ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

Однородные члены предложения

Однородными называются члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, относящиеся к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью и интонацией перечисления, например:

Виноградную косточку в тёплую землю зарою,

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

И друзей созову, на любовь своё сердце настрою...

(Б.

Окуджава)

Не являются однородными:

        1. повторяющиеся слова, употреблённые с целью подчеркнуть длительность действия, множество лиц или предметов и т. п.; такие соединения являются единым членом предложения, запятые между ними ставятся:

По смоленской дороге леса, леса, леса,

По смоленской дороге столбы, столбы, столбы...

(Б. Окуджава);

        1. фразеологические сочетания с повторяющимися союзами: ни свет ни заря, ни то ни сё и т. п.; запятая в таких сочетаниях не ставится;
        2. повторяющиеся слова с частицей не перед вторым словом, если всё сочетание является единым целым, выражающим значение неопределённости:

Много не много, а сколько-то денег надо дать; Деревушка не деревушка, а какое-то селение виднеется;

        1. сочетания двух глаголов в одинаковой форме (простое осложнённое сказуемое): любить так любить, гулять так гулять.

Знаки препинания

О, а О (но, да=но)

Не чужую, а свою судьбу читал я в снах бездомных...

(М. Волошин)

при однородных членах предложения

3) если они соединены повторяющимися союзами (и, да, или, не то и др.^:

и О, и О, и О

И манит, и плачет, и давит виски весеннею острою грустью. (М. Волошин)

4) если при них употребляются парные союзы (не только... но и; как... так и; хотя и... но; если не... то и др.):

как О, так и О

Так узнайте: как пред могилою, так и пред Стенькой все люди равны. (М. Волошин)

5) если однородных членов больше двух, а союз последовательно повторяется хотя бы два раза:

О, и О, и О

Парижа я люблю осенний строгий плен, и пятна ржавые, и веток переплёты. (М. Волошин)

6) если даны пары однородных членов:

Q и Q, Q и Q

Я хочу жить и работать, бороться и побеждать.

II. Однородные члены не разделяются запятыми:

1) если даны разные пары однородных членов:

9 и Q Q и Q lt;Р и Q и Q, и Q

Хочу лететь и видеть горы и леса.

Скрывайся и таи и чувства, и мечты

свои. (Ф. Тютчев)

2) если пары однородных членов или два однородных члена соединены неповторяющимся союзом разделительным или соединительным:

Q и Q или Qи Q

Хочу видеть горы и леса или реки и моря.

  1. и О
  2. і

Я соблюдаю обещанье и замыкаю в чёткий стих моё далёкое посланье.

(М. Волошин)

III. Ставится точка с запятой:

если один (или оба) из однородных членов распространён:

Только ветр закаспийских угорий мутит воды степных лукоморий, плещет, ры

щет — развалист и хляб — по оврагам, увалам, излогам, по немереным скифским дорогам, меж курганов да каменных баб; вихрит вихрями клочья бурьяна, и гудит, и звенит, и поёт... (М. Волошин)

(^аспр^; Сраспр?)

IV. При однородных членах могут быть обобщающие слова (©). При них ставятся следующие знаки препинания:

1) если обобщающее слово стоит перед однородными членами, после него ставится двоеточие:

©: О, О, О

Для всех людей одни вериги: асфальты, рельсы, платья, книги... (М. Волошин)

2) если обобщающее слово стоит после однородных членов, перед ним ставится тире:

О, О, О — @

Тому, кто зряч, но светом дня ослеп, смысл голосов, звук слов, событий звенья, и запах тел, и шорохи растенья — весь тайный строй сплетений, швов и скреп раскрыт во тьме. (М. Волошин)

3) если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов — тире:

©: О, О, О — lt;

Минует век, и «Мрачная фигура»: «форменный мундир, бескровные щетинистые губы, мясистый нос, солдатский узкий лоб» — «встаёт над Русью».

(М. Волошин о графе А. Аракчееве)

4) если после обобщающего слова стоит слово как-то (а именно, например), перед ним ставится запятая, а после него — двоеточие:

Цветы, как-то: лютики, одуванчики, васильки — росли на лугу.

