ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ

Вопрос. При фонетическом разборе встречаются слова с удвоенными согласными. Как разбирать такие согласные — как два звука или один? Например, сколько звуков обозначают удвоенные согласные в словах аллея, касса, грамматика, аккордѣ

Ответ.

Двойные (удвоенные) согласные всегда обозначают один звук, хотя изображаются двумя буквами. Речь может идти только о том, что в одних случаях этот звук долгий, а в других— простой. Так, в слове касса звук с долгий, а в слове грамматика звук м простой. Различие в произношении связано в приведённых примерах с ударением: если ударение падает на предшествующий двойным согласным слог, то обычно произносится долгий согласный, например: касса, вилла, ванна, гамма, сумма; если же ударение падает на один из последующих слогов, то произносится простой согласный, например: бассёйн, кассета, коллекция, грамматика, корректор.

Во многих случаях различие в произношении не связано с ударением, а вызвано необходимостью различать слова по смыслу, например: вести — ввести, поделать — подделать, стеной — стенной. Произношение долгих согласных обычно наблюдается, как показывают эти примеры, там, где двойные согласные появляются на стыке морфем слова (приставки и корня, корня и суффикса).

В закрытом слоге двойной согласный произносится как простой звук (металл, грипп), в начале слова — как долгий согласный (ссора, жжёт).

Следует также учесть, что долгие согласные могут обозначаться на письме не двумя одинаковыми, а двумя различными буквами, например: сшить(ш), влезшиЩш),_ сжечь(ж), раз- жать(ж), боится(ц), браться(ц), лётчик(ч), подчистить(ч) и т. п. (долгий согласный в фонетической транскрипции изображается одной буквой с горизонтальной чёрточкой над ней). При фонетическом разборе отмечается наличие во всех этих случаях одного долгого согласного звука (в отличие от орфографического разбора, где выясняется буквенный состав слова).

Вопрос. Существуют ли какие-нибудь правила относительно постановки ударения в русском языке? Бывают ли слова с двумя ударениями; например, как произносить слово радиоприёмник? Как произносятся слова: мйшление или мышление, хаос или хабе, квйртал или кварт&лі Как следует говорить: зав$ч или зйвун, бтраслевое (хозяйство) или отраслевбеї

Ответ. Ударение в русском языке не прикреплено к какому- нибудь определённому слогу или морфологическому элементу слова (к корню, приставке, суффиксу или окончанию) в противоположность некоторым другим языкам. Во французском языке, например, ударение ставится на последнем слоге; то же наблюдается в турецком, татарском и других тюркских языках, в армянском языке; в латышском, эстонском, финском, венгерском, чешском языках ударение падает на первый слог; в польском и грузинском языках ударение на предпоследнем слоге; в немецком языке оно обычно прикреплено к корню. Ударение, прикреплённое к определённому слогу или к определённой морфеме, называют связанным. В русском языке оно свободное, или разноместное, и может падать на люббй слог и любую морфологическую часть слова: зарево, погода, перекрёсток, произведение, реорганизация, вызвать, вычерпывать, вычисление, выходной. Каждое слово в русском языке имеет своё собственное ударение, которое, таким образом, служит одним из признаков данного слова и средством различения слов, одинаковых по звуковому составу, например: пропасть и пропасть, сорока и сорока, пахнуть и пахнуть.

Будучи разноместным, ударение в русском языке, кроме того, в ряде слов может перемещаться с одного слога на другой при образовании разных форм, т. е. оказывается подвижным, например: городу города, городу... (единственное число) и города, городов, городам... (множественное число); пишу (1-е лицо), пиши (повелительное наклонение), пишешь, пишет и т. д.; начал, начала, начало, начали. Благодаря этой особенности русского ударения оно может служить и средством различения форм слова, например: города (родительный падеж единственного числа) и города (именительный падеж множественного числа).

