<<
>>

Начало философской деятельности

 

Иван Александрович Ильин (1882-1954) родился в Москве, в семье присяжного поверенного. Юридическая деятельность отца послужила примером для четырех его сыновей, в том числе и для Ивана.

Он, окончив с золотой медалью московскую гимназию, поступил в 1901 г. на юридический факультет Московского университета. Направление научных интересов Ильина было в значительной мере определено его университетским учителем Павлом Ивановичем Нов- городцевым (1866-1924), который сочетал юриспруденцию с философией, исследуя философские основания права и морали, будучи специалистом в области истории философии права. На факультете преподавал и философ-правовед Е. Н. Трубецкой, один из близких друзей и сторонников учения Вл. Соловьева. Через него и его брата С. Н. Трубецкого Ильин был приобщен к соловьевской традиции русской философии. Е. Н. Трубецкой предложил оставить Ильина при университете для приготовления его к профессорскому званию. В 1909 г. он становится приват-доцентом на университетской кафедре энциклопедии права и истории философии права.

В 1910-1912 гг. Ильин находился в заграничной командировке в университетах Германии и в Париже. Во время этой поездки он непосредственно знакомился с новейшими течениями западноевропейской философии, участвуя в работе семинаров Г. Риккерта, Г. Зимме- ля, Э. Гуссерля. Особое значение имело общение с последним. В письме 1911 г. к Л. Я. Гуревич Ильин писал, что все лето провел у Гуссерля - «возродителя» феноменологического метода. По словам Ильина, этот метод заключается в следующем правиле: «анализу того или другого предмета должно предшествовать интуитивное погружение в переживание анализируемого предмета». Этот метод «дает и, несомненно, может дать массу нового и удивительного, непредставимо-ценного по своему значению» и даже «есть единственный путь» «в гуманитарных, а особенно в философских областях»[489].

Затем он феноменологический анализ называет «интроспективно-аналитическим выделением сущности из явления»[490].

Со студенческих лет Ильин основательно и творчески изучал историю философии. Он написал кандидатские сочинения «Об идеальном государстве Платона» (1903), «Об учении Канта о «вещи в себе» в теории познания» (1905), сочинения 1906-1909 гг. об Аристотеле, Фихте, Шеллинге, Гегеле, Руссо. Наряду с работами философско- правого характера (в 1910 г. в журнале «Вопросы философии и психологии» была напечатана статья «Понятия права и силы») и феноменологического описания человеческого общения (в 1912 г. в журнале «Русская мысль» вышла в свет его статья «О любезности») Ильин целеустремленно переосмысляет историю философской мысли в аспекте вырабатываемого им понимания человеческой индивидуальности. Еще в 1907 г. он писал: «Нет на свете ничего прекраснее индивидуального, тем более прекраснее - прекрасного индивидуального» (там

же, с. 106). В 1911 г. в журнале «Вопросы философии и психологии» печатается его статья «Идея личности в учении Штирнера (опыт по истории индивидуализма)». Эта же проблема в теоретико-познавательном ключе рассматривается им в статье, опубликованной в том же журнале, «Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего».

Одновременно Ильина волнует проблема взаимоотношения философии и религии, которую он также рассматривает на историко- философском материале в статьях «Шлейермахер и его .«Речиоре- лигии» (1912) и «Философия Фихте как религия совести» (1914). В дальнейшем проблему соотношения религии и философии он теоретически решает для себя в трех речах 1914-1923 гг. «Религиозный смысл философии». Философия для него есть «душевно-духовное делание» (т. 3, с. 23). Она должна основываться «на самостоятельно добытом опыте и лично испытанной очевидности» (т. 3, с. 30). Она призвана преодолеть «опасность рассудка, отрывающегося от живого предметного опыта и интуиции» (т. 3, с. 34). «Философия не в отвлеченности, не в сплетениях хитроумия и не в праздно-лукавом мудровании. Нет, настоящая философия духовна, опытна, честна и проста; и именно в этих свойствах своих, - по мнению Ильина, - она приближается к настоящей религии» (т. 3, с. 35). В его понимании «философия с самого начала приняла в себя тот самый предмет, в аффективно-иррациональном переживании которого пребывала религия», и поэтому «в жизни философа душа является орудием бого- познания» (т. 3, с. 52, 53).

<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме Начало философской деятельности:

  1. 4. Теокосмизм как адекватный принцип теофилософскойсистематизации мира.Специфика позитивной теоретической метафизики как науки
  2. СООТНОШЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ И РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКИХ ПРИНЦИПОВ в ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  3. ИЗ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ РИТОРИКИ СО ВРЕМЕН ЕЕ ЗАРОЖДЕНИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ОПЫТА РИТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 
  4. ИДЕЙНО-ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАДИКАЛИЗМА 
  5. 3.2. «София» как центральный пункт философских построений типа «всеединства»  
  6.   4.14.2. Философско-методологические проблемы психологической науки  
  7. Начало литературно-философской деятельности. Трактат о понимании
  8. Начало философской деятельности
  9. Жизненный путь и философская деятельность
  10. Жизнь и философское творчество
  11. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