©, как-то (а именно, например): О, О

  1. при пропуске противительного союза:
  2. при резком и неожиданном переходе от одного действия или состояния к другому:
  3. если они образуют градационные ряды (часто в заголовках):

Сегодня знания законов не желательно - обязательно.

Алексей стиснул зубы, зажмурился, изо всех сил рванул унт обеими руками — и тут же потерял сознание. (Б. Полевой)

Педагог — коллектив — личность.

(А. Сухомлин ский)

Найдите соответствующую каждому предложению схему в таблице. Расставьте знаки препинания при однородных чле-

нах. Сделайте вывод о том, какие члены предложения могут быть однородными.

Иннокентий Анненский (1855—1909) с предельной силой и полнотой выразил поэтическое мировосприятие модернизма оказал значительное влияние на поэзию ХХ века. Поэтика ассоциаций поэзия намёков искусство детали изысканность формы напевный стиль всё это выделило его из числа других модернистов и поставило высоко над ними. Н. Гумилёв и А. Ахматова О. Мандельштам и Б. Пастернак отмечали поразительное влияние творчества И. Анненского на их развитие. А. Ахматова посвятила памяти Анненского стихотворение «Учитель» и называла его так всю

жизнь.

И. Анненский был известен и как директор Царскосельской гимназии и как поэт и как знаток и поклонник античной литературы.

Он не только перевёл 17_ трагедий Еврипида и сатиров- скую драму «Киклоп» но и создал четыре оригинальные трагедии. И. Анненский написал две книги стихов «Тихие песни» и «Кипа- рисовъшлареи,» но смог издать только первую (вторая была опубликована посмертно). Это был своеобразный человек замкнутый

1                                          «                                          «                                                        V4/              gt;              lt;              ^                                                        '              •                                                                      •                                          gt;              '              •                                          1/              •                                                                     

и самоуглублённый. Прекрасные качества ум благородство естественность необычайная скромность были свойственны ему. Он был готов заниматься словесностью и_денъ_и_ночъ. Недаром один из его учеников, Н. Гумилёв, написал впоследствии: «Был Иннокентий Анненский последним из царскосельских лебедей».

I. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы, отражающие постановку (или отсутствие) знаков

препинания при однородных членах.

II. Определите, какую художественную функцию (являются эпитетами, метафорами, олицетворениями и т. д.) выполняют однородные члены.

1) Я научилась просто мудро жить смотреть на небо и молиться Богу и долго перед вечером бродить, чтоб утолить ненужную тревогу. (А. Ахматова) 2) Зачем притворяешься ты то ветром то камнем то птицей? (А. Ахматова) 3) Есть в русской природе усталая нежность безмолвная боль затаённой печали безвыходность горя безгласность безбрежность холодная высь уходящие дали.

(К. Бальмонт) 4) Дорогая, шути улыбайся не буди только память во мне про волнистую рожь при луне. (С. Есенин) 5) И сердце простило, но

(По В. Баевскому)

сердце застыло и плачет и плачет и плачет невольно. (К. Бальмонт) 6) Ещё последний снег в долине мглистой на светлый лик весны бросает тень, но уж цветёт душистая сирень и барвинок и ландыш серебристый. (И. Бунин) 7) Старинная мебель в пыли да люстры в чехлах да гардины... и вдаль отойдёшь... А вдали — равнины равнины.(А. Белый) 8) Вспомню маму крашеную прялку синий вечер дрёму паутин за окном ночующую галку на окне любимый бальзамин луговых поёмные просторы тишину обкошенной межи облаков жемчужные узоры и девичью песенку во ржи. (Н. Клюев) 9) Ни ясных звезд блуждающие станы ни полные на взморье паруса ни с пёстрым зверем тёмные леса ни всадники в доспехах средь поляны ни гости с вестью про чужие страны ни рифм любовных сладкая краса ни милых жён поющих голоса во мгле садов, где шепчутся фонтаны, ничто не тронет сердца моего. (Вс. Иванов) 10) Людские чужды мне восторги сраженья праздники и торги весь этот шум в земной пыли. (Ф. Сологуб) 11) Во всём мне хочется дойти до самой сути в работе в поисках пути в сердечной смуте. (Б. Пастернак) 12) Но всё мне дорого туман их появленья их нарастание в тревожной тишине. (И. Анненский) 13) И веют древними поверьями её упругие шелка и шляпа с траурными перьями и в кольцах узкая рука. (А. Блок) 14) Мы помним всё парижских улиц ад и венецьян- ские прохлады лимонных рощ далёкий аромат и Кёльна дымные громады. (А. Блок) 15) Помню всё рассвет, сиявший строго, жажду сразу всех земных дорог путей. (М. Волошин)

№ 189.

I. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Определите, какими частями речи выражены однородные члены.

II. Разделите текст на смысловые части. Подчеркните опорные слова и словосочетания. Составьте план.

Поэтика ас(?)оциаций Иннокентия Анненского

Поэзия живёт в первую очередь чу(?)ствами эмоциями переживаниями. В ХІХ веке поэты не только великолепно умели вос(?)оз- дать эмоциональную жизнь человека но делали это весьма рационально, ис(?)ледуя чу(?)ства мыслью и последовательно изл..гая результаты такого анализа. Вспомним стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». В нем всё пр..дельно ясно. «Чудное мгновенье» — по..вление пр..красной женщины, причём вполне ясно какой, — вызвало восторг; но она исчезла — пот..нулись годы

«суеты» «зат..ченья»; «милые черты» сначала снились потом стёрлись из памяти. Но вот — чудо! — она явилась, и «душе настало пр..- бужденье», и «воскресли вновь и божество и вд..хновенье и жизнь и слёзы и любовь». Стихотворение просто понятно чудесно одним словом в..схитительно. Анненский пишет иначе. Он словно заносит на бумагу чу(?)ства и мысли, возникающие под влиянием случайных ас(?)оциаций. Обратимся к его стихотворению «Стансы ночи»:

Меж теней погасли со(?)нца пятна На песке в загрезивш..м саду. Всё в тебе так сладко-непонятно, Но твоё запомнил я: «Приду». Ч..рный дым, но ты воздушней дыма, Ты нежней пушинок у листа. Я не знаю кем, но ты любима, Я не знаю, чья ты, но м..чта. За тобой в пустын(?)ые покои Не сойдут алмазные огни, Для тебя душистые левкои Здесь ковром раскинулись одни. Эту ночь я помню в давней грёзе, Но не я т..мился и желал: Сквозь фонарь, забытый на берёзе, Талый воск и плакал и пылал.

О чём стихотворение? При первом прочтении, говоря «прозой», о том, что любимая об..щала но не пришла и лирический герой печалится. Но так ли это? «Эту ночь я помню в давней грёзе.» Стало быть, действие происходит не в дан(?)ый момент а возн..кает в памяти. Далее: «Ч..рный дым, но ты воздушней дыма». Ч..рный дым символ п..чали несостоявш..йся мечты гибели. Но «дым» лёгок и невесом — и возн..кает образ любимой: «ты нежней пушинок у листа», «всё в тебе так сладко-непонятно, но твоё запомнил я: «Приду». Приду? А как же: «Я не знаю кем, но ты любима, я не знаю, чья ты, но м..чта»? Может, это «приду» обещ..н(?)о кому-то но было нечаянно услыш..н(?)о? Ведь «не я т..мился и желал»! Вероятно, оно было так нежно так «сладко-непонятно» и так пр..зывно-многообе- щающе, что осталось в памяти, а сегодня, когда «меж теней погасли со(?)нца пятна на песке в загрезивш..м саду», оно вспомнилось, оно желан(?)о но — увы — недостижимо, и поэтому «сквозь фонарь, за-

бытый на берёзе, талый воск и плакал и пылал». Перед нами зам.. - чательное стихотворение. Л..гические неувязки не недостатки его а д..стоинства. Просто это другая (в сравнении с пушкинской) поэтическая школа иной стиль новое мироощущение.

<< | >>
Источник: Хлебинская Г.Ф.. Русский язык. 11 класс. Профильный уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Ф. Хлебинская. — М. : ОЛМА — Учебник : ОЛМА Медиа Групп,2010. - 368 с.. 2010

Еще по теме Однородные члены предложения: