<<
>>

Эстетика имени Aesthetics of the Name

Исупов К. Г. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург E-mail: kgisupov@rambler.ru Имя - вербализуемый социальный знак опознания; универсалия культуры. Онтофилогенез имен маркирован древнейшими индоевропейскими этимонами - сиг­нификатами с предметно-орудийными значениями и первыми словами детской речи с се­мантикой вещной прагматики и жестово-интонационными императивами («дай/на!»; «уй­ди!»). Для архаического сознания имена собственные богов и людей представлял перечень атрибутов, а предметно-именной словарь являл список функций вещей-организмов - от стихий, растений и минералов до животных и артефактов. Иерархии мер, порядков и количеств фиксируются в числовых именах. В поле пере­сечения свойств и функций закрепляются именные системы: ритуалов, запретов, терминов родства и возраста, чинов власти и авторитета, геометрии Космоса и ландшафта. В космого­ническом мифе Древней Индии творение мира описано как номинативное усилие Демиурга, который вызывает бытие из небытия путем произнесения имен Шатапатха- брахмана. XI. X. 6, 3; ср.: Быт. 1, 3. Архаические механизмы табуирования имен, охрана сакральных и при­равненных к ним изображений (от тотема до газетного портрета) формируются на основе синкретизма имени и вещи (фактического / возможного явления) и телесной транскрипции знака; «эпителий» имени сращен с денотатом. Грамматика сочетания имен онтологизуется и определяет принципы вещной комбинаторики, преформации и метаморфозы утвари бытия, так же как «внутренняя форма» слова субстантивируется и знаменует не просто этимон («значение»), но смысл, смысловое тело предмета (явления), его натурализованный «эйдос», для которого именуемое и именующее неслиянны и нераздельны. На этом основана именная магия и эффекты заклятия и проклятия: вербальная операция с условно-релятивными име­нами есть «на самом деле» манипуляция, часто небезопасная, с безусловно-каузальными реальностями. Синкретизм слова и вещи в единстве имени делает его минимально компактной фор­мой мифа.
<< | >>
Источник: Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Н 34 Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. II. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского,2012. — 467 с.. 2012
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Эстетика имени Aesthetics of the Name:

  1. Эстетика имени Aesthetics of the Name