прошлых взглядов, ошибок, заключающихся в утилитарно-прагматическом отношении к природе.

Человек социально-природное явление, часть природы. Природа имеет свои законы, человек способен их познать и использовать, основываясь на гуманных с ней взаимодействиях. Природа – исчерпаемая кладовая ресурсов, которые использовать бесконечно нельзя. Разумная деятельность человека обеспечивает в рамках биосферы формирование ноосферы.

Космополиты озабочены тем, что в разобщенном мировом сообществе с глобальными вызовами и угрозами существует опасность истощения ресурсов в отдельных государства и в мировом сообществе в целом.

Многие государства соперничают за право владения сухопутными и морскими пространствами, стремятся к региональному и мировому господству. Не все территории на Земном шаре удобны для всестороннего развития населяющих их народов.

В настоящее время отсутствуют глобальный мониторинг за запасами и движением природных ресурсов, правовой механизм реализации всемирной природно-экологической программы. Не созданы международные зоны общенародных богатств Земли.

Природные ресурсы несправедливо распределены не только среди представителей нынешнего поколения, но и между современниками и потомками. Распределение ресурсов Земли часто основывается на праве сильного. Подавляющая часть демократических, авторитарных и тоталитарных государств проводит эгоистическую ресурсную политику, которая имеет антикосмополитический характер, тормозит проведению космополитизации государств, мирового сообщества в целом. Все эти факторы могут привести к ресурсным войнам внутри государств и между государствами, а также к терроризму внутри государств и на международном уровне.

Космополитизм исходит из того, что ресурсы биосферы как единое целое принадлежат всему человечеству. В мировом сообществе должно быть единое отечество для всех народов и государств, которое должно иметь приоритет над отечествами отдельных государств. Все земляне имеют право на свою долю в системе жизнеобеспечения на планете. Человечество должно оставить неповрежденную Землю со всеми ее биоресурсами, пригодную для достойной жизни потомков.

Чтобы эти принципы реализовать на практике, необходимо в интереса потомков не допускать неограниченного и бесконтрольного использования ресурсов биосферы и космоса; наложить моральный и правовой запрет на ресурсы глобального значения; осудить использование ресурсов отдельными странами только в эгоистических целях; направить ресурсную политику ООН на уменьшение разрыва между развитыми и развивающимися странами; разработать глобальные проекты по использованию различных ресурсов; разрешать государствам обмен территориями и поощрять добровольную передачу территорий другим странам; использовать систему налогов с богатых ресурсами стран; осуществлять переселение народов в другие страны и регионы с целью поднятия численности населения в малонаселенных районах; установить глобальные и национальные квоты, определяющие параметры использования экологического потенциала планеты.

Человечество, чтобы быть единым и разнообразным, нуждается в новой концепции использования людских, материально-природных и "искусственных" ресурсов планеты, созданных народами.

Космополитизм исходит из того, что человек существо земное и космическое одновременно, причастное к космическому сознанию и бытию; деятельность человека не должны ограничиваться пределами Земли; человек участник процессов космического масштаба.

Космополитизм руководствуется принципами: освоение космоса – потребность и функция всего человечества, а не отдельных государств; космическим пространством владеет человечество в целом, и ни одно государство не может присваивать себе пространства космоса; результаты освоение должны быть достоянием всего человечества. Космополитизм предусматривает оказание помощи другим народам в изучении и использовании космоса; он предлагает изменить парадигмы космической деятельности, перейти от космической гонки "за лидерами" в целях достижения экспансии и превосходства в космосе к совместной космической деятельности, направленной на удовлетворение реальных потребностей мирового сообщества в целом.

Освоение космоса – средство решения многих земных задач, всестороннего развития человечества, фактор обеспечения выживания человечества и сохранения биосферы. Система "Человек – Земля – Космос" увеличивает масштабы и эффективность отношений человека с природой, изменяет человека, его взгляды о самом себе, своем отношении к планете, к космосу. Человек начинает чувствовать ответственность уже не только за себя, но и за всю планету.

Освоение космоса – это часть всемирно-исторического пути к достижению единства человечества. Эффективность пути может быть повышена, если государства будут иметь долгосрочные космические программы, а мировое сообщество – единую программу мирного освоения космоса.

Только глобальная демократизация, космополитизм обеспечат успешное мирное освоение космоса.

Человечеству угрожают природные и техногенные катастрофы, которые могут происходить на территории отдельных или группы государств, охватывать целый регион и даже всю планету.

Катастрофы негативно влияют на все формы жизнедеятельности народов, государств, на политику, экономику, культуру, науку, право, религию, военную безопасность. В отдельных странах катастрофы могут привести к обострению политических отношений. В демократических государствах возможна утеря демократических ценностей. Авторитарные государства в результате катастроф могут превратиться в тоталитарные.

Катастрофами могут быть охвачены сразу многие демократические, авторитарные и тоталитарные государства.

Основным объектом защиты от катастроф является человек.

Для повышения эффективности борьбы с катастрофами космополиты предлагают: выявлять опасности и оценивать риски чрезвычайных ситуаций; применять новейшие достижения науки и техники для решения практических задач; создать разветвленную систему информирования населения о катастрофах; сформировать глобальную систему обучения населения по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях; отладить экономические механизмы стимулирования деятельности по снижению рисков катастроф и формированию необходимых резервов; разработать и внедрить систему льгот для поощрения работы населения по снижению рисков; обязать государства заниматься экспертизой опасных проектов, страхованием рисков, закладкой резервов; организовать при ООН, а также в отдельных государствах, единую глобальную систему снижения рисков; создать единую глобальную систему космополитизации по борьбе с катастрофами.

Космополиты исходят из того, что необходимо объединять усилия разных государств, мирового сообщества в целом для борьбы с глобальными катастрофами. Международное сотрудничество по борьбе с катастрофами явится важным направлением в мировой политике.

Приоритеты космополитизма в отношении к будущему человечества: забота о потомках; стремление оставить после себя потомкам оптимальные возможности для жизни; рациональное потребление природных ресурсов. Согласно мнению космополитов, современное человечество живет за счет потомков.

Космополитизм осуждает политиков, которые не отчитываются перед народами о том, что сделано для потомков за время пребывания у власти; развязывают войны; обостряют противоречия между этносами и религиями; фальсифицируют историю; расходуют природные ресурсы в эгоистических целях.

Космополиты имеют принципиальные взгляды на историю, на историческую науку. История народов, государств является неразрывной частью всемирной истории. История национальных государств, всемирная история вносят вклад в достижение единства человечества, в обеспечение прав человека, установление нравственных отношений между народами внутри государств и народами других государств.

Она раскрывает глобальные взаимосвязи, соединяющие старое и новое, не противопоставляют их друг другу; стимулирует гармонию между прошлым, настоящим и будущим; расширяет мировоззрение человека, позволяет ему предвидеть события, явления, которые могут иметь всечеловеческий исторический смысл.

Космополитизм раскрывает историю государств как фактор определения их места во всемирно-историческом процессе на пути к единству человечества. Космополиты стремятся знать своих предков, гордятся ими, не идеализируют прошлое, а извлекают из него поучительные уроки.

Они обеспокоены тем, что е историческом видении много лжи. Они осуждают политиков, которые используют историю для сохранения и укрепления своей власти.

Космополитизм как идеология и практика имеет свою концепцию в отношении научно-технического прогресса.

Созидательная составляющая научно-технического прогресса направлена на обеспечение выживания человечества, на формирование мирного образа жизни, на достижение единства человечества. Разрушительная составляющая научно-технического прогресса несет в себе угрозу для человечества. Опасность исходит от открытия новых знаний, идей, которые могут быть использованы для создания новых видов оружия массового уничтожения. Космополитизм осуждает двойную направленность научно-технического прогресса, стремится придать ему только мирный созидательный характер.

Космополитизм осуждает политиков и военных стратегов авторитарных и демократических государств, которые выступают с "социальными заказами" ученым, руководству военно-промышленного комплекса с целью создания новых видов оружия массового уничтожения, достижения военно-технического превосходства как над вероятным противником, так и в региональном и мировом масштабе.

Новые научные открытия, создание современных видов вооружения сопровождается неоднозначным поведением представителей науки, военно-промышленного комплекса, участвующих в этих процессах, - от осознанного отказа от исследований, угрожающих всему человечеству, до безразличного отношения к судьбам мира во имя собственных амбиций, ложно понятого "научного поиска".

Космополитизм требует от ученых принципиальности, честности, гуманности, достоинства, воли, глобального мышления. Обладая такими качествами, исследователь не возьмется за выполнение задания, связанного с уничтожением миллионов человек. Каждый исследователь несет моральную ответственность за свои открытия. Космополиты поддерживают движение ученых по обезвреживанию "негативной" науки, выступают за науку защитительного и охранительного свойства.

Космополиты предлагают различные моральные и законодательные меры, направленные на то, чтобы они охватили деятельность политиков, ученых, военных стратегов, представителей военно-промышленного комплекса. Их действия по созданию новых видов оружия массового уничтожения должны считаться преступлением против человечности и человечества.

Космополитизм исходит из того, что человечество способно управлять как созидательной, так и разрушительной составляющей научно-технического прогресса в пространстве и во времени. Цель управления – не допустить стихийного и авантюрного научно-технического прогресса в масштабе, как отдельных государств, так и всего человечества. Управление научно-техническим прогрессом включает различные сферы жизнедеятельности: политическую, социальную, экономическую, научно-техническую, культурную, правовую, моральную, религиозную, профессиональную и военную.

В 1950-1980 годы отношения между мировыми демократиями и тоталитарным и авторитарным социализмом находились в состояниях холодной войны, которая имела исторически временный характер.

В борьбе с мировыми демократиями место авторитарного и тоталитарного социализма заняли авторитарные и тоталитарные государства, начался "холодный мир" – мирная борьба мировых демократий, с одной стороны, и авторитарных и тоталитарных государств, с другой. Мировым демократиям – США, Евросоюз, Япония, Канада, Израиль, Индия и др. – противостоят авторитарные государства – Россия, Китай, Куба, КНДР, Венесуэла, Иран, Сирия, Судан, Зимбабве и др.

Объектами противостояния являются – цели, пути, средства, способы развития мирового сообщества, модели миропорядка, политические и экономические системы, все формы общественного сознания, проблемы войны и мира, борьба за лидерство и глобальное влияние, распространение оружия массового уничтожения, использование ресурсов мирового океана и космоса.

"Холодный мир" оказывает влияние на мировое сообщество, представляет военную угрозу для всего человечества, не позволяет создать надежную человекосберегающую военную безопасность государств и мира в целом. "Холодный мир" может перерасти в холодную войну, обострить глобальные отношения, привести к возникновению войн. Он укрепляет авторитарные и тоталитарные режимы, задерживает модернизацию мировых демократий, позволяет распространять оружие массового уничтожения, обостряет религиозные отношения.

"Холодный мир" по модели нынешних мировых демократий или по модели автократий не может быть перенесен на мировое сообщество в целом. Эти модели должны быть радикально перестроены, чтобы соответствовать задачам XXI века.

РФ и США ведут активный поиск союзников среди локальных цивилизаций: исламской, китайской, японской, индуистской, христианской, африканской и латиноамериканской. Союзнические отношения устанавливаются в таких сферах как политика, экономика, культура, религия, военно-техническое сотрудничество.

Можно предположить, что в предстоящие десятилетия борьба демократий и автократий будет нарастать и обостряться, отношения между ними будут носить характер как холодной войны, так и "холодного мира". Не исключены войны внутри демократических и внутри авторитарных государств, а также между ними.

Космополиты убеждены, что мировые демократии испытывают системный кризис, охватывающий принципы, ценности, структуры государств демократического сообщества. Во всех демократиях государственное устройство не соответствует таким демократическим ценностям, как справедливость, равенство перед законом, миролюбие, гуманизм, человеколюбие, милосердие. Образовался разрыв между ценностями демократий и их практической реализацией, между политическими целями и используемыми средствами.

Политика стран мировых демократий становится более воинственной и агрессивной. Демократии участвуют в гонке вооружений, продолжают создавать оружие, способное уничтожить человечество, ведут несправедливые войны. Во многих государствах демократического сообщества нарушен баланс между миролюбивой политикой и военной безопасностью в пользу милитаризации.

Чтобы демократическое сообщество вышло из кризиса, необходима политическая, социальная, экономическая, духовная, правовая, экологическая и военная модернизация.

XXI век – время новых суровых испытаний демократических ценностей. Если демократии не выдержат этот экзамен, им грозит деградация, утрата демократических идеалов, перерождение демократических режимов в авторитарные и тоталитарные. Демократии могут оказаться за бортом всемирного цивилизационного процесса.

Космополитизм осуждает и отрицает авторитаризм как идеологию, как политическое устройство с его внутренней и внешней политикой.

В авторитарных и тоталитарных государствах человек не является главной ценностью, народ служит средством достижения прежде всего политических целей, власти контролируют все сферы жизнедеятельности. Чтобы удержать власть в своих руках, элита всегда формирует образ внешнего и внутреннего врага. Во многих государствах процветает национализм, преувеличиваются национальные интересы, прививается ненависть к другим народам, религиям, государствам.

В авторитарных и тоталитарных государствах нет баланса между миролюбивой политикой и обеспечением военной безопасности. Многие из них ведут несправедливые войны, пассивны в отношении государств, которые стремятся создать оружие массового уничтожения, используют оружие против своего народа, продают вооружения странам, которые проводят агрессивную политику. Авторитарные и тоталитарные государства активно используют в своих интересах разрушительную составляющую научно-технического прогресса. Тревогу космополитов вызывает тот факт, что среди авторитарных государств есть ядерные (РФ, Китай, Пакистан, КНДР).

Авторитарные государства стремятся к расширению сфер влияния, используют природные ресурсы в качестве политического оружия: они во многом живут за счет потомков, бездумно растрачивая природные ресурсы.

Особенно опасны для мирового сообщества режимы, достигшие тоталитарного уровня. Два тоталитарных государства, фашистская Германия и Советский Союз, возвели геноцид в ранг государственной политики. Германия осуществляла геноцид по идеологическому и этническому критерию, Советский Союз – по идеологическому и классовому.

В настоящее время авторитарные и тоталитарные государства обладают еще мощным политическим, социальным, духовным, экономическим и военным потенциалами, что позволяет им быть реальным барьером для модернизации мировых демократий на всемирно-историческом пути к формированию единого человечества. Но все барьеры на пути к прогрессу, как и сами авторитарные и тоталитарные государства исторически обречены. Постепенно в этих странах будут происходить мирные народные революции, которые приведут к превращению авторитарного сознания в демократическое и космополитическое, к формированию новой политической системы.

Чтобы достойно выйти из глубокого кризиса, мировые демократии должны не только сохранить, восстановить свои ценности, но и поднять их на более высокий уровень, на уровень космополитической демократии.

Космополитическая демократия охватит все субъекты и объекты космополитизма: человека; взаимосвязь человека и природы; отношения людей в государствах; отношения народов, государств; интеграцию народов, государств; отношение настоящего к прошлому и будущему, к предкам и потомкам; демографические процессы; защиту от природных и техногенных катастроф; научно-технический прогресс; освоение океана и космоса.

Космополитическая демократия предполагает более широкое участие граждан в политическом процессе, расширение публичной сферы, проведение интернациональных референдумов, облегчение процедуры импичмента, отзыва депутатов. Демократические ценности будут внедрены в культуру, науку, право, медицину, силовые структуры, в религиозные организации.

При формировании космополитической демократии будет использоваться модель мониторинга: публичный контроль и проверка всех управленческих решений государственных и общественных структур. Демократическое самоуправление охватит внутригосударственные и международные отношения. Между государствами будут реализовываться концепции глобального демократического самоуправления. Космополитическая демократия позволит органически соединить власти с гуманитарными, моральными и правовыми ценностями.

В будущем будет использоваться принцип "перекрещивания властных структур", теорий, концепций, что позволит добиться согласованных действий региональных и глобальных организаций. Произойдет демократизация международных отношений, всемирных организаций. Возникнут космополитические государства, союзы космополитических государств. Будет реформирована Организация Объединенных Наций. Ценностями космополитической демократии будут проникнуты глобальные проекты.

Космополитическая демократия предполагает поднять уровень общей и политической культуры народов, мирового сообщества в целом.

В разобщенном мировом сообществе глобальных вызовов и угроз современный космополитизм не способен вывести человечество на более высокий уровень развития.

Между идеологией космополитизма и реальностью существует серьезный разрыв. Ценности космополитизма почти что не отражены в конституциях, в парламентах нет космополитических партий, в политике государств отсутствует космополитическая составляющая. В государствах и регионах нет центров космополитического управления.

Цели нового космополитизма: обеспечить выживание человечества, ликвидировать несовершенностей человечества; внести вклад в достижение единства человечества; изменить роль народа во всемирной истории; ликвидировать ОМУ, добиться безъядерного мира, всемирной демилитаризации; создать человекосберегательную систему военной безопасности мирового сообщества; достичь гармонии между миролюбивой политикой и обеспечением военной безопасности; создать однонаправленный, созидательный научно-технический прогресс; образовать глобальную систему по спасению людей при природных и техногенных катастрофах; превратить биосферу в ноосферу.

Космополитическая модель будущего ориентирована на лучший способ бытия, на предвосхищение исторических перспектив.

При новом космополитизме будут созданы новые модели демократий, учитывающие культурологические, этнические и религиозные факторы.

Новые космополиты создадут Космополитический Интернационал, космополитическое международное законодательство и органы руководства общественными движениями, поддержат народные движения против властей в авторитарных и тоталитарных государствах, разработают нормы международного гуманитарного права, организуют международные центры по подготовке политиков-космополитов.

Новый космополитизм, соответствующий глобализации, демографическому процессу и научно-техническому прогрессу, продолжит дальнейшее освоение космоса; не допустит насилия во всех сферах жизнедеятельности; поддержит патриотизм космополитического характера; будет вести борьбу с фальсификаторами истории; добьется гармонии прошлого, настоящего и будущего, светского и религиозного, науки и веры; предотвратит кровавые революции.

Новый космополитизм будет руководствоваться следующими приоритетами: права человека над международным правом; интересы мирового сообщества над интересами отдельных государств; человекосберегающая военная безопасность мирового сообщества над военной безопасностью отдельных государств; гуманитарная составляющая военной безопасности мирового сообщества над силовой составляющей; мировое законодательство над законодательством государств.

Новый космополит – это гражданин мира, творец, созидатель, искатель, волонтер, пионер. Он участник ликвидации несовершенностей человечества, инициатор примирения народов, религий, государств; участник народных ненасильственных революций; создатель интеграции демократических структур; покоритель космоса; руководитель общественных и религиозных организаций; организатор диалога между религиями; активный участник гуманных, нравственных и законодательных инициатив, благотворительных мероприятий; противник государственного эгоизма, ура-патриотизма; участник оборонительных отечественных войн, борьбы с международным терроризмом; осуждает тотальные, превентивные, этнические и религиозные войны, фашизм, тоталитаризм, ресурсный гегемонизм, диктаторские режимы; защитник окружающей среды; он живет для потомков и чтит память о предках; автор написания всемирной истории, борец против ее фальсификации; политический оппозиционер в авторитарных и тоталитарных государствах.

Одна из важнейших функций космополитизма – изменить роль народа во всемирной истории в системе "народ-власти". В системе "народ-власти" приоритет будет принадлежать народу.

Власть будет растворена в народе. Народ создаст власть и сам через исполнительную, законодательную и судебную власть будет управлять государством, являясь в свою очередь и объектом управления. Управляющие и управляемые образуют единство.

Чтобы изменить роль народа во всемирной истории, человечество должно совершить ненасильственную подлинно народную революцию. Движущая сила революции – народ; ее итог – новая роль народа во всемирной истории.

Важную роль во всемирной народной революции могут сыграть новые Общественные договоры между народом и властью. Общественные договоры в XVII-XVIII веках отражали укрепление государственных структур и передачу народами своих прав властям, Общественные договоры XXI-XXII веках – возврат народам их прав.

В каждом Общественном договоре стороны должны добиться согласия во взглядах на государственное устройство; на свободу и обязанности граждан; отношение к потомкам и предкам, религиям, к войнам, революциям; к безъядерному миру, к уничтожению ОМУ; к ресурсам Земли и Космоса. В договорах необходимо предусмотреть возможную ответственность за их невыполнение.

Общественные договоры в демократических государствах будут способствовать выходу из кризиса, их модернизации; в авторитарных государствах – превращению их в демократические.

Оппозиционные силы в авторитарных государствах будут заключать Общественные договоры с представителями всех ветвей власти, с религиозными организациями, частными научными центрами, университетами, юридическими компаниями, культурной элитой, бизнесменами.

Космополиты выступают против ядерного милитаризма, против ядерных войн; они твердо убеждены, что человечество способно создать безъядерную цивилизацию.

Космополитизм не только осуждает и отвергает ядерное оружие, но и считает, что все без исключения ядерные государства представляют военную угрозу для человечества в целом.

Возникла угроза ядерных локальных войн, а также угрозы применения ядерного оружия против неядерных государств. Ракетно-ядерные программы обсуждаются во многих странах. По-прежнему расширяется "ядерный клуб".

Основные мотивы руководства тех или иных государств в пользу создания ядерного оружия: обеспечение внешней безопасности; погоня за престижем на мировой арене; обеспечение выживания политического режима; растущая политическая изоляция; получение внешнеполитических уступок от других государств за отказ от ядерных программ или их ограничение; страх перед растущей мощью других государств.

Антикосмополиты стремятся увековечить ядерное оружие путем концепции стратегического сдерживания, дальнейшего совершенствования ядерного оружия, создания оружия массового уничтожения на новых физических, химических, биологических и природных основах, пассивного сопротивления распространению ОМУ, привлечения на свою сторону церкви. Увековечению оружия массового уничтожения способствует молчание народов.

Взаимное ядерное сдерживание великих держав становится анахронизмом. Оно не способно предотвратить распространение ОМУ, международный терроризм, создание оружия массового уничтожения на новых физических, химических, биологических и природных основах, дальнейшее совершенствование ядерного оружия, войны всех видов. Поэтому необходима глубокая принципиально новая трансформация концепции ядерного сдерживания с учетом создания оружия массового уничтожения на новых физических, химических, биологических и природных основах.

После создания ядерного оружия возникло антиядерное движение сторонников мира. США и Советский Союз добились за сорок лет успехов в ограничении и сокращение ядерных вооружений.

Создание МАГАТЕ позволило ограничить распространение оружия массового уничтожения. За два десятилетия после окончания холодной войны великие державы, особенно Россия и США сократили число своих стратегических и оперативно-тактических боеприпасов.

На рубеже XX-XXI веков процесс ядерного разоружения зашел в тупик. Стала забываться идея безъядерного мира, конечная цель ядерного разоружения как ориентира переговоров между ядерными державами и усилий мирового сообщества по предотвращению распространения ядерного оружия.

Космополитизм настаивает на реабилитации идеи безъядерного мира, ликвидации оружия массового уничтожения. Реабилитация ядерного разоружения как отдаленной цели политики ведущих держав придаст всемирный характер движению за безъядерный мир, целенаправленный характер достижению минимальных уровней ядерных потенциалов в сотни и десятки ядерных средств, в полной ликвидации ядерного оружия в боевом составе вооруженных сил, затем в резерве, на складах, в контролируемой конверсии и утилизации ядерных материалов и технологий в мирных целях.

Для постепенного достижения безъядерного мира необходимо добиться удаления из военных доктрин положений о применении ядерного оружия; демонтажа всего ядерного оружия; вывоза ядерного оружия, развернутого на территории третьих стран, и запрета его размещения за пределами национальных территорий; отказа от применения ядерного оружия против неядерных государств; сделать тактическое ядерное оружия объектом разоруженческого процесса; составить безъядерную "дорожную карту" с определением в ней графика уничтожения всего ядерного оружия.

Из опыта использования атомной энергии в мирной и военной сферах следует извлечь уроки. Решения о применении новых видов энергии, эпохальных открытиях не должны приниматься узким кругом политиков, военных стратегов, ученых. Определять направления, пути и способы использования новых видов энергии, научных открытий нельзя без мнения народов. Должна быть выработана глобальная политика в использовании новых видов энергии и эпохальных открытий. Космополитизм осуждает политиков, военных стратегов, ученых, которые повинны в создании и использовании ядерной энергии в военных целях и считает их действия глобальным, историческим преступление против человечества.

Космополитизм исходит из того, что войны и милитаризм имеют исторически временный характер. Они возникли на определенном этапе развития истории, и прекратят свое существование в результате всемирной демилитаризации, ненасильственной народной революции.

Цель всемирной демилитаризации: ликвидировать причины и ведение войн всех видов; все структуры милитаризма; перейти от войн и милитаризма как образ жизни человечества к мирному образу жизни; обеспечить выживание и создать благоприятные условия для формирования единого человечества при культурном, этническом и религиозном разнообразии.

Демилитаризация охватит все структуры милитаризма: политические круги, вырабатывающие военную политику, руководящие всеми милитаристскими организациями; стратегическое руководство и вооруженные силы; все виды войн и международный терроризм; оружие массового уничтожения; вооружения и военную технику; инфраструктуру вооруженных сил; разрушительную составляющую научно-технического прогресса; военные базы на чужих территориях; военно-промышленный комплекс; все виды разведки; силовые структуры; военную идеологию; военно-научный потенциал; военную культуру; систему обучения и воспитания вооруженных сил; милитаризацию населения; все формы общественного сознания.

Для всемирной демилитаризации космополиты предлагают следующие меры: отказ от войн как средства политики; ведение только оборонительных отечественных войн; борьба с международным терроризмом; осуждение государств, стремящихся создать оружие массового уничтожения и не принимающих мер к ядерному разоружению; отказ от превентивных и реваншистских войн; неучастие в агрессивных военных союзах и коалициях; использование в оборонительных войнах гуманных способов борьбы; гуманизация войн; соблюдение норм международного гуманитарного права; запрет на участие в войнах детей и женщин; запрет на использование оружия в отношении своих граждан; недопущение в войнах репрессий по отношению к военнослужащим своего государства; честное информирование народа о потерях в войнах; осуждение государств, добивающихся военных побед любой ценой.

Всемирная демилитаризация будет происходить в тесном взаимодействии во времени и в пространстве с другими всемирными глобальными проектами.

Всемирная демилитаризация явится исторической победой космополитизма над антикосмополитизмом.

Война – историческое явление, она возникла по вине человечества и сойдет со сцены всемирной истории благодаря усилиям человечества.

Космополитизм исходит из того, что война всегда была общечеловеческим явлением. Составляющими общечеловеческого характера войн являются политические, социальные, экономические, культурологические, этнические, религиозные и демографические факторы.

С возникновением войн между племенами, государствами война и до сих пор является образом жизни всего человечества. Война как образ жизни народов, государств, человечества в целом – это подготовка и ведение войн, ликвидация их последствий, подготовка к ведению новых войн, милитаризация всех сфер жизни. Войны охватывали все сферы жизнедеятельности, в них участвовали все народы, государства, локальные цивилизации.

В настоящее время происходит расширение содержания войн. Борьба космополитизма и антикосмополитизма ведется не только между воюющими сторонами в войне, но и внутри каждой из воюющих сторонах, внутри каждого участника войны, внутри политиков и стратегов, внутри каждого солдата в окопах, в танке и т.д. Идет борьба добра и зла, света и тьмы, героизма и трусости, мужества и страха. И вся эта борьба космополитизма и антикосмополитизма на трех уровнях входит в содержание войны.

Главное противоречие в устройстве государств – борьба между народом и властями. Борьба между народом и властями продолжается и в годы войны. Во время войны власти стремятся поднять моральный дух народа, используя материальные и духовные стимулы, насилие, принуждение и репрессии. Народ осуждает власти за ошибочную политику, за плохое руководство военачальников, за большие потери, за низкое качество военной техники. Борьба между народом и властями во время войн расширяет содержание войны.

В мировом сообществе при моральной оценке войн приняты категории: справедливые – несправедливые. Космополитическое измерение войн в условиях глобализации свидетельствует, что войны должны оцениваться и с позиций выживания человечества, достижение единства человечества, решения исторических задач. Участие в войне справедливо, если она направлена на выживание человечества, на ликвидацию оружия массового уничтожения, на формирование безъядерного мира, на прекращение гонки вооружений, вносит вклад в приближение единства человечества.

Содержание войны расширяется за счет возрастания в ней культурологических, этнических и религиозных факторов.

Космополитизм исходит из того, что современные войны имеют общечеловеческий ноосферический характер.

Во-первых, биосфера используется для изготовления средств борьбы, минеральные и биоресурсы используются для создания вооружения и военной техники. Оружие массового уничтожения на новых физических, основах позволит использовать для воздействия на человека новые элементы биосферы. Во-вторых, объектом поражения в современных войнах по-прежнему является среда обитания человека, т.е. общество, социум (люди, материальная и духовная культура, экономика и т.д.) и биосфера (атмосфера, гидросфера, литосфера, минеральные ресурсы, растительный и животный мир). Увеличивается количество пораженных элементов социума и биосферы. Создание новых видов оружия массового уничтожения будет способно поражать среду обитания человека в еще больших масштабах. В-третьих, все в большей степени среда обитания человека становится сферой ведения войн. Военная сфера расширяется как вширь, так и по вертикали (ближайший космос, глубины океанов).

Война была, и обязательно будет вестись с использованием тех или иных видов человекоистребляющего оружия.

Война – это историческое общечеловеческое явление, образ жизни человечества, организованная человекоистребляющая (вооруженная) борьба народов, государств, религиозных конфессий для достижения политических, социальных, экономических, демографических, культурологических, этнических и религиозных целей.

Понимание войны как общечеловеческого явления, как образа жизни человечества, как организованная человекоистребляющая (вооруженная) борьба, во-первых, позволяет: осознать увеличивающуюся угрозу выживанию человечества; преодолеть узкое понимание войны только как политическое явление; выйти на решение глобальных проблем; придать борьбе с терроризмом общечеловеческий характер; оценивать в войне не только, кто победил, но и какой ценой достигнута победа; во-вторых, требует: запретить разработку, создание и использования оружия на новых физических, химических, биологических и природных основах; считать преступлением против человечества заказы политиков, военных стратегов на разработку, создание и использование оружия на новых физических, химических, биологических и природных основах; обеспечить выживание человечества; новых способов предотвращения войн; отказаться от войны и милитаризма как образа жизни человечества; внести вклад в формирование нового, мирного, ненасильственного образа жизни; осуждения военной экономики как главного локомотива развития общества; достижения гармонии между миролюбивой политикой государств и их военной безопасностью; оценки войн с позиций космополитизма, объединения человечества, решения глобальных проблем, мировых исторических задач; установления гармонии между патриотизмом и космополитизмом; воспитания патриотизма на ценностях не только народов, государств, религий, но и на общих ценностях человечества; разработать нормы гуманитарного права для внутренних конфликтов, для этнических и религиозных войн.

Среди новых глобальных угроз особое место занимает международный и внутригосударственный терроризм и терроризм внутри религиозных конфессий.

Международный терроризм имеет политические, социальные, идеологические, экономические, этнические и религиозные цели, идеологию; объектом воздействия выступают отдельные личности, представители государственных и общнмтаннных и религиозных структур, огромные массы людей. Для достижения своих целей террористы используют в настоящее время человекоистребительные и духовные средства. Они имеют светские и религиозные структуры, опираются на социальные базы в своих и в других народах, государствах, этносах и религиозных организациях.

Террористы способны использовать новые научно-технические достижения, стремятся добраться до оружия массового уничтожения. Они, используя экстремальные формы насилия, способны собственными ресурсами противостоять в вооруженной борьбе с превосходящими их по силе государства.

Причинами международного терроризма являются: низкое качество жизни сотен миллионов людей; голод и нищета; негативные процессы глобализации; нехватка природных ресурсов, неравномерное развитие государств; социальное неравенство внутри государств и в мировом сообществе; неуправляемая демографическая ситуация; миграция населения; этнические и религиозные конфликты; исторические "воспоминания", связанные с войнами, революциями, колонизацией, инквизицией, геноцидом. Ядерные государства продолжают гонку вооружений при этом используют двойные стандарты, наращивая свои потенциалы и одновременно ведя борьбу против распространения ядерных вооружений в других государствах, что играет на руку международному терроризму.

Причины международного терроризма глубоки и всеобъемлющи, они охватывают общечеловеческие, социальные, политические, экономические, культурологические, религиозные и военные сферы. Глубинная причина терроризма кроется в несовершенстве политической, экономической и духовной систем мирового сообщества. Причины международного терроризма настолько глубоки, что представляют собой угрозу всему человечеству.

Космополитизм осуждает, отрицает международный терроризм и поддерживает два направления в борьбе с ним, гуманитарное и силовое.

Гуманитарное направление предполагает ведение с терроризмом общечеловеческой, политической, социальной, экономической и духовной борьбы. Ненасилие является важной чертой гуманитарной составляющей борьбы с международным терроризмом.

Второе направление – адекватная вооруженная борьба как акт возмездия за преступления террористов. Однако только такой способ борьбы не может привести к ликвидации терроризма.

В борьбе с терроризмом гуманитарная составляющая имеет приоритет над силовой составляющей. За ней стоят десятки, сотни миллионов людей. Она обладает значительно большими асимметричными возможностями в целях, используемых средствах, в формировании социальной базы. Гуманитарная и силовая составляющие тесно взаимодействуют, дополняют друг друга.

Борьба с международным терроризмом должна быть направлена на искоренение глубинных причин его возникновения, на совершенствование мирового сообщества. Борьбу с международным терроризмом затрудняют кризис мировых демократий, гегемонистская и эгоистическая политика большинства авторитарных и тоталитарных государств, "холодный мир" между мировыми демократиями и авторитарными и тоталитарными государствам.

Исходя из важности борьбы с международным терроризмом, необходимо убедить мировое сообщество в опасности терроризма; вести постоянный диалог с идеологами терроризма: проводить жесткую политику в отношении государств, религиозных конфессий, которые оказывают террористам моральную поддержку, экономическую и военную помощь; воздействовать на население, которое помогает террористам; отказаться от двойных стандартов в отношении терроризма; усовершенствовать правовую базу борьбы с терроризмом.

Противостоять терроризму не под силу одному даже самому мощному государству, поэтому необходимо создать активную антитеррористическую коалицию.

Борьба с международным терроризмом неразрывно связана, взаимодействует с другими глобальными проектами.

Новые вызовы и угрозы мировому сообществу требуют создания новой, космополитической системы военной безопасности.

Угрозы мировому сообществу исходят не только от самого человечества, но и из космоса. Угрозы человечеству носят социально-космический характер, поэтому и система военной безопасности мирового сообщества должна быть адекватной, социально-космической. Система военной безопасности государств, союзов, мирового сообщества в целом не соответствует вселенской угрозе.

В настоящее время идеологические и политические системы мирового сообщества в полной мере не готовы к формированию новой системы военной безопасности. Причины тому – кризис мировых демократий, несовершенство политических, экономических и духовных систем авторитарных и тоталитарных государств, оторванность народов сообщества от решения проблем военной безопасности. Политики, философы, военные теоретики вовремя не поняли новых вызовов и угроз, с запозданием использовали условия для формирования систем военной безопасности.

Военная безопасность ориентирована в основном на безопасности государств. Нет концепции военной безопасности мирового сообщества. Нет взаимодействия между военной безопасностью государств и военной безопасностью мирового сообщества. Существуют противоречия между безопасностью государств и безопасностью мирового сообщества.

Для многих современных политиков характерны узость кругозора, отсутствие глобального философского мышления, голый прагматизм, абсолютизация национальных интересов, эгоистический патриотизм, отрицание космополитизма.

Перед существующими угрозами космополиты провозглашают созидательные цели: обеспечить выживание человечества; создать благоприятные, безопасные, стабильные условия для объединения человечества; изменить роль народа во всемирной истории; осуществить всемирную демилитаризацию; добиться безъядерного мира; ликвидировать оружие массового уничтожения; сформировать однонаправленный научно-технический прогресс; справедливо использовать ресурсы Земли и Космоса; установить гармонию между миролюбивой политикой и военной безопасностью, между обществом и природой; обеспечить переход от биосферы к ноосфере.

Космополитическое измерение военной безопасности государств и военной безопасности мирового сообщества свидетельствует о необходимости переоценке современных приоритетов.

Оценивая потенциалы военной безопасности государств и мирового сообщества в выживании человечества, нераспространении оружия массового уничтожения, в нейтрализации международного терроризма можно с уверенностью утверждать, что приоритет принадлежит военной безопасности мировому сообществу.

Мировая система военной безопасности по своему содержанию, структуре охватывает все проблемы эпохи, преследует более важные глобальные цели, использует более разнообразные средства. Глобальная безопасность, направленная на сохранение человечества и окружающей среды, приобретает черты всемирного миролюбивого фактора; изменяет соотношение военной и мирной культуры в пользу последней; связывает воедино прошлое, настоящее и будущее; открывает человечеству двери в сообщество миров; позволяет видеть историческое время и пространство; свидетельствует, что цивилизацию можно спасти с помощью системы военной безопасности.

Очень важно, чтобы все религиозные конфессии признали приоритет мирового сообщества, что интересы военной безопасности мирового сообщества выше интересов доктрин любой конфессии по вопросам войны и мира.

Военная безопасность мирового сообщества включает в себя силовую и гуманитарную составляющую. Силовую составляющую представляют вооруженные силы государств, союзов и коалиций, наднациональные структуры типа НАТО, ОДКБ, миротворческие воинские формирования, антитеррористические структуры, вооруженные силы ООН, военные структуры по нейтрализации космических тел, коллективная космическая оборона, политическое и военное руководство силовой составляющей.

Гуманитарная составляющая включает в себя: космополитические и демократические ценности; моральные и правовые нормы; антивоенное движение: всемирное просвещение населения мирового сообщения; использование экономической и экологической безопасности; принцип политической и военной обусловленности; взаимовыгодное сотрудничество народов и государств, диалог конфессий. Черты гуманитарной составляющей: ненасилие, исполнение долга перед предками и потомками; обуздание гнева и ненависти; использование компромиссов; миролюбие, созидание, гуманизм, легитимность.

Космополитизм отдает приоритет гуманитарной составляющей над силовой. Она более устойчива, предсказуема, стабильна, нежели силовая составляющая. Гуманитарная составляющая отражает баланс интересов государств, в отличии от силовой сферы не провоцирует войны. Военные блоки, союзы не всегда обеспечивали военную безопасность государств. Оборонительные военные союзы при определенных условиях превращаются в источник агрессивных войн.

Принятие этих общечеловеческих приоритетов военной безопасности мирового сообщества явится инвестированием государствами своих систем безопасности в будущее всего человечества.

В кризисном состоянии находятся мировые религии и религиозные конфессии.

Религиозные институты испытывают внутренние трудности, они не в состоянии решать многие задачи, идет секуляризация мирового сообщества. В религиях снижается уровень канонической чистоты. Часто первоначальное учение практически исчезает или используется в неблаговидных целях. Связанные тексты также трактуются не в духе миролюбия и сострадательности, а для обоснования агрессивных намерений. Часто поведение представителей церквей не соответствует проповедуемым принципам. Увеличивается разрыв между верхушкой и рядовым духовенством.

Мировые религии, религиозные конфессии испытывают дефицит влиятельных духовных лидеров, способных осуществить религиозные реформы, адекватные новым вызовам и угрозам.

Налицо взаимная неприязнь и разобщенность мировых религий и религиозных конфессий. Некоторые мировые религии и религиозные конфессии претендуют на свою исключительность, на монопольное обладание истиной, что обостряет враждебное отношение к представителям других религий.

Лидеры духовенства, религиозных организаций, поддерживают диктаторские режимы авторитарных и тоталитарных государств. По-прежнему ведутся религиозные войны между государствами мировых религий, государствами религиозных конфессий; религиозные войны внутри мировых религий, внутри религиозных конфессий. Многие духовные лидеры поддерживают несправедливые войны, гонку вооружений, милитаризацию всех сфер жизни. Духовные лидеры, главы церквей православия и индуизма поддерживают соответственно ядерную политику России и Индии.

Реакция религий на глобальные проблемы не соответствует новым вызовам и угрозам. Мировые религии, религиозные конфессии не готовы к профессиональному и моральному участию в решении глобальных проблем. Некоторые духовные лидеры не реагируют на распространение ОМУ, гонку ядерных вооружений, на глобальную милитаризацию.

Можно предположить итоги выхода из кризиса мировых религий, религиозных конфессий: возвращение к истинному учению; "очищение" ошибочного; формирование новых религиозных реформаторских учений, концепций; сближение мировых религий, религиозных конфессий; отказ от исключительности, монопольного обладания вероучительной истиной; отказ от нарушения принципа отделения церкви от государства; демократизация мировых религий, религиозных конфессий; осуждение диктаторских режимов; прекращение религиозных войн; отказ от распространения ОМУ; ядерных войн, несправедливых войн, международного терроризма.

Выход из кризиса религий, использование ценностей космополитизма внесет вклад в выживание человечества; позволит участвовать в совместных глобальных проектах; явится историческим рывком на пути к образованию единого человечества, с единой верой.

Космополитизм – будущее человечества!

Киршин Ю.Я.

Киршин Юрий Яковлевич, родился 7 ноября 1931 года, генерал-майор в отставке, доктор философских наук, профессор, член Президиума Академии военных наук.

Окончил Киевское артиллерийское училище, Военно-политическую академию, адъюнктуру при Военно-политической академии, Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба.

После службы в войсках – старший научный сотрудник Военно-научного управления Генерального штаба, старший преподаватель Военной академии Генерального штаба, начальник отдела стратегии Военно-научного управления Генерального штаба, начальник отдела Главпура при Институте военной истории, начальник редакции Советской Военной Энциклопедии, заместитель начальника Института военной истории.

После ухода в запас возглавлял Ассоциацию военно-политических и военно-исторических исследований, общественную организацию "Генералы за демократию и гуманизм".

Автор более 200 научных работ, в том числе 10 монографий.

Контакты: 8 916 563 90 79

|
Источник: Доктор философских наук, профессор Ю.Я.Киршин. Всемирный манифест космополитизма: взгляд из России. 2016

Еще по теме Всемирный манифест космополитизма: взгляд из России:

  1. 9.2. Проблема самодостаточности России как единого сообщества народов
  2.   Статья первая  
  3. 2.6 «Да не робей за Отчизну любезную»
  4. Доктор философских наук, профессор Ю.Я.Киршин. Всемирный манифест космополитизма: взгляд из России, 2016
  5. Всемирный манифест космополитизма: взгляд из России
  6. Борьба с несовершенностями человечества
  7. Возникновение неоевразийства: историко-социальный контекст