Разноместность и подвижность ударения в русском языке дают возможность легко строить ритмическую речь, но затрудняют усвоение правильного произношения слов: ударение в словах не определяется какими-нибудь общими правилами; оно усваивается в каждом слове вместе с усвоением самого слова. Однако передвижка ударения в словах в связи с образованием форм иногда регулируется известными нормами. Так, например, в кратких прилагательных с суффиксом -ок в женском роде единственного числа ударение обычно перемещается с основы на окончание: широк—широкй, висок—высока, узок—узка, крё- пок—крепка\

Служебные слова, особенно односложные, обычно не имеют на себе ударения, например: над деревом, под мостом, на реке, светит, да не греет', брат и я; на днём ни ночью; Уж я тебя, воструху! (Крылов); Ведь скучно же это! (М. Горький). Однако наблюдаются случаи постановки ударения и на служебных словах. Так, предлог нередко перетягивает на себя ударение с существительного, перед которым стоит: на руки, за волосы, из лесу, по полу. Двусложные и многосложные служебные слова иногда употребляются с более слабым ударением, чем рядом стоящие самостоятельные слова: кроме вас, после обеда, только мы опоздали.

Сложные слова, состоящие из большого количества слогов, обычно имеют два ударения, первое из которых бывает более слабым: машиностроительный, радиоприёмник, морозоустойчивый.

Имеются в русском языке и слова с колеблющимися ударениями. Колебания нередко объясняются влиянием диалекта, просторечия или жаргона. Встречаются, например, профессиональные слова с ударением, отклоняющимся от литературной нормы: компас, добыча (литературное — компас, добыча).

Литературный язык стремится изживать эти колебания, если за тем или другим вариантом произношения не закрепляется особое значение. Так, слово хаос (с ударением на нервом слоге) обозначает стихию, будто бы существовавшую, по мифологическим представлениям древних греков, до возникновения мира, а слово хаос значит „беспорядок*, „неразбериха*.

Из вариантов произношения слова квартал литературным считается квартал (вариант квартал является просторечным). Из двух вариантов слова мышление следует предпочесть мышление. Действительно, можно найти не один десяток глаголов на -ить с ударением на втором слоге от конца (типа мыслить), от которых образуются отглагольные существительные с ударением на суффиксе: мучить — мучение, плавить — плавлёше, править — правление, строить — строение, сблизить — сближение, возвысить — возвышение, избавить — избавление, измерить — измерение, направить — направлёние, очистить — очищение, оформить — оформлёние, принудить—принуждение, прибавить — прибавление, приспособить — приспособление, расхитить — расхищение, снизить — снижение, увеличить—увеличение, удвоить — удвоение, улучшить —улучшение, умнджить —умножение, ухудшить—ухудшение и др. Между тем лишь немногие отглагольные существительные рассматриваемого типа сохраняют уда-

1 Случаи подобного рода будут указываться в разделе „Морфология* в связи с рассмотрением вопросов, касающихся изменения той или иной части речи.

рение на корне, например: глідить— глажение, квасить — квашение, красить — крашение, упрочить — упрочение.

Слово завуч в „Орфографическом словаре русского языка* (Гос. изд. иностр. и национ. словарей, М., 1957) дано с ударением на первом слоге (завуч). Другие слова подобного типа имеют ударение на конце: завмаг, физрук. В современном литературном языке наметилась тенденция (вполне оправданная) к устранению подобных сокращённых слов, не всегда понятных широкому кругу лиц, хотя в разговорно-профессиональной речи они довольно широко используются.

Прилагательное отраслевое следует произносить с ударением на окончании: отраслевое (отраслевой).

Вопрос. Как правильно произносить имена и отчества: Феофан, Михаил, Михайлович, Николаевна, Алексеевна, Сергеевна и т. п.? Многочисленные примеры из классической поэзии показывают, что подобные имена и отчества издавна произносились стяжённо, а именно: Фан Алексеич, Михал Степаныч и т.

д. Чаще всего это стяжение наблюдается в отчествах: Зашла беседа ваша за ночь. Вы глухи? Алексей Степаныч! (Г рибоедов, Горе от ума.) Что станет говорить княгиня Марья Алексевна! (Там же.) Тогда Авдотья Ни- колавна, встав с кресел, медленно и плавно... (Лермонтов, Тамбовская казначейша.)

Ответ. Имена и отчества обычно употребляются в устной разговорной речи. Многие отчества, в буквенном составе которых имеются элементы ее, ае, ов, ев, произносятся стяжённо: Алексевна, Николавна, Степаныч, Михалыч, Василич и т. п. Точно так же некоторые имена в сочетании с отчествами изменяют своё произношение: Алексан-Николаич, Михал-Сте паныч. Но не всякое стяжение допустимо в литературной разговорной речи*. Так, имя Феофан, безусловно, не может быть превращено в Фан.

Разумеется, в просторечии мы столкнёмся с разнообразными сокращениями собственных имён, например: Лексей, Лександра и др., но нет никаких оснований рекомендовать подобные отклонения от литературной нормы к общему употреблению.

Вопрос. Почему произносят современный вместо обрусевшего современный? Ведь говорим же мы краснознамённый и безымённый; е следовало бы произносить только перед мягким н: современник, иноплеменник.

Ответ. Слово современный является обрусевшим, а современный представляет собой славянизм (само слово время — с неполногласным сочетанием — старославянское слово; в древнерусском языке было веремя). Произношение современный действительно является господствующим литературным произношением. Дело в том, что у нас сохранилось немало славянизмов в произношении, особенно в словах книжного характера, например: обыкновенный, вселенная, бренный, вдохновенный, надменный, а в старом литературном языке (до половины XIX в.) их было и ещё больше (например, безыменный, усыпленный и т. п.— у Пушкина). Произношение современный, соплеменный поддерживается к тому же наличием таких слов, как современник, иноплеменник, где е в положении перед мягким н обязательно. Произношение современный является просторечным.

Вопрос.

Как в русском языке слова делятся на слоги? Как разделить на слоги слова: семья, братья, тоска, тоскливый, раздразнить?

Ответ. Исследователи, изучавшие вопрос о слогоразделе в русском языке, высказывали совершенно противоположные мнения по этому вопросу. Известный фонетист проф. Р. И. Аванесов пишет: „Стоящие перед исследователем структуры слога трудности определяются тем, что методами инструментального исследования ещё не удалось получить существенных результатов в области слогоделения. Что же касается непосредственных наблюдений над своим или чужим произношением, то при их помощи не всегда оказывается возможным получить вполне достоверные данные, так как при наблюдении чисто фонетического членения речи, каковым является деление на слоги, очень трудно отрешиться от ассоциаций морфологических, вызванных морфологическим членением речи, и даже графических, связанных с правилами переноса"1.

Конечно, фонетическое деление слов на слоги нельзя смешивать с делением слов на слоги для переноса. Так, при переносе мы можем разделить слово сестра на две части произвольно: се-стра, сес-тра, сест-ра, фонетическое же членение этого слойа на слоги допускает только один вариант: се-стра. Точно так же фонетическое слогоделение может совершенно не совпадать с морфологическим членением слова; ср., например, ра-зли- вной (фонетическое членение) и раз-лив-ной (морфологическое членение). Вместе с тем морфологическое членение речи, несомненно, может оказывать влияние на фонетическое слогоделение. Здесь может играть роль и характер произношения: замедленное, чёткое (так называемый полный стиль) или убыстрённое, менее чёткое (так называемый разговорный стиль). Всем этим и определяется сложность решения вопроса о слогоделении.

Следует отметить общую особенность слогораздела в русском языке — преобладание в нём открытых слогов внутри слова (не на конце). Если между гласными имеется один согласный, то этот согласный всегда относится к последующему слогу, например: по-ло-са, ста до, о-са, ста-я (ста-йа), по-ём (по-йом), ра-йон, ма-йор. Но и при стечении нескольких согласных между гласными слогораздел обычно проходит перед сочетанием согласных: о-бвал, а-птека, ку-знец. Впрочем, при стечении согласных может оказаться и закрытый слог: кар-та, сер-(д)це. В частности, если при стечении согласных первый — й (йот), то он всегда отходит к предшествующему слогу, делая его закрытым: чай-ка, флей-та, вой-на.

Р. И. Аванесов пишет: „Основной закон слогораздела в русском языке заключается в том, что не начальный слог в русском языке всегда строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименее звучного[1] [2] \ Это значит, что в составе слога не должно быть сочетания: сонорный, шумный (согласный) -f- гласный, но может быть сочетание: шумный (один или два), сонорный-(-гласный, например: ве-зла, ко-стры, ба-дья (іба-d'ja)*. Если же в сочетании согласных звукоз сонорный занимает первое место, то он отходит к предыдущему слогу, делая его закрытым: вер-стагпь, кон-троль, пор-трет, ай-сберг. Таким образом, при сочетании сонорного с шумным образуется закрытый слог (сонорный относится к предыдущему, а шумный к последующему слогу). Но при сочетании двух сонорных, разных или одинаковых, по мнению Р. И. Аванесова, чаще образуются открытые слоги: ка-рман, во-лна, ска-мья (ска-м*ja), ва-нна, А-нна. Однако, если в ряду сонорных первое место занимает й (йот), то он, как более звучный, отходит к первому слогу: клей-мо.

Изложенной точки зрения на слогоделение придерживаются и авторы учебного пособия для факультетов русского языка и литературы педагогических институтов („Современный русский язык*, Учпедгиз, М., 1957) Е. М. Галкина^Федорук, К. В. Горшкова, Н. М. Шанский.

Из сказанного вытекает, что приведённые в вопросе слова делятся на слоги так: се-мья, бра-тъя, то-ска, то-скла-вый, ра-здра-знить.

Надо сказать, что в „Грамматике русского языка*, изд. АН СССР, М., 1952 (том 1, стр. 72) высказан несколько иной взгляд на слогоделение при стечении согласных. Здесь* при наличии нескольких согласных предлагается ещё учитывать, после какого гласного — ударного или безударного — находятся согласные. В положении согласных после ударяемого гласного здесь предусматривается двоякое слогоделение: а) если второй согласный л, или р9 или й, то оба согласных отходят к последующему слогу, например: ка-пля, стё-кла, му-дрый; зе-лье, ко-пья; б) во всех остальных случаях первый согласный, кроме и (йот), после уда-

ряемого гласного отходит к предшествующему слогу, а второй — к последующему, например: Ан-на, вол-ны, кад-ка, кам-ни, каш-ка, кас-са, лап-mu, об-мо-рок, ос-па, Пен-за, плак-са, поч-та, фер-ма, хвос-тик. Если первое правило (пункт а) не вступает в противоречие с тем, что говорилось о слогоделении выше, то второе правило (пункт б) предполагает уже несколько иной подход к слогоделению (по сравнению с указанным ранее): по второму правилу, после ударного гласного, при стечении любых несонорных согласных, а также двух сонорных (в том числе и одинаковых) первый согласный отходит к предыдущему слогу; таким образом, допускается слогоделение кад-ка, каш-ка, кас-са, лап-mu, вол-ны, Ан-на и т. п. В положении согласных после неударяемого гласного, по академической грамматике, любые согласные (сколько бы их ни было), кроме первого и, отходят ко второму слогу, например: во-нзитъ, ко-льца, па-льба, абстрактный, ви-згли-вый, во-ткнуть, о-тпра-вить, но вой-ско-вой.

Различные, в ряде случаев диаметрально противоположные точки зрения на слогоделение при стечении нескольких согласных показывают, что вопрос не является окончательно выясненным. По-видимому, слогоделение при стечении нескольких согласных, в число которых не входит /, допускает в ряде случаев разные варианты. Недаром в академической грамматике указывается, что малейшее усиление неударяемого слога может изменить слогоделение (например, слово бабушка при посложном произношении с ударением на каждом слоге будет звучать не ба-бу-шка, а ба-буш-ка), что „изменение указанных правил может произойти и в результате стремления делить слова на слоги соответственно морфологическому членению слова" (слова с фонетическим слогоделением по-дпи-хнуть, ра-зда-витъ могут быть произнесены и под-тх-нутъ, раз-да-вить).

Вопрос. Как произносится сочетание нт в слове ничто?

Ответ. Как известно, сочетание нт произносится как шт в слове что и в производных от него словах что-то, что-либо, что-нибудь, кое-что, чтобы, потому что. Но в слове ничто сочетание чт может произноситься и как шт, и как чт.

В слове уничтожитъ (производном от ничто) сочетание чт произносится только как чт. Слово нечто также произносится с чт, а не с шт.

Вопрос. В каких словах сочетание чн произносится как ш«?

Ответ. В соответствии с нормами старого московского произношения сочетание чн произносилось как шн в довольно большом количестве слов, например таких, как беспорядочный, огу~ речный, достаточно, проволочный, гречневый, табачный и др. Не полагалось произносить шн вместо чн в любом слове, имею- п

тем родственные образования со звуком ч, а также в словах книжного происхождения (не разговорных, тем более не просторечных). Например: дачник (дача), неудачник (удача), встречный (встреча), мелочный (мелочь), речной (речка), начну (начать) или алчный, античный, беспечный, вечный, восточный, мрачный, циничный.

Под влиянием широкого распространения грамотности, особенно в советскую эпоху, произношение шн стало постепенно вытесняться и заменяться произношением чн в соответствии с написанием. В настоящее время в литературном языке произношение шн сохранилось лишь в немногих словах, таких, как: горчичник, конечно, нарочно, прачечная, пустячный, скворечник, скучно, яичница, а также в женских отчествах на -инна (Ильинична, Кузьминична, Никитична, Саввична и т. п.).

В ряде случаев считается допустимым и то и другое произношение: булочная и булошная, лавочник и лавошник, молочный и молоишый, пшеничный и пшенишный, сливочное и сли- вошное (масло).

Произношение шн в прочих случаях обычно служит показателем просторечия.

Во многих новых словах, появившихся в наше время, произносится только чн: прожиточный (минимум), ленточная (пила), трелевочный (трактор), съёмочный (аппарат) и пр.

Таким образом, старая московская норма произношения многих слов с шн вместо чн постепенно отмирает (см. более подробно о сочетании чн в книге Р. И. Аванесова .Русское литературное произношение", Учпедгиз, 1957).

Вопрос. Как произносится г в словах благодарить, богатый, богатырь, тогда, ага, ого, гоп — как щелевой или как смычный звук? Как произносить г в слове благ (родительный падеж множественного числа)?

Ответ. В словах благо, благодарить, бога, богу и т. д., богатый, богатырь, тогда, когда, иногда, всегда в настоящее время господствует произношение г взрывного (смычного). Это произношение и следует считать современной литературной нормой. Произношение этих слов с г фрикативным (бока, боку, блако и пр.) считается устаревшим.

Слово бог (в именительном падеже единственного числа) произносится как бох, а слово благ (родительный падеж множественного числа) — как блак.

Междометия ага, ого, эге, гоп произносятся с г фрикативным (придыхательным): aka, око, эке, коп.

Вопрос. Как правильно произносить сочетание чш в словах лучший, лучше, улучшить?

Ответ. В словах лучший, улучшить, улучшение сочетание чш произносится как тій (лутший,_улутшить). Слово лучше произносится и как лутше и как луче (ч с долгим затвором).

Вопрос. Как произносится слово бездна — с д или без д?

Ответ. Слова с сочетанием здн произносятся, как правило, без д, т. е. имеют непроизносимый согласный, например: звездное (небо), наездник, поздний, поздно, праздник и пр. Но в немногих словах книжного характера д в сочетании здн может и произноситься: бездна, безвозмездный. Однако такое произношение не является господствующим в современном литературном языке: оно характерно главным образом для высокого, приподнятого стиля.

Вопрос. В каких случаях смягчаются согласные звуки под влиянием следующих мягких согласных и когда мягкость согласного, стоящего перед другим мягким согласным, обозначается на письме буквой 6?

Ответ. Смягчение согласных перед следующими мягкими согласными в современном литературном языке наблюдается реже, чем в старом произношении. Так, если прежде губные согласные смягчались перед мягкими губными, то в настоящее время губные согласные обычно сохраняют твёрдость в указанном положении: обвесить, вбежать, на лампе, хотя здесь возможны и колебания. Конечные согласные приставок, стоящие перед разделительным ъ, тоже чаще всего произносятся теперь твёрдо: объявление, съел, предъявил. Звук р, как правило, не смягчается перед мягкими согласными: портить, корчить, кормить.

В современном русском литературном языке обычно смягчаются:

а) согласные з и с перед мягкими д и т, а также перед

л и н: езъдить, мостик, мае* лить, вез* ли, бас ня, сквозняк; но на стыке приставки и корня наблюдаются колебания: разделить, стягивать, разлиновать, снимать (смягчение не обязательно);

б) д и т перед мягким н: поднял, вапгник;

в) н перед ч и щ: кончик, каменщик;

г) двойные согласные: в маесье, ранний, в ван не, рась с еять, без зьемельный.

Как известно, мягкость согласных, стоящих перед другими мягкими согласными, большей частью не обозначается буквой ь. Однако имеются случаи, когда ъ ставится и между мягкими согласными, а именно:

а) для обозначения мягкого л: скользить, вскользь, сельдь, мальчик, пильщик;

б) для обозначения других мягких согласных (кроме ч и щ), обычно стоящих перед мягкими б, м, г, к, но не на стыке приставки и корня (после приставок ь никогда не пишется): по просьбе, Кузьмич, деньги, серьги, коньки, четырьмя, детьми, людьми.

Мы наблюдаем такое явление: если буква ь стоит в середине слова пере^ твёрдым согласным, то при изменении слова и образовании родственных слов она (т. е. буква ь) сохраняется и перед мягким согласным: борьба — в борьбе, молотьба — к молотьбе, Кузьма—Кузьмич, восьмой — восьмёрка, возьму — возьми. На этом и основано правило, данное в учебнике .Грамматика русского языка* под редакцией акад. Л. В. Щербы (часть I, стр. 19): .Мягкость согласных перед другими мягкими согласными обозначается только в том случае, если при изменении слова второй мягкий согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким*. Однако, как показал многолетний опыт работы по указанному учебнику, это правило с трудом применяют учащиеся, и авторы нового учебника для школы — С. Г. Бархударов и С. Е. Крючков — отказались от формулировки правила правописания ь перед мягкими согласными, предлагая запоминать правописание таких слов, как возьми, Кузьмич, черви, медведь, бантик.

Указание на буквы б, м, г, к, несомненно, принесёт пользу при обучении правописанию в школе: зная эти буквы, учащиеся легко справятся с правописанием таких слов, пишущихся без ь, как медведь, винтик, бантик, песня, басня, кость, ветвь, червь, казнь, кончик, каменщик и пр. Однако это указание нельзя понимать в том смысле, что всегда перед мягкими б, м, г, к и только перед этими буквами надо писать ь: во-первых, встречаются такие слова, как Людмила, Дмитрий, затмение, в которых ь не пишется; во-вторых, имеются особые случаи, когда ь пишется и перед другими согласными: как известно, * пишется в неопределённой форме и во втором лице перед -ся: учиться, учишься, намажься (но не для того, чтобы показать мягкость предшествующего согласного); в повелительном наклонении перед -те: встаньте, спрячьте; могут встретиться и ещё случаи (более редкие) употребления ь перед другими мягкими согласными, например: в Лысьве (ср. Лысьва), на Косьве (ср. Косьва — название реки).

После всегда мягких ч и щ буква ь как знак мягкости вообще не пишется (в словах ночь, стричься, спрячься ь служит показателем определённых грамматических форм).

Между двойными мягкими согласными ь не пишется: в гамме, кассир, ранний.

<< | >>
Источник: В. А. ДОБРОМЫСЛОВ, Д. Э. РОЗЕНТАЛЬ. ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯ. ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ. Под редакцией Проф. А. Б. ШАПИРО. ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ. Выпуск первый. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР. МОСКВА —1958. 1958

Еще по теме ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  1. 2.1. Понятие фонетики и ее развитие
  2. К выполнению заданий по фонетике, орфоэпии, фонологии, графике, орфографии
  3. Фонетика
  4. Модуль 2. «Орфоэпия
  5. Вопросы к зачетам и экзаменам по разделам дисциплины «Современный русский язык» Демонстрационные варианты экзаменационных билетов Раздел «Фонетика»
  6. Предмет орфоэпии. Значение литературного произношения
  7. § 28. ОРФОЭПИЯ ФОНЕМ lt;Ж’gt; И lt;Ш’gt;
  8. Фонетика. Орфоэпия.
  9. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА ОРФОЭПИЯ
  10. ФОНЕТИКА ГРАФИКА ОРФОЭПИЯ АКЦЕНТОЛОГИЯ
  11. § 29. Основные правила русской орфоэпии и их изменения.
  12. 136. ПОНЯТИЕ ОБ ОРФОЭПИИ