<<
>>

Вводные и вставные конструкции

I. Вводными называются слова и словосочетания, грамматически не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и показывающие отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу её выражения.

В произношении они выделяются паузами и особой интонацией.

Чаще всего в качестве вводных употребляются слова или словосочетания, служащие:

1) для выражения уверенности: безусловно, без сомнения, бесспорно, в самом деле, естественно, конечно, правда, разумеется, действительно, несомненно;

  1. для выражения неуверенности: вероятно, видимо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей вероятности;
  2. для выражения того или иного чувства: к досаде, к несчастью, к огорчению, к радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, на беду, странное дело, чего доброго;
  3. для указания на источник сообщения или того, кому оно принадлежит: говорят, по-моему, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по чьему-нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд;
  4. для указания на последовательность явлений, связь между ними: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, напротив, наоборот, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, например, в частности, скажем, стало быть;
  5. для указания на способ выражения, оформления мыслей: одним словом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь;
  6. для привлечения внимания: видишь (ли), видите (ли), знаете(ли), извините, представьте себе, позвольте, согласитесь.

Не являются вводными словами: ведь, вообще, вот, будто, как будто, словно, якобы, именно, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, как бы, даже, авось, вдруг и др.

    1. Вводные предложения, как и вводные слова и словосочетания, выражают отношение говорящего (пишущего) к тому, о чём он сообщает: Вы, я знаю, неприхотливы (ср.: Вы, конечно, неприхотливы).

Вводные предложения интонационно выделяются при помощи пауз и более быстрого темпа речи.

    1. Вставные предложения содержат различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъясняющие основное предложение в целом или отдельное слово в нём: Марина Ивановна Цветаева (её отец — профессор-искусствовед, основатель Музея изобразительных искусств им.
      А. С. Пушкина в Москве, мать — пианистка) родилась в 1892 году.

В конце вставного предложения в соответствии с его содержанием и интонацией могут употребляться вопросительный и восклицательный знаки:

Всходили и гасли звёзды (откуда такая нежность?)... (М. Цветаева)

В моей руке — какое чудо! — твоя рука... (А. Фет)

Знаки препинания

при вводных и вставных конструкциях

1) Вводные слова выделяются запятыми:

г ,вводн. , ] сл.

М. Цветаева, безусловно, заняла видное место среди поэтов Серебряного века.

2) Вводное слово, стоящее после союза, отделяется от союза запятой. Но если вводное слово стоит после союза а (реже но) и образует с ним единый оборот, оно от союза запятой не отделяется:

г и вводн. ] сл.

но:

[..., а ? вводн., ...]. L ' сл. ' J

Во-первых, благодарю вас за всё и, во-вторъх приглашаю в гости.

Во-первых, благодарю вас за всё, а во-вторъх, приглашаю в гости.

3) Если вводное слово входит в обособленный оборот и стоит в его начале или конце, то оно от оборота не отделяется:

[ вводн. vобособл. ] ' сл. оборот ' "

[ обособл у вводн. ] L"' 'оборот сл. ' "'J'

Цветаева, должно быть из гордости, никогда не жаловалась на бедность. Цветаева, очень переживая вероятно, всё же уговорила семью вернуться в Россию.

[...

( вставн. ), а ...]

предл. [. ( вставн. ): .]

предл.

и др.

В 1921 году Цветаева пишет пьесы «Червонный валет», «Метель», «Фортуна», «Феникс» (вышла отдельным изданием под названием «Конец Казано- вы»), а также поэму-сказку «Царь-девица» и др.

В каких случаях повторяющиеся в каждой паре предложений слова (словосочетания) являются вводными? Расставьте знаки препинания.

1) К счастью нужно стремиться. — К счастью его отличает стремление быть полезным людям. 2) Лицо его казалось печальным. —

Всё казалось шло как нельзя лучше. 3) Решение очевидно. — Очевидно придётся принять соответствующее решение. 4) Словом можно поддержать человека. — Словом его необходимо поддержать сейчас. — Учителя, ученики, родители словом все присутствующие были настроены по-праздничному. 5) Послание должно быть доставлено как можно скорее. — Было должно быть очень поздно. 6) С одной стороны сидели дети, с другой — родители. — С одной стороны всё идет прекрасно, с другой вызывает опасения отсутствие охраны.

I Выпишите сначала предложения с вводными словами, а за-

I тем — с вводными и вставными предложениями. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) «При всей сложности своего письма и мышления, она была удивительно демократична и как говорят в таких случаях человечна», — писал о М. Цветаевой Борис Пастернак. 2) «Кажется нет в моих воспоминаниях более трагического обр..за чем этот», — писал И. Эренбург. 3) Должно быть за той рощей деревня, где я жила, должно быть любовь проще и легче, чем я ждала. 4) Вот опять окно, где опять не спят.

