ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

Б. Репрезентирующий компонент

Репрезентирующий, или вводящий, компонент («ввод») - неотъемлемая составная часть конструкции с чужими речениями как бинарной синтаксической единицы.

Типология вводов lt;.

gt; определяется следующими структурными и структурно-функциональными факторами, обладающими реальной возможностью охватить важнейшие моменты исследуемой структуры: местоположением; конструктивно-целевой направленностью ввода; степенью охвата реплик; характером основной, собственно вводящей части («ядро ввода»); составом вводящего ядра.

По местоположению, не считая трех основных типов - препозитивного, интерпозитивного и постпозитивного, выделяются следующие вводы: кольцевой (препозитивно-постпозитивный), или обрамляющий lt;...gt;; непрерывный (постпозитивно-препозитивный) lt;...gt;; перекрестный (предваряемый или вводящей частью, или прямой речью). И еще один ввод - нулевой (прямая речь вплетается в повествование без вводящих слов), с тремя разновидностями: а) авторская речь вообще отсутствует - так называемый чистый диалог; б) авторский контекст стоит после прямой речи; иными словами, ею открывается книга, или часть, или глава; в) слова автора предшествуют прямой речи, не вводя ее специально.

Вторую разновидность вводящих компонентов представляют собою вводы по конструктивно-целевой направленности. Суть в том, что основное назначение одних вводов - специально вводить прямую речь, почему они и называются основными, тогда как другие вводы, выступающие в этом же самом прямом отрезке, хотя и вводят прямую речь, но играют при этом вспомогательную роль. Первые вводят определенное прямое высказывание в целом, в то время как последние подключают лишь его части, дополняя и оттеняя собой в отношении «вводности» (стилистические функции их не менее разнообразны, чем функции основных вводов) первые. Отсюда и название их - дополнительные. lt;.gt;

Третью разновидность вводящих компонентов составляют вводы по степени охвата реплик в диалогической или полилогической речи.

Одни вводы охватывают содержанием вводящего глагола весь диалог - самостоятельно или в сочетании с вводами, выполняющими роль добавочных замечаний; другие вводят первую реплику диалога или, еще меньше, характеризуют семантически только часть монолога либо одну из реплик диалога. Таким образом, здесь выделяются следующие типы вводов: общий ввод lt;...gt;; частный ввод. Имеет две основные вариации. В одном случае ввод по смыслу относится только к части реплики или монолога (частный ввод одночлена, - разорванного, при интерпозиции ввода, или цельного, при постпозиции ввода). lt;. gt; Другая вариация присуща вводам полилога. Сущность ее состоит в том, что слова автора вводят всего лишь одну реплику (частный ввод многочлена!). lt;.gt;

Можно указать еще на возможность термина «двойной ввод» для обозначения обеих вводящих частей конструкции с двумя вводами - общим основным и общим дополнительным. Наиболее распространенная в литературно-художественном языке разновидность двойного ввода - внутренний, частный ввод реплики в составе конструкции с вводом общим. lt;...gt;

Литературный язык обладает необычайным разнообразием способов сочетания прямой речи с авторским контекстом: классификация вводов в их отношении к местоположению, конструктивно-целевой направленности и степени охвата реплик даст нам около тридцати типологических разновидностей. Комбинированное же сочетание их обеспечивает художнику слова огромное, трудно поддающееся учету количество вариантов рассматриваемых структур.

Таковы основные способы компонирования синтаксических единств с прямой речью по местоположению, конструктивно-целевой направленности и степени охвата реплик.

Значительный интерес представляют также вводы, типология которых определяется характером главной, собственно вводящей части («ядро ввода»), и составом этого ядра. Причем, если первые три фактора имеют в виду связь прямой речи с авторской, структурное соотношение между ними, то последние два обусловливают структурную дифференциацию внутри вводящего компонента; другими словами: первые определяют построение высказываний с прямым текстом, вторые - построение вводов.

По характеру ядра вводов они делятся на следующие структурные типы: глагольно-речевые, косвенные, субстантивные, неполные, модальные и сопроводительные (ремарка). lt;...gt;

В заключение несколько слов о функциях вводящего компонента, имея в виду, что одна из сторон этого вопроса - конструктивная функциональность - уже освещена. Речь, собственно, шла о грамматических функциях, прежде всего о той огромной роли, которую играют вводы в компонировании частей предложения с чужой речью, проявляющемся в разнообразнейших способах включения ее в авторский контекст. Важнейшим структурно-функциональным назначением вводов является, в частности, определение характера синтаксической связи между компонентами предложений с чужим высказыванием, которая, в свою очередь, зависит от других грамматических факторов, главным образом - местоположения и интонации.

Однако, помимо этих, структурно-грамматических функций, вводы выполняют еще функции семантико-стилистического порядка. С данной точки зрения вводы, создавая фон, который оттеняет естественность, правдивость той или иной реплики, как и чужого сообщения в целом, могут указывать на: а) жест, как вспомогательное средство, нередко используемое говорящим для подчеркивания тех или иных моментов в своем высказывании; б) мимику; в) акустико-слуховую сторону речи, интонацию; г) чувство, настроение, вообще психологическое состояние носителя речи; д) отношение к собеседнику, отношение автора к говорящему; е) место, время, обстановку речи и на многие другие моменты, помогающие органически связать между собой компоненты синтаксических единств с чужой речью и обеспечить максимальную действенность вводимых слов и речений, создать иллюзию их непосредственности. Вводы служат активным средством изображения ситуации чужих сообщений, помогающим раскрывать их содержание. lt;.gt;

<< | >>
Источник: Е. Е. Долбик, В. JI. Леонович, Л. Р. Супрун-Белевич. Современный русский язык : хрестоматия. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис / сост. : Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, Л. Р. Супрун- Белевич. — Минск : БГУ,2010. — 295 с.. 2010

Еще по теме Б. Репрезентирующий компонент:

  1. Глава IМЕНТАЛИТЕТ КАК СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК
  2. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА В МАРКСИСТСКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ 
  3. РАЗДЕЛ I ВОПРОСЫ ТИПОЛОГИИ. КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУР С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ, ИХ ТИПЫ, РАЗНОВИДНОСТИ И МОДИФИКАЦИИ
  4. А.              Репрезентируемый компонент
  5. Б. Репрезентирующий компонент
  6. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  7. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ[1]
  8. §3. Текстоморф —о- как словообразовательная доминанта
  9. § 2. Развитие научного знания и «прогресс теорий»
  10. § 2. ЕЩЕ РАЗ О ПОЛЕМИКЕ МАТЕРИАЛИЗМА И ИДЕАЛИЗМА
  11. Знание как сознательный феномен Катречко С.Л.
  12. 1.4. Аспекты изучения порядка следования сегментов в простом и сложном предложении