ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

Вводные и вставные конструкции, общее понятие

Вводные называются слова, словосочетания и предложения, грамматически не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли, ха- растеризующие способ ее оформления и т.п.

(Н.С. Валгина). Вставными называются слова, словосочетания, предложения, которые вносят в основное содержание предложения дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д. (Н.С. Валгина). Подобно вводным конструкциям, вставные конструкции обычно синтаксически не связаны с основным предложением.

Н-р, Старшая сестра, ее звали Ольгой, наверное, всегда знала о моих планах.

И в том, и в другом случае появляется второй план, план позиции говорящего лица. Вводные и вставные конструкции находятся вне связи с предложением и его отдельными членами. Это явление называют авторизацией (см. Ш. Балли «Стилистика французского языка»), персонализацией (в работах С. Г. Ильенко). В центре коммуникации - говорящее лицо. Это позиция не может не отразиться в каждом конкретном высказывании. Рассматриваемые явления связаны с фактами отражения позиции говорящего.

Общее между вводными и вставными конструкциями:

  1. дополнительный характер значения по отношению к основной части предложения;
  2. особая интонация;
  3. характеризуются относительной обособленностью своего строения;
  4. так же, как и обращение, вводные и вставные конструкции не связаны с основным составом предложения, поэтому они не являются членами предложения.
<< | >>
Источник: И.В.Евсеева, Т.А.Лузгина, И.А.Славкина, Ф.В.Степанова. Современный русский язык: Курс лекций / И.В.Евсеева, Т.А.Лузгина, И.А.Славкина, Ф.В.Степанова; Под ред. И.А.Славкиной; Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск,2007. - 642 с.. 2007

Еще по теме Вводные и вставные конструкции, общее понятие:

  1. Свойства и происхождение менее совершенного языкового строения
  2. Членение литературного языка. Понятие стиля и жанра. Функциональные стили языка
  3. Модуль 5. «Синтаксис осложненного предложения».
  4. Вопросы к зачет
  5. Вопрос о видах осложнения простого предложения в истории синтаксической науки
  6. Вводные и вставные конструкции
  7. Вводные и вставные конструкции, общее понятие
  8. Контрольные вопросы
  9. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  10. План
  11. 2.1. Пунктуация и ее системность
  12. § 12. Понятие о русской речевой интонации.
  13. РАЗДЕЛ VI СИНТАКСИС СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА