<<
>>

Общие итоги нашего исследования

Настоящей работой предпринята попытка социально-философского осмысления сложного и многозначного феномена русского менталитета. Вместе с тем мы не претендуем на «окончательное» разрешение данной проблемы.
Во-первых, по причине постоянного становления менталитета русского народа, относительного изменения его (в отдельных структурных моментах) в изменяющихся геополитических и социальных условиях; поскольку эволюцию его (существующего во «времени большой длительности») нельзя считать завершившейся. Во-вторых, по причине собственной внутренней сложности и противоречивости феномена русского менталитета. Проведено предварительное обобщение предшествующего опыта осмысления феномена менталитета — в философии, социальной психологии, лингвистической науке и философии образования. В качестве вспомогательного материала использованы работы поли-тологического и социологического характера.
Исследование русского менталитета как социально-философского феномена актуально на современном этапе развития отечественного социогуманитарного знания. Оно обращено к проблеме самоопределения современного российского общества и отдельного индивида, направлено на упорядочение со-циальной жизни. Проблема менталитета находится в контексте проблем политической, культурной и духовной самодетерминации России как социального образования, устойчивого не только в социально-политическом протяжении, но и в пространстве исторической психологии.
Менталитет следует рассматривать как систему глубинно- психических социально-культурных установок, что представляется убедительным в категориально-понятийном плане. Предложенная нами трактовка служит упорядочению и дальнейшему содержательному развитию современного социально-философского знания. В работе мы попытались обозначить общие наметки авторского ментального подхода, который способствует
осмыслению событий социальной истории через призму конкретно-психических свойств и качеств того или иного общества, народа и индивида.
Изложены онтологические представления о сущности, структуре и особенностях функционирования ментальных феноменов. Раскрыто содержание феномена установки и его со-циальные проявления — глубинно-психическое, социальное и аксиологическое. Феномен установки является своеобразной структурной основой менталитета; она функционирует как в сфере внесознательного, так и на границе, «в преддверии» общественного и индивидуального сознания.
Сравнительный подход — синтез различных направлений науки — способствует утверждению интегративного подхода в современном общем социально-гуманитарном знании. Ментальные феномены должно исследовать в междисциплинарном научном пространстве. Необходимо определенное слияние, «сизигия» (Вл. Соловьев) подходов и методов социальной философии с научными подходами, методами и исследовательскими установками истории, социологии и политэкономии, психологии и географии, этнологии и демографии, символической антропологии и лингвистики, семиотики, фольклористики и т. п. Некоторые примеры такого рода слияния мы попытались представить в настоящем исследовании.
Именно комплексные, междисциплинарные исследования могут представить относительно точно и убедительно менталитет как систему «разлитых» в определенной социальной среде умонастроений, неявных установок мысли и ценностных ориентаций, автоматизмов и навыков сознания, текучих и вместе с тем очень устойчивых внеличных его аспектов. Ментальный подход вскрывает иной, как бы «потаенный» план общего сознания, подчас не выраженный четко и не формулируемый эксплицитно. В центре его — образ мира, который заложен культурой в сознание людей данного общества и преобразуется ими спонтанно, по большей части вне контроля их «дневного сознания» .
Менталитет функционирует в тесном сопряжении с культурой. Вместе с тем он не может рассматриваться как элемент культуры, поскольку не объективируется в привычных культу-
рологических рамках. Менталитет может рассматриваться как функциональная глубинно-духовная основа ценностей культуры данного конкретного общества, как операциональная компонента культуры.
Феномен менталитета не исчерпывается также феноменом национального сознания, поскольку менталитет включает в себя общественное, национальное, этническое и т. п. формы сознания в качестве существенного, но не единственного структурного элемента. Менталитет функционирует, преимущественно, во внесознательной социальной сфере, занимая в том числе и сферу общественного бессознательного. Глубинный, ма-лоизменчивый (инертный) блок менталитета выступает своего рода защитным механизмом для сущностных духовных основ народа, общества. Подвижный, внешний (витальный) блок менталитета принимает на себя большую часть воздействий, связанных с социально-историческими изменениями.
Настоящей работой предпринята попытка выделения основных признаков и особенностей русского менталитета. Подчеркивается, что поведенческая составляющая менталитета, реализующаяся в витальной сфере, может не совпадать с глубинными установками менталитета, занимающими инертное пространство менталитета, его ядро. В этой связи обращается особое внимание на феномен русского дуализма, проявляющийся не только в культуре, но и в сознании, социальном поведении и, возможно, мыслительных реакциях индивида.
В нашей монографии развернут в контексте обозначенной темы опыт русской философской мысли конца XIX — начала XX в. — периода «золотого века» русской философии, в осмыслении различных аспектов социально-философских феноменов, которые в современной науке обозначены как ментальные. Выделены представления русских философов о духовных, психологических, социально-культурных и иных свойствах и качествах русского народа, как находящихся в сфере общественного и индивидуального сознания, так и выходящих за пределы ее.
<< | >>
Источник: Полежаев Д.В.. Идея менталитета в русской философии «золотого века». — Волгоград: Изд-во ВолГУ,2003. — 360 с.. 2003

Еще по теме Общие итоги нашего исследования:

  1. IX. Общие итоги второго периода в истории науки уголовного права в России
  2. Общие итоги нашего исследования
  3. 1.1. Научные исследования моды как социально! о явления: специфика социологических подходов
  4. §1. Идейно-теоретические и научные основания исследования моды как способа символизации социальных изменений
  5. ИЗ ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ РИТОРИКИ СО ВРЕМЕН ЕЕ ЗАРОЖДЕНИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ОПЫТА РИТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 
  6. Исследования русской истории и культуры XVIII века
  7. ОБЩИЕ ИТОГИ: ОТ ИДЕИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ К ГИПОТЕЗЕ АДАПТИВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
  8. Психологическое исследование движений после ранений руки
  9. Опыт экспериментального исследования мышления
  10. § 2. Оспоримость и ничтожность сделок с земельными участками, совершенных по итогам торгов
  11. §1. Общая характеристика убийств в сфере семейно-бытовых отношений
  12. Параграф второй. Методология общего сравнительного правоведения
  13. Глава 9. Magnum ignotum1 частной собственности в проекции общего вектора прогресса российского общества
  14. Общие итоги
  15. Знание как сознательный феномен Катречко С.Л.