<<
>>

§5. Художественные тропы, употребляемые в литературном языке.

Тропа (от греч. tropos - оборот). Весьма многие слова и целые обороты речи часто употребляются не в собственном их значении, а в переносном, т.е. не для выражения обозначаемого ими понятия, а для выражения понятия другого, имеющего какую-нибудь связь с первым.

В выражениях: «человек улыбается, - плачет, - умывается», все слова употреблены в собственном значении; в выражениях же: «утро улыбается», «сердце плачет», «земля умывается», глаголы употреблены в переносном смысле, для обозначения действий и состояний природы, а не человека. Следовательно, все слова и обороты, употребляемые в переносном значении, и называются тропами (изобразительными средствами речи). Разберем каждый более подробно.

Аллегория (от греч. allegoria - иносказание) - это иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, рельефного образа. Общеизвестны старинные аллегории: крест - вера, весы - правосудие, обух - скупость, якорь - надежда, лев - сила. Аллегоричны персонажи сказок, басен: они выражают строго определенное свойство, лишены многозначности и загадочности. В аллегории внешний, предметный слой образа, как и в олицетворении, играет иллюстративную роль, смысл аллегории однозначен. Например: волк (в басне) - аллегория агрессивности, а лиса - воплощение хитрости, алчности и лживости.

Метафора (от греч. metaphora — перенесение) - один из основных тропов художественной (литературной) речи, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании сходства, наличия признака, позволяющего их сблизить. Например: «идет дождь», «мобильная сеть», «тяжелый характер», «напиток здоровья». Метафора, конечно, не простое сравнение: она уже требует от человека догадки, самостоятельного додумывания, работы воображения. Когда мы говорим, что «лодкарассекает поверхность зеркальной водной глади», - это наглядное сравнение. Но когда говорим более кратко «зеркало воды» - это уже метафора, а эпитет «зеркальная гладь» - метафорический эпитет, употребляемый в переносном значении.

Олицетворение (прозопопея, персонификация) - как и аллегория,

основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, условно выражаясь, оживляем предмет. Сообщение (передача) неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением. Например: «седая чародейка» - зима.

Метонимия (от греч. metonymia - переименование) - это троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании тесной связи между понятиями. Тесная связь существует, например, между причиной и следствием, орудием и действием, автором и его произведением, владельцем и собственностью, материалом и сделанной из него вещью, содержащим и содержимым и т.д. Понятия, состоящие в подобной связи, и употребляются в речи одно вместо другого. Примеры:

1. Причина вместо следствия: «огонь истребил деревню»;

2. Орудие вместо действия: «какое бойкое перо!»;

3. Автор - произведение: «читаю Тютчева»;

4. Владелец - собственность: «сосед горит!»;

5. Материал - вещь: «весь шкаф занят серебром»;

6. Содержащее - содержимое: «я две тарелки съел».

Литота (от греч. litotes — простота) - троп, изображающий намеренное преуменьшение. Например: «мальчик с пальчик». Второе название литоты - мейосис. Противоположность литоте - гипербола.

Г ипербола (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении. Пример: «море любви», «океан счастья».

Синекдоха (от греч. synekdoche - соотнесение) - троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании количественного отношения между понятиями. Количественное отношение существует между: а) частью и целым; б) единственным и множественным числом; в) определенным и неопределенным понятиями; г) между родом и видом. Имеется также антономасия - особый вид синекдохи, состоящий в замене нарицательного имени собственным. Пример: «он настоящий Чичиков (прохвост)» и т.п.

Перифраз (от греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп, сутью которого является замена одного слова описательным выражением, передающим смысл этого слова. Например: «светило науки» - Ньютон, «царь зверей» - лев.

Ирония (от греч. eironeia - притворство) - это троп, в основе которого заложено намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Например: глуповатому говорят: «умница!»;

шаловливому ребенку: «скромный мальчик!» В структуре иронии необходимо отдельно выделить сарказм (от греч. sarkazo - рвать мясо) - высшая степень иронии: язвительная насмешка, соединенная с негодованием или презрением. Пример: «хоть ты в душе и палач, но я вижу, что ты хороший человек!». Как это не покажется странным, в конструкции сарказма тоже выделяют особую часть, которая называется инвектива (от позднелат. invectiva oratio - бранная речь) - это резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; она, как было сказано выше, является разновидностью сатиры.

В данном пособии мы намеренно не затрагиваем тему стилистических фигур художественного языка, поскольку, во-первых, они изучаются в курсе литературы и литературоведения и являются необходимым атрибутом стихосложения, употребляясь в обыденной речи крайне редко, а во-вторых, их множественное число не позволило бы охватить всю широту существующих понятий в рамках представленного курса культуры речи.

° Контрольные вопросы!

1. Расскажите, что такое тропа в литературном языке?

2. Сколько на данный момент выделяют художественных троп? Перечислите их.

3. Что такое аллегория?

4. Как называется основной троп литературной речи? Подробно расскажите о нем.

5. Какой из тропов, наряду с аллегорией, основывается на метафоре?

6. Что такое метонимия?

7. Как вы скажите, что такое мейосис и какой троп ему противоположен?

8. Что такое синекдоха?

9. Расскажите о перифразе.

10. Дайте определение иронии и назовите все структурные единицы, содержащиеся в этом тропе.

<< | >>
Источник: Баранов Р.Е.. Пособие по русскому языку с основами языкознания. — М.: МПГУ,2015. — 149 с.. 2015

Еще по теме §5. Художественные тропы, употребляемые в литературном языке.:

  1. Тема № 5. Культура речи как особая прикладная дисциплина
  2. 3.4. Система функциональных стилей русского языка
  3. Задания по лексикологии, фразеологии, лексикографии
  4. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДОВ Д. И. ФОНВИЗИНА В ИСТОРИИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. 1.4.2. Вопрос о квалификации постоянного эпитета и его типов
  7. § 7. Средства выразительности в тексте
  8. §5. Художественные тропы, употребляемые в литературном языке.
  9. Содержание:
  10. СОСТАВ РУССКОЙ ЛЕКСИКИ В СТИЛИСТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ.
  11. 1.4.5. Выразительность и богатство речи
  12. 3.4. Система функциональных стилей русского языка
  13. §4. О речевой системности функциональных стилей
  14. Г Л A B A XX ДРЕВНИЙ КИТАЙ
  15. А
  16. д