<<
>>

§ 32. Понятие о морфологическом падеже. Методика выделения одного падежа и определение общей системы падежей

Падежом называют и словоизменительную грамматическую кате- горию существительных и те формы, которые эту категорию образуют. Посредством падежа существительное присоединяется к другим словам в предложении или к предложению в целом.

Падеж как морфологиче- ская форма образуется окончаниями.

В современной лингвистической науке принято пользоваться еще понятием семантического падежа, которое было введено американским ученым Филмором. Морфологический падеж и семантический падеж — это единицы соотносительные, но нетождественные.

Семантический падеж — это языковая универсалия. Понятие се- мантического падежа приложимо к языкам с разным грамматическим устройством. Семантическим падежом называют роль предметного имени (или семантического актанта) в препозитивной структуре пред- ложения. Например, в предложении Ребенок спит есть один семантиче- ский падеж (субъект состояния), в предложении Отец подарил сыну ги- тару — три семантических падежа (субъект действия, адресат, объект действия), в предложении Бабушка крючком вяжет внучке берет — че- тыре семантических падежа (субъект действия, объект действия, адресат и инструмент).

Семантические падежи в разных языках обозначаются разными средствами (необязательно флексией). В русском языке они выражаются

44 См Морфология и синтаксис современного русского литературного языка / Под ред М В Панова С 144-175

SO

прежде всего морфологическими падежами. При этом один и тот же се- мантический падеж может передаваться разными падежными формами, например, семантическому субъекту (субъектному актанту) в русском языке соответствует И. п. (море шумит), Д. п. (мне думается), Т. п. (письмо написано женщиной), Р. п. (шум ветра). В то же время один и тот же морфологический падеж не всегда равен семантическому паде- жу. Так, именительный падеж может называть ситуацию в целом: Ран- нее утро. Тишина, может иметь значение признака: Даша — красавица 1 красивая, значение количества: Хлопот мартышке — полон рот (Крылов).

Морфологический падеж есть не во всех языках, а только в тех, в которых у имени существительного в разных условиях употребления изменяется форма. Морфологический падеж выделяется как следствие словоизменения, т. е. он обязательно образуется флексией. Однако вы- ражаются падежи не только окончаниями, но и лексико-синтаксически- ми средствами, предлогами и согласованием (у рыбацкой сети — Р. п., к рыбацкой сети— Д. п., в рыбацкую сеть— В. п., в рыбацкой сети— П. п.). На основе лексико-синтаксического выражения падежная функ- ция может быть приписана и несклоняемым словам (вкусное рагу — И. п., вкусного рагу — Р. п., вкусному рагу — Д. п. и т. д.). Не имея па- дежной морфологической формы, несклоняемые существительные выра- жают падежные значения аналитическим способом. Вот поэтому можно сказать, что падеж, как и число, характеризует субстантивную часть ре- чи в целом.

Вопрос о методике выделения одного падежа связан с тем, что раз- ные типы существительных имеют разное количество словоизменитель- ных форм, например, в единственном числе слово страна имеет пять из- меняемых форм (страна, страны, стране, страну, страной), слово ар- мия — четыре формы (армия, армии, армию, армией), слово нежность — три формы (нежность, нежности, нежностью). Поэтому существует традиция выделять один падеж на двух основаниях, морфологическом и синтаксическом.

Одним падежом называют совокупность морфологических форм, обладающих свойством в одних и тех же синтаксических условиях вы- ражать одно и то же синтаксическое значение. Так, совокупность форм, выражающих объект лишения при глаголе лишиться (лишиться дома, страны, добра, любви), образует один падеж, а другая совокупность форм, выражающих объект эмоционального отношения при глаголе гордиться (гордиться домом, страной, добром, любовью), образует дру- гой падеж. Таким способом были получены шесть падежей, называемые Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный и Предложный. При этом признается, что одна и та же совокупность форм, т.

