<<
>>

АБСОЛЮТНЫЙ РЕАЛИЗМ С. Л. ФРАНКА

Философия Семена Людвиговича Франка (1877-1950) в определенном отношении близка философским воззрениям Н. О. Лосского. И тот и другой были сторонниками интуитивизма и основанного на нем идеал-реализма. Их сближает также приверженность к системному мышлению в философии. В то же время Франк разрабатывает весьма обстоятельно учение о всеединстве, связанное прежде всего с именем Вл. Соловьева. По словам самого Франка, «сродство» его взглядов «с основной религиозно-философской интуицией Вл. Соловьева» уяснилось ему самому только после того, как он в основном завершил разработку системы своей философии. «Влияние на меня, - отмечает он, - мировоззрения Вл. Соловьева было очевидно бессознательным. Но я охотно и с благодарностью признаю себя в этом смысле его последователем»[229].
Исследователи вместе с тем пишут о том, что свою концепцию всеединства Франк разработал с необычайной «последовательностью и логическим совершенством» и что «в лице Франка русская философия принесла один из самых зрелых и драгоценных своих плодов. Наряду с Лосским и Бердяевым, занимая свое особое место, Франк должен быть признан крайне глубоким и оригинальным русским мыслителем»[230]. А как полагает В. В. Зеньковский, «по силе философского зрения Франка без колебания можно назвать самым выдающимся русским философом вообще, - не только среди близких ему по идеям»[231]. Могут быть, конечно, разные мнения по поводу того, кого поставить первым, вторым или третьим на «пьедестал почета», хотя занятия философией - не спортивные соревнования. Однако при самом различном отношении к существу философской системы Франка или отдельным ее сторонам нельзя усомниться в ее значимости для русской философской мысли.
С. Л. Франк родился в Москве в семье врача - участника русско- турецкой войны 1877-1878 гг. Но с 1882 г., после смерти отца, он рос в доме своего деда со стороны матери С. С. Россиянского, который был одним из основателей еврейской общины в Москве. Под влиянием деда-раввина складывались первые религиозные впечатления будущего философа. Однако юность его не была религиозной; сказалось приобщение будущего философа к революционно-демократической и народнической литературе. В старших классах гимназии в Нижнем Новгороде, куда переехала его семья, Франк вступил в марксистский кружок, а затем, уже учась на юридическом факультете Московского университета, начал заниматься революционной пропагандой в социал-демократическом духе.
Однако увлечение революционными идеями продолжалось не долго: уже в 1896 г. Франк прекратил свою пропагандистскую деятельность и занялся философией. Правда, в 1899 г., после студенческих волнений в университете, он был арестован и выслан из Москвы. После поездки к родным в Нижний Новгород он едет в Германию, занимаясь в Гейдельберге и Мюнхене политической экономией и философией. Здесь он пишет свою первую книгу «Теория ценности Маркса и ее значение. Критический этюд», вышедшую в 1900 г. в Петербурге. В этой книге, а также в статье «Психологическое направление в теории ценности», опубликованной в 1898 г. в журнале «Русское богатство», Франк подвергает критике учение К. Маркса о стоимости, усматривая вместе с тем общность понятия стоимости-ценности с другими ценностями - ценностями нравственными, научными, эстетическими и т. д.
К началу XX столетия молодой философ окончательно отошел от марксизма, заявив, что «научный социализм» «выродился теперь в ненаучную и антинаучную догматическую веру»[232]. В статье «Этика нигилизма», напечатанной в 1909 г. в сборнике «Вехи», Франк отмечает, что социалист стремится к человеческому счастью, но «он любит уже не живых людей, а лишь свою идею - именно идею всечеловеческого счастья» (94). В эмиграции философ усиливает свою критику социализма. В 1926 г. в Берлине выходит его критический очерк «Основы марксизма».
Франк был либералом по своим политическим воззрениям. В программной статье журнала «Полярная звезда», который им редактировался вместе с П. Б. Струве, он в 1905 г. писал: «В нашем фило- софско-политическом мировоззрении мы исходим из идеи личности как носителя и творца духовных ценностей, осуществление которых в общественно-исторической жизни образует содержание культуры и есть высшая и последняя задача политического строительства» (69). Франк, как и Струве, становится сторонником «либерального консерватизма», который, по его мнению, находится «по ту сторону «правого» и «левого» (так была названа статья Франка 1931 г.). «Либеральный консерватизм» предполагал сочетание либерализма и демократии с консерватизмом, состоявшим в убеждении, что «традиция, историческое преемство, органическое произрастание нового из старого есть необходимое условие подлинной свободы и что, напротив, всякий самочинный «революционизм», всякая насильственная и радикальная ломка общественного порядка, всякое разнуздание демагогических страстей ведет только к деспотизму и рабству»[233].
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме АБСОЛЮТНЫЙ РЕАЛИЗМ С. Л. ФРАНКА:

  1. СООТНОШЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ И РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКИХ ПРИНЦИПОВ в ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  2. АПОЛЛОНОВСКАЯ, ФАУСТОВСКАЯ, МАГИЧЕСКАЯ ДУШИ
  3. 3.1. Что в имени?..  
  4. АБСОЛЮТНЫЙ РЕАЛИЗМ С. Л. ФРАНКА
  5. «О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ»
  6. Петербургское время русской ментальности*
  7. 2.С. Л. ФРАНК
  8. 1.ПРЕДСТАВИТЕЛИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА
  9. Глава XXVII.ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
  10. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  11. Парадокс как концептуальный конструкт трансперсональной метафизики немецкой мистики
  12. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