<<
>>

I. ЭЛЕГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

В данном отношении Пушкин зависит в пору своего поэтического ученичества больше всего от Батюшкова, элегический словарь которого с особой выразительностью, сильно действовавшей на молодое поколение, отразил типические устремления легкой поэзии в ее господствующих жанрах.

Слова, входящие в эту стилистическую категорию, объединяются тем своим экспрессивным нюансом, который накладывает своеобразную субъективно-эмоциональную печать на любой предмет мысли, названный каким-нибудь из этих слов. С точки же зрения их предметного значения, слова этого рода могут быть разделены на несколько категорий, из которых в дальнейшем будут даны иллюстрации к следующим:              1) слова, означающие субъективное

состояние и переживание (как сказано, соответствующий экспрессивный нюанс отличает вообще любое слово элегического словаря, но здесь речь идет о предметном;

371

значении слова); 2) слова, означающие предметы эротические и эпикурейского быта; 3) слова, означающие предметы внешнего мира, преимущественно детали пейзажа; 4) слова, означающие жилище поэта и связанные с ним предметы. Разумеется, в большом числе случаев этот словарь отражает не столько выбор слов поэтом, сколько выбор тем и мотивов. Но для нас существенно сейчас только то, что элементы этого словаря, независимо от той или иной их связи с предметами, которые ими обозначались, все равно получали соответствующий стилистический нюанс и тем самым становились словами «поэтичными», настраивавшими читателя на элегическое восприятие уже одними своими словарными качествами. В отдельных случаях будут сделаны ссылки и на типические явления словообразования и словосочетания. Рассмотрим соответствующий материал в намеченном порядке1.

  1. Слова, означающие субъективное состояние и переживание.

Этот лексический пласт может быть иллюстрирован следующими примерами:

безмолвный, безмятежный, беспечный, веселье, воображение, восторг, досуг, забвенье, задумчивый, игривый, кипящий, ленивый (лень, лениться и пр.), мечтанья, надежда, наслаждаться, нега (нежный, нежиться), немой, отрада, печаль, пламень, покой, праздность, простота, пылающий, резвый, скромный, сладострастие, смиренный, сонный, тихий, тишина, томительный, томный, трепетанье, уединенье, унылый, упоенье (упоительный, упиваться) и т.

п.

Характерной чертой этого поэтического стиля является, между прочим, употребление подобного рода слов в разного рода олицетворениях вроде, например, «Приди о Лень»; «Веселье прибежит»; «посох томной Лени» и т. д. С этим связаны и такие словосочетания, в которых соответствующее абстрактное понятие передается не прямо одним из подобных слов, а по формуле: конкретное существительное плюс родительный падеж абстрактного вроде, например, посох лени, чаша любви, воды забвенья, трава забвенья, одежда неги, чаша сладострастья, венок веселья, ланиты надежды и многие другие. Это те «пошлые иносказания, бледные, безвкусные олицетворения Труда, Неги, Покоя, Веселья, Печали, Лени писателя и Скуки читателя», на которые в 1824 г. жаловался в своей нашумевшей статье Кюхельбекер2 и которые действительно к 20-м годам превратились в ходячий трафарет модной русской поэзии.

  1. Слова, означающие предметы эротические и эпикурейского быта.

Сюда относятся такие слова, как венки, вино, власы (волосы), грудь, дыханье (например, воспаленное), кудри, ланиты, ложе, пре-

  1. По условиям места, я вынужден отказаться от приведения всех собранных мною цитат, иллюстрирующих употребление перечисляемых ниже слов у Пушкина и его ближайших предшественников. Ограничиваюсь несколькими примерами из очень              большого              числа.
  2. «Мнемозина», т. II, 1824, стр. 38.

372

лести, чаша и т. п. Для изучаемого поэтического стиля в высшей степени характерны такие словосочетания, в которых соответствующие свойства, качества или состояния при помощи метонимии переносятся на неодушевленные предметы, как например арфа сладострастья, ревнивый пол, стыдливый покров («Снимаешь со груди ее покров стыдливый», Батюшков, 267) и т. п. Ср. и у Пушкина: «завистливый покров» (1, 34), «ревнивые одежды» (IV, 15), что восходит к «les jaloux vetements» у Парни.

  1. Слова, обозначающие предметы внешнего мира, преимущественно детали пейзажа.

Этот лексический круг можно иллюстрировать такими словами: берег (брег), вечер, воды, долина, зефир, дубрава, лилея, маки, мирты, мрак, роща, ручей, тишина, туман, струи.

Отдельные слова этого цикла связаны с предыдущими, так как могли употребляться как символические обозначения известных состояний или представлений (например, маки, мирты). Соответствующим предметам приписываются стандартные состояния, действия и качества, как например шепот лесов, журчанье ручья, седой туман и т. д. С словообразовательной точки зрения эта категория слов, так же как и следующая, характеризуется частым употреблением уменьшительно-ласкательных суффиксов, так что соответствующие поэтические произведения пестрят такими словами, как ветерок, бережок, лесочек, цветочек, ручеек, струйки и т. д. Пушкин уже в лицейскую пору пародировал этот стиль, когда, жалуясь на нескромность Дельвига, провозгласившего Пушкина великим поэтом, комически изображал возможное обращение к нему читателей со следующими словами:

Ах, сударь! — мне сказали — Конечно, ручейки,

Вы пишете стишки, Конечно, василечек,

Увидеть их нельзя ли? Иль тихий ветерочек,

Вы в них изображали,              И рощи, и цветки...

(1, 143.)

Насколько навязчивы были некоторые из этих словесных образов для поэтов конца XVIII — начала XIX в., можно судить по следующим немногим примерам употребления слова мирт и его производных (нередко в символическом значении, связанном с эпикурейски- эротическими представлениями):

Где              ты,              Прекрасная,              где              обитаешь?

Там              ли,              где              песни              поет              Филомела,

певица, на миртовой ветви?

ночи

Кроткая Сидя (К а р а м з и н , 50.)

Он              подобен              мирту              нежному.

(Карамзин, 117.)

Поет              и              в              страшный              гром              на              миртах              соловей.

(Карамзин, 133.)

373

На              сосне              розы              производит,

В              крапиве              нежный              мирт              находит.

(Карамзин, 1681.)

Под              сению              миртов

Таился              Эрот.

(Карамзин, 215.)

Лавры!              вас              я              не              ищу,

Я              и              мирточкой              доволен,

Коль              от              милой              получу.

(Д м и т р и е в , II, 37.)

Там миртовой кусток,              там              нежна              мурава.

(Дмитриев, II, 136.)

Под              румяным,              ясным              небом,

В              благовонии              цветов,

Оживленных              кротким              Фебом,

Между миртовых кустов (Дмитриев, II, 94.)

Словесность              русскую,              язык              обогащай,

И              вечно              с              миртами              ты              лавры              съединяй.

(В. Пушкин, Сочинения, 1895, стр. 116.)

Иль              на              чело              его,              в              знак              мирного              венчанья,

Возложим              мы              венки              из              миртов и              лилей.

(Батюшков, 102.)

цветы, венчали певца...

протекает

лугам,

расцветает,

водам.

пустые,

сложил.

Кипридина

розою

юноши.

прелестницы

Рона

где

бархатным

к

ее

заглянул

меч

о

Нежны мирты и Чем Юного (Батюшков, 42.)

В              местах,

По

И мирт душистый Склонясь (Б а т ю ш к о в , 183.)

В              карманы

Покинул мирт и (Б а т ю ш к о в , 67.)

Любимца И миртом и Венчайте,

(Б а т ю ш к о в , 120.)

Ср. у Пушкина в лицейских стихотворениях (т. 1):

Темных миртов занавеса.

(165.)

розы, и мирты, рукою наслаждений.

Кругом              висели

Зеленый              плющ

Сплетенные Царицы (230.)

1 Так характеризуется волшебный дар поэта.

374

пристрастный, и мирты раздавал.

венчай.

Слепой              Амур,              жестокий              и

Вам              терния

(214.)

Вновь миртами красавицу (254.)

В              сенистых

Где мирт благоухал (82.)

рощах              и

садах,

трепетала.

и              липа

Излюбленный              Пушкиным-лицеистом              образ              маков,

символизирующий сон, также восходит к поэтическому стилю его ближайших предшественников и учителей. Ср. у Батюшкова:

И              нектаром              любви              кропит              ленивы              маки.

(Батюшков, 267.)

У Пушкина соответственно находим:

ленивый мак очи...

Когда

Покроет              томны

(103.)

в              тихой              час,

сладко              засыпает.

На маках лени,

Он

(124.) И т. д

  1. Слова, означающие жилище поэта и связанные с ним предметы.

Сюда относятся, например, сень, чердак, хижина, приют, шалаш, келья (в значении «маленькая бедная комната»), кров, уголок, садик, домик, хата, лачужка, огонек, калитка, кабинет, обитель, камелек и тому подобные слова, символизирующие вдохновение и уютное отъединение поэта от общества и людей.

Специфической чертой элегического стиля является то, что многие типичные элементы его словаря принимали форму прилагательного. Приведу для примера несколько наиболее постоянных и, так сказать, стандартных эпитетов этого              рода: прелестный[XXIX], сладостный,

пустынный[XXX], потаенный, тайный, таинственный, златой, младой, хладный, милый, легкий, девственный, лилейный и т. д. Вот, несколько примеров модного тогда употребления слова пустынный:

...звон              рогов

Вокруг пустынного залива.

(Батюшков, 225.) в издании: В. К. Кюхельбекер, Лирика и поэмы, т. 1, Л., 1939, стр. Ш—LIV): «Сегодня, когда прохаживался, матрос, из стоящих на карауле, взглянул на небо и воскликнул: «Какое прелестное небо!» «Лет за десять назад любой матрос в нашем флоте вероятно даже не понял бы, если бы при нем кто назвал небо прелестным...

Как после этого еще сомневаться, что наш век идет вперед?» 2 В значении «уединенный».

375

Прощаясь...              с              лесами

Пустынной родины              своей.

(Батюшков, 231.)

И              Делия              не              посетила

Пустынный памятник              его.

(Батюшков, 232.)

У              Батюшкова              же              встречаем              «пустынный небосклон»

(232), «пустынный источник» (115), «в пустынных краях» (115) и т. д. Ср. у Жуковского:

Как              часто              лилия              цветет              уединенно

В пустынном воздухе              теряя              запах              свой,

(I, 16.)

На пустынной скале.

(III, 63.)

Ср. у Пушкина-лицеиста (т. 1):

Лаура

И

(85.)

не

снесла              разлуки

бросила пустынный свет.

полей пустынных.

Жилец

(142.)

Теперь,

Укрыв

(167.)

когда              в

меня

покое              лень,

в пустынну сень...

Оставил

Уж

покинутую

навсегда

я пустынному Зефиру лиру.

(215.)

и многие другие. К этому источнику восходит, разумеется, и «На берега пустынных волн» в «Поэте», где это трафаретное выражение, однако, переосмысленно и приобрело новую поэтическую свежесть и

силу1.

Вообще весь этот элегический словарь отражается, хотя, разумеется, и не полностью, очень долго в произведениях Пушкина. Однако стилистическая функция этого словаря в зрелых произведениях Пушкина, в связи с полным разрушением прежних жанровых соотношений в русской поэзии, стала совсем иной.

<< | >>
Источник: Г. О. ВИНОКУР. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва —1959. 1959

Еще по теме I. ЭЛЕГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ:

  1. 4. Крылов (1790 е годы)
  2. Поэзия пушкинского круга
  3. Поэзия 1790-1810-х годов
  4. А. Ф. Мерзляков как поэт
  5. Некоторые вопросы структурного изучения текста
  6. 1983 А. С. Пушкин. [Анализ стихотворений]
  7. ГОРГИЙ
  8. УЛЫБКА
  9. О СВЯЗИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  10. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  11. ІІІ.              ЗВУК Е ВМЕСТО О ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В РИФМЕ
  12. I. ЭЛЕГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