<<
>>

§1. Понятие правосознания. Факторы, влияющие на правосознание.

, Проблема правосознания становится одной из важнейших тем на рубеже XIX - XX веков не случайно. Возрождение естественного права, постановка вопросов о соотношении права и морали, права положительного и естественного привлекли внимание и к правосознанию.

В период широкого распространения правового нигилизма, ставшего своеобразной реакцией на бесправие народа, на право, защищавшее только привилегированные слои населения, понятие правосознания попросту игнорировалось. Для российской общественной жизни характерно было жить по справедливости, а не по закону. Представители различных течений общественно-политической мысли (и славянофилы, и народники, и анархисты) идеализировали патриархальную общину и открыто демонстрировали пренебрежительное отношение к праву: "Многие мыслители как правого, так и левого толка - славянофилы и Достоевский, с одной стороны, народники и анархисты - с другой, были склонны видеть в патриархальном крестьянстве воплощение духа истинной, братской общности, которая может легко обойтись без писаных законов и не допустить развития индивидуализма. И те, и другие осуждали гражданские права и политические свободы, доказывая, что они лишь маскируют капиталистическую эксплуатацию. Считали развитие капитализма и присущее ему все большее "оправовление" общественных отношений специфическим свойством Запада, привнесенным в Россию и для нее чуадым. Либеральная концепция правозаконности отвергалась по самым разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства"[185].

Безразличие, негативное отношение к праву вызвало тревогу в кругах отечественных юристов. Тем более, что среди выразителей негативного отношения к писаному праву были имевшие огромное влияние на российскую интеллигенцию Л. Толстой и К.Аксаков. Думается, что именно распространение антиправовых идей в обществе на фоне активной законотворческой деятельности и кодификации послужило началом дискуссии о важности права вообще и о роли правосознания в частности.

Следует отметить, что ни во второй половине XIX века, ни на рубеже XIX - XX веков в юридической науке не давалось четкого определения понятия правосознания[186]. Однако не давая самого определения правосознания, отечественные юристы использовали указанный термин[187] в своих трудах. Исходя из их анализа, можно сделать вывод, что большинство правоведов понимали под правосознанием положительное отношение к праву (например, С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич, М.М. Ковалевский)[188]. Несмотря на заметный интерес к правосознанию, который отмечается в работах отечественных правоведов (Л.И. Петражицкий, Е.Н.Трубецкой, Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев) на рубеже XIX - XX веков, теоретического исследования правосознания предпринято не было.

ф Более подробно проблема правосознания освещается в трудах И. А. Ильина. Правосознание он понимает как "волю к праву, волю к цели права и способность самозаконно мотивировать свои поступки сознанием этой цели"[189], "особого рода инстинктивное правочувствование, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей"[190], "оно вообще не сводится к одному знанию", но включает в себя все основные функции душевной жизни: "прежде всего - волю и притом именно духовно воспитанную волю"[191].

Будучи твердо уверен в духовной природе государства, мыслитель серьезно занимается вопросами нравственности. Он - очевидец революционных событий 1905-1907 годов, когда вполне объяснимое недовольство простого народа уровнем жизни, борьба за свои права превращались в пьяные потасовки, когда озверевшая толпа сжигала целые усадьбы вместе с их хозяевами, когда любое нарушение закона рассматривалось как политический протест против власти. Ильин знал и другое: чиновничий аппарат, главной задачей которого являлась реализация государственных решений, ни о чем другом не помышлял, кроме как о своей корысти. Местничество, взяточничество, элементарное воровство - это было обычным явлением.

К 1917 году Россия подошла с разоренным сельским хозяйством, промышленностью, ориентированной только на войну, с народом, уже потерявшим веру в "царя и отечество". Октябрьская революция / наглядно продемонстрировала чье-то меткое замечание, что революции задумываются идеалистами, осуществляются фанатиками, а плодами их пользуются негодяи. Подобное положение дел приводит Ильина к осознанию необходимости анализа понятия правосознания, факторов, влияющих на его развитие.

Исходя из собственного понимания правосознания как "воли к праву, воли к цели права", Ильин приходит к выводу, что осознание естественного права у большинства людей находится на уровне "инстинкта правоты", "интуиции правоты".

