Программы по развитию толерантности
Исследователи отмечают, что толерантность в школе не получает должного внимания в научных работах, несмотря на практическую актуальность.
Недостаточно исследований и по развитию взаимопонимания и предотвращению межнационального насилия. В экспериментальных работах на эту тему была показана роль кооперативного поведения, межгруппового позитивного взаимодействия в снижении враждебности. Возрастающая интеграция сообщества способствует также возрастанию терпимости к различиям внутри сообщества.Разрабатываются и проходят апробацию различные программы по изменению установок, улучшению коммуникативных на-
выков, предотвращению столкновений и насилия среди разных национальных, этнических групп. Однако редко эти программы действительно внедрены в саму ткань школьной жизни.
Школы плохо подготовлены к вмешательству, а тем более к предотвращению насилия, связанного с национальным вопросом. Здесь сказывается отсутствие соответствующего осмысления проблемы, плана действий у администрации школы, малая осведомленность и чувствительность учителей, недостаток знаний о других культурах, собственные предрассудки, редкое и неэффективное участие родителей.
Отдельно выделяют работу с мигрантами, направленную как на адаптацию детей мигрантов, так и на повышение толерантности и коррекцию установок местного окружения. Одним из наиболее серьезных следствий культурной травмы, переживаемой мигрантами, является кризис идентичности — «резкие трансформации представлений личности о себе и своем месте в системе жизненных отношений».
Переход в другую культуру — сложный, сам по себе стрессовый опыт.
Это значительное изменение жизни, вовлекающее глубокие физические, психосоциальные, культурные изменения, бросающие вызов прежним наработанным формам жизнедеятельности и, как следствие, требующие постепенной, часто болезненной, адаптации. Переезд, миграция не просто делают шаткими базисные верования и представления о непрерывности, безопасности, значении, но также предъявляют необычные требования к возможности людей справляться с неизвестностью, неопределенностью, изменчивостью, а также ставят перед неизбежными лишениями и потерями: расставание с семьей, друзьями, коллегами. Вхождение в новую культуру, где привычные способы социального взаимодействия заменяются новыми, кажущимися странными, обычно вызывает вполне предсказуемые и нормальные чувства культурного шока, такие, как тревожность, беспомощность, раздражительность, злость, тоска. Этот фактор необходимо учитывать при разработке программ адаптации детей мигрантов в школе, а также для повышения толерантности одноклассников.Учитываться должно не только актуальное состояние ребенка мигранта, но и культурные, этнические особенности. Ведь принадлежность к этносу — одна из характеристик человека, а потребность в групповой принадлежности — одна из основных потребностей человека как социального индивида. Этнос выступает как психологическая общность, способная успешно выпол-
нять важные для каждого человека функции: 1) ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; 2) задавать общие жизненные ценности; 3) защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие. Когда ребенка не принимает среда сверстников, когда он не чувствует себя частью группы, он подчас стремится «найти выход из состояния социальной неприкаянности и беспо-мощности, обрести психологическую безопасность и стабильность, почувствовать себя частью общности, которая имеет привлекательные черты».
Таким образом, тремя составляющими успешной профилактики насилия являются:
профилактика и готовность — то, что школа может сделать, чтобы снизить риск насилия, а также планирование сценариев действий;
действие во время ситуаций, связанных с насилием;
действия после ситуации насилия, направленные на восстановление после кризиса.