<<
>>

Д. М. Велланский и М. Г. Павлов

Первым шеллингианцем в России был Данило Михайлович Велланский (1774-1847), который слушал лекции Шеллинга в Вюрцбург- ском университете и был отмечен им как очень способный ученик. Велланский был послан в Германию после учебы в Киевской духовной академии и в Петербургской Медико-хирургической академии.
Возвратившись на родину в 1805 г., он представил диссертацию «О преобразовании теории медицины и физики с помощью натуральной философии». Хотя Велланский хотел получить кафедру философии, он стал профессором анатомии и физиологии, не прерывая занятия в области практической медицины. В своих трудах по проблемам «философического естествознания» Велланский опирается на натурфилософию Шеллинга и Окена - немецкого ученика и последователя Шеллинга; философские воззрения Окена были также хорошо известны в России (кстати, лекции Шеллинга Велланский слушал одновременно с Океном). Для русского шеллингианца «природа есть произведение всеобщей жизни, действующей в качестве творящего духа», а «человеческий организм, как внутренний и индивидуальный мир, равен внешнему универсальному, состоящему из солнца, планет и элементов».
Сторонником философии Шеллинга стал также Михаил Григорьевич Павлов (1793-1840). После изучения богословия и философии в Воронежской семинарии он в 1813 г. год провел в Харьковском университете, в котором в это время преподавали приглашенный из Германии профессор Иоганн Баптист Шад (1758-1834), знакомивший своих слушателей с новейшей немецкой философией, особенно с идеями Шеллинга, а также естествоиспытатели-шеллингианцы. В 1818г. Павлов, окончив Московский университет по медицинскому и математическому отделениям и защитив докторскую диссертацию, продолжил образование за границей, где становится убежденным приверженцем натурфилософии Шеллинга и Окена. С 1820 г. Павлов - профессор Московского университета в области естественных наук - минералогии, сельского хозяйства, физики. Подобно Велланскому, Павлов акцентировал внимание прежде всего на проблемах натурфилософии, но в своих статьях, публиковавшихся в издаваемом им журнале «Атеней» и других журналах («Мне- мозина», «Московские ведомости», «Телескоп», «Отечественные записки» и др.), он выступал и по проблемам теории познания, и даже по вопросам эстетики («Различие между изящными искусствами и науками»).
Собственные философские воззрения М. Г. Павлова, в которых он в духе Шеллинга отстаивал единство теоретического и опытного знания («умозрительные сведения возможны только при опытных»), философии и научных знаний, в наши дни представляют интерес только для историков философии. Но его педагогическая и журналистская деятельность, пропаганда им философских знаний оказали большое воздействие на формирование взглядов творческой молодежи. Его лекции слушали и ценили Лермонтов и Герцен, Станкевич и Белинский, многие естествоиспытатели, в том числе М. А. Максимович и К. Ф. Рулье.
«Германская философия была привита Московскому университету М. Г. Павловым, - писал А. И. Герцен в «Былом и думах». - Кафедра философии была закрыта с 1826 года. Павлов преподавал введение к философии вместо физики и сельского хозяйства. Физике было мудрено научиться на его лекциях, сельскому хозяйству - невозможно; но его курсы были чрезвычайно полезны. Павлов стоял в дверях физико-математического отделения и останавливал студента вопросом: «Ты хочешь знать природу? Но что такое природа? Что такое знать?»... Ответом на эти вопросы Павлов излагал учение Шеллинга и Окена с такой пластической ясностью, которую никогда не имел ни один натурфилософ».

Лекции Павлова, как и труды Велланского, способствовали разрастающемуся интересу к философии Шеллинга в кругах русской интеллектуальной молодежи, которая ощущала потребность в формировании отечественной философии в России. На первый взгляд может показаться странным, почему поиски самобытной философии были сопряжены с распространением шеллингианства, т. е. философии явно неотечественной! Дело в том, что Шеллинг и его последователи тогда воспринимались не как проводники иностранного интеллектуального влияния, а как создатели новейшего способа философствования, овладение которым может способствовать преодолению французского «легкомыслия» просветительской философии и в конечном счете становлению самобытного любомудрия.
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме Д. М. Велланский и М. Г. Павлов:

  1. 3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70 х гг.)
  2. Д. М. Велланский и М. Г. Павлов
  3. Д. В. Веневитинов и В. Ф. Одоевский
  4. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН[112]
  5. Глава I.РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIXв
  6. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
  7. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
  8. 3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х гг.)
  9. 1. Шеллиигианство
  10. Русская философия XIX в.
  11. Глава I Русская философия в XVIII и первой половине XIX в.
  12. Русская философия XIX в.
  13. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ НОЗОЛОГИИ