Может пьют вино, может так сидят. Или просто — рук не разнимут двое. 5) Видно пока надо мной не пропоют литию, буду грешить — как грешу — как грешила: со страстью! 6) А может быть ложен мой подвиг и даром труды, как в землю положен быть может проспишь до трубы. 7) Меня видишь кудри беспутные эти? земною не сделаешь солью. 8) Всходили и гасли звёзды откуда такая нежность? всходили и гасли очи у самых моих очей... Ещё не такие песни я слушала ночью тёмной откуда такая нежность? на самой груди певца. 9) Быть может всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов. 10) Разбросанным в пыли по магазинам где их никто не брал и не берёт! моим стихам как драгоценным винам настанет свой черёд. 11) К вам всем что мне ни в чём не знавшей меры чужие и свои? я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви. 12) Два солнца стынут о Господи пощади! одно на небе, другое в моей груди. Как эти солнца прощу ли себе сама? как эти солнца сводили меня с ума! 13) А издали завижу ли я вас? потянется растерянно крестясь паломничество по дорожке чёрной к моей руке. 14) Но пока тебе не скрещу на груди персты о проклятие! у тебя остаешься — ты! (М. Цветаева)

ложения.

Расставьте необходимые знаки препинания, выделите вводные слова. Выполните синтаксический разбор 4-го пред-

1) Он просмотрел рукопись бегло даже не вникнув вероятно в её содержание. 2) Ты молчишь очевидно не желая говорить со мной? 3) Прощаясь он долго смотрел на неё стараясь должно быть запомнить каждую чёрточку родного лица. 4) Она не упрекала его не ругала понимая очевидно бессмысленность слов. 5) А впрочем я подумаю над твоим предложением. 6) Вы переутомились а значит должны отдохнуть. 7) Во-первых у нас немного времени а во-вторых это мероприятие не столь важно. 8) Работа не выполнена, и следовательно говорить о расчёте рано. 9) Все собрались, и стало быть можно начинать праздник.

I

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскройте скобки.
  2. Сформулируйте основную проблему текста, прокоммен-

тируйте её, определите позицию автора.

Цветаева как извес(?)но всегда стояла вне поэтических груп(?)ировок, поскольку чу(?)ствовала себя изгоем «островитянкой» с далёких островов. Поэт по её убеждению (не) подвластен голосу разума житейской логике. Безусловно её современников более всего пор..зило то, что в эпоху становления всевозможных поэтических учений т..орий деклараций они рождались тогда чуть ли (не) ежедневно вдруг по..вились самостоятельные стихи (девочки) подростка, которая казалось бы и слыхом (не) слыхивала ни о каких символистах акмеистах футуристах. Вообще отношения М. Цветаевой с (поэтами) современ(?)иками во многом определяли её жиз- нен(?)ую позицию.

Несомнен(?)о духовное родство она ощущала с Блоком Пастернаком Белым Волошиным. Знаменательно её признание: «Я — много поэтов, а как это во мне сплелось — это уже моя тайна». В сущности она постоян(?)о видела перед собой дорогу, которая шла «издалека» и уводила «далеко».

Счёты со временем у М. Цветаевой (не) легки. И (не) только потому, что она (не) приняла революцию. Напротив она утверждала, что «(ни) одного крупного поэта современности, у которого после революции (не) дрогнул и (не) вырос голос, — нет». В то время как по словам Маяковского «уничтожались все середины» и «земной

шар самый на две раскололся половины» красную и белую, Цветаева равно осуждала и тех и других — за кровопролитие. Объясняя своё воинствен(?)ое одиночество она писала: «Быть современником творить своё время а не отражать его». Но тв..рить время вовсе (не)значит соглашаться с ним: можно «с десятью десятыми в нём сражаться». Это сражение привело сначала к изоляции а потом к гибели. Вся надежда была на Будущее: «И главное я ведь знаю, как меня будут любить читать что! через сто лет!» И в этом она оказалась права!

(По Г. Седых)

§ 87

<< | >>
Источник: Хлебинская Г.Ф.. Русский язык. 11 класс. Профильный уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Ф. Хлебинская. — М. : ОЛМА — Учебник : ОЛМА Медиа Групп,2010. - 368 с.. 2010

Еще по теме Вводные и вставные конструкции:

  1. Вводные и вставные конструкции
  2. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции
  3. 318. Вставные конструкции
  4. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ И ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ
  5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОСЛОЖНЕННЫЕ ВВОДНЫМИ И ВСТАВНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ
  6. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
  7. ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
  8. Вводные и вставные конструкции
  9. Вводные и вставные конструкции, общее понятие
  10. Функции вводных и вставных конструкций, их структурные типы, функционально-семантическая классификация
  11. Вводные и вставные конструкции
  12. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции