<<
>>

4.Д. В. БОЛДЫРЕВ и С. А. ЛЕВИТСКИЙ



После того как Н. О. Лосский и С. Л. Франк разработали систему интегрального интуитивизма, т.е. учение о том, что все виды познания являются непосредственным созерцанием реальности познающим субъектом, некоторые их последователи продолжали дальше разрабатывать это учение.
Среди них следует особенно отметить Д. В. Болдырева и С. А. Левитского.

Дмитрий Васильевич Болдырев (1885–1920) был доцентом Пермского университета. Во время гражданской войны он попал в руки большевиков и умер от тифа в иркутской тюрьме. Главная работа Д. Болдырева «Познание и существование»1 осталась незаконченной и была опубликована его вдовой в Харбине в 1935г. с введением Н. Лосского. В этой книге Болдырев развивает чрезвычайно оригинальную концепцию «интенсивной величины», т.е. степени реальности объекта, которая видоизменяется с удалением объекта во времени и пространстве.

Иными словами, Болдырев утверждает вездесущность объекта-образа во времени и пространстве в видоизменяющейся степени и формулирует положение о том, что «все существует во всем», которое имеет существенное значение для его «объективизма» и интуитивизма. В своем оригинальном учении о фантазии и несубъективном характере ее образов Болдырев использовал тесную взаимосвязность всех объектов, одного с другим, и непрерывный переход их друг в друга, лежащий в основе сходства между ними.

Разрабатывая свою теорию фантазии как видение объектов потустороннего мира, Болдырев провел зиму 1914г. в Пиренеях с целью быть поближе к Лурду, в окрестностях которых св. Бернадетту осенило видение Девы Марии. Болдырев описал свои впечатления в статье «Неопалимая купина» («Русская мысль», 1915), показывающей, что у него было определенное литературное дарование[313]. Исследования в области теории познания в духе интуитивизма продолжались даже в Советской России в первые дни большевистского режима, когда его тирания еще не раздавила полностью всякую философскую мысль, которая не соответствовала материалистическому шаблону. В 1926г. в Москве Б. Бабининым, А. Огневым, Ф. Бережковым и П. Поповым был опубликован сборник «Пути реализма». Свое направление в мышлении они назвали «интуитивным реализмом», имея в виду сходство между интуитивизмом Лосского и англо-американским реализмом Александера Лэрда, Монтегю и др. Обе эти теории утверждают, что воспринятые объекты включаются в поле сознания познающего субъекта такими, какими они являются сами по себе, и поэтому познаются такими, какими они существуют независимо от акта познания.

Сергей Александрович Левитский уехал из России после большевистской революции. Учась в Пражском университете, он стал последователем интуитивизма и персонализма Лосского. Левитский получил степень доктора философии за диссертацию, в которой доказывал, что свобода воли есть необходимое условие критического отношения к суждению, помимо которого истина является недостижимой. После второй мировой войны он живет в Германии в качестве Д. П. [перемещенного лица.— Перев., и там ему удалось написать книгу «Основы органического мировоззрения»[314]. В этой книге он живо и талантливо изложил сущность интуитивизма» персонализма и морально-социальных теорий «солидаризма».

<< | >>
Источник: Николай Онуфриевич Лосский. «История русской философии»:  Трикста, Академический Проект; Москва; 2011. 2011

Еще по теме 4.Д. В. БОЛДЫРЕВ и С. А. ЛЕВИТСКИЙ:

  1. - 30.03.2004. - N 64. Письмо МНС РФ от 7 апреля 2003 г. N ММ-6-09/412@ «О государственной регистрации специализированных
  2. IV. Состояние науки уголовного права к началу шестидесятых годов XIX в.
  3. Список литературы.
  4. ЛИТЕРАТУРА
  5. 4. ЛИТЕРАТУРА
  6. Предисловие, не прочтя которого, вы многого в словаре не поймете
  7. Б
  8. Литература
  9. § 24. Грамматическая борьба за признание категории вида и против старой теории времен в первой трети XIXв.
  10. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
  11.   ЛИТЕРАТУРА  
  12.   Библиография основных работ об А. С. Лаппо-Данилевском  
  13. Категория вида 177. Из истории вопроса
  14. II
  15. СВОБОДА МЫСЛИ (мораль). 
  16. ДОКУМЕНТЫ ИЗ АРХИВОВ III ОТДЕЛЕНИЯ И С. С. УВАРОВА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ДЕЛУ О ПУБЛИКАЦИИ ФП I В «ТЕЛЕСКОПЕ
  17. ДВА ДОНЕСЕНИЯ МОСКОВСКОГО ОСВЕДОМИТЕЛЯ КАШИНЦОВА
  18. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН[112]