е. один и тот же падеж, может использоваться для выражения

60

нескольких синтаксических отношений, например, флексии, образую- щие винительный падеж, выражают значение объекта (иметь огурец. грушу, яблоко, канифоль) и значение меры (работать год, неделю, лето, осень).

Данная методика выделения падежей предопределяет очень важные последствия: 1) количество падежей у всех лексем оказывается одинако- вым, 2) каждый выделенный падеж является формально выраженным, т. е. каждый падеж имеет свой набор окончаний. На уровне части речи нет падежной омонимии — омонимичные падежи представлены только в типах склонения и, следовательно, в конкретных лексемах; 3) каждый падеж в принципе характеризует часть речи в целом (каждое слово час- ти речи), 4) система падежей не может быть открытой, так как словоиз- менение конечно; 5) коррелятивность падежей предполагает синтакси- ческое распределение.

Кроме основных шести падежей, иногда выделяют дополнительные формы: количественный падеж (стакан чаю, таблетка аспирину), мест- ный падеж (в лесу, на печи), который отличают от объектного или соб- ственно предложного падежа (вспомнить о товарище, рассказать о по- ездке, о печи), счетный падеж (два карандаша, три столовых), зватель- ный падеж (пап!).

Морфемным основанием для их выделения являются параллельные окончания: 1) -у в Р. п. у слов мужского рода (кваса 1 квасу), 1) -у в пред- ложном падеже у слов мужского рода (в лесу 1 о лесе) и ударяемая флек- сия в предложном падеже у слов женского рода третьего склонения (о крови 1 в крови), 3) ударяемое окончание у некоторых слов мужского ро- да в сочетаниях с числительными два, три, четыре (нет шара 1 два ша- ра), 4) нулевое окончание в И. п. у существительных женского рода в позиции обращения (Тань, мам).

С точки зрения охвата лексики наиболее оправдано выделение счетного падежа, тем более что в сочетаниях количественных числи- тельных с существительными не все объяснимо в синхронном языковом срезе. Так, непонятно, почему, например, существительное рука при числительном три должно быть в единственном числе — три руки, а су- ществительное столовая — во множественном числе — три столовых (прилагательное при этом в обоих случаях употребляется во множест- венном числе — три протянутые руки.

три новых столовых. Но мор- фемная база у этого падежа ненадежна, с одной стороны, потому, что слов, у которых в родительном падеже в сочетаниях с числительными наблюдается перенос ударения на флексию, очень мало, с другой — потому, что указанное акцентное изменение не является обязательным:

два шара, но два больших шара. У счетного падежа нет опорной флексии.

61

Что касается остальных трех форм, то они отличаются от основ- ных падежей (и потому не могут быть поставлены с ними в один ряд) избирательным отношением к лексике (звательный падеж при этом сти- листически маркирован, он отмечен в разговорном языке). Можно ска- зать выпить чаю, но нельзя сказать купить хлебу или всыпать овсу; на носу — это нормативная форма, а на подбородку— нет, говорят Тань!, но не говорят Татьян Евгенъевн.

Флексии дополнительных падежей лексически закреплены, и это закрепление не совпадает с границами типов склонения, поэтому при описании типов склонения они подаются как вариантные окончания основных падежей.

<< | >>
Источник: Камынина А. А.. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во МГУ,1999. 240 с.. 1999

Еще по теме § 32. Понятие о морфологическом падеже. Методика выделения одного падежа и определение общей системы падежей:

  1. Источники, аспекты, основные результаты и перспективы когнитивного осмысления истории изучения глаголов речи
  2. § 32. Понятие о морфологическом падеже. Методика выделения одного падежа и определение общей системы падежей
  3. содержание
  4. Эйнар Хауген НАПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ
  5. JI. Ельмслев МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ, ЧТО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ ОБРАЗУЮТ СТРУКТУРУ?[100]
  6. Русский язык для зарубежных лингвистов давно уже стал объектом научного изучения
  7. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТУРЕЦКОЙ ГРАММАТИКИ