ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

44. Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый

Прямой порядок слов, т.е. порядок, передающий последовательный переход от темы к реме, считается стилистически нейтральным порядком слов. Стилистически значимый порядок слов возникает в результате инверсии, т.е.

нарушения обычного порядка слов. Прямой порядок слов лишен экспрессии, инверсированный - экспрессивно окрашен. Эти стилистические качества порядка слов определяют их использование в текстах разной функционально-стилевой принадлежности. Так, стили научный, официально-деловой предпочитают прямой порядок слов; разговорная речь и речь художественная в избытке пользуются инверсией.

Поскольку при инверсии наблюдается смещение темы и ремы или их частей (порядок слов в предложении приходит в противоречие с его актуальным членением), то для восстановления, этого равновесия используются интонация, логическое ударение, компенсирующие утрату порядком слов его основной функции - указывать на развертывание мысли от темы к реме. При инверсии, таким образом, интонационно, при помощи логического ударения, происходит выделение смещенной ремы или ее частей и восстанавливается ее функциональная значимость в речи. Например: Сейчас я забыл слова этой песни. В памяти остались только первые две строки:

Звезда полей над отчим домом,

И матери моей печальная рука...

Особенно томительной и щемящей была эта «звезда полей» (Пауст.). Предложение В памяти остались только первые две строки имеет стилистически нейтральный порядок слов, т.е. прямой, несмотря на то, что обстоятельство в памяти и сказуемое остались находятся в препозиции по отношению к составу подлежащего только первые две строки. Такой порядок слов соответствует актуальному членению предложения: в памяти остались - тема; только первые две строки - рема. В предложении Особенно томительной и щемящей была эта «звезда полей» порядок слов инверсированный, так как рема особенно томительной и щемящей предшествует теме была эта «звезда полей» («звезда полей» - это то, что уже известно из контекста).

Необычность расположения ремы (именной части сказуемого) подчеркивается логическим ударением, которое и сообщает этим словам значимость ремы. В предложениях Действительность не могла дать этого Грину тотчас же. Только воображение могло перенести его в желанную обстановку, в круг самых необыкновенных событий и людей (Пауст.) инверсии подвергнута рема только воображение, она логически выделяется. Это логическое выделение подсказывается не только содержанием впереди стоящего предложения, но и частицей только, стоящей перед подлежащим. Таким образом, даже последовательность подлежащее - сказуемое может считаться инверсией, если она противоречит последовательности тема - рема. Ср. прямой порядок слов: Действительность не могла дать этого Грину тотчас же. Перенести его в желанную обстановку, в круг самых необыкновенных событий и людей могло только воображение. Инверсия всегда связана с выделением, она сама по себе эмфатична, поэтому сообщает речи эмоциональную напряженность, экспрессию. Так порядок слов приобретает стилистическую значимость.

Инверсия - это не только необычное расположение темы и ремы. Она может наблюдаться внутри этих компонентов. Такая инверсия связана со структурой словосочетаний, которые включаются в состав предложения. Словосочетание имеет строго закрепленный порядок расположения компонентов, однако при функционировании в предложении может изменить свой словопорядок, подчинив его нуждам предложения, его акцентным свойствам, инверсивные словоформы обязательно получают логическое ударение, например: Судьбы свершился приговор! (Л.); Руку мне подал на прощанье (Ч.); Да, мы дружны были очень (Л. Т.); Девочек в это время позвали гулять подружки (Сол.); Толстые эти папиросы были сделаны из розовой бумаги (Пауст.); Книжками сын мой сильно интересуется (Н. Остр.). Ср.: приговор судьбы, подал руку, очень дружны, позвали девочек, эти толстые папиросы, интересуется книжками. Такая инверсия тоже стилистически значима, она способствует выделению важных деталей в описании.

Хотя стилистические возможности такой инверсии достаточно ощутимы, они весьма ограниченны. Неоправданный инверсивный порядок слов может привести к искажению смысла, затемнению его, например: Санитарные посты оказывают первую доврачебную помощь пострадавшему на рабочем месте; Ленинградским филиалом института разработан новый дозатор воды с ручным управлением на базе водомера. Ср.: Санитарные посты оказывают пострадавшему первую доврачебную помощь на рабочем месте; Ленинградским филиалом института разработан новый дозатор воды на базе водомера с ручным управлением.

Стилистически оправданная инверсия зависимых компонентов словосочетаний, включенных в предложение, всегда подчеркнутая интонационно, экспрессивно окрашивает речь, сообщает ей то резкость и динамичность, то плавность и тягучую напевность.

Для ораторского стиля, например, характерен вынос в начало предложения, или вообще в препозицию, зависимой управляемой формы, рвущей естественные связи слов. Это создает публицистическую заостренность: Как испепеляюще | слов этих жжение | рядом | с тленьем | слова-сырца. | Эти слова | приводят в движение | тысячи лет | миллионов сердца (М.).

Постановка определений после определяемых слов создает поэтичность, напевность:

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре

(Ес.).

То же в прозе: Увидел он стены дубовые, рубленые (С. Гол.).

Риторическая приподнятость ощущается в самостоятельно употребляемых сочетаниях с постпозитивным определением. Газетно-публицистический стиль широко использует такую инверсию в заголовках: В степи казахской; Дары тайги дремучей; Поэт земли русской.

<< | >>
Источник: Валгина Н.С.. В15Синтаксис современного русского языка: Учебник М.: Агар,2000 416 с.. 2000

Еще по теме 44. Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый:

  1. 4.3.2.1. Метаречевые жанры УПД
  2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФЕМИКИ
  3. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗНАЧЕНИЙ
  5. Оглавление
  6. 44. Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый
  7. 1.1. Порядок следования синтаксических сегментов на разных ярусах синтаксиса как предмет изучения
  8. 1.2. Освещение проблемы порядка следования элементов словосочетания и предложения в синтаксической литературе
  9. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК