<<
>>

§4. Нормы литературного языка.

По мере изучения литературного языка нельзя не упомянуть и о такой форме его проявления, как стихотворение и стих. Стих (др.- греч. «О ОПХО^» — ряд, строй) - это стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:

■ художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т.

п.);

■ строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («да помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха»).

Особую роль в стихосложении имеют паузы: грамматические и логические. Но помимо этого в стихах имеются дополнительные паузы в отличие от прозы, такие как строковые паузы, люфтпаузы и цезура - дополнительная пауза, делящая стих пополам. Проза (от лат. prosa) — это устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм всегда опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов).

В прозе ритмический рисунок зависит от мысли и не повторяется во времени. В стихах же все диаметрально наоборот. Необходимо сказать, что стих, как таковой, это одна строчка. Стихотворение же - это целостное авторское произведение.

Возвращаясь к структурной модели стихосложения, необходимо упомянуть стопы. Стопа (др.- греч. лои^, лат. pes нога, ступня) — структурная единица стиха;

группа слогов, выделяемая и объединенная иктом, ритмическим ударением в стихе. Термин «стопа» (вместе с другими понятиями античной метрики), был адаптирован в русском стихосложении. Стопой обозначалась ритмическая группа из одного ударяемого и одного или двух (редко трех) неударяемых слогов. В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

Когда же в тексте встречаются два безударных слога на стыке друг с другом - это пиррихий.

В противоположном случае, когда встречаются два ударных слога подряд - это спондей. Спондей, как таковой, утяжеляет сам стиль произведения, придавая ему как бы материальную весомость.

При стихосложении нужно учитывать и тип рифмовки. Обязательной рифмовкой является два трехстишья и два катрена (четверостишья). Они образуют собой сонет. Сонет (итал. sonetto, окс. sonet) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы),

Возвращаясь к цезуре, важно отметить, что она в пятистопном размере ставится после второй и третьей стопы, позволяя осознать картину описываемых событий. Отличительной чертой и функциональным звеном при этом является вольный ямб - в каждой строке он определяет разное количество стоп. Имеется наличие многочисленных цезур, приближающих произведение (обычно, басню) к обыденной (бытовой) речи.

Помимо вольного ямба, нужно вспомнить и разностопный ямб - когда стопы в каждой последующей строке чередуются.

Говоря о стихосложении, невозможно не сказать и о речевом периоде. Речевой период - это развитие авторской мысли по восходящей, а потом по нисходящей. Этим обуславливается манера прочтения стихотворения. Она также зависит и от понимания подтекста. Подтекст - это наработка автора и скрытый смысл произведения. Составляющей подтекста произведения, дающей полное изображение того, о чем говорится в тексте, является кинолента видений. В стихотворениях часто может встречаться инверсия - перестановка слов. На фоне этого, ударение при прямом порядке слов будет падать на существительное, а при обратном - на прилагательное.

Сверхзадача произведения при всем при этом должна быть действенной, меняющей человека, его мировоззрение, вселяющей веру. Тогда будет протекать развитие души, а душа - это тонкая материя, проявление того, что нами движет в обычной жизни.

° Контрольные вопросы!

1. Что такое стихотворение?

2. Чем стих отличается от стихотворения?

3. Какие паузы существуют? Приведите примеры.

4. Дайте определение понятию «проза».

5. Какие пять стоп распространены в русском языке?

6. Чем отличаются каждая из стоп друг от друга?

7. Что такое пиррихий?

8. Что собой представляет спондей?

9. Что такое сонет?

10. Каково определение вольного ямба?

11. Что такое речевой период?

12. Что такое подтекст?

13. Определите понятие «кинолента видений».

14. Каким образом падает ударение при прямом и обратном порядке слов?

15. Каково определение понятия «душа»?

<< | >>
Источник: Баранов Р.Е.. Пособие по русскому языку с основами языкознания. — М.: МПГУ,2015. — 149 с.. 2015

Еще по теме §4. Нормы литературного языка.:

  1. 2. Понятие современного русского литературного языка
  2. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  3. §16. Язык и речь.Устная и письменная разновидности литературного языка
  4. Проверочный тест № 17. «Язык и речь. Устная и письменная разновидности литературного языка»
  5. Литературная норма. Признаки литературной нормы
  6. О СВЯЗИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  7. ПИСЬМЕННАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  8. О СТАНОВЛЕНИИ НОРМ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ТЕКСТА
  9. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДОВ Д. И. ФОНВИЗИНА В ИСТОРИИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  10. § 72. Развитие норм русского литературного произношения
  11. 3. Нормы литературного языка и современная речевая практика. Принципы русской орфографии.
  12. 1. Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке. Норма литературного языка. Изменение языковых норм. Нарушение языковых норм.
  13. §4. Нормы литературного языка.
  14. Понятие Нормы. Норма и Вариант. Стилистическое варьирование и колебание нормы. Причины нарушения нормы литературного языка