* Естественное же любое (то есть "здоровое") правосознание основывается на превращении единой и объективной правоты в цель жизни. "Чем развитее, зрелее и глубже естественное правосознание, тем совершеннее будет в таком случае и "положительное право", и руководимая им внешняя жизнь людей; и обратно: смутность, сбивчивость, ненредметность и слабость естественного правосознания будут создавать "непредметное", то есть дурное, неверное, несправедливое, не соответствующее своему прообразу "положительное право""[192].

Несоответствие положительного права естественному, "здоровому" правосознанию приводит к раздвоению права и его внутреннему противоречию. Человеческое лицемерие выражается, как заключает Ильин, в релятивистском воззрении на право. Право обеспечено

временем и местом: то, что правильно и есть право сегодня, завтра не будет правильным и правом.

В таком случае правосознание апеллирует к различным нормам положительного права, умело интерпретируя, приспосабливая их в нужное время к соответствующим обстоятельствам. Юрист, убежденный, что право есть нечто относительное, все свои логические конструкции основывает не на чувстве, а на четком знании законов, норм положительного права.

Нормальное же правосознание не сводится только к знанию положительного права.

* К сфере правосознания относится не только знание, мышление, но, как считает Ильин, и воображение, и воля, и чувство, и вся человеческая душа. Помимо четкого знания, что можно, что должно, что нельзя, необходимо добровольно признавать и, что, пожалуй, главное, соблюдать это. Законопослушность должна воспитываться с детства. В идеале законопослушание должно быть естественным процессом, поскольку каждый должен обладать своеобразным инстинктом, инстинктом лучшего: "где-то в глубине бессознательного живет священная способность человека отличать лучшее от худшего, предпочитать именно лучшее, радоваться ему, желать его и любить его"[193]. Правосознание, как инстинктивная воля к духу, к справедливости, является, по сути, естественным чувством права и правоты.

Рассматривая право и правосознание, И. А. Ильин подчеркивает, что, если естественное правосознание есть воля к верному праву, а естественное право человека быть духовно независимым, лично свободным, право самостоятельно обращаться к Богу, то целью права является не просто мирное сожительство людей, но сожительство, основанное на принципах духовного самоуправления, чувстве собственного достоинства, способности человека к внутреннему самоуправлению, взаимном уважении и доверии людей друг к другу.

Для того чтобы право признавалось не формально, а естественно, было принято не на уровне сознания, а должно быть принято духовно, необходимо обоснование права. Ильин объясняет необходимость существования и принятия права как средства достижения духом человека верховного блага.

Восприятие, переживание и осуществление духовной, объективной ценности есть естественное право человека. Переживание естественного права есть естественное право человека. Переживание естественного права есть само по себе духовное состояние. А отношение духа и права Ильин определяет так: "необходимые формы духа составляют основу правосознания"203 [194], то есть необходимые мотивы и способы жизни, так называемые аксиомы.

Уровень правосознания индивида во многом обусловлен правовым воспитанием, полученным в семье. Троичный состав семьи (отец, мать, ребенок) предполагает совместное действие, при котором так или иначе отдельный индивид определяет свои поступки по принятой в этой общности шкале: это хорошо, это плохо. Семья налагает на каждого своего члена определенные обязанности и дает права (например, право наследования)[195]. Ильин считает, что на формирование правового сознания оказывают воздействие "хозяйственные и культурные интересы людей (т. е. целых общественных групп), потребность в мире и порядке и моральное чувство"[196]. Он также считает, что природногеографические условия, религиозный состав населения, исторически сложившаяся форма государства, взятые в совокупности, образуют онтологические основания правосознания.

Ильин подчеркивал взаимозависимость правосознания и государства. C одной стороны, "дефекты и недуги правосознания подтачивают и расшатывают его (государства - Т.С.) верный строй и силу; а расшатанное правосознание само ускоряет наступление острых испытаний, которое оно не в состоянии выдержать"[197]. C другой стороны, и государство[198] влияет на правосознание, воспитывает его.

