<<
>>

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Вводными считаются слова, грамматически не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и вносящие в предложение дополнительные модальные, эмоциональные и экспрессивные значения, а также указывающие на источник сообщения, связь с контекстом и т.

д.

Вводные конструкции в предложении выделяются интонационно, отграничиваются от него. Для них характерна особая интонация вводности, которая конкретизируется как интонация включения или интонация выключения (характеризуется понижением голоса и убыстренным темпом произношения по сравнению с произносительной интонацией остального предложения).

Вводные слова могут относиться и к отдельным членам предложения, и ко всему предложению в целом: Я, признаюсь, тут ровно ничего не понимаю... (Н. Гоголь); Но, к великой моей досаде, Швабрин, обыкновенно снисходительный, решительно объявил, что песня моя нехорошая (А. Пушкин) — вводное слово и сочетание слов характеризуют все предложение; Он примет взвод, а может, роту (С. Щипачев); Мне надо, чтобы каждое слово, каждая фраза попадала бы в тон, к месту, чтобы в каждой отдельной фразе... слышалось отражение главного мотива, центральное, так сказать, настроение (В. Короленко) — вводное слово и сочетание слов относятся к отдельным словам в предложении.

Вводные слова и вводные сочетания слов различаются своими значениями.

  1. Вводные слова и сочетания слов могут иметь модальное значение. Они выражают оценку говорящим степени достоверности высказывания; уверенность, неуверенность, сомнение, возможность, предположение и т. д. Модальное значение свойственно словам и сочетаниям слов: конечно, несомненно, вероятно, кажется, правда, без сомнения, в сущности, само собой, весьма вероятно, в самом деле, может быть, должно быть, безусловно, очевидно, бесспорно, по-видимому, не правда ли, надо полагать и др.: Ливень, видно, не захватил Трошина леса, что темнел далеко за садом (И.
    Бунин); Ты, должно быть, мечтатель (И. Гончаров); Попробуем, может быть, удастся что-нибудь из тебя сделать (И. Гончаров).
  2. Вводные слова могут указывать на обычность совершаемого: как водится, как обычно, по обыкновению, случается, бывает, по обычаю и др.: Я вспомнил о старушке, о невесте, бывало тут сидевших под окном, о той поре, когда я был моложе (А. Пушкин); В тот злосчастный вечер, как обычно, пришел на завалинку Ксенофонт, выполз за ворота дедушка (В. Астафьев); ...Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться (И. Тургенев).
  3. Указание на источник сообщения передается в словах: по преданию, по-моему, по-вашему, по словам, по сообщениям, по слухам, дескать, по сведениям..., по мнению..., говорят, мол и др.: Город этот, как известно, сыграл немаловажную роль в освоении Арктики (Э. Кренкель); Каждому человеку, считаю, свое в жизни положено (С. Залыгин); Ему уж стукнуло, по сказкам, сто годов (Н. Некрасов).
  4. Вводные слова и сочетания слов могут характеризовать отношение к способу выражения мысли: иными словами, другими словами, по выражению, прямо скажем, с позволения сказать, попросту говоря, грубо выражаясь, так сказать, что называется, лучше сказать, словом, если можно так сказать и др.: Собственно говоря, попал я сюда просто (К. Паустовский); Я этого, скажу вам откровенно, терпеть не могу (И. Тургенев); Словом,, Сторешников с каждым днем все тверже думал жениться, и через неделю он явился с предложением (Н. Чернышевский).
  5. Вводные слова могут представлять собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание, внушить ему определенное отношение к высказанному: послушайте, знаете (ли), понимаешь (ли), простите, согласитесь, не поверишь (ли), вообрази, помилуй, скажи на милость, представьте себе, извините, пожалуйста и др.: Я летчик, понимаете, я летать, я воевать хочу (Б. Полевой); Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно? (В. Маяковский); Вдруг в одно прекрасное утро, вообразите себе, входит Арина...
    (И. Тургенев).
  6. Вводные слова указывают на связь мыслей, последовательность их изложения: итак, значит, наоборот, кроме того, сверх того, в общем, кстати, наконец, к примеру, с одной стороны, в конце концов, следовательно, например, в частности и т. д.: Итак, в дороге три-четыре, а то и пять, пожалуй, дней шел спор о фронте и о тыле — не что важней, а где трудней (А. Твардовский); Лесной воздух целебен: он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический процесс дыхания в наслаждение (К. Паустовский); Между прочим, хотя рискую вас огор- читъ, но должен сознаться — кажется, один и ваш мост взорвал (К. Симонов).
  7. Вводные слова могут выражать эмоциональную оценку сообщаемого: к счастью, к несчастью, к удивлению, к радости, на беду, к изумлению, чего доброго, не ровен час, к ужасу, к стыду и др.: К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце (М. Пришвин); Про вас я не слышал, к несчастью, ничего... (М. Лермонтов); К умножению досады, бричка моя сломалась (Н. Гоголь).
  8. Вводные слова могут указывать на экспрессивный характер высказывания: кроме шуток, по душе, по-настоящему, между нами, прямо скажем, по правде, по совести, по справедливости, не в укор будь сказано, честно говоря и др.: Сказать правду, спасенный не понравился Морозке с первого взгляда (А. Фадеев); Ты сам, не во гнев будь сказано, погрешил много (Н. Гоголь); А Булычев, надо прямо сказать, в плохом виде! (М. Горький).
  9. Вводные слова могут указывать на оценку меры того, о чем идет речь: самое большее, по крайней мере, без преувеличений и др.: Я, без всяких преувеличений, глядел на вас как на существо высшее... (И. Тургенев); Разговаривал со мной, по крайней мере, как командующий армией (К. Симонов).

Морфологически различаются вводные слова именные: правда, без сомнения, к удивлению, к счастью, в сущности, по сути, на беду, по обычаю, к досаде, к сожалению, между прочим, самое главное, кроме того, напротив того, самое большее, в общем и целом; наречные: обычно, вернее, короче, безусловно, точнее, наконец, кстати, понятно; глагольные: скажем, видишь (ли), говорят, помнится, признаться, видать, само собой разумеется, представьте себе, слыхать. Во вводных сочетаниях могут объединяться слова разнрй морфологической принадлежности: точнее говоря, правду сказать, так сказать, иными словами, без всякого сомнения, мягко выражаясь, по совести говоря.

Специфическая функция вводных слов привела к появлению особой лексико-грамматической группы — модальных слов. К этой группе относятся наречные по происхождению слова типа очевидно, конечно, вероятно, некоторые из них выполняют только функцию вводных слов.

<< | >>
Источник: Николай Владимирович Адамчик. Самый полный курс русского языка / Авт. Н.              В. Адамчик. — Минск: Харвест,2008. — 848 с.. 2008

Еще по теме ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:

  1. Вводные и вставные конструкции
  2. 318. Вставные конструкции
  3. 2.6. Синтаксическая система русского языка:основные типы словосочетаний и предложений
  4. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
  5. ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
  6. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ
  7. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  8. Модуль 5. «Синтаксис осложненного предложения».
  9. Вводные и вставные конструкции, общее понятие
  10. Функции вводных и вставных конструкций, их структурные типы, функционально-семантическая классификация
  11. 318. Вставные конструкции
  12. top.document.title=document.title; chid="part-009"; chnum=9; chkurl(); doStart(sa); 2.7. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях
  13. 3.1. Семантически несвободные сочетания слов с элементом «так»