** По мнению И.А. Ильина, важную роль при формировании правосознания играют следующие факторы:

1. Размеры территории. Чем больше территория государства, тем острее ощущается потребность в сильной, централизованной власти, поддерживаемой основной массой населения. Стабильность в государстве с большой территорией определяется лояльным отношением народа к власти (чем больше государство, тем труднее поддерживать порядок только репрессивными мерами);

2. Плотность населения. Большая плотность населения требует (даже на бытовом уровне) умения учитывать не только свои интересы, но и интересы соседа, способствует развитию законопослушания;

3. Державные задачи государства. Чем грандиозней державные задачи государства, тем меньше понятны они основной массе населения, и соответственно, тем сильнее проявляется равнодушие и формализм в их исполнении;

4. Хозяйственные задачи страны. Примитивные хозяйственные задачи не требуют осознанной солидарности всех членов государства. Чем примитивнее хозяйственные задачи страны, тем меньшие требования предъявляются к уровню правосознания, и наоборот, чем сложнее задачи страны, тем развитее правосознание;

5. Национальный состав страны. Однородность национального состава, общность культурных традиций, предпочтений, нравственных и культурных ценностей создают благоприятную почву для развития правосознания;

6. Религиозный состав страны. Религиозная однородность облегчает коммуникативные связи в обществе, выработку принципов, ориентиров, решений, удовлетворяющих и понятных большинству населения. Обилие же исповеданий и сект становится прямой опасностью для общественного порядка, для государственной власти;

7. Социальный состав страны. Однородный социальный состав способствует консолидации общества. Консолидированное общество, имея общие ценности, лояльно относится к власти.

Немаловажно и значение положительного права в развитии правосознания: "развитие правосознания требует, чтобы каждый из тс усмотрел с силой очевидности объективное зшчение права. Оно состоит в том, что квалификации, разграничения и постановления, раз получившие всю полновесную природу права и его достоинство, сохраняют это значение правовой верности, правильности и обязательности независимо от случайного незнания, несогласия или даже систематического неповиновения со стороны того или иного субъекта права[199]. Влияние права, законодательного процесса на правосознание отмечали многие российские юристы[200].

* Несмотря на неприятие большинством российского общества в начале XX века столыпинской реформы, Ильин отмечал большое влияние частной собственности на правосознание: "Частная собственность пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его строго различать "мое" и "твое", приучая его к правовой взаимности и к уважению чужих полномочий, взращивая в нем чувство гражданского порядка и гражданской самостоятельности, верный

утверждал, что правовые чувства и эмоции начинают активизироваться в основном в период кодификации, "пока эта норма дана нам, как действующий закон, непосредственная необходимость заставляет нас принять ее, как нечто данное, вследствие чего вопрос о ее обосновании и оправдании отходит на задний план. Но когда жизнь призывает к созданию новой нормы, - а это именно бывает в более широком масштабе в пору кодификации, - перед нами прямо встает вопрос о критериях всякой нормы и всякого права. Тогда мы чувствуем, что конечные критерии могут быть найдены только в глубине нашего сознания... Тогда приходит понимание, что стремление к правильному, справедливому должно связывать всю совокупность отдельных норм права в одно гармоническое целое, что каждая отдельная норма должна находить себе оправдание в основных этических предпосылках целого". См.: Покровский И.Л. Формирование правосознания личности. - Jl., 1972., С.5. Л.И. Петражицкий также отмечал немалое влияние нормотворческого процесса на правовые эмоции. Он говорил, что именно с помощью законодательного акта очищалась народная психика от устаревшего интуитивного и неофициального позитивного права. Поэтому нормативные акты подразделялись на нормоуничтожительные и нормосозидательные. Нормы права, как психологический феномен, входили в интеллектуальную проекцию эмоции и мотивировали императивноатрибутивную эмоцию, вызывающую затем желательное поведение, либо отказ от определенного поведения. Именно принятие того или иного нормативного факта прерывало бытие одних эмоций, вызывало другие и делало процесс необратимым. См.: Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб., 1900. Т.2., С.328.

подход к политической свободе"211. Обладая частной собственностью, гражданин, понимая, что охрану ее может обеспечить только право, укрепляется в сознании необходимости правового института, что приводит к повышению уровня правосознания и укреплению чувства законности в общественной среде. В этом вопросе Ильин не соглашается с позицией своего учителя П. И. Новгородцева212.

Правосознание, по мнению Ильина, является основой всей правовой жизни человеческого общества. Включая в себя взгляды, идеи, чувства, настроения, отношение к праву, правосознание влияет на взаимоотношения людей друг с другом, людей с государством. Через правосознание сама сфера права, имея "духовную сущность", перестает быть просто формальной, "низшей" во взаимоотношениях со сферой морали. Посредством правосознания преодолевается и негативное отношение к праву, к государству213 (отчуждение между гражданином и

2,1 Ильин И.Л. Путь духовного обновления. //Посев. - 1983. - №3. - С.50.

212 Профессор Новгородцев считал возможным отчуждение частной собственности у землевладельцев. Причем, он знал, что "ревнители старой догмы, исходившие из принципа священной неприкосновенной собственности, нашли бы в этой постановке вопроса извращение идеи права", поэтому сразу же давал объяснение своей позиции: "Правосознание нашего времени выше права собственности и, во имя свободы устраняет идею частной собственности, заменяя ее принципом публично-правового регулирования приобретенных прав с необходимым вознаграждением их обладателей в случае отчуждения". См.: Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование. //Новгородцев П.И., Покровский И.Л. О праве на существование. Социальнофилософские этюды. - СПб., 1911.

213 Правосознание подразумевает "живую систему взаимно признаваемых прав и обязанностей, или, что то же, - правоотношений; частных правоотношений, поскольку ни одна сторона не властвует над друг ой, и обе подчиняются единой,

законом; личностью как носителем индивидуального, с одной стороны, и правом, как носителем всеобщего, воплощающегося в установленных государством предписаниях). Взаимосвязь правосознания и

положительного права содержит следующую проблему: низкий уровень правосознания оборачивается реальной угрозой для государства (здесь Ильин не соглашается с Н. Бердяевым, утверждавшим

трансцендентную, сверхличностную природу государства[201] [202]).

Однако, по мнению Ильина, правосознание не есть неизменная, застывшая данность. Правосознание носит конкретно-исторический характер: "нельзя предполагать, что оно присуще всем людям изначально и одинаково: его необходимо воспитывать и укреплять в людях с детства*', "правосознание воспитывается в людях, а не предполагается готовым, зрелым и полноценным"[203].

В воспитании "здорового" правосознания большое значение имеют социально-политические, экономические и культурные факторы. Фундамент правосознания закладывается еще в детстве, в семье. Анализ бытовых, социальных явлений, оценка, даваемая им в семье, утверждает начальные правовые представления человека. Размеры территории, плотность населения, национальный состав страны, отношение к собственности и т. д. определяют временные рамки, характер усилий, направленных на формирование правосознания. Подобный подход к проблеме правосознания во многом перекликается с ее современной трактовкой в современной юридической литературе[204].

<< | >>
Источник: Сазонова Татьяна Борисовна. ПРАВО И ПРАВОСОЗНАНИЕ В УЧЕНИИ И.А.ИЛЬИНА. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Благовещенск 1998. 1998

Скачать оригинал источника

Еще по теме §1. Понятие правосознания. Факторы, влияющие на правосознание.:

  1. § 1. Понятие и признаки преступления
  2. 1. ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК: ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  3. Право и правосознание
  4. ОТЗЫВЫ НЕОФИЦИАЛЬНЫХ ОППОНЕНТОВ НА АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
  5. §1. Понятие и элементы механизма правового регулирования жилищных отношений
  6. § 1. Понятие правосознания, его структура и виды
  7. Понятие и признаки правосознания. Структура правосознания: правовая идеология и правовая психология.
  8. Примерная тематика контрольных работ.
  9. Вопросы для подготовки к государственному аттестационному экзамену
  10. 7.1. Понятие переходного времени
  11. 9.1. Правосознание переходного общества
  12. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА
  13. § 1. Предпосылки возникновения и развития административноправового спора
  14. ВВЕДЕНИЕ.
  15. §1. Понятие правосознания. Факторы, влияющие на правосознание.
  16. §1. Понятие муниципального правотворческого процесса и его место в системе правотворческой деятельности в Российской Федерации.
  17. § 2. Правосознание как элемент характеристики политико-правовых режимов
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -